Лингвострановедение
рабочая программа (3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного напрвления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvostranovedenie_vneur.docx | 112.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Лингвострановедение»
в 1-4 классах на 2018-2019 учебный год
.
Учитель начальных классов
Кочерыгина Дарина Эрккиевна
Санкт-Петербург
I. Пояснительная записка
В связи с модернизацией школьного образования особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей углубленного образования и непрерывного самообразования, в том числе языкового.
На начальной ступени обучения иностранному языку целесообразно предложить для учащихся 3 и 4 классов факультатив «Лингвострановедение», что позволит повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля; достигнув образовательных целей за счет приобщения к истории, культуре, географии разных англоязычных стран и приобретения новых сведений о жизни народов за рубежом, расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области страноведения, улучшить их компетенцию в иностранном языке, повысить мотивацию к овладению английским языком.
Факультатив построен на интеграции нескольких учебных дисциплин, таких, как всемирная история, литература, иностранный язык. . Междисциплинарная основа факультатива призвана соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на новый виток осмысления, применительно к новым практическим задачам общения.
1.1 .Актуальность
Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о стране изучаемого языка, её истории, политической, культурной жизни и может быть рекомендован учащимся не только гуманитарного профиля, но и всем, кто хочет стать всесторонне развитой личностью.
Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью.
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей учащихся, их общеобразовательного потенциала.
Для того, чтобы овладеть любым иностранным языком, мало заучивать слова и грамматику, надо ещё и знакомиться с культурой, литературой, историей этой страны, знать её – тогда и языком будет овладеть легче.
1.2. Новизна
Новизна данной программы в том, что в курсе «Английский язык» данные темы не рассматриваются столь глубоко, но их содержание может способствовать интеллектуальному, творческому развитию учащихся, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны страны изучаемого языка.
1.3Социокультурная направленность
Подразумевает воспитание толерантности через диалог культур, развитию способности и готовности к межкультурной коммуникации.
Важнейшими составляющими в развивающем процессе программы изучения английского языка является знакомство обучающихся с различными укладами жизни, культурой и менталитетом народа страны изучаемого языка.
Межкультурная компетенция рассматривается в современной системе образования, как существенная черта формирования зрелой личности. Развитие иноязычной компетентности осуществляется в процессе знакомства с условиями жизни в немецкоязычных странах, с речевым этикетом, а также с традициями проведения английских национальных праздников.
В условиях современной глобализации это предполагает:
- чуткое отношение к традициям, обычаям, иной культуре, умение воспринимать и понимать их, находить различия и общность;
- умение ориентироваться в явлениях иного образа жизни, иного образа сознания и системы чувств, что обогащает собственную картину мира;
-усвоение детьми знаний о повседневной культуре.
Коммуникативная направленность занятий по английскому языку - способность и готовность обучающихся вести на английском языке диалог с конкретными собеседниками в естественных ситуациях речевого общения, а также способность извлекать социокультурную информацию из текста.
1.4. Цель курса
Основная цель курса – формирование социокультурной компетенции, то есть способности понимать особенности культуры англоязычных стран в их различных проявлениях, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
1.4.1. Коммуникативная компетенция предполагает получение знаний той части социо-культурного фона, которая характерна для определенной этнической и языковой общности людей, без чего невозможно подлинное взаимопонимание. Конкретным выражением коммуникативной компетенции являются следующие коммуникативные умения:
- воспринимать на слух основное содержание лекций, содержащих информацию об истории и исторических личностях страны изучаемого языка,
- уметь передать содержание полученной информации.
1.4.2. Образовательная цель предполагает повысить уровень социокультурной компетенции учащихся, складывающейся из страноведческих знаний (знакомство с наиболее важными историческими событиями и выдающимися людьми Англии)
1.4.3. Развивающая цель предполагает формирование:
- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций,
- умений восприятия, понимания и интерпретации устных и письменных источников информации, основанной на лингвострановедческом материале.
- механизма языковой догадки и умения переносить знания и навыки в новую ситуацию общения,
- потребности дальнейшего самообразования в области страноведения.
1.4.4. Воспитательная цель предполагает формирование у учащихся:
- оценочно-эмоционального отношения к миру,
- положительного отношения к истории и культуре английского народа,
- понимания важности изучения страноведческого материала,
- личностных качеств: трудолюбия, активности, умения работать самостоятельно.
1.5. Задачи факультатива:
- развитие положительного восприятия культуры, явлений и событий изучаемых стран;
- комплексное поликультурное развитие детей;
- обогатить лексический запас учащихся,
-расширить знания в области лингвострановедения,
-развивать умения иноязычного говорения и понимания устного и письменного источника информации.
- развитие у учащихся социокультурной компетенции, помогающей ориентироваться в достижениях культуры и коммуникативных нормах общения англоязычных стран;
- актуализация и обогащение знаний об англоязычных странах;
- актуализация межпредметных знаний и умений в условиях изучения курса «Лигвотрановедение»;
- формирование культуроведческой осведомленности об историческом прошлом англоязычных стран, традициях и культуре, стереотипах поведения, характерных для этих стран;
Помимо решения образовательных задач, данный факультатив имеет воспитательное и развивающее значение. Факультатив нацелен на воспитание у детей чувства уважения к истории, культуре, традициям других народов, готовности к достижению взаимоотношения, нахождению взаимных интересов в межкультурном общении.
Факультатив также ориентирован на формирование личности и индивидуального мировоззрения. Практическая часть факультатива связана с развитием речи обучаемых на иностранном языке.
1.6. Принципы построения курса:
Материалы для факультатива отобраны и целенаправленно построены с учетом следующих принципов:
-постоянного речевого взаимодействия;
-творческого переосмысления полученных знаний;
-избирательности в использовании предлагаемых материалов в зависимости от речевой задачи и ситуации;
-одновременного развития языковых и речевых навыков в различных видах речевой деятельности;
-индивидуальной активности обучаемых при постоянном стимулировании к сотрудничеству;
-познавательная и личностно-значимая ценность предлагаемых материалов;
-возможность выхода материала на проектную работу. Спектр их использования может в значительной степени определяться реальными потребностями обучаемых, их уровнем знаний и речевых умений, а также конкретной ситуацией общения и связанными с нею задачами.
1.6.1. Продолжительность факультатива.
Курс рассчитан на 34 часа для учеников 3 классов (1 час в неделю) и 34 часа для учеников 4 классов (1 час в неделю). Итого 68 часов.
1.7. Формы проведения занятий.
В зависимости от особенностей группы содержания и формат проведения занятий могут варьироваться.
Одной из форм проведения занятий может быть лекция или лекция-беседа, которую проводит учитель. Однако не исключается возможность участия и самих обучаемых в роли лекторов по специально подготовленным темам.
Во время проведения лекций рекомендуется предлагать задания на развитие различных технологий и механизмов аудирования; форм записи; видов памяти.
Задания, предлагаемые в ходе лекций, помогают:
-обеспечить необходимый уровень мотивации;
-получить необходимую информацию на английском языке;
-ориентировать учащихся на определенный уровень обобщений, а также на анализ исторических фактов и событий;
-попрактиковаться в умении выделять главное, вести конспект лекции, тренировать память.
В целях обеспечения активности детей и продуктивности курса рекомендуется часть занятий проводить в формате семинаров с использованием активных методов обучения.
На таких занятиях можно широко использовать:
-решение проблемных задач социокультурного характера;
-коммуникативные приемы работы с текстовым материалом;
-парную и групповую работу, что позволяет обеспечить постоянное речевое взаимодействие обучаемых;
-активные методы обучения с использованием различных игр, диспутов, проектов и т.д.
1.7.1. Методы и приемы обучения.
Методы обучения
Приемы
1.Презентация:
-знакомство с новой лексикой;
-знакомство с новой темой.
-объяснение;
-слушание, повторение, запись;
-чтение материала самостоятельно, его изучение
2.Практика, тренировка.
-словарная работа;
-чтение материала;
-проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на вопросы «правильно – неправильно», закончить предложение, множественный выбор, соотнести и т.д.
-парная и групповая работа
3.Продуктивная работа учащихся.
-проектная работа;
-обсуждение изученной темы;
-дискуссия;
-аудирование видео или аудиосюжетов;
-ролевые или сюжетные ситуации.
1.8. Формы контроля.
В качестве объектов контроля допускаются:
-вопросно – ответные упражнения;
-выделение ключевых слов с последующим воспроизведением текста;
-перевод;
-микродоклады и сообщения;
-текстовые задания, чтение;
-проектные задания в устной и письменной формах;
-диспуты;
-круглые столы;
Основная форма контроля – портфолио. Это коллекция самостоятельно выполненных учебных продуктов.
1.9. Ожидаемые результаты обучения.
Изучение этого курса должно обеспечить развитие следующих умений и навыков:
- делать устные сообщения по результатам обобщения прочитанного, прослушанного на английском языке;
- собирать, обобщать и систематизировать страноведческую информацию и представлять ее в виде рефератов, таблиц, схем, в форме вопросов и ответов в викторинах;
- составлять план, тезисы прослушанного или прочитанного текста;
-выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания на английском языке;
- дискутировать;
-излагать на английском результаты коллективной и индивидуальной познавательно-поисковой деятельности;
-обобщать информацию, полученную при чтении, аудировании и обсуждать на английском языке;
-сравнивать, проводить аналогии, обобщения при сравнении фактов, явлений культуры, событий в жизни изучаемых стран и России.
II.Содержание тем курса группового занятия в 3 классах:
- Тема №1. Географические особенности Великобритании
- Географическое положение и особенности страны. Части Великобритании. Природа, климат. 8 часов
- Тема №2. Достопримечательности Великобритании.
- Букингемский дворец, Вестминстерское аббатство, Лондонский Тауэр, Парки Лондона, Трафальгарская площадь, Стоунхендж, Биг Бэн и здание парламента, Собор св. Павла, Музей восковых фигур мадам Тюссо. 9 часов.
- Тема №3. История Великобритании.
- Британия от доисторического до англо-саксонского периода. 4 часа
- Тема № 4. Культура, традиции и обычаи Великобритании.
- Главные праздники Великобритании, музеи, литература, спорт. 9 часов.
- Тема №5. Праздники и традиции США.
- Основные праздники США, отличия праздников и обычаев между США, Великобританией и Россией. 4 часа
Содержание тем курса группового занятия в 4 классах:
- Тема №1. Географическое положение и природа США.
- Географическое положение и особенности страны, климат, население США, штаты. 6 часов
- Тема №2. Главные города США
- Города США, их история и достопримечательности. 5 часов
- Тема №3. Географическое положение и природа Канады
- Географическое положение и особенности страны, климат, население, символика Канады. 6 часов
- Тема № 4. История открытия Канады
- Коренное население. История Канады от англо-французских колонистов до наших дней. 4 часа
- Тема № 5. Крупные города Канады
- Главные города Канады, их история и достопримечательности. 4 часа
- Тема № 6. Географическое положение и природа Австралии
- Географическое положение и особенности растительного и животного мира страны. Территории и символы Австралии. 4 часа
- Тема № 7. История открытия Австралии
- Население страны от коренных жителей до первых переселенцев. Достопримечательности Автралии.5 часов
Литература
Для учителя:
1. Ощепкова В.В., Шустелина И.И. Britain in Brief. – М.: Лист,1997.
2. Голицынский Ю.Б. Great Britain/ - СПб.: КАРО, 2008.
3. Sharman E. Across cultures. - Pearson Education Limited, 2004
4. Beddall F. A History of Britain. - Pearson Education Limited, 2006.
5. Shipton V. London. - Pearson Education Limited, 2006.
6. Escott J. London. – Oxford University Press, 2008.
7. Определеннова Т.Б. Страноведение. Великобритания. США. – Донецк, 1998.
8. Starr Keddle J. Opportunitis in Britain. - Pearson Education Limited, 2004.
9. Wilkes A. London Sticker Book. – Colourscan,1998.
10. К.И и М.Ю. Кауфман. Страницы Британской истории. – ТИТУЛ, 2007.
11. А.Б. Гапонов, М.О. Возна. Страноведение. – Новая Книга, 2005.
12. Walshe I, Khimunina T. Great Britain: Customs, traditions, KAPO, 2005.
13. Andrews R, Brown J, Lee P, Reid D. Britain. – Rough guides, 2006.
14. McDowoll D. Britain in Close – up. - Pearson Education Limited, 1998.
15. В. М. Павлоцкий. Great Britain: Monarchy, History. – KAPO, 2006.
16. М.В. Васильев. Достопримечательности Великобританию – Айрис Пресс, 2008.
17. В.М. Кнодель. Great Britain. – Дрофа, 2009.
18. В.М. Винявская. Английский язык: Страноведение. – Феникс, 2009.
19. О.А. Леонович. Страноведение Великобритании. – Книжный дом, 2009.
20. В.М. Васильев. Достопримечательности Лондона. Айрис Пресс, 2009.
21. А.А. Алексеева, О.С. Сирота. Знаете ли вы Великобританию? – Книжный дом, 2008.
22. И.М. Ошуркова. Школьный англо – русский страноведческий словарь. - Дрофа, 2002.
23. Tomakhin G. Across the countries of English language. - Просвещение, 1993.
24. Kruazheva N, Oleinik V. Great Britain. Past and Present. – УМЦ УПИ, 2000.
Для учеников:
1. Л.С.Барановский, Д.Д. Козикис Добрый день, Британия! Пособие для учащихся школ с углубленным изучением английского языка, колледжей, лицеев, гимназий, студентов вузов. Минск – Москва, Агенство САДИ, «Московский лицей», 1997.
2. Ю.Б.Голицынский, Великобритания. Пособие по страноведению для гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. Санкт – Петербург, КАРО, 2001.
3.Г.С.Усова, История Англии: Тексты для чтения на англ. языке: В 2т. Изд. Лань, 2001.
Материально-техническое обеспечение программы.
- Мультимедиа проектор - 1шт.
- Колонки -2 шт
- Интерактивная доска - 1шт.
- Дисковые накопители -10 шт.
- Ноутбук -1 шт.
- Настольные игры -5 шт
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности по курсу «Лингвострановедение»
в 3 классах
№ п\п | № п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | ||||
Тема №1. Географические особенности Великобритании. | 8 часов | ||||
1. | 1. | Географическое положение и особенности страны. | 1 | ||
2. | 2. | Англия | 1 | ||
3. | 3. | Шотландия | 1 | ||
4. | 4. | Уэльс | 1 | ||
5. | 5. | Северная Ирландия | 1 | ||
6. | 6. | Реки и озера Великобритании | 1 | ||
7. | 7. | Климат. | 1 | ||
8. | 8. | Природа Великобритании. | 1 | ||
Тема № 2. Достопримечательности Великобритании. | 9 часов | ||||
9. | 1. | Букингемский дворец. | 1 | ||
10. | 2. | Вестминстерское аббатство. | 1 | ||
11. | 3. | Лондонский Тауэр. | 1 | ||
12. | 4. | Парки Лондона. | 1 | ||
13. | 5. | Трафальгарская площадь. | 1 | ||
14. | 6. | Стоунхендж. | 1 | ||
15. | 7. | Биг Бэн и здание парламента. | 1 | ||
16. | 8. | Собор св. Павла. | 1 | ||
17. | 9. | Музей восковых фигур мадам Тюссо. | 1 | ||
Тема №3. История Великобритании. | 4 часа | ||||
18. | 1. | Доисторическая Британия. | 1 | ||
19. | 2. | Кельтская Британия. | 1 | ||
20. | 3. | Римская Британия. | 1 | ||
21. | 4. | Англо-саксонский период. | 1 | ||
Тема № 4. Культура, традиции и обычаи Великобритании. | 9 часов | ||||
22. | 1. | Хэллоуин | 1 | ||
23. | 2. | Рождество. | 1 | ||
24. | 3. | День Святого Валентина. | 1 | ||
25. | 4. | Фестиваль кельтской музыки и культуры. | 1 | ||
26. | 5. | День святого Патрика. | 1 | ||
27. | 6. | День Гая Фокса | 1 | ||
28. | 7. | Музеи и библиотеки | 1 | ||
29. | 8. | Литература | 1 | ||
30. | 9. | Спорт | 1 | ||
Тема №5. Праздники и традиции США | 4 часа | ||||
31. | 1. | Новогодние и пасхальные традиции. | 1 | ||
32. | 2. | День президентов и День независимости. | 1 | ||
33. | 3. | День Колумба и День флага. | 1 | ||
34. | 4. | Рождество и День благодарения. | 1 | ||
Итого | 34часа |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности по курсу «Лингвострановедение»
в 4 классах
№ п\п | № п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | ||||
Тема №1. Географическое положение и природа США. | 6 часов | ||||
1. | 1. | Географическое положение и особенности страны. | 1 | ||
2. | 2. | Великие горы и равнины США. | 1 | ||
3. | 3. | Великие озёра и реки США. | 1 | ||
4. | 4. | Климат. Растительный и животный мир. | 1 | ||
5. | 5. | Природные чудеса США. | 1 | ||
6. | 6. | Население США. Штаты. | 1 | ||
Тема №2. Главные города США. | 5 часов | ||||
7. | 1. | Вашингтон- столица США. | 1 | ||
8. | 2. | Нью-Йорк | 1 | ||
9. | 3. | Лос-Анджелес | 1 | ||
10. | 4. | Чикаго | 1 | ||
11. | 5. | Сан-Франциско, Новый Орлеан | 1 | ||
Тема №3. Географическое положение и природа Канады | 6 часов | ||||
12. | 1. | Географическое положение и особенности страны. | 1 | ||
13. | 2. | Горы, реки и озёра. | 1 | ||
14. | 3. | Провинции и территории. | 1 | ||
15. | 4. | Климат. Растительный и животный мир. | 1 | ||
16. | 5. | Население и официальные языки. | 1 | ||
17. | 6. | Символика Канады. | 1 | ||
Тема № 4. История открытия Канады | 4 часа | ||||
18. | 1. | Коренное население. | 1 | ||
19. | 2. | Первые европейцы. | 1 | ||
20. | 3. | Колония Англии и Франции. | 1 | ||
21. | 4. | Современная Канада. | 1 | ||
Тема № 5. Крупные города Канады | 4 часа | ||||
22. | 1. | Оттава – столица Канады | 1 | ||
23. | 2. | Монреаль. | 1 | ||
24. | 3. | Торонто. | 1 | ||
25. | 4. | Ванкувер. | 1 | ||
Тема № 6. Географическое положение и природа Австралии | 4 часа | ||||
26. | 1. | Растительный и животный мир Австралии. | 1 | ||
27. | 2. | Реки и пустыни. Климат. | 1 | ||
28. | 3. | Провинции и территории. | 1 | ||
29. | 4. | Символика Австралии. | 1 | ||
Тема № 7. История открытия Австралии | 5 часов | ||||
30. | 1. | Коренное население аборигены. | 1 | ||
31. | 2. | История открытия. | 1 | ||
32. | 3. | Первые поселения. | 1 | ||
33. | 4. | Достопримечательности Австралии. | 1 | ||
34. | 5. | Жизнь в Австралии сегодня. | 1 | ||
Итого | 34 часа |