Лингвострановедение
рабочая программа (3, 4 класс)

Суворова Дарина Эрккиевна

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного напрвления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvostranovedenie_vneur.docx112.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Лингвострановедение»

в 1-4 классах на 2018-2019 учебный год

                                                           

.

                                                                       Учитель начальных классов                                                                  

                                                                         Кочерыгина Дарина Эрккиевна  

Санкт-Петербург    

               

 

I. Пояснительная записка

В связи с модернизацией школьного образования особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей углубленного образования и непрерывного самообразования, в том числе языкового.

На начальной ступени обучения иностранному языку целесообразно предложить для учащихся 3 и 4 классов факультатив «Лингвострановедение», что позволит повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля; достигнув образовательных целей за счет приобщения к истории, культуре, географии разных англоязычных стран и приобретения новых сведений о жизни народов за рубежом, расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области страноведения, улучшить их компетенцию в иностранном языке, повысить мотивацию к овладению английским языком.

Факультатив построен на интеграции нескольких учебных дисциплин, таких, как всемирная история, литература, иностранный язык. . Междисциплинарная основа факультатива призвана соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на новый виток осмысления, применительно к новым практическим задачам общения.

1.1 .Актуальность

Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о стране изучаемого языка, её истории, политической, культурной жизни и может быть рекомендован учащимся не только гуманитарного профиля, но и всем, кто хочет стать всесторонне развитой личностью.

Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью.

Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей учащихся, их общеобразовательного потенциала.

Для того, чтобы овладеть любым иностранным языком, мало заучивать слова и грамматику, надо ещё и знакомиться с культурой, литературой, историей этой страны, знать её – тогда и языком будет овладеть легче.

1.2. Новизна

Новизна данной программы в том, что в курсе «Английский язык» данные темы не рассматриваются столь глубоко, но их содержание может способствовать интеллектуальному, творческому развитию учащихся, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны страны изучаемого языка.

1.3Социокультурная направленность

Подразумевает воспитание толерантности через диалог культур, развитию способности и готовности к межкультурной коммуникации.

Важнейшими составляющими в развивающем процессе программы изучения английского языка является знакомство обучающихся с различными укладами жизни, культурой и менталитетом народа страны изучаемого языка.

Межкультурная компетенция рассматривается в современной системе образования, как существенная черта формирования зрелой личности. Развитие иноязычной компетентности осуществляется в процессе знакомства с условиями жизни в немецкоязычных странах, с речевым этикетом, а также с традициями проведения английских национальных праздников.

В условиях современной глобализации это предполагает:

  • чуткое отношение к традициям, обычаям, иной культуре, умение воспринимать и понимать их, находить различия и общность;
  • умение ориентироваться в явлениях иного образа жизни, иного образа сознания и системы чувств, что обогащает собственную картину мира;

-усвоение детьми знаний о повседневной культуре.

Коммуникативная направленность занятий по английскому языку - способность и готовность обучающихся вести на английском языке диалог с конкретными собеседниками в естественных ситуациях речевого общения, а также способность извлекать социокультурную информацию из текста.

1.4. Цель курса

Основная цель курса – формирование социокультурной компетенции, то есть способности понимать особенности культуры англоязычных стран в их различных проявлениях, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.

1.4.1. Коммуникативная компетенция предполагает получение знаний той части социо-культурного фона, которая характерна для определенной этнической и языковой общности людей, без чего невозможно подлинное взаимопонимание. Конкретным выражением коммуникативной компетенции являются следующие коммуникативные умения:

- воспринимать на слух основное содержание лекций, содержащих информацию об истории и исторических личностях страны изучаемого языка,

- уметь передать содержание полученной информации.

1.4.2. Образовательная цель предполагает повысить уровень социокультурной компетенции учащихся, складывающейся из страноведческих знаний (знакомство с наиболее важными историческими событиями и выдающимися людьми Англии)

1.4.3. Развивающая цель предполагает формирование:

- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций,

- умений восприятия, понимания и интерпретации устных и письменных источников информации, основанной на лингвострановедческом материале.

- механизма языковой догадки и умения переносить знания и навыки в новую ситуацию общения,

- потребности дальнейшего самообразования в области страноведения.

1.4.4. Воспитательная цель предполагает формирование у учащихся:

- оценочно-эмоционального отношения к миру,

- положительного отношения к истории и культуре английского народа,

- понимания важности изучения страноведческого материала,

- личностных качеств: трудолюбия, активности, умения работать самостоятельно.

1.5. Задачи факультатива:

- развитие положительного восприятия культуры, явлений и событий изучаемых стран;

- комплексное поликультурное развитие детей;

- обогатить лексический запас учащихся,

-расширить знания в области лингвострановедения,

-развивать умения иноязычного говорения и понимания устного и письменного источника информации.

- развитие у учащихся социокультурной компетенции, помогающей ориентироваться в достижениях культуры и коммуникативных нормах общения англоязычных стран;

- актуализация и обогащение знаний об англоязычных странах;

- актуализация межпредметных знаний и умений в условиях изучения курса «Лигвотрановедение»;

- формирование культуроведческой осведомленности об историческом прошлом англоязычных стран, традициях и культуре, стереотипах поведения, характерных для этих стран;

Помимо решения образовательных задач, данный факультатив имеет воспитательное и развивающее значение. Факультатив нацелен на воспитание у детей чувства уважения к истории, культуре, традициям других народов, готовности к достижению взаимоотношения, нахождению взаимных интересов в межкультурном общении.

Факультатив также ориентирован на формирование личности и индивидуального мировоззрения. Практическая часть факультатива связана с развитием речи обучаемых на иностранном языке.

1.6. Принципы построения курса:

Материалы для факультатива отобраны и целенаправленно построены с учетом следующих принципов:

-постоянного речевого взаимодействия;

-творческого переосмысления полученных знаний;

-избирательности в использовании предлагаемых материалов в зависимости от речевой задачи и ситуации;

-одновременного развития языковых и речевых навыков в различных видах речевой деятельности;

-индивидуальной активности обучаемых при постоянном стимулировании к сотрудничеству;

-познавательная и личностно-значимая ценность предлагаемых материалов;

-возможность выхода материала на проектную работу. Спектр их использования может в значительной степени определяться реальными потребностями обучаемых, их уровнем знаний и речевых умений, а также конкретной ситуацией общения и связанными с нею задачами.

1.6.1. Продолжительность факультатива.

Курс рассчитан на 34 часа для учеников 3 классов (1 час в неделю) и 34 часа для учеников 4 классов (1 час в неделю). Итого 68 часов.

1.7. Формы проведения занятий.

В зависимости от особенностей группы содержания и формат проведения занятий могут варьироваться.

Одной из форм проведения занятий может быть лекция или лекция-беседа, которую проводит учитель. Однако не исключается возможность участия и самих обучаемых в роли лекторов по специально подготовленным темам.

Во время проведения лекций рекомендуется предлагать задания на развитие различных технологий и механизмов аудирования; форм записи; видов памяти.

Задания, предлагаемые в ходе лекций, помогают:

-обеспечить необходимый уровень мотивации;

-получить необходимую информацию на английском языке;

-ориентировать учащихся на определенный уровень обобщений, а также на анализ исторических фактов и событий;

-попрактиковаться в умении выделять главное, вести конспект лекции, тренировать память.

В целях обеспечения активности детей и продуктивности курса рекомендуется часть занятий проводить в формате семинаров с использованием активных методов обучения.

На таких занятиях можно широко использовать:

-решение проблемных задач социокультурного характера;

-коммуникативные приемы работы с текстовым материалом;

-парную и групповую работу, что позволяет обеспечить постоянное речевое взаимодействие обучаемых;

-активные методы обучения с использованием различных игр, диспутов, проектов и т.д.

1.7.1. Методы и приемы обучения.

Методы обучения

Приемы

1.Презентация:

-знакомство с новой лексикой;

-знакомство с новой темой.

-объяснение;

-слушание, повторение, запись;

-чтение материала самостоятельно, его изучение

2.Практика, тренировка.

-словарная работа;

-чтение материала;

-проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на вопросы «правильно – неправильно», закончить предложение, множественный выбор, соотнести и т.д.

-парная и групповая работа

3.Продуктивная работа учащихся.

-проектная работа;

-обсуждение изученной темы;

-дискуссия;

-аудирование видео или аудиосюжетов;

-ролевые или сюжетные ситуации.

1.8. Формы контроля.

В качестве объектов контроля допускаются:

-вопросно – ответные упражнения;

-выделение ключевых слов с последующим воспроизведением текста;

-перевод;

-микродоклады и сообщения;

-текстовые задания, чтение;

-проектные задания в устной и письменной формах;

-диспуты;

-круглые столы;

Основная форма контроля – портфолио. Это коллекция самостоятельно выполненных учебных продуктов.

1.9. Ожидаемые результаты обучения.

Изучение этого курса должно обеспечить развитие следующих умений и навыков:

- делать устные сообщения по результатам обобщения прочитанного, прослушанного на английском языке;

- собирать, обобщать и систематизировать страноведческую информацию и представлять ее в виде рефератов, таблиц, схем, в форме вопросов и ответов в викторинах;

- составлять план, тезисы прослушанного или прочитанного текста;

-выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания на английском языке;

- дискутировать;

-излагать на английском результаты коллективной и индивидуальной познавательно-поисковой деятельности;

-обобщать информацию, полученную при чтении, аудировании и обсуждать на английском языке;

-сравнивать, проводить аналогии, обобщения при сравнении фактов, явлений культуры, событий в жизни изучаемых стран и России.

II.Содержание тем курса группового занятия в 3 классах:

  1. Тема №1. Географические особенности Великобритании
  • Географическое положение и особенности страны. Части Великобритании. Природа, климат. 8 часов
  1. Тема №2. Достопримечательности Великобритании.
  • Букингемский дворец, Вестминстерское аббатство, Лондонский Тауэр, Парки Лондона, Трафальгарская площадь, Стоунхендж, Биг Бэн и здание парламента, Собор св. Павла, Музей восковых фигур мадам Тюссо. 9 часов.
  1. Тема №3. История Великобритании.
  • Британия от доисторического до англо-саксонского периода. 4 часа
  1. Тема № 4. Культура, традиции и обычаи Великобритании.
  • Главные праздники Великобритании, музеи, литература, спорт. 9 часов.
  1. Тема №5. Праздники и традиции США.
  • Основные праздники США, отличия праздников и обычаев между США, Великобританией и Россией. 4 часа

Содержание тем курса группового занятия в 4 классах:

  1. Тема №1. Географическое положение и природа США.
  • Географическое положение и особенности страны, климат, население США, штаты. 6 часов
  1. Тема №2. Главные города США
  • Города США, их история и достопримечательности. 5 часов
  1. Тема №3. Географическое положение и природа Канады
  • Географическое положение и особенности страны, климат, население, символика Канады. 6 часов
  1. Тема № 4. История открытия Канады
  • Коренное население. История Канады от англо-французских колонистов до наших дней. 4 часа
  1.  Тема № 5. Крупные города Канады
  • Главные города Канады, их история и достопримечательности. 4 часа
  1.  Тема № 6. Географическое положение и природа Австралии
  • Географическое положение и особенности растительного и животного мира страны. Территории и символы Австралии. 4 часа
  1.  Тема № 7. История открытия Австралии
  • Население страны от коренных жителей до первых переселенцев. Достопримечательности Автралии.5 часов

Литература

Для учителя:

1. Ощепкова В.В., Шустелина И.И. Britain in Brief. – М.: Лист,1997.

2. Голицынский Ю.Б. Great Britain/ - СПб.: КАРО, 2008.

3. Sharman E. Across cultures. - Pearson Education Limited, 2004

4. Beddall F. A History of Britain. - Pearson Education Limited, 2006.

5. Shipton V. London. - Pearson Education Limited, 2006.

6. Escott J. London. – Oxford University Press, 2008.

7. Определеннова Т.Б. Страноведение. Великобритания. США. – Донецк, 1998.

8. Starr Keddle J. Opportunitis in Britain. - Pearson Education Limited, 2004.

9. Wilkes A. London Sticker Book. – Colourscan,1998.

10. К.И и М.Ю. Кауфман. Страницы Британской истории. – ТИТУЛ, 2007.

11. А.Б. Гапонов, М.О. Возна. Страноведение. – Новая Книга, 2005.

12. Walshe I, Khimunina T. Great Britain: Customs, traditions, KAPO, 2005.

13. Andrews R, Brown J, Lee P, Reid D. Britain. – Rough guides, 2006.

14. McDowoll D. Britain in Close – up. - Pearson Education Limited, 1998.

15. В. М. Павлоцкий. Great Britain: Monarchy, History. – KAPO, 2006.

16. М.В. Васильев. Достопримечательности Великобританию – Айрис Пресс, 2008.

17. В.М. Кнодель. Great Britain. – Дрофа, 2009.

18. В.М. Винявская. Английский язык: Страноведение. – Феникс, 2009.

19. О.А. Леонович. Страноведение Великобритании. – Книжный дом, 2009.

20. В.М. Васильев. Достопримечательности Лондона. Айрис Пресс, 2009.

21. А.А. Алексеева, О.С. Сирота. Знаете ли вы Великобританию? – Книжный дом, 2008.

22. И.М. Ошуркова. Школьный англо – русский страноведческий словарь. - Дрофа, 2002.

23. Tomakhin G. Across the countries of English language. - Просвещение, 1993.

24. Kruazheva N, Oleinik V. Great Britain. Past and Present. – УМЦ УПИ, 2000.

Для учеников:

1. Л.С.Барановский, Д.Д. Козикис Добрый день, Британия! Пособие для учащихся школ с углубленным изучением английского языка, колледжей, лицеев, гимназий, студентов вузов. Минск – Москва, Агенство САДИ, «Московский лицей», 1997.

2. Ю.Б.Голицынский, Великобритания. Пособие по страноведению для гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. Санкт – Петербург, КАРО, 2001.

3.Г.С.Усова, История Англии: Тексты для чтения на англ. языке: В 2т. Изд. Лань, 2001.

Материально-техническое обеспечение программы.

  1. Мультимедиа проектор - 1шт.
  2. Колонки -2 шт 
  3. Интерактивная доска - 1шт.
  4. Дисковые накопители -10 шт.
  5. Ноутбук -1 шт.
  1. Настольные игры -5 шт

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности по курсу «Лингвострановедение»

в 3 классах

№ п\п

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Тема №1. Географические особенности Великобритании.

8 часов

1.

1.

Географическое положение и особенности страны.

1

2.

2.

Англия

1

3.

3.

Шотландия

1

4.

4.

Уэльс

1

5.

5.

Северная Ирландия

1

6.

6.

Реки и озера Великобритании

1

7.

7.

Климат.

1

8.

8.

Природа Великобритании.

1

Тема № 2. Достопримечательности Великобритании.

9 часов

9.

1.

Букингемский дворец.

1

10.

2.

Вестминстерское аббатство.

1

11.

3.

Лондонский Тауэр.

1

12.

4.

Парки Лондона.

1

13.

5.

Трафальгарская площадь.

1

14.

6.

Стоунхендж.

1

15.

7.

Биг Бэн и здание парламента.

1

16.

8.

Собор св. Павла.

1

17.

9.

Музей восковых фигур мадам Тюссо.

1

Тема №3. История Великобритании.

4 часа

18.

1.

Доисторическая Британия.

1

19.

2.

Кельтская Британия.

1

20.

3.

Римская Британия.

1

21.

4.

Англо-саксонский период.

1

Тема № 4. Культура, традиции и обычаи Великобритании.

9 часов

22.

1.

Хэллоуин

1

23.

2.

Рождество.

1

24.

3.

День Святого Валентина.

1

25.

4.

Фестиваль кельтской музыки и культуры.

1

26.

5.

День святого Патрика.

1

27.

6.

День Гая Фокса

1

28.

7.

Музеи и библиотеки

1

29.

8.

Литература

1

30.

9.

Спорт

1

Тема №5. Праздники и традиции США

4 часа

31.

1.

Новогодние и пасхальные традиции.

1

32.

2.

День президентов и День независимости.

1

33.

3.

День Колумба и День флага.

1

34.

4.

Рождество и День благодарения.

1

Итого

34часа

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности по курсу «Лингвострановедение»

в 4 классах

№ п\п

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Тема №1. Географическое положение и природа США.

6 часов

1.

1.

Географическое положение и особенности страны.

1

2.

2.

Великие горы и равнины США.

1

3.

3.

Великие озёра и реки США.

1

4.

4.

Климат. Растительный и животный мир.

1

5.

5.

Природные чудеса США.

1

6.

6.

Население США. Штаты.

1

Тема №2. Главные города США.

5 часов

7.

1.

Вашингтон- столица США.

1

8.

2.

Нью-Йорк

1

9.

3.

Лос-Анджелес

1

10.

4.

Чикаго

1

11.

5.

Сан-Франциско, Новый Орлеан

1

Тема №3. Географическое положение и природа Канады

6 часов

12.

1.

Географическое положение и особенности страны.

1

13.

2.

Горы, реки и озёра.

1

14.

3.

Провинции и территории.

1

15.

4.

Климат. Растительный и животный мир.

1

16.

5.

Население и официальные языки.

1

17.

6.

Символика Канады.

1

Тема № 4. История открытия Канады

4 часа

18.

1.

Коренное население.

1

19.

2.

Первые европейцы.

1

20.

3.

Колония Англии и Франции.

1

21.

4.

Современная Канада.

1

Тема № 5. Крупные города Канады

4 часа

22.

1.

Оттава – столица Канады

1

23.

2.

Монреаль.

1

24.

3.

Торонто.

1

25.

4.

Ванкувер.

1

Тема № 6. Географическое положение и природа Австралии

4 часа

26.

1.

Растительный и животный мир Австралии.

1

27.

2.

Реки и пустыни. Климат.

1

28.

3.

Провинции и территории.

1

29.

4.

Символика Австралии.

1

Тема № 7. История открытия Австралии

5 часов

30.

1.

Коренное население аборигены.

1

31.

2.

История открытия.

1

32.

3.

Первые поселения.

1

33.

4.

Достопримечательности Австралии.

1

34.

5.

Жизнь в Австралии сегодня.

1

Итого

34 часа