Пальчиковая гимнастика
картотека
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры
для детей 3-4 лет
группы
«Золотой ключик»
«Дружные пальчики»
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот - средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот - указательный,
Пальчик замечательный,
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.
«Есть игрушки у меня»
Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.
Паровоз и два коня, Загибают по одному пальчику.
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран —
Настоящий великан.
Сколько вместе? Хлопают в ладоши и ударяют кулачками.
Как узнать? Помогите сосчитать.
«Игрушки»
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
«Наша группа»
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
«Овощи»
У Лариски –
Две редиски.
У Алёшки –
Две картошки.
У Серёжки сорванца –
Два зелёных огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да ещё у Петьки –
Две хвостатых редьки.
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять" варят" и "мешают")
После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.
«За ягодами»
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить
каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с
него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной
ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках
«убегают» как можно дальше.)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять
Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.
Вышел дождик погулять.
Беспорядочные удару по столу пальчиками обеих рук.
Шёл неспешно, по привычке,
«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
Часто и ритмично бьют в ладоши.
– Ох!
Один хлопок.
И ушел
Ритмичные хлопки по столу.
Газон засох.
«Буренушка»
Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику
на
Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, на
каждое
Масла, простоквашки, название молочного продукта.
Молока для кашки. Снова «доят».
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
«Уточка»
Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому. («Идут» двумя пальцами по столу, переваливаясь)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (Загибают безымянный и большой палец)
И среднего, и меньшого, (Загибают средний и мизинец)
И самого любимого. (Загибают указательный палец) .
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке (Попросить ребенка подпереть голову кулачком)
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке, (Малыш загибает пальчики)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Кулачок малыша сжат)
«Сорока белобока»
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.
«Что принес нам почтальон?»
Что принес нам почтальон? (Сжимают и разжимают кулачки.)
С толстой сумкой ходит он. («Шагают» пальчиками по столу.)
Перевод, журнал, газету, (На каждое наименование загибают по
В бандероли — две кассеты одному пальчику, начиная с большого.)
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
«Подарки»
Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Буквари, альбомы, марки, (Загибают пальцы левой руки.)
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
«Ёлочка»
Елочка, елочка, | - Шевелим всеми пальчиками |
Колкая иголочка. | - Указ. пальцем «колем» ладошку |
Протянула ветки, | - Вытянуть руки вперед |
А на них конфетки, | - Вращаем кулачками |
Звездочки, | - Сжимаем – разжимаем пальцы |
Фонарики, | - Большой палец соединяем с остальными |
Золотые шарики. | - Изображаем шарик |
1, 2, 3, 4, 5 Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили. Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп, и спать легли.
|
Загибают пальчики. «Идут» по столу указательным и средним пальцем. «Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек». Ведут ладошками по одной и по другой руке. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Движения воображаемой ложкой. Руки под щочку. |
«Мы во двор пошли гулять»
«Наша квартира»
В нашей комнате — столовой —
Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ,
СТУЛЬЯ — спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате доя взрослых — спальне —
Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,
Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ
С одеялами на вате
И березовый КОМОД,
Мама там белье берет.
А в гостиной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ — центр музыкальный.
(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику.)
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
«Помощники »
Посуду моет наш Антошка.
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
Потирают ладошки друг о друга – «моют посуду».
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Выполняют имитирующее движение.
«Апельсин»
Мы делили апельсин -
(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один.
(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька – для ежа,
(Загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа,
(Загибают указательный палец)
Эта долька для утят,
(Загибают средний палец)
Эта долька – для котят,
(Загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра,
(загибают мизинец)
А для волка – кожура.
(Бросают предполагаемую кожуру рукой)
Он сердит на нас – беда!!!
(Делают испуганный вид)
Разбегайся кто куда!
(Делают движения руками в стороны)
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки | Загибают по одному пальчику, начи- |
На ногах сапожки. | ная с бол ьших, на обеих руках на каж- |
Как у нашей свинки | дое название обуви. |
На ногах ботинки. |
|
Как у пса на лапках |
|
Голубые тапки. |
|
А козленок маленький |
|
Надевает валенки. |
|
А сыночек Вовка — |
|
Новые кроссовки. |
|
Вот так. Вот так. | Ритмично выполняют хлопки ладоня- |
Новые кроссовки. | ми и удары кулачками. |
«Защитники»
Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем (пальцы бодро «Маршируют» по столу).
В нашу армию, ребята, просто так не попадешь (пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево – вправо).
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми! (ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются).
«Алёнка»
Аленка – маленка Шустра, быстра: | (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза) |
Воды наносила, Сарафан дошила, Носок довязала, Ягод насобирала, Песню допела, | (Загибают пальчики по одному, начиная с большого) |
Везде поспела. В охотку ей дело. | (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза) |
«Семья»
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - мама,
- этот пальчик - папа,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.
«Кап, кап, кап»
Кап-кап-кап - звенит капель
Это к нам пришёл апрель.
(Дети барабанят пальцами по столу, имитируя игру на пианино)
«Весна»
Снова солнце в небе улыбается, (Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем)
Снег растаял, ручейки звенят. (Разводим руки в стороны, рисуем волну)
И подснежник первый распускается, (Соединяем кисти рук « бутончик», пальцы разводим в стороны)
С юга птицы с песнями летят. (Машем ручками. Изображаем крылья птиц)
«Повар»
Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем. Имена можно менять.
Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши.
«Транспорт»
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
(вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
(изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик
(параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются.
(ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип
(нажимаем себе на нос)
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках — по
Есть нора — одному пальцу на каждое двустишие.
надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то
Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.
«Рыбка»
Рыбки в салочки играют.
И друг друга догоняют. Поочерёдные «волнообразные» движения правой и левой рукой перед собой.
Осьминог плывёт, пылит.
Рыбки все за камень – шмыг. Колебательные движения кистями перед собой (пальчики растопырены).
Соединить ладони перед собой.
«Наши алые цветки»
Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)
Распускают лепестки (пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит (производятся плавные покачивания кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются)
Тихо засыпают,
Головой качают (производятся покачивания головой цветка)
«Пчела»
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковер)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)
«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский - раз, Зимний - два,
Три - красавица Нева,
А четыре - мост Дворцовый,
Пять - гуляю по Садовой,
Шесть - к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь - конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь - крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять - повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять - из-за поворота
Вижу Нарвские ворота
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для пальчиков. Стихотворные упражнения для подготовки к школе и 1 класса....
Пальчиковая гимнастика
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...
Пальчиковая гимнастика
Варианты пальчиковой гимнастики....
Пальчиковая гимнастика
Рекомендации родителям, заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом и в развитии их речи....
Статья"Пальчиковая гимнастика в1 классе"
В статье описывается польза пальчиковой гимнастики учащихся первого класса. Для чего и на каких предметах нужно проводить гимнастику.Приводятся несколько упражнений для использования гимнастики на уро...
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»...
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Пальчиковая гимнастика для младших школьников.Упражнения и задания....