«Развитие познавательной деятельности во время учебного процесса у младших школьников»
статья
Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения. Нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Развитие познавательной деятельности во время учебного процесса у младших школьников»
Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения. Нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.
Для педагога остается проблема воспитания интереса к учению. Поэтому для развития интереса к учению и познавательных способностей детей стремлюсь строить уроки так, чтобы дети могли развивать любознательность, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Для развития восприятия и осмысления изучаемого материала стараюсь придавать материалу урока увлекательный характер, делать изучаемый предмет интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Одной из актуальных проблем является активизация познавательной деятельности школьников. Для этого нужно создавать условия, повысить эффективность учебной деятельности, развивать активность, самостоятельность, инициативность. На каждом уроке необходимо использовать формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого учащегося, ответственность за результаты учебного труда.
Есть много приемов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся младших классов. В основном в своей практике применяю такие приемы: самостоятельная работа, наглядность и иллюстративность, проблемные ситуации, творческая работа, дидактические игры. Одним из самых распространенных приемов активизации мыслительной деятельности является – самостоятельная работа. Она активизирует мышление детей и направляет на самостоятельное изучение и восприятие материала, побуждает формировать правила, определения. Учащиеся делают самостоятельные выводы и обобщения на основе наблюдений. Уделяю самостоятельной работе учащихся с учебником при закреплении знаний, дети уточняют полученные знания. Применяю карточки, раздаточный материал, тесты.
Принцип наглядности и иллюстративности способствует приобретению осознанных знаний, обеспечивает их прочность усвоения, вызывает познавательную активность учащихся. Это может быть рассказ-беседа по картине, таблице, рисунку; сравнение картин, рисунков, схем; показ кино, презентаций и т. д. Использую демонстрационный материал, интернет-ресурсы. Для активного восприятия применять словесные пояснения, задания.
Для активизации познавательной деятельности учитель может специально создать проблемную ситуацию, что подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, так же излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. Учитель ставит проблемные задачи с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Проблемная ситуация способствует самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, через которую обеспечивается активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание.
Для формирования познавательного интереса и самореализации ребенка в классе эффективна творческая работа детей. Определенным творческим потенциалом обладает каждый ребенок. Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть этот потенциал, создать условия. У детей развивается стремление к созидательной творческой деятельности. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, изобретают, должны предлагаться систематически.
Одним из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету является организация дидактических игр. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Дидактические игры направлены на развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, память, творческое воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий, активизирует познавательную деятельность учащихся. Можно выделить несколько типов дидактических игр: игры-путешествия, игры-загадки, игры-поручения, игры-предположения, игры-беседы, игры-диалоги и т.д. Дети находятся в поиске решений, пробуждается интерес к победе, работают с интересом. Во время игры дети стремятся быть быстрыми, собранными, находчивыми.
Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний. Педагогу необходимо сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным, помогать учащимся лучше и легче усваивать учебный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
Много лет я работала над проблемой «Игра - одно из средств активизации познавательных интересов детей». Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Выступление на ШМО....
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью ...
«Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсаль...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В статье предлагаются дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...
Развитие коммуникативных умений в учебном процессе у младших школьников с ОВЗ.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе общения с внешним миром возникает целый комплекс проблем. Данная статья посвящена проблеме развития и формирования коммуникативных навыков у...