Формирование универсальных учебных действий -ключевая задача стандарта второго поколения
статья
Данный материал учитель может использовать для выступления на педагогическом совете, родительском собрании или иных выстплениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий - ключевая задача стандарта второго поколения.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают, а умение учиться становится сегодня всё более востребованным. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, т. е. универсальные учебные действия. Их формирование и стало одним из главных направлений моей педагогической деятельности.
Что же такое универсальные учебные действия?
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком значении – это совокупность способов действия ученика, обеспечивающих усвоение новых знаний и формирование умений.
Хочется отметить, что одной из особенностей учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они:
- носят метапредметный характер;
- являются условием самореализации личности школьника.
К основным видам универсальных учебных действий стандарт относит:
- личностные,
- регулятивные,
- познавательные,
- коммуникативные.
Итак, рассмотрим личностные универсальные действия. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию школьников, т. е формируют их нравственную позицию.
Так, уже в 1 классе, начиная с первых уроков окружающего мира, знакомлю учеников с такими понятиями, как «Родина», «отечество», «отчизна», «гражданин», «Россия», тем самым формирую у них личностное (гражданское) самоопределение. Ребёнок осознаёт себя гражданином России, испытывает чувство гордости за свой народ, свою Родину.
На уроках литературного чтения личностные универсальные действия формирую:
- через прослеживание «судьбы героя»;
- на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;
- высказывания своего отношения к прочитанному.
Дети учатся оценивать поступки героев, тем самым формируются их нравственные качества.
Следующий вид универсальных учебных действий – регулятивные. Они дают возможность школьникам организовать свою учебную деятельность. К ним относятся:
- прогнозирование;
- целеполагание;
- планирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция.
А теперь рассмотрим познавательные универсальные учебные действия, которые включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
Работая над общеучебными умениями и навыками, учу детей осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме, умению выделять и формулировать познавательные цели, применять методы информационного поиска, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, а также контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Так, например, на уроках русского языка предлагаю ученикам задания: «Посмотри на мир другими глазами», «Продолжи неоконченный рассказ», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя данную концовку» и другие, которые помогут детям в дальнейшем в приобретении навыков построения речевого высказывания в устной и письменной форме.
Особую группу общеучебных действий составляют знаково-символические, такие как моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, в чём большую помощь оказывают информационные компьютерные технологии.
Универсальные учебные действия – это умение учиться. Задача учителя начальных классов дать детям знания не в готовом виде, а научить ребёнка самому их добывать. Этому способствуют логические универсальные действия, которые формируются в результате таких умственных операций, как:
- анализ;
- сравнение, классификация объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Например: на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества провожу сравнение народных сказок. Сказка «Теремок», знакомая всем с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто же главные герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки и увидели, что, несмотря на отличие деталей сюжет сказок одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление о вариативности народного творчества. Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.
Одним из подвидов познавательных универсальных учебных действий является постановка и решение проблемы, которая предусматривает формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
И последний вид универсальных учебных действий – коммуникативные. Особенно ярко коммуникативные учебные действия проявляются при выполнении исследовательской и проектной работы, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа начального общего образования по формированию универсальных учебных действий (ФГОС второго поколения)
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении пробле...
Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".
Статья раскрывает сущность и способы формирования УУД в начальной школе....
Формирование универсальных учебных действий - ключевая задача стандарта второго поколения.
выступление на заседании МО...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
«Формирование универсальных учебных действий» - обязательная составляющая стандарта педагога.
laquo;Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»К.Д. Ушинский...
Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...