МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_teksta_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.docx | 81.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для статьи подготовила
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №339
Невского района
Санкт-Петербурга
Румянцева Мария Владимировна
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В процессе изучения русского языка в начальной школе стимулированию умственного развития учащихся в значительной степени способствует анализ смысловых и грамматических отношений внутри текста. Познавательный эффект текстовой работы может повыситься за счет развития способности у школьников внутреннего плана действий (мысленно конструировать предстоящее действие), одним из условий совершенствования которого является анализ предложенных учителем/составленных учащимися моделей текста, работа по моделированию текстов и их созданию (самостоятельно или из предложенных предложений) по заданной учителем/одноклассниками модели.
Текст определяется как результат мотивированной и целенаправленной речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), реализованной в виде конкретного речевого произведения [3; 5]. В научной литературе под текстом понимают «некоторое упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической и грамматической связи, способное передавать определенную информацию» [1; 4]. Текст как информационное и структурное единство, как функционально завершенное речевое целое характеризуется основными признаками: 1) связности, 2) целостности, 3) композиционной завершенности, 4) целенаправленности.
Лингвисты выделяют основные единицы текста - высказывание и сложное синтаксическое целое (ССЦ - далее). Текст представляет собой совокупность наименьших единиц - предложений-высказываний, которые группируются на основе смысловых и структурных связей в ССЦ. ССЦ - «это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов [2, с. 477]. В структуре ССЦ значительную конструктивную роль имеет первая фраза-зачин, которая определяет тематическое и структурное развитие ССЦ. Иначе ее называют тематической, так как она позволяет определить тему ССЦ и заставляет строго ее придерживаться в других предложениях. Фраза-зачин (тематическое предложение ССЦ) позволяет выделить предмет речи. Она содержит слово, словосочетание, часть предложения, требующие распространения. Вокруг тематического предложения группируются (с помощью цепной, параллельной и смешанной связи) предложения-высказывания, конкретизирующие предмет высказывания, раскрывающие тем или иным способом (детализация, приведение примеров, бъяснение, аналогия, нагнетание, предположение, причинное обоснование, сопоставление и многие другие) [4, с. 22 - 28] тему высказывания.
Рассмотренные взаимоотношения предложений-высказываний в тексте можно представить в виде модели. Под моделью текста будем понимать «графический способ представления смысловой информации текста, в которой отражены иерархические внутритекстовые связи его структурных компонентов» [5, с. 9].
Моделирование текста как методический прием дает возможность научить ученика обобщать, классифицировать, приводить в систему полученные знания, устанавливать связи и взаимоотношения между изучаемыми явлениями. Умение прочитать модель предполагает умение вычленить в результате анализа конкретных языковых явлений общие существенные их свойства и связи между ними, сделать соответствующий грамматический вывод в виде грамматического правила или положения и представить результат этого анализа путем условных схематических изображений. В.Н. Мещеряков предлагает следующий план моделирования абзаца, который можно использовать и при моделировании текста, по форме совпадающий со ССЦ [4, с. 40]:
- Пронумеровать все предложения текста.
- Найти тематическое предложение текста.
- В тематическом предложении выделить информемы - слово (слова), словосочетание (словосочетания), части предложения, детализируемые в основной части ССЦ.
- В модели обозначить тематическое предложение четырехугольником, информемы тематического предложения в этом четырехугольнике изобразить кружочками, предложения, детализирующие информемы, отметить треугольниками.
Приведем пример.
1.Давно замечено, что животные умеют лечиться и лечить друг друга. 2. Барсуки задолго до людей открыли лечебные свойства минеральных вод. 3. Живущие возле таких источников взрослые зверьки заставляют детенышей ежедневно плескаться в целебной воде, если те чем-то заболевают. 4. Дикие кролики, поранившись, прилежно собирают на ранку липкую паутинку, чтобы смягчить боль и остановить кровотечение. 5. Один муравей помогает другому ампутировать сломанную лапку, б. Живая природа должна уметь постоять за себя, и в этом отношении она удивительно изобретательна. |
Таким образом, вершина модели представлена тематическим предложением. Второй ярус - предложениями ССЦ, распространяющими темаическое предложение, третий - той информацией, которая необходима для понимания второго яруса. Может быть предложение-вывод, которое на модели изображается как тематическое и знаком фигурной скобки объединяет тематическое предложение и все предложения низших ярусов.
Подобные задания можно использовать и на уроках русского языка в начальной школе. Рассмотрим некоторые виды работ по моделированию текста.
1)Дополнение модели текста недостающими элементами.
Учитель предлагает познакомиться с текстом и его «моделью».
Молчат ли рыбы? Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой. Попробуй отличить рыбу по голосу! |
Проанализировав текст и сравнив его с предложенной моделью, учащиеся дополняют схему недостающими элементами:
Молчат ли рыбы? 1) Часто голоса рыб схожие птичьими. 2) Белуги кричат чибисом. 3) Морской карась крякает. 4) Ставриды трещат дроздом. 5) Морской петух кукует кукушкой. 6) Попробуй отличить рыбу по голосу! |
2)Дополнение текста недостающими предложениями на основе анализа предложенной учителем модели.
Учитель предлагает прочитать текст:
Птенцы у первого рождаются в черном пуху. Птенцы у кудрявого пеликана - белые. Розовые пеликаны строят гнезда в камышах и на открытых местах на берегу. Кудрявые высиживают птенцов в гуще тростника. Для постройки гнезда розовый подносит траву сайке в горловом мешке. В мешке помещается много травы. Траву и прутья для гнезда кудрявый доставляет в клюве. Это два разных вида пеликанов. |
Проанализировав предложенную учителем модель, сопоставив ее с текстом, учащиеся определяют и устраняют недостаток учебного материала, предложенного учителем. (Пропущено первое предложение текста. Оно может быть следующим: Необходимо различать розового и кудрявого пеликанов).
3)Восстановление деформированного текста по модели, данной учителем.
Оно свито из пуха, перьев, мха. Орел делает его из толстых сучьев. Самое уютное гнездо у синицы. Разные бывают птичьи домики. Она украшает свое жилище цветной бумагой. Самый красивый домику пеночки. Самое большое гнездо у орла. |
|
Учащиеся восстанавливают деформированный текст, опираясь на предложенную учителем модель. Получается текст:
Разные бывают птичьи домики. Самое большое гнездо у орла. Орел делает его из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Она украшает свое жилище цветной бумагой. Самое уютное гнездо у синицы. Оно свито из пуха, перьев, мха.
4)Сокращение текста учащимися по предложенной модели.
Работа по сокращению текста требует уменьшения количества предложений, что неизбежно ведет к их переформулированию, структурному и грамматическому преобразованию. Это очень важное умение формируется у учащихся с большим трудом, поскольку требует существенных умственных усилий. Первые шаги в этом направлении позволяет сделать моделирование, которое в данном случае является схемой-опорой умственных действий младших школьников.
Так, например, учитель предлагает учащимся текст и модель текста, который должен получиться после сокращения исходного.
Все наоборот Живет в степи зверюшка. Все у нее наоборот. Все по земле бегают, а она под землей. Все у травы вершки объедают, а она корешки. У всех впереди во рту губы, а за ними зубы. Но у этой зверюшки губы за зубами. У других зверьков ушки торчком стоят, а у этой их не видать. В тесноте длинные уши только мешают. Все в темноте глаза широко раскрывают, а эта в норе глаза совсем закрывает. Широко откроешь - только землей засыплешь. Даже бегает она задом наперед. Все головой вперед бегут, глазами вперед глядят, а эта мчится вперед хвостом. Не всегда развернешься в узкой норе. Диковинная зверюшка! Зовут ее слепушонка. (По Н. Сладкову.) |
В результате получается новый вариант текста:
У степной слепушки все наоборот. Все по земле бегают, а она под землей. Все у травы вершки объедают, а она корешки. У этой зверюшки губы за зубами. Ушей у зверька не видать. Все в темноте глаза широко раскрывают, а эта в норе глаза совсем закрывает. Даже бегает она задом наперед. Диковинная зверюшка!
5)Самостоятельное составление учащимися текста по предложенной учителем модели или придуманной учащимися.
Тему и содержание школьники определяют сами.
Возможен следующий вариант текста:
Известна королевская кобра. Это самая длинная ядовитая змея на Земле. Ее длина достигает более пяти метров. Вот какая удивительная змея! |
Системная и продуманная работа над структурной организацией текста способствует овладению нормами связной речи, усиливает умственное развитие учащихся. «...Модель, замещая текст, отражает строй его идей, а модельный образ обеспечивает понимание структурно-смысловых связей текста как целого» [5, с. 12]. Работа с текстовыми моделями способствует формированию умения выделять тематическое предложение текста, позволяющее проследить развитие сюжетной линии, последовательность изложения, логику рассуждений и обеспечивающее понимание, запоминание и воспроизведение текста, развитие навыков его самостоятельного составления.
Список литературы
- Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста: Практикум / Под ред. Л.Г. Бабенко. - М., 2003.
- Волгина Н.С., Розенталь Э.Д., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
- Волгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. - М., 2003.
- Моисеева М.С. Моделирование текста как средство развития связной речи младших школьников. - Н. Новгород, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник диктантов здоровье сберегающих текстов и заданий для уроков русского языка в начальной школе
Здоровье сберегающие тексты диктантов дают возможность проверять грамотность воспитанников и научить ребёнка быть здоровым....
Моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе
Моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе...
Моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе
моделирование текста на уроках русского языка в начальной школе...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Работа с деформированным текстом, как средство развития речи на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье приведены примеры и виды работ с деформированным текстом на уроках русского языка в начальной школе....
Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...