«Развитие орфографической зоркости в начальных классах на уроках и во внеурочной деятельности»
статья
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
по теме:
«Развитие орфографической зоркости
в начальных классах
на уроках и во внеурочной деятельности»
Выполнила: Л.В. Василюженкова.
учитель начальных классов
2017г
Обоснование актуальности темы
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Формирование орфографически грамотного письма, пожалуй, одна из наиболее трудных задач, решаемых в начальной школе.
Из практики обучения в начальных классах мне известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась). Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны. Можно отметить ряд положительных факторов, т.е. факторов, порождавших надежду на улучшение результата в обучении правописанию.
Во-первых, упорядочены и расширены словарики непроверяемых слов по классам, прочно вошел в школьную программу «Орфографический словарь» П.А. Грушникова.
Во-вторых, уточнены «Нормы оценки знаний и умений учащихся», введено разграничение грубых и негрубых ошибок, введена оценка речи - словаря, синтаксиса, текста, введено понятие «речевые ошибки».
В-третьих, в программах стали формулироваться умения, которыми должны овладеть школьники, включая умения по правописанию.
Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков - одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Работу над грамотностью учащегося надо начинать с развития орфографической зоркости.
Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной.
Упражнения для выработки орфографической зоркости
Рассмотрим некоторые группы упражнений, используемых при формировании орфографических навыков у младших школьников.
Орфографическое чтение
Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости.
В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память. Она проявляется по-разному и зависит от врождённых особенностей и от степени тренировки органов речи, от индивидуального темпа движения речевых органов.
Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится, так как пишется, и тем самым остаётся в памяти движения речевого аппарата. Я считаю, что чем раньше начать учить ребёнка орфографическому чтению, тем легче оно усвоится.
При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, то есть при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти – зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребенок видит слово, слышит его и произносит так, как оно пишется. Согласитесь, вероятность запомнить правильное написание слова увеличивается втрое. Вот поэтому для формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка необходимо применять орфографическое чтение.
Бесспорно, орфографическое чтение надо начинать с первого класса и проводить его систематически. Я стараюсь на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) 5–7 минут отводить для орфографического чтения.
Известный учитель и методист В.П. Шереметевский (1834–1895) считал, что «слух и зрение – это два непримиримых врага в деле письма», орфографическое же чтение примиряет этих врагов – и слух, и зрение работают в этом случае вместе: видим – произносим – слышим.
Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т. е. орфограмму.
Например: «Подлетает». В этом слове есть орфограмма безударная гласная в приставке буква О, приставки пад не бывает; безударная гласная Е в корне слова проверяю: перелёт; в окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределённая форма подлетать оканчивается на -ать, в глаголах исключения его нет, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.
Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебнике русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.
Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. Оно развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция, навыки.
Такую работу я провожу систематически.
Орфографический разбор
Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие в анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и более прочного запоминания их школьниками.
Орфографический разбор – одно из эффективных средств закрепления знаний учащихся в области орфографии. Он чаще всего применяется в сочетании с грамматическим, собственно морфологическим разбором, так как большинство орфографических правил связано с грамматикой.
Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в орфографическом отношении тексте, по такому, например, плану:
1. Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы: эти орфограммы можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет по тетради, или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа ведётся по печатному тексту, а мои ученики выделяют орфограммы зелёным цветом.
2. Ученики обозначают орфограммы, формулируют правила, сопоставляют это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.
Разбор находит себе применение также при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала, при закреплении и повторении.
Он должен применяться систематически, в течение всего периода обучения орфографии. Но посвящать целый урок только орфографическому разбору нецелесообразно, в один приём на него может затрачиваться 10-15 минут. Таким образом, остается время и для других упражнений.
При орфографическом разборе должны соблюдаться следующие этапы решения орфографических задач:
1. Нахождение орфограммы и определение её типа.
2.Решение задач в общем виде (правило).
3.Способ проверки.
4.Запись.
Орфографический разбор проводится в процессе комментированного письма. Этот вид письма строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.
Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.
Письмо с проговариванием
Наиболее распространённым видом упражнений в 1 классе я считаю письмо с проговариванием (в основе этого письма – проговаривание по слогам). Например, учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За: пишу з с гласной а». Сначала образец проговаривания я давала сама: 1-2 слова по слогам, потом дети диктовали себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально. Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.
Использую игру «Капитан ведёт корабль», т.е. назначенный ученик – «капитан» – комментирует проговаривание («ведёт класс» за собой).
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе.
Зрительный диктант
Считаю, весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.
В начальных классах для формирования полноценного чтения и развития орфографической зоркости советую использовать зрительные диктанты Л.П. Федоренко. Принцип следующий: на доске записываются предложения. Каждое последующее предложение на 2–3 знака длиннее предыдущего. Каждое предложение поочередно демонстрируется 8–10 секунд, затем закрывается. Дети должны записать предложение, как запомнили. Следующее предложение длиннее предыдущего, а времени на него отводится столько же. В каждом диктанте по 5–6 предложений. Такие зрительные диктанты хорошо проводить и на уроках русского языка в среднем звене. Вот один из примеров такого диктанта:
1. Пришла зима. (10 знаков)
2. Ударил мороз. (11 знаков)
3. Хорошо на улице. (13 знаков)
4. Мороз сковал речку. (16 знаков)
5. Детям весело, радостно. (19 знаков)
Такой диктант дается в самом начале этих упражнений. Следующий диктант начинается уже с большего количества знаков и так постепенно усложняется, включая сложные предложения, содержащие большее количество знаков и орфограмм.
1. Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. (41 знак).
2. Все остановились, пораженные яркой красотой леса. (42 знака).
3. Удивительно красивы клены, одетые в багряную листву. (44 знака).
4. На ветках паутина – вся в алмазных капельках утренней росы. (48 знаков)
5. Долго любуемся на тонкое кружево, сотканное мастером-пауком. (51 знак).
Зрительно-слуховые диктанты
На доске запись:
В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.
Учитель предлагает задание:
Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
К каждой теме я разработала наборы сначала зрительных диктантов, потом — слуховых. На уроке следует использовать по одному комплекту того и другого. Например, на первом уроке по теме «Повторение изученного в первом классе» работаю с набором слов и предложений № 1, как из зрительных, так и из слуховых диктантов.
Диктант с постукиванием
Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
Диктант «Проверяю себя»
Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта «Проверяю себя». Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
В чём заключается моя помощь:
- предлагаю вспомнить правило,
- задаю вопрос или объясняю.
Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат. Первое и главное достоинство диктанта «Проверяю себя» состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.
Какографические упражнения
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Термин «какография» является антонимом к слову «орфография»; отсюда и название «какографические», т.е. умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
Целями использования данного приёма является:
- проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
- формирование орфографической зоркости учащихся;
- развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;
- повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;
- формирование у учащихся самоконтроля.
Я считаю, что какография позволяет изменить, в определённой степени, манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.
Например, на уроке русского языка во 2 классе (этап повторения ранее изученного), даю задание: списать с доски в тетрадь предложение:
У гришы жыл Кот рыжык
Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»
- Не может быть! – удивляюсь я.
И тогда дети доказывают то, что:
- в конце предложения ставится точка;
- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И;
- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;
- названия животных пишутся с маленькой буквы, так как это не имена собственные.
Эти задания позволяют создать атмосферу сотрудничества на уроке, когда дети могут поспорить, сделать грамотный вывод, дать ответ, а не слепо, доверчиво и просто списать с доски. Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя, налицо не жесткий диктант, а педагогика сотрудничества.
«Какография,- утверждал К. Д. Ушинский, - употребляемая вовремя и с уменьем, занятие весьма полезное; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником».
Рифмованные упражнения
Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. В своей работе я уже отмечала, что в учебниках по русскому языку много правил, но они очень трудны для запоминания младшими школьниками, иногда в них много трудных слов. Правила запоминалки и рифмованные упражнения помогут учащимся младших классов в ненавязчивой форме легко освоить и быстро запомнить некоторые орфограммы русского языка, которые облечены в стихотворную форму с забавным содержанием.
В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы. )
1. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание ЖИ - ШИ
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши -
запомни слоги ЖИ и ШИ
Вот такое правило – рифмовку знают мои ребята по орфограмме безударная гласная
Если гласный звук вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно поставь под ударение!
2. «Рифмовки – тренажёры» использую для чтения и письма орфографически насыщенного материала.
Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».
Кошка Маринка,
котёнок ….,
щенок Дружок,
цыплёнок….,
корова Бурёнка,
коза ….,
поросёнок Хрюша,
и бычок ….
Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
3. «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Рифмованные упражнения на уроках чтения и русского языка выполняются преимущественно в устной форме. После чтения ученики ясно проговаривают трудные в орфографическом отношении слова. Именно орфографическое проговаривание помогло моим детям изжить такие типичные для начального обучения ошибки, как пропуск, замена, перестановка букв.
Важнейшая задача школы - давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки, умения, применять их на практике. В связи с этим нужна такая организация обучения, при которой бы дети включались в работу. Многое зависит от учителя: как он организует работу, в том числе и с учетом уровня подготовленности класса, их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося, выделяя целесообразность той или иной формы внеклассной работы. Если учитывать все эти моменты, то можно так поставить внеклассную работу, при которой легко добиться высоких результатов.
Реформа школы требует усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам, в частности, по русскому языку.
Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Образовательной по содержанию является внеклассная работа по русскому языку.
Изучение состояния школьной практики убеждает в том, что внеклассная работа с младшими школьниками ведется, главным образом, не систематически, стихийно, можно сказать - «по красным датам календаря». Учителя не ориентируются на организацию внеклассной работы по русскому языку, которая может заинтересовать «слабо» успевающих и «средних» учащихся. Методика проведения внеклассных занятий не достаточно разработана, поэтому эффективность внеклассной работы весьма низкая.
Необходимость массовой внеклассной работы по русскому языку
с учащимися начальных классов вызвано тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения в жизни. Без формирования интереса к русскому языку, без образования и воспитания учащихся средствами математики, начиная с младшего школьного возраста, без взаимосвязи классной и внеклассной работы школа не сможет с надлежащей полнотой выполнить этот заказ общества. Внеклассную работу по русскому языку нужно рассматривать как одно из важных средств совершенствования грамотного письма в начальных классах общеобразовательной школы.
Целью исследования является разработка методики организации и проведения внеклассной работы по русскому языку, а именно, внеклассных занятий, как со всем классом, так и с отдельными учащимися.
Объект исследования - внеклассная работа по русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования - процесс совершенствования орфографической зоркости при реализации различных форм внеклассных занятий по русскому языку.
Цель, объект и предмет, а также задачи исследования позволили мне выдвинуть следующую гипотезу: если внеклассную работу организовать на основе методики, учитывающей групповые и индивидуальные формы организации, то это будет способствовать:
а) повышению интереса детей к учению;
б) совершенствованию орфографической зоркости младших школьников.
Для реализации поставленной цели, проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:
- анализ состояния проблемы
- определить основные методические условия эффективного воздействия внеклассной работы на совершенствование навыков грамотного письма всех учащихся;
- доказать влияние использования внеклассных занятий на итоговые результаты всей внеклассной работы по русскому языку;
- определить виды внеклассных занятий и разработать материал для внеклассных занятий по русскому языку по темам и годам обучения в соответствии с их целью и содержанием изучаемого программного материала;
- экспериментально проверить разработанную методику организации и проведения внеклассных занятий со всем классом и с отдельными учащимися
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- анализ методической и психолого-педагогической литературы
- социометрические - опрос, интервьюирование и анкетирование учителей, младших школьников и их родителей;
- изучение учащихся с разной успеваемостью и интересами на протяжении всего периода их участия во внеклассных занятиях;
- анализ состояния и организации внеклассных занятий по русскому языку в начальных классах
Исследование велось на протяжении 3 лет поэтапно.
На первом этапе (2014-2015г) изучала состояние теории и практики внеклассной работы по русскому языку в начальных классах. Отчет предоставлен на МО начальных классов школы в виде доклада «Активизация познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время»
На втором этапе (2015-2016г) на основе обобщения результатов определила исходные теоретические положения, составила программу кружка «Занимательная грамматика», которая была принята и утверждена методическим объединением учителей начальных классов.
На третьем этапе (2016 -2017г.) итоговые результаты работы.
Новизна состоит в следующем:
- разработана методика организации и проведения внеклассной работы в начальных классах
Программа кружка «Занимательная грамматика» апробирована и используются в учебном процессе
Были использованы следующие формы внеклассной работы:
олимпиады
конкурсы
интеллектуальные игры
беседы «Из истории русского языка»
Такие формы работы обеспечивают повышение уровня познавательных способностей большинства учащихся.
- Работа кружка «Занимательная грамматика».
Одним из видов внеурочной работы по русскому языку кружок «Занимательная грамматика». Разумная занимательность с детьми имеет большую педагогическую ценность. Для младших школьников присуща неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. А этот кружок - это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.
Основной целью кружковых занятий является развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Расширение знаний по русскому языку способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Кружковая работа по русскому языку у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На внеклассных занятиях по русскому языку ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- конкурсы;
- проекты;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
К основным результатам освоения курса можно отнести:
- повышение общей языковой культуры;
- развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека; расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
- развитие и совершенствование познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления);
- развитие интереса к языку как к учебному предмету;
- увеличение количества обучающихся, посещающих кружок;
- повышение качества знаний по русскому языку; достижения обучающихся в олимпиадах.
В младших классах в кружки целесообразно вовлекать не только самых способных и подготовленных учеников. Надо постараться вызвать интерес к кружковой работе по русскому языку со стороны средних и слабых ребят, так как в процессе воспитания трудно с уверенностью, раз и навсегда определить, кто к чему способен. Очень многие талантливые люди в своём призвании утверждаются лишь после длительных поисков. Помочь ученику найти себя как можно раньше - одна из важных задач учителя.
- Состязание «Конкурс знатоков».
Младшие школьники с интересом смотрят телепередачу «Что? Где? Когда?». Многие мечтают стать участниками подобной игры, но игры их уровня. Состязания знатоков в форме викторины можно провести на одном из занятий кружка по русскому языку. Эти конкурсы интересны и полезны. Дети стремятся оправдать доверие товарищей, мобилизуя внутренние силы, смекалку, сообразительность. А после конкурса они ещё очень долго снова и снова возвращаются к предлагаемым вопросам, осмысливая открытое. Формируется готовность ребёнка действовать в экстремальных ситуациях, развивается находчивость и быстрота реакции. В случае же неудачи ребёнок анализирует линию своего поведения, допущенные ошибки, что тоже полезно.
Состязание «Конкурс знатоков» мы проводим в два этапа - отборочный и заключительный. На отборочном этапе выявляются знатоки, из которых составляются команды для участия в заключительном этапе.
Состязание проводим следующим образом: капитан раскручивает рулетку. Стрелка указывает на I конверт. Ведущий вскрывает его, читает вопрос и команда отвечает. На обдумывание каждого вопроса даётся 2 минуты. Капитан или член команды (кто - они решают сами) отвечает на вопрос. Если ответ неверный, ведущий просит помощи зрителей. Всего на отборочном этапе мы предлагаем 9 вопросов.
Жребий помогает выяснить, какая команда начинает первой отвечать на вопрос, который показала рулетка. На следующие вопросы команды отвечают поочерёдно. В случае неверного ответа даётся возможность дать ответ другой команде.
Соревнование состоит не более, чем из 9 раундов. Выигравшей считается та команда, которая первой наберёт 5 очков. В каждом раунде можно разыграть подарок - интересную книгу, математическую игру. В течение соревнования полезно сделать небольшую паузу. Это может быть небольшой номер художественной самодеятельности или музыкальная запись. Пауза объявляется ведущим или по требованию одной из команд. В конце встречи ведущий объявляет общий итог и отмечает команду - победительницу. Ей торжественно вручается приз.
Весьма важно продумать систему вопросов. Вопросы должны быть весьма разнообразными, не только на проверку знаний по русскому языку, но и физического, астрономического, исторического содержания, а иногда просто на смекалку. И в то же время вопросы должны быть нетрудными. Ведь в соревновании участвуют младшие школьники с ещё неустойчивым вниманием, хотя и любознательные. Соревнование должно длиться недолго.
3. Внеклассное занятие.
Организованные занятия школьников во внеурочное время по материалу, связанному с программой, основанные на принципе добровольности, называются внеклассными занятиями. Они преследуют несколько целей:
- повысить уровень развития детей и расширить их кругозор;
- развивать у школьников интерес к занятиям по русскому языку;
- дать некоторые навыки самостоятельной работы;
- воспитывать у детей настойчивость, волю и упорство в достижении цели.
Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. При их организации важно, чтобы каждое занятие содержало игру или соревнование. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала.
Внеклассные занятия приносят большую пользу и самому учителю. Старинная латинская пословица гласит: «Уча других, мы учимся сами». Подготовка к таким занятиям заставляет учителя «рыться» в литературе и таким образом освежать, углублять свои познания в области математики, её истории, в результате повышается качество его классной работы.
Такие занятия вызывают интерес у детей, их творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряжённой мыслительной деятельности.
4. Олимпиады.
Эффективной формой внеклассной работы по русскому языку является олимпиада, которая в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности благотворно действуют на развитие ребёнка, стимулируют интерес не только к русскому языку, но и к другим наукам.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.
Учитель должен показать детям, что он верит в их силы, вместе с ними радуется успеху каждого. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.
Школьный тур проводится в два этапа: сначала в каждом классе, а потом – сетевая олимпиада.
Подготовка учащихся к олимпиадам проводится, как во время проведения уроков, так и во внеурочное время. Здесь нужна целенаправленная, систематическая работа, начиная с первого класса.
5. Загадки на занятиях по русскому языку.
Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем на уроке, во внеклассной работе, во время отдыха, так как всегда интересны детям.
Загадки знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.
Любая загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета (абстрагирование), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез).
После отгадывания загадки задача учителя - добиться обоснованного доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни». Такая работа развивает логическое мышление, речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений. Всё это в дальнейшем будет способствовать формированию обобщений, умению давать определения понятиям (по ближайшему роду и видовому отличию), развитию мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез).
Результативность
Положительная динамика уровня познавательных способностей учащихся. Высокая учебная мотивация и мотивация самореализации при выполнении заданий по русскому языку.
У учащихся повышается уровень интеллектуальной деятельности.
Наблюдается рост познавательных интересов.
Происходит эмоциональное развитие детей.
Значительно возрастает творческая активность.
Значительно возрастает качество знаний по предмету
Заключение
Исследование теории и практики внеклассной работы, экспериментально проверенная методика ее проведения в начальных классах позволяет сделать следующие выводы:
Внеклассные занятия в начальных классах должны быть связаны с классными. Добиваясь единства урочной и внеклассной работы в начальных классах, учителя совершенствуют знания учащихся по русскому языку, развивают их познавательный интерес, расширяют кругозор.
Организуя внеклассную работу, надо заботиться об ее многообразных формах. Только многообразная внеклассная работа способна удовлетворить повышение потребности современных детей и развивать их богатые творческие способности.
Установлено, что массовая внеклассная работа по русскому языку в начальных классах может успешно осуществляться, оказывая положительное влияние на совершенствование орфографической зоркости и навыка грамотного письма у учащихся, при соблюдении некоторых условий:
- в разных формах она должна проводиться со всеми учащимися систематически с постоянной опорой на индивидуальные особенности младших школьников;
- содержание занятий должно быть связано с программой по русскому языку в начальных классах, что не препятствует использованию во внеклассной работе внепрограммного материала для совершенствования знаний учащихся младших классов;
- использование различных форм, методов и средств обучения на внеклассных занятиях должно определяться целью занятий, быть ориентировано на дальнейшее развитие учащихся, на подготовку их к обучению в средних и старших классах;
- обязательна непрерывность и системность включения всех учащихся начальных классов в разные виды внеклассной работы по русскому языку.
Принцип построения содержания внеклассной работы:
1) материал должен излагаться так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства данной области действительности, подлежащей дальнейшему изучению;
2) практические умения и навыки необходимо строить на базе соответствующих теоретических сведений;
3) в содержание внеклассной работы включаются определенные системы упражнений, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств материала;
4) при подборе материала обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности развития младших школьников.
При таком построении учебного процесса познавательная деятельность младших школьников приобретает иной характер, чем при обычном обучении, у них развивается способность теоретического мышления, что помогает совершенствованию знаний, умений и навыков по русскому языку.
Библиографический список.
1.Анцибор М.М., Активные формы и методы обучения. Тула 2002
2. Беспалько В.П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2001.
3. Брушменский А.В., Психология мышления и проблемное обучение. - М., 2003.
4. Выготский Л.С., Педагогическая психология.
5. Гузеев В.В., Образовательная технология - М., 2003
6. Гузик Н.П., Учить учиться. - М., 1991.
7. Кларин М.В., Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2003.
8. Кукушин В.С., Педагогические технологии. Ростов - на - Дону. 2002.
9. Лернер И.Я., Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
10. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Светловская.-М.: Просвещение, 1987- 267с.
11. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах /М.Р.Львов/ /Начальная школа. –1984. №12-С.67
12. Львов М.Р. Правописание в начальных классах /М.Р.Львов. – Издательство: АСТ Изд – во 2001г.
13. Лизинский В.М., Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
14. Орлов А.А., Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2004.
15. Поляков С., Школа: поиск и пути. -М., 2003.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...
«Развитие орфографической зоркости в начальных классах на уроках и во внеурочной деятельности»
Педагогический опыт...
«Развитие орфографической зоркости в начальных классах на уроках и во внеурочной деятельности»
выступление...
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмет...
«Развитие орфографической зоркости в начальных классах на уроках и во внеурочной деятельности»
Статья...
«Развитие орфографической зоркости в начальных классах на уроках и во внеурочной деятельности»
Обобщение опыта работы...