Дидактические игры по ПДД как средство повышения уровня дорожной безопасности младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Грамотный пешеход - это наша цель. Формировать эту компетентность нам помогают игровые формы работы. В статье представлены несколько уникальных игр, которые можно использовать в своей практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактические игры по ПДД | 127.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сухих Наталья Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №100 им. С.Е. Цветкова»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Дидактические игры по ПДД как средство повышения уровня дорожной безопасности младших школьников
Аннотация: использование дидактической игры по ПДД с учетом реализации требований ФГОС в начальных классах в виде напольной «ходилки-бродилки» с заданиями.
Ключевые слова: ФГОС, внеурочные занятия, виды практической деятельности по ПДД, возможности использования напольной игры.
Внеурочная деятельность в рамках новых ФГОС продолжает развивать и усиливать свои потенциальные возможности с учётом продуктивной деятельности как для учителя (организатора и субъекта деятельности), так и младшего школьника (главного объекта). Наибольшую значимость с социальной точки зрения вбирает в себя деятельность по правилам дорожного движения, и это направление есть в каждом образовательном учреждении основного или дополнительного вида, ведь наши воспитанники и ученики сталкиваются с реалиями улиц и дорог каждый день, каждый час, и каждую минуту.
Практикующие педагоги безоговорочно утверждают, что акцент на практическую деятельность в данной области в большей степени регламентирует положительный или больший результат становления личности, как грамотного пешехода, думающего о своей безопасности и безопасности водителей и окружающих. Поэтому чаще всего в действующих программах мы увидим подборку тем, в которых использование дидактических игр будет эффективно действовать и работать на результат, нежели теоретическое преподавание (этому мы уделяем отдельное значение).
В нашей статье мы расскажем об использовании напольной игры, уникальность которой не имеет границ для творческого учителя. Напольная игра «Шаг за шагом с ПДД» (разработка Сухих Н.И.) представлена в виде типичной игры «ходилка-бродилка». Игровое поле имеет прямоугольную форму, сама дорожка заданий представлена в виде знаков, указан старт и финиш, а основной фон представлен в виде разметки пешеходного перехода.
Начало игры начинается с деления на группы и стандартного обращения к игрокам:
- Сейчас вы поделены на группы. Пускай каждая команда выберет себе название и командира.
- Задача командира кидать кубик, ставить фишку на знак и выбирать из своих в команде, кто будет отвечать (выбирать можно по порядку, кто еще не отвечал, или всем вместе). Выигрывает та команда или игрок, кто первым дойдёт до финиша.
Оригинальный подход оформления позволяет использовать поле вариативно. Рассмотрим пример, где каждый нарисованный знак несет в себе прямую тематическую функцию:
- знак «Пешеходный переход» - ведущий задаёт вопросы, связанные с переходом проезжей части (можно использовать разметку, как само задание);
- знак «Движение пешеходов запрещено» - пропуск хода;
- знак «Музыкальный ключ» - подобрать песни, в которых есть упоминание марки машины;
- знак «Вопрос» - любой вопрос по правилам движения;
- знак «Жезл» - показать сигнал регулировщика и назвать его;
- знак «Машина» - вопросы по части водителя;
- знак «Велосипед» - вопросы по части велосипедиста;
- знак «Светофор» - вопросы о светофорном регулировании.
Таким образом, мы закрепляем, обобщаем знания и приобретённые умения по ПДД изученные за год, за полугодие. И задания каждый раз можно подбирать с учётом определённого года обучения. А можно подбирать карточки-вопросы из других дидактических игр по правилам дорожного движения. Это обеспечивает разнообразие и интерес к данной деятельности, облегчает подготовительную работу для педагога.
Другой вариант можно представить в виде тематической подборки. Например, по программе «В жизнь по безопасной дороге» к темам внеурочного занятия в 4 классе «Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге», «Средства регулирования», «Светофорное регулирование» и т.п. подбираются вопросы:
- знак «Пешеходный переход» (расскажи правило перехода дороги по нерегулируемому (регулируемому) пешеходному переходу);
- знак «Музыкальный ключ» (придумай частушку или песню, стишок о средствах регулирования или о дороге);
- знак «Жезл» (расскажи, как должен вести себя при переходе дороги пешеход, если регулировщик показывает тебе сигнал «движение пешеходов запрещено»)
- знак «Светофор» (расскажи, как действовать пешеходу, если для него горит зелёный сигнал светофора или назови виды светофора и для кого они предназначены);
- знак «Вопрос» (составь свой вопрос по теме и задай его своей команде) и т.д.
Подборка заданий безгранична, главное, чтобы соответствовало поставленной цели занятия.
Игру «Шаг за шагом с ПДД» можно использовать на классных часах, на внеурочных занятиях, в конкурсных мероприятиях в рамках параллели, а также как полноценная игровая станция. Это игра отличный вариант для занимательного закрепления материала по ПДД при отсутствии компьютера. Ребенку даётся возможность не только выполнить задания, но и проверить себя и скорректировать свои знания, не боясь ошибиться. Такое привлечение внимания школьников к безопасности дорожного движения уж точно не пройдет стороной.
Таким образом, данный вид работы позволяет повысить интерес к дорожной безопасности младших школьников в практической деятельности.
Список литературы:
- Фролова Т.В. «В жизнь по безопасной дороге». Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. Занятия, акции [Текст] /авт.-сост. Т.В. Фролова.- Волгоград: Учитель, 2015.-100с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику: и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...
Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику: и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...
педагогический проект "Повышение уровня информационной культуры младших школьников в процессе обучения с использованием ИКТ"
педагогический проект об использовании ИКТ в процессе обучения....
Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников
Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...
Дидактическая игра как одно из средств повышения эффективности учебно- воспитательного процесса
Работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения.Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.Предмет исследования - воз...
Доклад Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева)
Доклад "Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева) представляе...
«Пути повышения уровня учебной мотивации младших школьников»
Проектная работа слушателей курсов "Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условияз реализации ФГОС НОО"...