Виды и структура уроков по ФГОС.
статья

Лазарева Татьяна Борисовна

В статье рассказывается о некоторых видах уроков, с учётом современных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_struktura_urokov_po_fgos.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете  МОУ СЖСОШ №23 .

Тема: виды и структура уроков по ФГОС.

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. 

Для каждого урока характерны следующие особенности:

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Существует несколько типов  уроков, которые используются учителями для формирования  УУД учащихся.

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

1. Мотивационный этап.

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

6. Первичное закрепление нового знания.

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

8. Включение в систему знаний и умений.

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

1. Самоопределение.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

3. Постановка учебной задачи, целей урока.

4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

5. Реализация выбранного проекта.

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

7. Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

1. Мотивационный этап.

2. Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

3. Фиксирование локальных затруднений.

4. Создание плана по решению проблемы.

5. Реализация на практике выбранного плана.

6. Обобщение видов затруднений.

7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

     8. Решение задач творческого уровня.

9. Рефлексия деятельности.

Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура урока по ФГОС

Структура урока по ФГОС...

Примерная структура урока по ФГОС.

В работе представлены примерные структуры разных типов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Димаю, что данный материал будет полезен учителям при подготовке к уроку....

ДОКЛАД на тему: «Структура урока по ФГОС. Этап V: «Первичное закрепление» (с проговариванием во внешней речи)

       Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена нов...

Структура урока по ФГОС

Презентация для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В презентации представлены структуры уроков....

Структура урока по ФГОС

Примерная структура урока по ФГОС...

Примерная структура уроков по ФГОС НОО

Материал содержит примерную структуру самых распространённых типов урока...