Методический семинар.
проект (4 класс)

Чередниченко Юлия Николаевна

Обобщение опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_v_ramkah_konkursa.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар в рамках конкурса «Учитель года 2018»

по теме: Формирование критического мышления у младшего школьника на уроках при реализации ФГОС.

         Сегодня предъявляются новые социальные требования к школе, отражающие тенденции развития современного общества. Обществу нужны креативные, творческие, коммуникабельные личности. Умеющие работать с различными источниками информации и самостоятельно принимающие взвешенные решения. Я считаю, что современный школьник должен учиться осмысленно. А учитель должен использовать все потенциальные возможности учащихся, развивая и повышая их познавательную активность.      Активизация познавательной деятельности школьников – составная часть многих образовательных технологий. Технология развития критического мышления через уроки позволяет зажечь огонёк любознательности в глазах учеников, создать атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем. Она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме. У детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Современный учитель должен:

-учить мыслить в условиях быстро меняющегося мира;

 -уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное;

-уметь осмысливать и применять полученную информацию.

Ведущая идея моего опыта: поиск путей формирования и развития критического мышления младших школьников через изучение научно- методической литературы; создание психолого-педагогических условий; использование методов и приемов в повседневной практике; определение их практической значимости.

Наиболее эффективные методы и приемы :

  1. ВЫЗОВ
  2. ОСМЫСЛЕНИЕ
  3. РЕФЛЕКСИЯ

Базовая модель урока.

- Стадия вызова (разминка).

Цели и задачи этой стадии:

-  актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;

- мотивировать учащихся к учебной деятельности;

- побудить к активной работе на уроке и дома;

Конечный результат: актуализированный опыт учащихся активизированные знания, сформированный мотив.

- Стадия осмысления

Цели и задачи этой стадии:

- получение учащимися нового знания;

- формирование понимания и систематизации знаний, соотнесение старого с новым;

- освоение способа работы с информацией;

- поддержка целей, поставленных на стадии вызова;

        Конечный результат: получение знания, сформированное понимание, усвоенный способ работы с информацией, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

- Стадия рефлексии (логическое завершение всех предыдущих действий)

Цели и задачи этой стадии:

- присвоение учеником нового знания;

- создание целостного представления о предмете, расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности;

- работа по оценке и самооценке развития учащихся на данном уроке.

        Конечный результат: получение учащимися новых знаний, сфорсированность целостных представлений о предмете, поставленные проблемы на дальнейшее продвижение, выявленная оценка и самооценка.

.

Приемы технологии

Фрагмент уро ка  на стадии «Вызов»:

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Дерево предсказаний: используется на первой и второй стадии. Позволяет строить предположения о том, что будет изучаться на уроке.

                                                       НЕТ                     ДА

                                         _________    ТЕМА УРОКА     _______

                                                         АРГУМЕНТАЦИЯ В ПОЛЬЗУ

Учащимся предлагается выбрать  предположения  и доказать: да или нет. Раздаются листочки разного цвета, на которых дети пишут свои предположения и прикрепляют на «дерево» слева или справа. В течение урока все предположения рассматриваются.

  1. «Ключевые слова»: используется на стадии вызова. Учащимся предлагается составить ключевые слова по новой теме, затем соотносят их с темой урока.
  2. «Верные и неверные утверждения»: используется на стадии «вызова». Рассматриваются еще не изученные понятия по теме, учащиеся интуитивно предполагают, что они обозначают, далее – проверяют предположения.

                                                       

  «Толстые и тонкие вопросы»

                                      сложные                                      репродуктивные

                                                         проблемные

Могут использоваться на первой, второй и третьей стадиях обучения. Чтобы ребенок смог ответить на вопрос, ему нужно подумать 9 секунд.  Чтобы не было стрессовой ситуации, необходимо предупреждать о том, кто конкретно будет опрошен на данном уроке.

  1. Таблица-синтез:

Предположенные на 1 стадии ключевые слова

Выписки из текста, связанные с ключевыми словами

Свои мысли и рассуждения

  1. На стадии вызова учитель предлагает тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте. Учащиеся самостоятельно или в группе заполняют верхнюю часть первой графы таблицы.
  2. Учащиеся читают текст, во время чтения они так же выбирают ключевые слова из текста, выписывают во вторую колонку.
  3. Добавляют свое суждение после прочтения на 3 стадии.

4«Чтение с остановками»: на 2 стадии, во время чтения текста. Дети читают первый абзац, отвечают на вопросы, делают предположения о развитии событий, о характере героя и т.д.

5«Инсерт»(условные значки)

И- самоактивизирующая

Н- знал

С- новое      !

Е- думал иначе

Р-вопрос к учителю   ?

Т-размышления

Во время чтения учащиеся ставят определенные значки – развивается осмысленное чтение.

Учащиеся не ждут готовых ответов от учителя, учебников, они становятся исследователями.

6.Синквейн происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) -  описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);

3 строчка – три слова (глаголы):  действия, относящиеся к теме;

4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;

 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Пример синквейна, составленного учащимися на уроке литературного чтения в 3 классе  по теме «Ю. Коринец «Ханг и Чанг»

Ханг

Веселый, неугомонный

Не любил, ненавидел,

 Не раз спасал дяде жизнь

Озорник

Чанг

Спокойный, уравновешенный

Пел,

Чанг был всеобщим любимцем

Воспитатель

Приём используется как способ синтеза материала. С помощью данного приёма у учащихся развивается способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях, является средством творческого самовыражения,  обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу.

Таким образом, синквейны полезны как:

1) инструмент для синтезирования сложной информации;

2) способ оценки понятийного багажа учащихся;

3) средство развития творческой выразительности.

Опыт работы показал, что использование технологии развития критического мышления:

  • Развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
  • Формирует умение аргументированно высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения;
  • Активизирует деятельность учащихся на уроке;
  • Развивает рефлексивные навыки.

       Таким образом, использование технологии критического мышления позволяет  эффективно решить актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на новые образовательные стандарты.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...