Методический семинар.
проект (4 класс)
Предварительный просмотр:
Методический семинар в рамках конкурса «Учитель года 2018»
по теме: Формирование критического мышления у младшего школьника на уроках при реализации ФГОС.
Сегодня предъявляются новые социальные требования к школе, отражающие тенденции развития современного общества. Обществу нужны креативные, творческие, коммуникабельные личности. Умеющие работать с различными источниками информации и самостоятельно принимающие взвешенные решения. Я считаю, что современный школьник должен учиться осмысленно. А учитель должен использовать все потенциальные возможности учащихся, развивая и повышая их познавательную активность. Активизация познавательной деятельности школьников – составная часть многих образовательных технологий. Технология развития критического мышления через уроки позволяет зажечь огонёк любознательности в глазах учеников, создать атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем. Она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме. У детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Современный учитель должен:
-учить мыслить в условиях быстро меняющегося мира;
-уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное;
-уметь осмысливать и применять полученную информацию.
Ведущая идея моего опыта: поиск путей формирования и развития критического мышления младших школьников через изучение научно- методической литературы; создание психолого-педагогических условий; использование методов и приемов в повседневной практике; определение их практической значимости.
Наиболее эффективные методы и приемы :
- ВЫЗОВ
- ОСМЫСЛЕНИЕ
- РЕФЛЕКСИЯ
Базовая модель урока.
- Стадия вызова (разминка).
Цели и задачи этой стадии:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
- мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- побудить к активной работе на уроке и дома;
Конечный результат: актуализированный опыт учащихся активизированные знания, сформированный мотив.
- Стадия осмысления
Цели и задачи этой стадии:
- получение учащимися нового знания;
- формирование понимания и систематизации знаний, соотнесение старого с новым;
- освоение способа работы с информацией;
- поддержка целей, поставленных на стадии вызова;
Конечный результат: получение знания, сформированное понимание, усвоенный способ работы с информацией, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
- Стадия рефлексии (логическое завершение всех предыдущих действий)
Цели и задачи этой стадии:
- присвоение учеником нового знания;
- создание целостного представления о предмете, расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности;
- работа по оценке и самооценке развития учащихся на данном уроке.
Конечный результат: получение учащимися новых знаний, сфорсированность целостных представлений о предмете, поставленные проблемы на дальнейшее продвижение, выявленная оценка и самооценка.
.
Приемы технологии
Фрагмент уро ка на стадии «Вызов»:
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …
- … земля
- … растительная земля
- … вещество
- … суша, а не вода
- … место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Дерево предсказаний: используется на первой и второй стадии. Позволяет строить предположения о том, что будет изучаться на уроке.
НЕТ ДА
_________ ТЕМА УРОКА _______
АРГУМЕНТАЦИЯ В ПОЛЬЗУ
Учащимся предлагается выбрать предположения и доказать: да или нет. Раздаются листочки разного цвета, на которых дети пишут свои предположения и прикрепляют на «дерево» слева или справа. В течение урока все предположения рассматриваются.
- «Ключевые слова»: используется на стадии вызова. Учащимся предлагается составить ключевые слова по новой теме, затем соотносят их с темой урока.
- «Верные и неверные утверждения»: используется на стадии «вызова». Рассматриваются еще не изученные понятия по теме, учащиеся интуитивно предполагают, что они обозначают, далее – проверяют предположения.
«Толстые и тонкие вопросы»
сложные репродуктивные
проблемные
Могут использоваться на первой, второй и третьей стадиях обучения. Чтобы ребенок смог ответить на вопрос, ему нужно подумать 9 секунд. Чтобы не было стрессовой ситуации, необходимо предупреждать о том, кто конкретно будет опрошен на данном уроке.
- Таблица-синтез:
Предположенные на 1 стадии ключевые слова | Выписки из текста, связанные с ключевыми словами | Свои мысли и рассуждения |
- На стадии вызова учитель предлагает тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте. Учащиеся самостоятельно или в группе заполняют верхнюю часть первой графы таблицы.
- Учащиеся читают текст, во время чтения они так же выбирают ключевые слова из текста, выписывают во вторую колонку.
- Добавляют свое суждение после прочтения на 3 стадии.
4«Чтение с остановками»: на 2 стадии, во время чтения текста. Дети читают первый абзац, отвечают на вопросы, делают предположения о развитии событий, о характере героя и т.д.
5«Инсерт»(условные значки)
И- самоактивизирующая
Н- знал
С- новое !
Е- думал иначе
Р-вопрос к учителю ?
Т-размышления
Во время чтения учащиеся ставят определенные значки – развивается осмысленное чтение.
Учащиеся не ждут готовых ответов от учителя, учебников, они становятся исследователями.
6.Синквейн происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Пример синквейна, составленного учащимися на уроке литературного чтения в 3 классе по теме «Ю. Коринец «Ханг и Чанг»
Ханг Веселый, неугомонный Не любил, ненавидел, Не раз спасал дяде жизнь Озорник | Чанг Спокойный, уравновешенный Пел, Чанг был всеобщим любимцем Воспитатель |
Приём используется как способ синтеза материала. С помощью данного приёма у учащихся развивается способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях, является средством творческого самовыражения, обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу.
Таким образом, синквейны полезны как:
1) инструмент для синтезирования сложной информации;
2) способ оценки понятийного багажа учащихся;
3) средство развития творческой выразительности.
Опыт работы показал, что использование технологии развития критического мышления:
- Развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
- Формирует умение аргументированно высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения;
- Активизирует деятельность учащихся на уроке;
- Развивает рефлексивные навыки.
Таким образом, использование технологии критического мышления позволяет эффективно решить актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на новые образовательные стандарты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...
Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"
Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на разных уроках...
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"
Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Методический семинар из опыта работы.
Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....