Внеурочная деятельность
рабочая программа

Мороз Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Приложение 1

к основной образовательной программе

начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2018-2019 учебный год

Приказ директора от "19"июня 2018 г. №82- ОД

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РИТОРИКА"

2 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Мороз С.В.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

2018

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК   авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

  Результаты освоения курса внеурочной деятельности

        Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся: на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»  и т.д.; на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.; на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

        Таким образом, риторика  помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

         

2-й класс

   Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметные результаты изучения курса «Риторика»  

  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
  • отличать подробный пересказ от краткого;
  • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
  • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
    реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Содержание курса внеурочной деятельности

2 класс (34 часа)

Общение

Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

Текст. Речевые жанры

Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.


Тематическое планирование

Тема  

Количество часов

Основные  виды   деятельности  

 

 

ОБЩЕНИЕ  

1

Проверь себя.  

 1

Приводить примеры важности общения в жизни людей.

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.

ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА

2

Чему учит риторика?

 1

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению.

Называть адресанта, адресата высказывания.

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия).

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств  в    риторических заданиях.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

3

Говорит–пишет.

Твои речевые роли.

1

4

    Надо ли учиться                          риторике? Кто-что-кому

1

КАК МЫ ГОВОРИМ

5

Темп. Громкость.  

1

Называть несловесные средства общения.

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях.

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.

6

Тон

1

7

Мимика, жесты, поза

1

УЧУСЬ СЛУШАТЬ

8

Мы слушаем – нас слушают

1

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают.

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения.

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражения.

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим.

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

9

Сигнал принят, слушаю!

1

10

Слушаем и стараемся понять

1

11

Слушаем и выделяем непонятное

1

12

Слушаем, как говорят

1

13

Слушаем, как говорят

1

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

14

Просить – умолять – требовать.

«Прошу вас…» Ненавязчивая просьба

1

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.

Называть речевые формулы вежливой просьбы.

Характеризовать особенности скрытой просьбы.

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения.

15

1

УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

16

О чём нам говорит шрифт.

1

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах.

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д.

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса).

17

Рисунки, иллюстрации

таблицы, схемы…

1

18

Тема и заголовок текста

1

Определять тему и основную мысль текста.

Озаглавливать текст.

Выделять опорные слова в тексте.

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.

19

Основная мысль текста

1

20

Опорные слова

1

ПЕРЕСКАЗ

21

Подробный пересказ.

1

Различать подробный и краткий пересказ.

Пересказывать текст подробно.

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста.

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.

Составлять план текста для пересказа.

22

Краткий пересказ.

1

23

План. Текст и план

1

ВЕЖЛИВЫЙ  ОТКАЗ

24

Согласие или отказ?

1

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы.

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ.

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ.

Оценивать степень вежливости отказа.

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие.

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ.

25

Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.

1

ТИПЫ ТЕКСТОВ

26

Типы текстов

1

Различать повествование, описание, рассуждение.

Объяснять, чем они отличаются.

РАССУЖДЕНИЕ

27

Рассуждение.

1

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать.

Называть части рассуждения.

Вводить в рассуждение убеждающие примеры.

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон.

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников.

Различать точные и неточные рассуждени.

28

Примеры и правило в рассуждении

1

29

Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения

1

ОПИСАНИЕ

30

 Вопрос «какой?». Понятие об описании

1

Определять тему, основную мысль описания.

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли.

Определять в тексте его описательный фрагмент.

Сочинять загадку, в основе которой лежит описание.

31

Основная мысль текста

1

НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

32

Описание в объявлении

1

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком.

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика.

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни.

33

Было или придумано? Части рассказа

1

34

Хочу вам рассказать

1

                



Предварительный просмотр:

Приложение 1

к основной образовательной программе

начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2018-2019 учебный год

Приказ директора от "19"июня 2018 г. №82- ОД

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ"

2 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Мороз С.В.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

2018 г.

     

   Рабочая программа по внеурочной деятельности    «Учусь создавать проект» для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г; Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования; Приказом об изменении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования от 29.12.2014 г. № 1643; Примерной программой внеурочной деятельности. Начальная и основная школа. М.: Просвещение, 2012; Авторской программой Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умницам и умникам».

       Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

    Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные  результаты

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Круг твоих интересов. Хобби. Понятие «хобби». Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.

Проблема. Решение задачи. Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Выбор темы твоего исследования.

Предположение. Гипотеза. Решение задач. Понятия «формулировка» «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы

Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации Карта и эмблема проекта. План работы над проектом. Этапы работы над проектом. Общая цель и личная цель (цели) в работе над проектом. Составление общего и личного планов работы над проектом. Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта, подготовка к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией. Требования к паспорту проекта. Толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.

Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование, толкование новых понятий. Нахождение важных, существенных признаков в любом начинании, в любом процессе. Составление вопросов для анкет. Памятки. Составление памяток по теме проекта. Запоминание толкование новых понятий.

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Толкование новых понятий. Создание постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами, планами под руководством учителя. Устные и письменные сообщения. Практическая работа. Создание мини-постера. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения.

Продукт проекта. Создание собственных творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта под руководством учителя.

 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Программы МРР. Анимация. Настройка анимации. Требования к составлению компьютерной презентации. Программа МРР-MicrosoftPowerPoint Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «Обрезка» и «Границы рисунка». Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Изучение и осваивание возможности программы MicrosoftPowerPoint. Требования к компьютерной презентации. Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР.

Знакомство с понятием «презентация проекта». Индивидуальная помощь детям по созданию презентации на бумаге. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

Твои впечатления от работы над проектом. Составление устных рекомендательных писем будущим проектантам. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.  Советы на лето от Мудрого дельфина.

Формы организации:

  • работа в парах
  • групповые формы работы
  • индивидуальная работа
  • самооценка и самоконтроль
  • взаимооценка и взаимоконтроль

Виды деятельности:

• выбор темы проекта

• поиск информации

• выявление проблемы

• нахождение путей решения проблемы

• выдвижение гипотезы

• исследовательская работа, опыты, эксперименты

• создание продукта проекта (постер, макет, презентация)

• представление проекта публике

• инсценирование, ролевая игра

Тематическое планирование

№ темы

Тема  

Количество часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

 Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

1

4

Выбор помощников работе над проектом.

1

5

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».

1

6

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность».

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение».

1

9

Цель проекта.

1

10

Задачи проекта.

1

11

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».  

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

1

14

Что такое продукт проекта? Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

15

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка».

1

16

Играем в учёных. Это интересно.

1

17

Тест. «Чему ты научился?».

1

18

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация».

1

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

1

20

Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-MicrosoftPowerPoint.

1

21

Первые шаги составления презентации на компьютере.  

1

22

Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.

1

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

1

24

Тест  «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина».

1

25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

1

26

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».

1

27

Играем в учёных. Это интересно.

1

28

Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности.

1

29

Памятка жюри конкурса.

1

30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

1

31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

1

32

Играем в учёных. Это интересно.

1

33

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам.

1

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина. Мини-проект.

1



Предварительный просмотр:

 

Приложение

к основной  образовательной программе

начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2017-2018 учебный год

 Приказ директора от "22"июня 2017 г. №85

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ "

1 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Мороз С.В.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

                                             2017 г.

 

Программа  «Учусь создавать проект» предназначена для проведения внеурочных занятий в 1 классе и составлена на основе:

-концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

-постановления правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 (в ред. От 05.05.2007 г.) «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 г.г.»

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373), а также составлена на основе авторской программы Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект» Методическое пособие. М: Издательство РОСТ книга , 2011г.

Цель: создание условий для активизации личностного потенциала  обучающихся через проектную деятельность; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

         Задачи  

  1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
  6. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  7. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирование умения решать творческие задачи.
  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

         Актуальность

Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология. 

Программа рассчитана на 33 часа ( из расчета 1 час в неделю)

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое проект:

Исследование, исследователь, исследовательская задача

(проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том,

что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о

том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир

Как выбрать тему проекта.

Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего?

чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

Хобби. Выбор интересной идеи.

Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические.

Выбор темы исследовательской работы.

Обоснование выбранной темы.

Цель и задачи проекта.

Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель

указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель

указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.

Формулирование целей и задач исследования.

Гипотеза проекта.

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-

предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что,

если... Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий,

формирование портфолио ученика.

Организация исследования.

Формы и методы организации исследовательской

деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего

плана исследования.

Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме

исследования, беседы со взрослыми, друзьями.

Отбор и анализ литературы по

выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации:

картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

Особенности чтения научно- популярной

и методической литературы.

Наблюдение – доступный способ добычи информации.

Наблюдение.

Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы,

микроскопы, перископы, приборы ночного видения.

Эксперимент.

Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с

предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение

итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.

Индивидуальное исследование.

Работа индивидуальная и коллективная.

Индивидуальные консультации учителя.

Работа в паре .

Выбор темы. Распределение работы в паре.

Работа в группе .

Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу.

Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.

Презентация .

Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и

размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков,

фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Подготовка к защите проекта.

Особенности записи исследования. Понятия.

Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и

умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.

Защита работ.

Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов.

Формирование портфолио.

        

Тематическое планирование  

№ темы

Тема

Кол-во часов

1

Кто я? Моя семья.

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

4

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

1

5

Повторение. Давай вспомним.

1

6

Проблема.

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Гипотеза. Предположение.

1

9

Гипотеза. Играем в предположения.

1

10

Цель проекта.

1

11

Задача проекта.

1

12

Выбор нужной информации.

1

13

Интересные люди - твои помощники.

1

14

Продукт проекта.

1

15

Виды продукта. Макет.

1

16

Повторение пройденных проектных понятий.

1

17-18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

2

19-20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

22-23

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

2

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

25-26

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

2

27

Повторение. Давай вспомним.

1

28

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.

1

29

Играем в ученых. Поилка для цветов.

1

30

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

31

Тест «Чему я научился?»

1

32

Памятка для учащегося-проектанта.

1

33

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Итого

33



Предварительный просмотр:

 

Приложение

к основной  образовательной программе

начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2017-2018 учебный год

 Приказ директора от "22"июня 2017 г. №85

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"АЗБУКА ДОБРА "

1 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Мороз С.В.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

 

2017 г.


  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра» 1 класс составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы» И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра».

 

Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Основные задачи программы:

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;

2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;                                                          

3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;                          

4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

               

       Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников, как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Азбука добра».

     Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

     Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную  сферу.

     Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.

Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

     Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

  Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» рассчитана на 33 учебные часа, из расчёта 1 часа в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Формирование личностных УУД

  1. Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
  2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
  4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

    Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

   Формирование коммуникативных УУД

1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к  другим мнениям.

2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

 - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.  

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

  Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).  

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

 

 О трудолюбии.  

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).  

- Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).  

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

 

Культура внешнего вида.  

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.          

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,  говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

 

Тема  занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Виды деятельности

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Школьный этикет – 6 ч.

1.

Правила поведения в школе.

1

Правила поведения в школе.

Приход в школу без опозданий.

Формирование правил поведения в школе.

2.

Мы пришли на урок.

1

Правила поведения на уроке.

Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

3.

Зачем нужны перемены?

1

Правила поведения  на перемене.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений.

4.

Мы в школьной столовой.

1

Правила поведения  в столовой, культура поведения за столом.

Поведение в столовой, правила поведения за столом. Экскурсия в столовую.

Знакомство  с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

5.

Культура принятия пищи.

1

Правила поведения  в столовой, культура поведения за столом.

Правила поведения за столом.

Закрепление правил поведения за столом, в столовой.

6.

Школьный этикет. (Круглый стол).

1

Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их использования в общении между людьми.

Написать правила школьного этикета. Оценка поступков ребят при общении.

Способствовать  развитию желания употреблять правила школьного этикета в ежедневном общении.

Правила общения – 10 ч.

7.

Зачем нужны вежливые слова?

1

Правила вежливости.

Вежливые слова. Практикум.

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра.

8.

Доброжелательность.

1

Волшебные слова.

Дидактические игры.

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  

9.

Какие  бывают поступки?

1

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи).

Конкурс добрых сюрпризов.      Разыгрывание сценок.    

10.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим.

Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами.

11.

Я и мои товарищи.

1

Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов.

Воспитание уважения к окружающим.

12.

Общения со сверстниками в  играх.

1

Знакомство с коллективными играми.

Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов

Конкурс рисунков.          Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок.

13.

Мой учитель.

1

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Установление добрых отношений с окружающими.

Чтение и обсуждение отрывков  книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем.

14.

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

Проявление элементарного уважения к окружающим (конкретные жизненные ситуации).

Установление добрых отношений с окружающими.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

15.

Моя семья.

1

Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации)

Установление добрых отношений с окружающими.

Конкурс рисунков.  Дидактическая игра.

16.

Я среди людей.

1

Понятия этикета, этики, человека, общения.

Местоимения «я»,  «ты», «мы»,  «он», «они».

Формировать внимательное отношение к окружающим.

О трудолюбии – 5 ч.

17.

Что помогает учиться лучше (старательность)?

1

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.

Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.

Чтение и обсуждение отрывков детских книг.

18.

Как мы трудимся в школе.

1

(Начальные представления). Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,  корректировать его. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств

Воспитание прилежания и старательности в учении и труде.

19.

Мои обязанности в классе.

1

Виды труда детей в школе.

Оценивать свои действия и действия товарищей во время дежурств.

Воспитания уважения к труду старших, одноклассников.

20.

Как мы трудимся дома.

1

Виды труда детей дома (начальные представления).

Оценивать свои действия.

Наведение порядка в дневнике, портфеле, в кабинете.  

21.

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и  школьные

вещи).

1

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Бережное отношение к школьному и личному имуществу.

Воспитывать бережное отношение к каждой вещи.

Культура внешнего вида – 5 ч.

22.

Как я выгляжу.

1

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека.

Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным.

23.

Каждой вещи своё место.

1

Полезность вещей, их значение в жизни человека.

Правила применения различных вещей.

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. Конкурс поделок нужных вещей.

24.

Правила ухода за одеждой.

1

Полезные советы, как сохранить свою одежду.

Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

25.

Основные правила Мойдодыра.

1

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,

опрятность, удобство,

соответствие ситуации. Оценивать внешний вид человека.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра».        

26.

Язык красок.

1

Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека.

Аппликация. Изготовление одежды.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

Внешкольный этикет – 7 ч.

27.

Основные понятия этикета.

1

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо».

Деловая игра и её правила.

Познакомить и изучить правила этикета в школе.

28.

Правила поведения на улице.

1

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице).

Деловая игра и её правила.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу.

29.

Правила поведения  в транспорте.

1

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности, надо извиниться.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

30.

Правила поведения в общественных местах.

1

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Правила для говорящего.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Правила поведения на концерте, в музее, театре и кино.

31.

Правила поведения в общественных местах.

1

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Правила для слушающего.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Основные правила вежливости в общении.

32.

Итоговое занятие. Праздничный этикет.

1

Понятие «праздник». Праздник в школе и дома.

Ролевая игра «Правила этикета на празднике».

Основные правила вежливости в общении.

33.

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

Здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д. 

Основные правила вежливости в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....