Статья "Леворукий ребенок"
статья
Данная статья позволяет раскрыть некоторые аспекты развития леворукого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levorukiy_rebenok.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Леворукий ребенок
Есть некоторые особенности у леворуких детей, которые отмечают почти все исследователи. Эти особенности должны учитываться в процессе обучения.
Для некоторых левшей характерно лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей), поэтому леворукие дети хуже справляются со зрительно – пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении же часто используются модели, схемы, которые могут быть трудны для этих детей, так как левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.
Но леворукие дети, у которых наблюдается задержка речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левого полушария мозга), будут не только испытывать трудности фор- мирования навыков письменной и устной речи, чтения, но у них неизбежны трудности воспри- ятия (понимания) речи.
Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, про- странственного восприятия (выраженные в большей или меньшей степени) характерны для многих леворуких детей. Особенно трудны для них задания мысленного манипулирования фи- гурами (например, задания типа: «Мысленно построй фигуру, измени её конфигурацию, поверни на 180» и т.п.). Для них может оказаться трудным совсем простое, на взгляд взрослых, задание: скопировать фигуру, особенно несколько фигур, расположенных в определённом со- четании, срисоввать схему и т.п.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия у леворуких детей выражается в ряде типичных трудностей, проявляющих в учебной деятельности:
* в рисовании – глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок на пространстве листа, нарушение пропорций предметов;
* в физических упражнениях - неправильноенаправление движения при перестроениях, трудности в смене направлений движения, нарушения схемы тела и т.д.;
* при письме – неумение соотнести букву и линии тетради, смешение верхних и нижних, правых и левых элементов похожих букв, зеркальное написание букв;
* в математике – смешение похожих по написанию цифр (6 и 9), нарушения порядкового счё- та, неумение расположить симметрично запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении, сложности в усвоении единиц измерения (метр, сантиметр). Так, дети затрудняют- ся в понимании того, что метром можно измерять не только длину, но и высоту, и ширину, не только горизонтальные, но и вертикальные плоскости;
* при чтении – суженный круг различимого пространства строчек, затрудняющий переход к беглому чтению, неразличение похожих по форме букв, нарушения понимания пространствен- ных предлогов и т.д.;
* в устной речи – смешение и недостаточность овладения пространственными предлогами и наречиями, затруднения в установлении пространственных отношений («Положи карандаш слева» и «Положи карандаш слева от тетради» - обозначают для леворукого ребёнка одно и то же);
* в организации учебной деятельности – пространственные ошибки при расположении учебного инвентаря и пособий на парте, неумение выполнить вербальную инструкцию с ком- понентами пространственной ориентировки (вправо, влево, вперёд, назад);
*стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, иногда в опре- делении выше-ниже.
Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные труд- ности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя «жалуются» на повышеннуюэмоциональность левшей (они быстро и «по пустякам» обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников). Скорее всего эти жалобы – результат непонимания особенностей ребёнка, желание видеть его таким, как все. И исследователи, и родители, и учителя часто подчёркивают склонность леворуких де- тей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации. Им трудно привыкнуть к новой обстановке в силу повышенной эмоциональности и впечатлительности. Хорошее понимание социальных норм, ответственность, добросовестность сочетаются у левшат с высоким уровнем тревожности, неуверенностью и замедляют адапта- цию. У мальчиков-левшей чаще наблюдается дезадаптация к школе и трудности в обучении, чем у леворуких девочек, кроме того, дезадаптационные проявления носят у них более выра- жженный характер. Традиционно сложным считается период привыкания к школе, т.е. первые недели школьного обучения. У некоторых левшей он затягивается на 6-8 недель. В это время обостряются эмоциональные реакции первоклассника, может наблюдаться двигательное воз- буждение или, наоборот, заторможенность, вялость, потеря аппетита, повышенная отвлекае- мость, головные боли, неадекватность поведения. Все перечисленные симптомы могут вызы- ваться непосильным для леворукого ребёнка объёмом нагрузки, быстрым темпом работы на уроке, резкой сменой режима и образа жизни в связи с началом обучения в школе.
На первом этапе адаптации у леворукого первоклассника иногда и не бывает каких-либо специфических трудностей письма, чтения, математики. Но он может сильно уставать, появят- ся какие-то жалобы. Постарайтесь разобраться, в чем дело. Возможно, он просто устаёт от быст- рого темпа или объёма нагрузки, или режим в школе и дома не позволяет ему расслабиться, пе- редохнуть. Целый день в школе (с 8 до 18 часов, как часто бывает), проведённый в напряжен- ной работе и напряжённом общении, - такая нагрузка нередко оказывается ребёнку не по си- лам.
Наступает период относительно устойчивой рабооспособности, но он продолжается относи- тельно устойчивой работоспособности, но он продолжается недолго. Так, уже к концу второй четверти, примерно с 15 декабря, у многих детей наблюдается нарастание утомления, даже у тех, кто не имел серьёзных школьных проблем в начале года, резко снижается умственная ра- ботоспособность. Они перестают справляться с теми заданиями, которые раньше для них не представляли труда, отмечается невнимательность, рассеянность. Родители отмечают ухудше- ние сна, аппетита, резкие перепады настроения.
Каникулы снимают нарастающее напряжение и утомление (если ребёнок действительно от- дыхает), но опять ненадолго – до середины февраля. Фактически февраль – самый трудный ме- сяц на первом году обучения. К этому времени уже накапливается усталость, дети мало двига- ются, мало бывают на воздухе, сказывается инедостаток витаминов и ультрафиолета, к тому же резко возрастают учебные нагрузки, темп и интенсивность учебной деятельности. Именно в этот период наиболее чётко проявляются все учебные проблемы: трудности с письмом, чтени- ем, математикой. Они могут быть разными, но почти всегда сочетаются с ухудшением общего состояния: снижением работоспособности, трудностями концентрации внимания, быстрой ис- щаемостью. Нередко в этот период появляются навязчивые движения, ухудшается настроение и любой пустяк может вызвать слезы, даже агрессию или, наоборот, апатию, заторможенность, желание что-либо делать.
Не леворукость сама по себе и даже не особенности функциональной организации мозга зат- рудняют и осложняют процесс адаптации леворукого ребёнка к школе. Как правило, причина этого – сочетание неблагоприятных факторов в раннем развитии ребёнка и связанные с ними нарушения организации деятельности, развития школьно- значимых функций.
В процессе работы с такими учениками выработались алгоритм работы, следуя которому, можно так организовать обучение, что оно будет результативным и радостным как для ребён- ка, так и для взрослого. Мы не претендуем на «открытие Америки» и будем только рады, если, ознакомившись с ним, кто-то скажет: «Я это знаю и делаю давным-давно».
Если леворукий ребёнок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду), то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому.
Как избежать каракулей при письме.
Чтобы подготовить руку первоклассника к письму,важно накапливать разнообразный опыт движений руки. Для развития мелких мышц пальцев и кисти мы используем:
* пальчиковые игры
*лепку,
*аппликацию,
* изготовление поделок из бумаги, природного материала,
* вырезание,
* выкладывание мозаики и пазлов,
* различные шнуровки, завязывание и развязывание узелков,
* игры в конструктор «Лего",
* металлический конструктор – разбирать, закручивать, раскручивать,
* раскладывание карточек, детские карты (эффективная тренировка для мышц руки).
Во время таких занятий ребёнок выполняет сложнокоординируемые движения, которые имеют цель, которые планируются, контролируются и оцениваются, которые изменяются в но-вых условиях.
Чтобы подготовиться к усвоению письменной речи, а не только для развития мелкой мото –рики, мы стараемся с детьми много рисовать:
а) рисование тесно связано с мышлением и речью, поскольку рисунок – это тот же рассказ, но только созданный не словами, а изобразительными средствами;
б) рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс «сцепления» ассоциа- ций – способствует мыслительной деятельности, развитию воображения и речи, появлению но- вых сюжетов в рассказах и в рисунках;
в) ребёнку очень нравится сам процесс рисования и красочность рисунка. Любая положи- тельная эмоция повышает тонус коры головного мозга, способствует психическому развитию ребёнка.
МАГИЯ КРАСОК И ФОРМ
Если у художника будет всего три цвета: красный, синий, жёлтый – может ли он нарисовать многоцветную картину? Оказывается может.
Для начала раскрась этими цветами овалы (предлагается три овала). Если цвета смешать, то они могут изменить цвет-одежду. Какие новые цвета получились? Подпиши.
Пока дети пробуют смешивать краски, им можно прочитать стихотворение по поводу рож-дения новых цветов:
Если красный добавить в жёлтый,
То оранжевым станет солнце.
Если в жёлтый добавить синий,
То зелёным получится небо.
Если красный и синий смешать,
То фиалку мы можем нарисовать
Фиолетовым цветом.
РАДУГА
Если внимательно присмотреться к миру, то можно увидеть много чудес. Например, радуга. Её создала природа. В радуге, в капле росы переливаются семь основных цветов. Дети рисуют и раскрашивают радугу основными цветами.
ХОЛОДНЫЕ И ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА
Цвета, в которых присутствуют оттенки жёлтого и красного, художники называют тёплыми, а оттенки зелёного и синего – холодными.
Детям предлагается выделить предметы, окрашенные в тёплые и холодные цвета, предста- вить образы следующих слов и раскрасить в тёплые и холодные тона:
печаль нежность зима солнце.
КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?
Если тебя спросят об этом, то ты, не задумываясь, скажешь – белого – и … ошибёшься. Север- ные народы могут различать десятки оттенков снега. Белый цвет поглощает все цвета. Если внимательно присмотреться к снегу, то можно заметить в нём оттенки голубого, синего, фиоле- тового, бирюзового, розового и даже золотистого или жёлтого (тёплых!) цветов: ведь говорят, что снег на солнце искрится.
А какого цвета будет твой снег? Подумай, какое настроение ты хочешь передать, рисуя снежные сугробы или летящие снежинки.
ТАИНСТВЕННЫЙ КАМЕНЬ
Куда деваются сказочные герои? В легендах рассказывается, что гномы, например, превра- щаются в камни. Когда идёшь по улице, не пинай камни, вдруг это заколдованные сказочные существа. (Предложить детям контуры нарисованных камней.)
СТРАНИЦА ФАНТАЗЁРА
Есть такие забавные названия животных, как НосоРог, УткоНос и другие.
Каким ты представляешь себе КрылоХвоста, СлоноТигра, ЖирафоКита, МухоРыбу? Нарисуй этих или придумай других таинственных животных. Раскрась и подпиши, и многие другие упражнения.
Так же мы работаем с детьми и над развитием их мелкой мускулатуры, которая способна оказать благоприятное воздействие на мыслительную деятельность. Этюды, тренинги, упраж- нения можно проводить в виде имитации, импровизации. Импровизация детей должна быть тщательно продумана учителем: выбор понятного детям персонажа, разработка ситуаций, действий, выбор воображаемых необходимых предметов, характеристика предполагаемых от- ношений, эмоций в их развитии.
Для развития пластики рекомендуются этюды «Волна», «Крылья», «Змея», «Хвост павлина». Движения-образы содержатся в этюдах «Трусливый заяц», «Назойливая муха», «Пружинки», «Когти». Язык действий очень выразителен: предложите детям изобразить, как они убегают, скачут, спотыкаются, останавливаются, отпрыгивают, перепрыгивают и т.д. Ребята могут пока-зать, как они идут на цыпочках, чтобы не разбудить спящую маму, проходят по узкой дощечке, по острым камням, маршируют, как солдаты, перепрыгивают через лужу, перебераются через барьер, пролезают в узкое отверстие и т.д. Для передачи подробностей действия можно мими- чески представить «диалог» болтушек, сплетниц, заговорщиков, фантазёров, спорщиков, дра- чунов и т.д.; показать животных, сыграть роль сказочного героя.
Тренируем движения, передающие состояния злости, страха, лени, недовольства, радости, растеренности. Постепенно упражнения усложняются: изобразить недовольство, раздражение, злость (или радость, восхищение, восторг), усиливая степень проявления качества (перейти от недовольства к злости).
Труднее всего детям-левшатам освоить систему грамматических правил родного языка и применять её в письменной практике. В работе с этими детьми нам помогают следующие принципы:
*принцип «лучше меньше…» занятия небольшие по объёму, чтобы они не стали скучными и не успели превратиться в наказание;
* принцип переключений на занятии постоянно происходит смена видов деятельности: списывание по образцу, шифровка, рисование, устное сочинение, пальчиковые игры, разгады- вание кроссвордов, дыхательные упражнения;
* принцип материальной заинтересованности так как мы оценок не ставим, но успех ребён- ка должен быть подкреплён: наклейка, переводная картинка, шоколадная медаль– вариантов много;
* принцип «антизанудности» - содержание всех текстов должно быть забавным, весёлым или нести полезную информацию. Приветствуются абсурдные и даже бессмысленные «сочи- нялки»;
В числе наиболее эффективных упражнений, которые использются нами для развития фонетико- фонематического слуха это
«Петропавловка»
Игровое поле для игры
Игровое поле | 1 | 2 | 3 | |
1 | А | Б | В | |
2 | Г | Д | Е | |
3 | Ё | Ж | З | |
4 | И | Й | К | |
5 | Л | М | Н | |
6 | О | П | Р | |
7 | С | Т | У | |
8 | Ф | Х | Ц | |
9 | Ч | Ш | Щ | |
10 | Ъ | Ы | Ь | |
11 | Э | Ю | Я |
Таким шрифтом пользовались заключённые – каждая буква обозначалась определённым количеством стуков, сначала «простукивается» номер столбца, а после паузы – номер строчки, в которой располагается буква. Например, буква «А» будет иметь такое звуковое выражение: один стук, пауза, один стук; а буква «Я» - три стука, пауза, одиннадцать стуков. Лист с этой таб- лицей лежит перед каждым игроком. Глядя на шифр, они поочерёдно «передают» друг другу сообшения. Если на слух расшифровка идёт тяжело, то можно записывать каждую расшифро- ванную букву, пока не получится слово или фраза.
«Словесные цепочки». Игроки перекидывают друг другу мяч, называя слова так, чтобы их первыми буквами были две последние буквы предыдущего слова. Например:слива – вагон- он- датра – радуга – галеты – тыква – вареник – икра – радость и т.д. Выигрывает тот кто назвал слово последним.
Для тренировки зрительно- пространственного восприятия мы используем упражнения на различение формы, пространственного расположения фигур, предметов, зрительное запомина- ние. Задания способствуют концентрации внимания и но небольшие.
Вот некоторые варианты заданий для тренировки зрительно-пространственного восприя- тия:
1. «Сложи фигуру из деталей»;
2.«Сложи фигуры с моделью и дорисуй фломастерами стороны фигур (каждой стороне соот- ветствует определённый цвет)»;
3. «Дорисуй недостающие детали»;
4. «Вставь пропущенные буквы»;
Отзнакомых коротких слов можно постепенно переходить к незнакомым, более сложным.
КАРАСИ _арас_ к _ _ _ _ и _ _ р _ _ _ | ЛАМПА _а_па л_ _ п _ |
КРОКОДИЛ _ _ ок _ ди _ _ _ _ к _ _ ил | СОЛНЦЕ _ о _ _ це _ _ _ н _ _ |
5. «Запиши в столбик слова»: лампа, солнце, крокодил и т.д.:
Л С К
А О Р
М Л О
П Н К
А Ц О
Е Д
И
Л
6 «Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова которые соответствуют написанному до черты»
СЕ ША ОБ ТЫ ОН ГДЕ НИЗ КОТ ПУХ МАК СЛОН ВОДА ВЕРХ КЛЮЧ ЧАСЫ ДВЕРЬ ЧАСТО КОМОК ПАЛЕЦ | СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ ША АШ АМ АЩ ША ЩА АП ЦА ША АШ АЩ АШ БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО ТЫ ИТ ТИ ТЫ ТИ ТБ ТЬ ЫТ ТЬ ТЫ ИТ ТЫ НО ОП ОТ ПО ОН ОП НО ТО ОН ОН НО ПО ДЕГ ГЕД ГДО ГЕД ЕГД ГДЕ ГДО ДОГ ГЕД ГДЕ НИЗ ИНЗ НИВ НЦВ ИНЗ НИЗ НИЗ ЗИН АНЗ ЗНИ ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО НУХ ПУЖ НХУ ЛУХ ХУП ПХУ ПУХ ПХИ НУХ ХУП КМА МОК КАМ МАК ЛАК НАК КАМ МАК ЖАК МАК НОСЛ ЛОСН СМОН СОЛН ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА ВСХР ВЕРХ ВЕРХ ВЕРЖ ВСХР РЕХВ ВЕРХ ВСХР ЛЮЧК КЛОЧ КМОЧ КЛЮЧ КЛЮЧ КСЮЧ ЧЛЮК ЧЮЛК УАСЫ ЧАСИ ЧЕСЫ ЧОСЫ ЧАСЬ ЧАСЫ ЧЫСА ЧАСЬ ДРЕВЬ ДРЕРЬ ДРВЕР ДЬВЕР ДОВЕР ДВЕРЬ ЧАСОТ ЧАТОС ЧАСТО ЧАЕТО ЧОСТА ЧАСОТ КОКОМ МОКОК КООМК КОМОК КОЛОК КОЖОК КОЛОК ТАЛЕЦ ПАМЕЦ НАЛЕЦ ПАЛЕЦ МАНЕЦ ПАЛЕЦ ПАЧЕЛ |
7. «Этот текст написан наоборот. Попробуй каждую строчку прочитать справа налево»
.акножевдем илсенирп укинтохО ,яслитумс ен коножевдем, ытанмок в вапоП .ондобовс ябес лавовтсвучоп а .акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В ,яревз еивтстусирп аляучоп узарс анО .метсог микьнелам дан укйотс алаледс и ан лертомс и логу в яслибаз коножевдеМ имылз укабос юушвидохдоп оннелдем .имакнезалг |
8. «Напиши следующие слова наоборот»;
ЯБЛОНЯ ПОПУГАЙ
ПЕТУХ КНИГА
БРЮКИ ТЕТРАДЬ
ВАГОН ТЕЛЕФОН
ЗЕРКАЛО ВАЗА
ШКОЛА МАШИНА
СЕМЕЧКО
9. «В этой сказке, к сожалению, забыли отделить слова друг от друга. Сможешь это исправить?»
ХОТЕЛАГАЛКАПИТЬ.НАДВОРЕСТОЯЛ
КУВШИНСВОДОЙ,АВКУВШИНЕВОДАБЫЛА
ТОЛЬКОНАДНЕ.ГАЛКЕНЕЛЬЗЯБЫЛО
ДОСТАТЬ.ОНАСТАЛАКИДАТЬВКУВШИН
КАМУШКИИСТОЛЬКОНАКЛАЛА,ЧТОВОДА
СТАЛАВЫШЕИМОЖНОБЫЛОПИТЬ.
Так же в нашей работе уделяется внимание развитию зрительно-моторных координаций – следующие задания:
1. «Срисуй фигуры» (более сложный вариант: «Запомни сочетание второй и третьей фигур и нарисуй так же".
2. «Срисуй иероглифы».
3. «Дорисуй фигуры».
4. «Графический диктант».
5. «Кроссворды».
6. «Муха». На листе бумаги рисуем «клетку», в ней 9 окошек 3*3,как для игры в «крестики – нолики». В этой клетке живёт воображаемая виртуальная муха, которая может передвигаться по команде ведущего из одного окошечка в другое вверх, вниз, вправо или влево. Иногда мухе даётся «неправильная» команда, в результате чего она «вылетает» за пределы клетки, вот тут-то игрок должен хлопнуть в ладоши так громко, чтобы муха вернулась в клетку. Свой полёт муха всегда начинает из центрального окошечка. Мух можно ловить как с открытыми, так и закрытыми глазами. Количество окошечек можно увеличивать.
При письме для левши гораздо более существенную роль, чем правило, играет интуиция. Его внутренний голос готов подсказать правильный ответ, и он – голос – никогда не обманет и не подведёт. Если его расслышать. Требования знать точную формулировку «по учебнику» и вечные вопросы «Почему ты так написал?», «Как проверить?» - подавляется интуиция. Внут- ренний голос может криком кричать: «Мо-ло-ток!!!», а обладатель этого внутреннего голоса и в ус не дует, не слышит своего верного товарища, не приучен это делать или даже пытается этот голос заглушить. Применяет правило – и получает обратный результат: «малаток». Кроме того, чтобы интуиция заработала, ей тоже нужна информация, нужна база, ясность, толкование, ко- рые будут действовать на уровне подсознания, а на молоток выдавать правильный ответ. Для этого мы используем хорошо известные нашим родителям забавные стишки, помогающие запоминать и сами правила, и исключения из них. Напоминаем эти старинные мудрости:
«Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, они»- для запоминания личных местоимений.
"Здание, здоровье, здесь, ещё ни зги «Кое, либо, то, нибудь –черточку не позабудь».
С буквы З – запомни и всегда пиши». «Чу-щу с буквой У пишу, ча-ща пишу с буквой А».
«Ростислав – ростовщик из Ростова.
Продавал ростки за четыре слова» - для запоминания слов с буквой О перед СТ в корнях с чередованием РОС-РАСТ-РАЩ.
«Гнать, дышать, терпеть, вертеть,
И зависеть, и смотреть,
Слышать, видеть и обидеть,
И держать, и ненавидеть» - для запоминания 11 глаголов- исключений.
«О и Е соединяют всех везде».
«Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул:
«Цыц!»» - для запоминания слов, в корне которых после Ц пишется Ы.
«Э пишу я перед Р только в мэр, пэр и сэр» - для запоминания слов, в которых Э пишется между двух согласных.
Для заучивания и практической отработки любого правила нами используется игра «грам-мино». Игра основана на правилах игры в домино. Требуется изготовить 28 карточек-фишек, каждая из которых поделена на две части: на одной части помещена буква, на другой – слово с пропущенной буквой. Для каждого правила требуется свой комплект фишек. В игре могут при- нимать участие от 2до4 человек, каждый из которых берёт по 7 карточек. Неразобранные кар- точки откладываются в «базар». Любым способом определяется игрок, который будет ходить первым. Он выкладывает на стол любую карточку. Игроки по очереди подставляют свои кар- точки к одному или другому концу выложенной карточки, образовывая цепочку, так чтобы имеющаяся на карточке буква была пропущена в слове. Если нужной карточки у игрока нет, он отправляется за ней на «базар» и берёт карточки, пока не будет нужной буквы или слова. Выиг- рывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
Для запоминания словарных слов для левшей мы используем рисование. Большинство из них любят и умеют рисовать, а способность к фантазированию поможет изобразить слово так, чтобы картинка содержала в себе подсказку к написанию. Например, слово «пальто» может быть нарисовано так: женщина, одетая в пальто с поясом, которое похоже на букву А. Слово «кастрюля» изображается, естественно, в виде этой посудины, украшенной узором из букв А. А сапоги нарисуем с каблучками в виде буквы А. Петух рисуется в виде птицы с гребешком – буквой Е. Тут нет предела для изобретений, главное, чтобы левша понял, что от него требуется, и не подменил «словесное рисование» просто рисованием.
Чтобы леворукому ребёнку было проще запомнить буквы, их можно разделить на несколько групп по написанию. Такое деление представляет собой внешнюю визуальную опору для запоминания.
Группа | Опорная картинка | Буквы |
Буквы- «колёса» | колесо | О, С, З Ю, Ф, В, Э |
Буквы- «лестница» | лестница | Н, Е, Ё |
Буквы– «заборы» | забор | Ш, Щ, Ц, И, Й |
Буквы– «ракеты» | ракета | Л, А, Д |
Буквы- «млотки» | молоток | Г, Т |
Буквы- «ворота» | футбольные ворота | П, М |
Буквы– «жучки» | жучок | Ж, Х |
Буквы– «крючки» | рыболовный крючок | К, У,Ч |
Буквы- «колечки» | два кружочка с палочками | Б, Р, Ъ, Ы, Ь, Я |
В силу своих эмоционально-психологических особенностей леворукие дети болезненно реагируют на отношение к ним других; их самооценка может подвергаться корректировке под влиянием оценки другими людьми.
С целью снятия трудностей, возникающих в процессе общения и взаимоотношений с други- ми детьми, развития таких коммуникативных навыков, как: внимательно слушать собеседни-ка, понимать его, выражать свои мысли, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, пре- дупреждать и разрешать конфликт.
Многие леворукие дети не любят выступать публично, отвечать у доски, зная правильный ответ на поставленный педагогом вопрос, предпочитают не поднимать руку, опасаясь неудач, ошибок. Учитывая эту особенность левшей, нужно постоянно давать им установку на успеш- ность, вселять в них уверенность, что они не хуже других, что у них всё получится. (Игры и уп- ражнения для повышения уверенности в себе) Важно демонстрировать свою заинтересован- ность в успехах леворукого ребёнка, он должен постоянно ощущать поддержку взрослых.
Многие школьные проблемы, в том числе и нарушение почерка, и увеличение количества ошибок, и трудности с чтением, и трудности с математикой, могут быть связаны с высоким функциональным напряжением и утомлением, возникающими из-за сильной перегрузки. С этой целью мы используем релаксационные игры и упражнения. Вот некоторые из них.
Снежная баба.
Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображае- мые комья снега. Затем вместе с детьми вы лепите снежную бабу, а ребёнок её изображает.
Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу, а ребёнок её изображает. Красивая снежная ба- ба получилась. Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба за- мерзать. Сначала у неё замёрзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (ребёнок напрягает плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Упёрлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступи –ло утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускают руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в ко- ленях). Дети садятся на стульчики и расслабляются. Солнышко греет, снежная баба тает и прев- ращается в лужицу, растекающуюся поземле».
Сдвинь камень
Дети сидят на стульчиках. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огром- ный тяжёлый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступнёй) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь её (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога тёп- лая.., мягкая.., отдыхает…» Затем то же самое проделывается с левой ногой.
Леворукий ребёнок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он левору- кий, а потому, что он, как и любой ребёнок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спо- койно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чу- жой.
Ипользуемая литература
1. Безруких М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: У-Фактория, 2001
2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000
3. Е.Н.Емельянова Левшата в школе и дома. Как определитьлевшество. Помогаем хорошо учиться. – Эксмо 2010
4. Т.В. Пятница Левша. Диагностика и обучение леворуких детей. «Феникс» 2011
5. Семенович А.В. Э ТИ Невероятные левши: Практическое пособие для психологов и роди- телей. – М.:Генезис, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?
Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка! Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...
Родительское собрание «Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия».
Данный материал поможет учителю напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребёнка от насилия....
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...
Готов ли ребёнок к школе. Телевизор и младший школьник. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКЕ?
1.Материал выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 2. Даны правила просмотра телевизора ребенком.3. Ребенок не хочет учит...
Здоровый ребенок-легко обучаемый ребенок.
Родительское собрание с участием медицинского работника....
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...