"Росточек"
рабочая программа на тему

Anastasiya Amelina

Программа экологического кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rostochek.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Программа экологического кружка «Росточек»

Учитель-дефектолог:

Амелина Анастасия Александровна

Вязьма. 2017 год

Пояснительная записка.

Экология как наука появилась ещё в конце 19 века. Однако долгое время она интересовала только учёных. И только с середины 20 века экология приобрела известность. Это связано с тем, что люди ощутили ту опасность, которая угрожает всему живому на Земле.

У детей в младшем школьном возрасте в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать фундамент экологической культуры. Именно у детей 6-8 лет развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственной позиции личности, поэтому в этом возрасте можно научить ребёнка правильно относиться к природе, его окружающей, к вещам и материалам природного происхождения, которые он использует.

Главная задача экологического воспитания и образования детей младшего школьного возраста состоит в приобретении детьми знаний о предметах и явлениях, а также в формировании навыков бережного отношения к природе, её объектам, неразрушающего обращения с ними, желания активно улучшать окружающую обстановку.

Формы и методы работы по привитию детям основ экологической культуры разнообразны. В своём выступлении я остановлюсь на организации простейших опытов и экспериментов, и практической деятельности в природе.

Передача готовых знаний о мире далеко не главная задача в воспитании и обучении ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Этому способствует и неуёмная любознательность маленького человека, его множество «Как?», «Зачем?» и «Почему?», которые он задаёт постоянно. Поэтому так важно организовать совместную исследовательскую деятельность с детьми. Ничто не увлекает и не приносит столько радости и такого восторга, познавательного удовлетворения, как опыты. Занятия, на которых дети самостоятельно ставят простейшие опыты, пытаются объяснить их, задавать вопросы, как правило, проходят успешно. Кроме того, нужно помнить, что любовь к той или иной деятельности формируется у ребёнка чаще всего, если она организуется и проводится совместно со взрослыми.

Занятия экологического кружка «Росточек» организуются для учащихся 1-2 классов в течение учебного года 1 раз в неделю.

Основные задачи курса:

  1. Помощь детям в их естественном восприятии окружающей природы, в познании простейших её явлений.
  2. Развитие умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, задавать вопросы, возникающие на основании наблюдений и опытов, выдвигать версии-ответы.
  3. Познавательное исследование простейших природных объектов при помощи опытов и наблюдений.
  4. Воспитание бережного отношения к природе, желания сохранять и преобразовывать своё окружение.

Планируемые результаты освоения программы.

Учащиеся должны знать:

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

-Солнце - источник жизни на Земле;

-неживое и живое в природе;

-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

-значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

-что такое наблюдение и опыт;

-экология - наука об общем доме;

-экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Содержание курса.

Дата

№ п/п

Тема занятия

Форма провед.

1.

Осенние цветы нашего участка.

Экскурсия

2.

Путешествие в осень.

Как заполнять календарь природы.

Прогулка

Беседа

Практ. работа

3.

Осенние листья. Почему они желтеют и опадают?

Наблюдение

проблем.беседа

4.

Сбор природного материала (листьев, шишек, желудей, семян, веточек и др)

Прогулка

5.

В мастерской застывшей природы (изготовление поделок из природного материала).

Практическое занятие

6.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Могут ли овощи приносить вред нашему здоровью?

Познавательная игра-путешествие

7.

Куда осень пропадают насекомые?

Поисковая деятельность

8.

Перелётные птицы.

Почему птицы улетают на юг?

Наблюдение

Проблемная беседа

9.

Кто в лесу главный?

Как лесные звери к зиме готовятся?

Игра – путешествие

10.

В гостях у очень нужного Невидимки.

Игры с соломинками и воздушными шариками.

Исследовательская деятельность (опыты)

11.

Вода – волшебница.

Исследовательская деятельность (опыты)

12.

Чистый воздух и вода – богатство страны.

Очищение воды.

Проблемная беседа, опыты.

13.

Волшебные превращения воды.

Делаем цветные льдинки.

Исследовательская практическая деятельность (опыты)

14.

Что такое снег?

Рассмотрим и нарисуем снежинки.

Наблюдения, беседа, опыты.

15-16.

Станем юными защитниками природы. «В гостях у ёлочки».

Акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка».

Беседа, проектная деятельность.

17.

Как живут растения зимой.

Экскурсия, наблюдения.

18.

Столовая для птиц.

Проектная деятельность.

19.

Наблюдение за гостями кормушки.

Гости с севера (снегирь).

Наблюдения, творческая деятельность

20.

Путешествие в царство комнатных растений «Что растёт на подоконнике».

Уход за растениями зимой.

Игра-путешествие наблюдения, практическая деятельность.

21.

В гостях у доктора Айболита «Как сохранить своё здоровье».

Игра-сказка.

22.

Проращивание семян гороха (бобов) «Что необходимо растениям для жизни».

Исследовательская деятельность (эксперимент)..

23.

«Огород на окне» (посадка лука).

Практическая деятельность, наблюдения.

24.

«В гостях у Солнечных зайчиков»

Игра-путешествие опыты.

25.

Наблюдение за распусканием почек на срезанных ветках

(тополь – сирень;

берёза – черёмуха).

Наблюдения.

26.

Выращиваем рассаду (посев семян огурцов, помидоров, цветов).

Проектная деятельность.

27.

Уход за комнатными растениями весной.

Беседа, практическая деятельность.

28.

Весенние первоцветы (мать -и – мачеха, одуванчики).

Наблюдения.

29.

«Что мы сажаем, сажая леса?»

 Птицы – защитники леса.

Проблемная беседа творческая деятельность

 

30.

Зачем нужны насекомые?

Есть ли ненужные животные?

Проблемная беседа познавательная сказка

31.

Наш маленький огород.

Проектная деятельность

32.

Песочные струйки.

Исследовательская деятельность (опыты).

33.

«Напоминающие знаки» (или «Как вести себя в природе»).

Дидактическая игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа театрального кружка "Росточки" для учащихся начальной школы.

Как классный руководитель и учитель начальных классов, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот искусство - театральное искусство. ...

Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»

Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»Цель программы: профилактика школьной дезадаптацииЗадачи:Познакомить  со школой, школьными правиламиФормировать положительную учебную мо...