"Особые" ярмарки
презентация к уроку на тему

Anastasiya Amelina

«Особые» ярмарки и организация трудовых мастерских при школах как создание ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

В настоящий момент цель школьного образования состоит не в создании идеальных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предполагающих насыщенную знаниями окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Одним из таких моментов являются разнообразные компетенции, основу которых закладывает образовательная среда. В условиях школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особое место уделяется именно социализации ребенка.

Социализация является центральным конструктом, задающим видение онтогенетического развития ребенка. Ребенок развивается, чтобы соответствовать социальным требованиям и быть принятым в систему социальных отношений. Весь процесс онтогенетического развития ребенка подчинен логике и задачам социализации, т.е. сама социализация рассматривается как процесс и результат развития личности.

Таким образом, одной из главных задач обучения, воспитания и развития ребенка с интеллектуальными нарушениями является его социальное определение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первое из них – обеспечение включенности детей в реальные отношения к деятельности. Второе – самореализация детей в процессе ее социального взаимодействия, т.е. предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних).

Особые дети, как и все дети, в большинстве случаев хотят дружить и быть нужными, полезными окружающим людям. Даже если фактически они не могут зарабатывать на жизнь, они хотят чувствовать себя занятыми, работающими людьми. Пока в школе для обучающихся с ОВЗ весь процесс подготовки к будущей жизни сводится к урокам социально-бытовой ориентировки и трудовому обучению. Мы хотим предложить создать трудовые мастерские и «особые» ярмарки на базе школ. Сразу возникает вопрос: «А разве они не функционируют сейчас?». Да, функционируют, но в городах с большим населением, в частных центрах и некоммерческих организациях. Школа не дает реализовать изделие ребенку, не дает получить за свой труд вознаграждение.

Зачем это надо?

Планируется создание тематических мастерских при школах, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья будут заниматься трудовой деятельностью (например, полиграфическая, паззловая, керамическая, сувенирная). В мастерских будет происходить организация различных форм занятости, направленная на личностное и социальное развитие подростков с инвалидностью в контексте их жизнеустройства. Работа обучающихся в мастерских и последующая реализация своих изделий позволит сформировать их основные потребности:

· потребность во внимании и поддержке;

· потребность в четких правилах и границах. Без границ подростку с инвалидность трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться;

· потребность в развитии и обучении через жизненную практику – подросток должен получать жизненный опыт;

· потребность в интересных жизненных событиях;

· потребность в удовольствии – подросток изучает себя, свои чувства и ощущения;

· потребность в уважении и признании – когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложится в основу успеха во всех сферах его жизни;

· потребность в общении и принятии сверстниками – подросток с ограниченными возможностями здоровья стремится получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться, чувствовать себя уверенным;

· потребность в творческом самовыражении и самореализации – творчески самореализуюясь подросток получает практический жизненный опыт, ему интересно, он развивается.

Такая возможность трудиться создает условия не только для самовыражения и самореализации особых учеников, но и способствует решению одновременно нескольких жизненных задач: социально и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни. Активная трудовая деятельность помогает детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть осознание своей «ущербности» и считать себя полноценным членом общества. В процессе подобной занятости обучающиеся занимаются полезным трудом, целью которого является не получение дохода и даже не окупаемость организационной части трудового процесса, а посильное участие человека с инвалидностью в общественно-полезной работе и его личностное развитие. Данный вид занятости даст, во-первых, возможность включиться детям с ОВЗ в доступную им социальную жизнь, а во-вторых, обеспечит их частичную занятость, а в-третьих расширит круг общения и укрепит социальные связи.

Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. Цель этой педагогической технологии не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Ученик имеет право на ошибку, ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками. Мастерская - это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. В процессе мастерской не ставятся оценки, отсутствует критика. И хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий, основой подготовки которых являются диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам.

К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особые» ярмарки и организация трудовых мастерских при школах как создание ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья Амелина Анастасия Александровна, олигофренопедагог СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 3

обеспечение включенности детей в реальные отношения к деятельности 1

Слайд 4

2 Самореализация детей в процессе ее социального взаимодействия, т.е. предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних).

Слайд 5

Что есть сейчас в школах для обучающихся с ОВЗ? Технология СБО

Слайд 6

Что хотим предложить мы? Создать трудовые мастерские и «особые» ярмарки при школах, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья будут заниматься трудовой деятельностью, изготавливая свое изделие (например, полиграфическое, паззловое , керамическое, сувенирное). В мастерских будет происходить организация различных форм занятости, направленная на личностное и социальное развитие детей с инвалидностью в контексте их жизнеустройства .

Слайд 7

«А разве они не функционируют сейчас?» Функционируют. В городах с большим населением, в частных центрах и некоммерческих организациях. Школа не дает реализовать изделие ребенку, не дает получить за свой труд вознаграждение. Зачем это надо?

Слайд 8

Зачем это надо? Такая возможность трудиться и использовать плоды своего труда создает условия не только для самовыражения и самореализации особых учеников, но и способствует решению одновременно нескольких жизненных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни. Активная трудовая деятельность помогает детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть осознание своей «ущербности» и считать себя полноценным членом общества. В процессе подобной занятости обучающиеся занимаются полезным трудом, целью которого является не получение дохода и даже не окупаемость организационной части трудового процесса, а посильное участие человека в общественно-полезной работе и его личностное развитие. Данный вид занятости даст, во-первых, возможность включиться детям с ОВЗ в доступную им социальную жизнь, а во-вторых, обеспечит их частичную занятость, а в-третьих расширит круг общения и укрепит социальные связи, в четвертых, создаст ситуацию успеха.

Слайд 9

Работа обучающихся в мастерских и последующая выставка своих изделий на «особой» ярмарке позволит реализовать их основные потребности :  потребность во внимании и поддержке;  потребность в четких правилах и границах. Без границ трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться;  потребность в развитии и обучении через жизненную практику – ребенок должен получать жизненный опыт;  потребность в интересных жизненных событиях

Слайд 10

 потребность в удовольствии – ученик изучает себя, свои чувства и ощущения;  потребность в уважении и признании – когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложится в основу успеха во всех сферах его жизни;  потребность в общении и принятии сверстниками – обучающийся с ограниченными возможностями здоровья стремится получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться , чувствовать себя уверенным;  потребность в творческом самовыражении и самореализации – творчески самореализуясь ребенок получает практический жизненный опыт, ему интересно, он развивается.

Слайд 11

Чем трудовая мастерская отличается от обычного урока ? Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. Цель этой педагогической технологии не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Ученик имеет право на ошибку, ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками. Мастерская - это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. В процессе мастерской не ставятся оценки, отсутствует критика. И хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий, основой подготовки которых являются диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам. Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания дети абсолютно свободны. Они каждый раз должны осуществлять свой выбор пути исследования, средств для достижения цели, выбора темпа работы .

Слайд 12

Заключение Что дают «особые» ярмарки? Ярмарки позволят родителям, детям и преподавателям насладиться и процессом, и результатом, ощутить значимость своей деятельности и своего вклада в деятельность общую. Таким образом, трудовые мастерские и «особые» ярмарки – это еще один шаг на пути успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и формирования его конструктивного взаимодействия с окружающим миром. Спасибо!