Кружковая работа
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждено» Заместитель директора
по ВР Трунина Е.И Заместитель директора Директор МБОУ СОШ
по УВР Юрченко О.А. п.свх. Агроном
Протокол № ____ Манулин К.В.
от «__»____2018 г. «___» _______ 2018г. Приказ № ___ от
«___» _______ 2018г.
Образовательная программа по дополнительному образованию кружка
« Творчество без границ»
Ивановой Надежды Юрьевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №___
от «____» ______ 2018г.
2018-2019 учебный год
Список обучающихся в кружке «Творчество без границ»
- Ерохин Василий
- Кулаков Даниил
- Нистратова Екатерина
4.Иванов Николай
5.Золоторёв Даниил
6.Филипова Анастасия
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа «Творчество без границ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышлени.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 10 лет, на
1 год обучения: 70 часов , 2 раза в неделю
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате работы по программе « Мир детского творчества» ученик должен:
* освоить основные правила изображения;
* овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
* развить стремление к общению с искусством;
* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Учебно-тематический план (70 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Живопись | 21 |
2 | Графика | 17 |
3 | Скульптура | 9 |
4 | Аппликация | 8 |
5 | Бумажная пластика | 6 |
6 | Работа с природными материалами | 6 |
7 | Организация и обсуждение детских работ | 3 |
8 | ИТОГО | 70 |
Содержание курса
Как и чем работает художник? (16 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 14 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (22ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (18ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Содержание программы
Тема: «Живопись»
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Тема: «Графика»
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Тема: «Скульптура»
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Тема: «Аппликация»
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.
Тема: «Бумажная пластика»
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее.
Тема: «Работа с природными материалами»
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Практическая работа: изображение уголков природы - листья, цветы, деревья.
Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ»
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Учебно-методические средства обучения.
1.Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;
2.Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я.Диск.
www.IZOCD .ru
3.Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Учебник: М.:Просвещение.-2009год;
4. Изобразительное искусство. 1–4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010
5.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
6.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
7.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8.Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
9.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
10.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
11.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
12.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
13.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
14.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
15.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007.
2.Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3.Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
4.Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
5.Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6.Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7.Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
8.Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
9.Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид деятельности | УУД | Личностные результаты | ||||||||
Как и чем работает художник? | |||||||||||||
1-2 | Мои любимые цветы (Гуашь) | Работа гуашью; изображение предметов на картоне зелёного цвета | Освоение представления о правилах работы с гуашью. Формирование умения открывать новое в окружающем мире | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | |||||||||
3-4 | Ты и природа (Гуашь, добавление чёрной и белой краски) | Работа гуашью; изображение стихии в природе | Освоение представления о средствах художественно- образной выразительности. Формирование навыков работы с гуашью. Формирование наблюдательности | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя. | |||||||||
5-6 | Осень в лесу | Работа мелками и акварелью; изображение осеннего леса | Формирование навыков работы с восковыми мелками. Формирование чувства цветовой гармонии | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | |||||||||
7-8 | Аппликация «Осень» (коллективная работа) | Аппликация; изображение земли, усыпанной листьями | Формирование умения работать коллективно в группах. Освоение композиционных умений. Формирование бережного отношения к природе | - формирование социальной роли ученика; | |||||||||
9-10 | Деревья в лесу | Рисование тушью, карандашом, углём. | Освоение выразительными возможностями графических материалов | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |||||||||
11-12 | В мире животных | Лепка животных родного края | Развитие умения передавать характерные особенности животных. Формирование умения работать с пластилином. | - формирование социальной роли ученика; | |||||||||
13-14 | Мой питомец | Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. | Освоение представления о работе художника- скульптора. Освоение выразительными возможностями бумаги | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |||||||||
15-16 | Праздник | Изображение ночного праздничного посёлка. | Освоение выразительными возможностями неожиданных матрериалов: серпантин, конфетти, семена, нитки. | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | |||||||||
17-18 | Птицы (Изображение и реальность) | Работа гуашью; изображение птиц | Осмысление представления о понятиях «реальность» и «анималистика». Формирование умения птиц | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |||||||||
19-20 | Изображение и фантазия | Аппликация из цветной бумаги; изображение сказочной птицы, фантастического животного | Осмысление представления о народных промыслах. Формирование умения изображать формы сказочные и декоративные | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | |||||||||
21-22 | Паутинка. (Украшение и реальность) | Работа гуашью; изображение паутинки в природной среде | Формирование наблюдательности и умения видеть прекрасное в окружающем мире. Формирование умения работать гуашью | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя. | |||||||||
23-24 | Украшения | Работа белой гуашью на цветной бумаге; изображение кружевной салфетки | Освоение представления об украшениях, созданных людьми, о народных промыслах. Формирование образного мышления через преображение природных форм в декоративные | - формирование социальной роли ученика; | |||||||||
25-26 | Подводный мир | Конструирование из бумаги подводного мира | Осмысление представления о многообразии конструктивных форм в природе. | - формирование социальной роли ученика; | |||||||||
27-28 | Я- архитектор | Создание сказочного посёлка из готовых форм, работа с цветной бумагой, | Осмысление представления о работе архитектора. Освоение умения видеть в конструкции природный прообраз. Формирование умения работать в группе | - формирование социальной роли ученика; | |||||||||
29-30 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе | Конструирование ёлочных игрушек. Создание коллективного панно | Формирование умения работать коллективно | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |||||||||
31-32 | Изображение природы в различных состояниях | Работа с гуашью; изображение моря с передачей настроения природы | Освоение чувства цвета. Осмысление представления о выразительных средствах художественной деятельности для предачи настроения в природе. Формирование умения изображать разное по характеру море | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | |||||||||
33-34 | Изображение характера животных. | Работа чёрным фломастером или гушью тонкой кистью; изображение животного с передачей его характера | Осмысление представления о выразительных средствах графики для передачи характера животного. Осмысление представления о работе художников-анималистов. Освоение умения работать с графическими материалами | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя. | |||||||||
35-36 | Изображение характера человека: женский образ. | Изображение контрастных по характеру сказочных женских образов | Осмысление представления о способах изображения художником образа человека, о красоте внешней и внутренней | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | |||||||||
37-38 | Изображение характера человека: мужской образ. | Изображение контрастных по характеру сказочных мужских образов | Осмысление представления о способах изображения художником образа человека Формирование творческого воображения | ||||||||||
39-40 | Образ человека в скульптуре | Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером: пластилин | Осмысление представления о способах передачи характера в объёмном изображении человека. | ||||||||||
41-42 | Человек и его украшения | Украшение вырезанных из бумаги готовых форм кокошников | Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса | ||||||||||
43-44 | Человек и его украшения | Украшение вырезанных из бумаги готовых форм богатырских доспехов | Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса | ||||||||||
45-46 | «Морской бой» Игра | Работа гуашью; вырезание формы корабля, украшение его паруса. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | Осмысление представления о декоре. Освоение представления о способах передачи намерений через украшение. Формирование умения использовать цвет для передачи характера изображения | ||||||||||
47-48 | Образ здания. | Создание образа сказочных построек: дворец доброй феи и Снежной королевы. | Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета | ||||||||||
49-50 | Образ здания. Окончание работы. | Создание образа сказочных построек: дворец доброй феи и Снежной королевы. | Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета | ||||||||||
51-52 | Тёплые и холодные цвета. | Работа гуашью: изображение горящего костра и холодной синей ночи; или изображение пера Жар-птицы. | Осмысление представления о тёплых и холодных цветовых гаммах. Освоение навыков работы с гуашью. | ||||||||||
53-54 | Тихие и звонкие цвета. | Работа гуашью. Изображение весенней земли | Создание колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Формирование умения работать гуашью | ||||||||||
55-56 | Что такое ритм линий? | Изображение весенних ручьёв. Рисование цветными мелками. | Расширение знаний о средствах художественной выразительности. | ||||||||||
57-58 | Характер линий | Изображение нежных и могучих веток, передача их характера и настроения. | Освоение представления о линии как средстве выражения чувств и настроения на рисунке. | ||||||||||
59-60 | Ритм пятен | Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. Бумага, клей, ножницы. Коллективная работа | Развитие навыка творческой работы в технике обрывной аппликации. Формирование умения работать коллективно. | - формирование социальной роли ученика; | |||||||||
61-64 | Птицы. | Конструирование или лепка птиц с разными пропорциями. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |||||||||
65-66 | Коллективная работа «Весна. | Создание коллективного панно на тему: «Весна. Шум птиц». | Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы. Формирование умения использовать в работе различные средства изобразительного искусства. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | |||||||||
67-68 | Коллективная работа | Создание коллективного панно на тему: «Весна. Шум птиц». | Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы. | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | |||||||||
69-70 | Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров» | Урок-путешествие; подведение итогов года в игровой форме | Формирование умения обобщать и делать выводы. Освоение навыков и умений коллективной работы. | - формирование социальной роли ученика; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа в начальной школе.
Большое значение в школьной воспитательной работе играют кружки. Большой популярностью среди учащихся пользуются кружки, которые ведут родители....
Учебно-тематическое планирование кружковой работы в Токаревской сельской школе №22
Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего...
Кружковая работа по экологии
Дару үләннәре - әнием күчтәнәче....
Авторская прграмма "Здоровый образ жизни" по кружковой работе
Программа по кружковой работе для учащихся 3 класса(на татарском языке)...
Кружковая работа в 1 классе
Планирование кружковой работы в 1 классе, работающих по стандартам второго поколения....
Моя кружковая работа
В помощь руководителям кружковой работы. Схемы, описание работы....
"Смотрю на мир глазами художника"(Кружковая работа во 2 классе)
Календарно-тематическое планирование во 2 классе по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению" Смотрю на мир глазами художника"....