Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
материал на тему
мастер - класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_zdorovesberegayushchie_tehnologi_v_nachalnoy_shkole.docx | 58.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
- Подготовительно – организационный этап
(Коллеги делятся на группы по желанию)
- Организация аудитории на работу
Уважаемые коллеги!
Вы пришли намастер- класс
Рада видеть всех я Вас.
Прошу хором давать ответ
На мои вопросы - Да или нет.
Начнём, коллеги? (да)
Дайте ответ:
- Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…
- Как быть господа?Проблемы детей решать нужно нам? (да)
А скажите…
- Помочь откажетесь Вы мне? (нет)
И ещё спрошу тогда
- Активными все вы будете? (да)
- Приветствие, эмоциональный настрой
- А я вижу, что все Вы пришли ещё и с хорошим настроением… Поприветствуем друг друга!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Улыбнёмся всем кругом.
- Вступительное слово
- Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовутАнтонова Л.Ю., я - учитель начальных классов Егорлыкской средней школы №7 имени О. Казанского.
- Сегодня я проведу мастер – класс на
Тему «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
Цель:ознакомление и распространение опыта по сохранению здоровья обучающихся начальной школы.
Задачи: раскрыть понятиездоровьесберегающих технологий; показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности; поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
- Теоретическая часть
- Обоснование проблемы
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”? …….Ответы……
А почему именно здоровья желают?
Слайд 2
(Индивидуальная работа)
Я предлагаю выполнить упражнение «Воздушный шар»и поразмышлять над этим вопросом.
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас голубое – голубое небо, ярко светит солнце.
Напишите, какие 7 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка, а теперь ещё 3.
Что вы оставили в списке?– здоровье (отвечают по цепочке)
Почему вы оставили – здоровье?
Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность
и без него очень трудно достичь другие названные ценности.
Слайд 3
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничто» (Сократ)
- Понятие «Здоровье»
Какой же смысл мы вкладываем в понятие «Здоровье»?
Слайд 4(а)
- Предлагаю выполнить следующее заданиев парах.
- На каждую букву этого слова назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
З | Задор |
Д | Движение |
О | Оптимизм, образ жизни |
Р | Радость |
О | Образованность |
В | Восторг |
Ь | -------- |
Е | Единство души и тела |
- Обменяйтесь мнениями в группе, обобщите и предложите нашему вниманию один вариант ответа.
- (Выслушиваются мнения двух групп).
- Слайд 4(б)
- Мой вариант ответа.
- Слайд 5
Обобщая наши высказывания, надо сказать, что
понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического,социального и духовного благополучия.
- Слайд 6
Формулировка проблемы, причин её появления
- Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными, так как в современных условиях развития общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.
По данным медицинских исследований в России лишь 15% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35% имеют хронические заболевания.
Среди школьников за период обучения в 5 раз вырастает частота нарушений органов зрения и осанки, в 3 раза - патологии пищеварения и мочеполовой системы, в 4 раза – нервно – психические расстройства. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.
- В связи с этим, одной из приоритетных задач реформирования образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся,формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
- Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
- Потребность человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании делает актуальным вопрос о выборе образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки, сохраняющих здоровье школьников, то есть применении здоровьесберегающих технологий.
Характеристика здоровьесберегающих технологий и методики их применения
- (Мозговой штурм)
- Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
………….Ответы педагогов
- Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?
…………. Ответы педагогов
- Слайд 7
Родоначальником понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» стал Н.К. Смирнов (кандидат мед наук, врач – психолог, профессор, зав. кафедрой психолого- педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации,), который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка ".
- Слайд 8
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса
- соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся
- творческий характер образовательного процесса
- обеспечение мотивации образовательной деятельности
- принцип целостности(формирование обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе и т.д.)
- осознание ребенком успешности в любых видах деятельности
- рациональная организация двигательной активности
- обеспечение адекватного восстановления сил
Основной принцип здоровьесбережения - "Не навреди!"
Среди здоровьесбрегающих технологий, применяемых в системе образования, Смирнов выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
- Слайд 9
- Медико – гигиенические технологии.
Медицинский кабинет школы организует проведение прививок уч- ся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в мед кабинет, проводит мероприятия по санитарно – гигиеническому просвещению, следит за динамикой здоровья, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий гриппа.
- Физкультурно – оздоровительные технологии.
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, гибкости и других качеств. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
- Экологические здоровьесберегающие технологии.
Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
Это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, и участие в природоохранных мероприятиях.
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Грамотность уч – ся по этому вопросу обеспечивается рядом бесед по ОБЖ.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- организационно – педагогическиеопределяют структуру учебного процесса, способствуют предотвращению состояния переутомления
- психолого – педагогическиесвязаны с непосредственной работой учителя на уроке
- учебно – воспитательныевключают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, проведение работы со школьниками после уроков, просвещение родителей
- Социально адаптирующие и личностно – развивающие технологии
Обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья уч–ся (социально – психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики).
- Лечебно – оздоровительные технологии.
Лечебная педагогика и лечебная физкультура.
- Какие же здоровьесберегающие технологии применяем мы, учителя начальных классов?
- Слайд 10
- Организационно –педагогическиеопределяют структуру учебного процесса.
- Во всех кабинетах начальной школы грамотно подобрана цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния,
в соответствии с ростом учащихся регулируется высота парт,
соблюдается воздушно-тепловой и световой режим.
- В течение учебного года не менее трёх раз необходимо менять расположение посадочных мест для каждого ученика.
Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения.
- Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание (организация горячего питания в школе), личную и общественную гигиену.
- Слайд 11
- Учитель всячески содействует работе медработника школы: организует мероприятия по санитарно – гигиеническому просвещению, профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (например, гриппа).
- При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно проводят мониторинг состояния здоровья первоклассников. Эти сведения важны для каждого учителя, т.к. он выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет требования, адекватные состоянию здоровья ребенка.
- Соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий.
- Использование "ступенчатого" режима обучения в 1 классе.
- Безотметочная система оценивания в 1 классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.
- Слайд 12
- Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения связаны с непосредственной работой учителя на уроке.
- Урок – должен быть зоной психологического комфорта.
Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка.Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
- Слайд 13
- Использование технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения, игровых технологий снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся.
- Использование интерактивных форм обучения, во время которых проявляется 3 вида активности: познавательная, социальная и физическая.
- Слайд 14
- Работа в парах, групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.
- Однообразность урока способствует быстрой утомляемости школьников, поэтому необходимо менять виды учебной деятельности (4 – 7 за урок). Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
- Слайд 15
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся.
Слайд 16
Физминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика для глаз, «минутки покоя», «минутки шалости», релаксации, самомассаж помогут снять статическое напряжение.
- Слайд 17
Физкультурно – оздоровительные технологииреализуются на уроках физической культуры.
Направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, гибкости и других качеств.
- Учебно – воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, проведение работы со школьниками после уроков, просвещение родителей.
- Слайд 18 – 19
- Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий обучения.
Например, занятия на свежем воздухе способствуют активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.
- Это и игры, и прогулки, и динамические паузы, и обустройство пришкольной территории, и уроки - экскурсии.
- Слайд 20
- Классные часы на темы, например, «Если хочешь быть здоров, закаляйся» или «Если хочешь быть здоров – улыбайся»,«Полезные и вредные привычки».Беседы по ОБЖ, викторины.
- Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам. Одно из направлений спортивно – оздоровительное , курс «Шахматы».
- Слайд 21
- Дни Здоровья.
- Сотрудничество с преподавателями спортивной школы.
- Линейки «Расти здоровыми».
- Слайд 22
- Профилактика вредных привычек: конкурсы рисунков, выступление детей с докладами.
- Изготовление стенгазет о здоровом образе жизни.
- Спортивные конкурсы.
- Интерактивные игры .
- Экскурсии в пожарную часть.
- Слайд 23
- Поездки, например в зоопарк. Это и ходьба, и живительная сила природы, и эмоции от увиденного. Всё это благоприятно влияет на здоровье детей.
- Слайд 24
- Кружковая работа (Например, «Зелёный, желтый, красный») способствует формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, содействует сохранению жизни и здоровья детей.
- Родительские собрания на тему: «Адаптация первоклассников», «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома», «Профилактика простудных заболеваний», «О безопасности жизни детей на дороге».
- Слайд 25 - 26
Здоровьесбережение на площадках и пришкольных лагерях.
- Практическая часть
- Слайд 27
Уважаемые коллеги!Я уверена, что каждый из Вас может реально много сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Но помните, что нельзя забывать и своём здоровье!
Поэтому сегодня я предлагаю урок здоровья для нас с вами. Согласны?
- Прошу вас встать. Посмотрите вокруг.Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.(эмоциональный настрой)
- Слайд 28
- Сядьте удобно, как показано на картинке, закройте глазаи повторяйте за мной:«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
Аутотренинг– это сознательное регулирование собственного психоэмоционального состояния.
- Слайд 29
- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Математика нас ждёт.
Начинаем устный счет!
- Обращаю ваше внимание, что в классе есть цветные зрительные метки с числами. Найдите ответы среди них.
- Слайд 30
- На тарелке 8 слив,
Два персика и груша.
Сколько фруктов, сосчитай,
Съест сейчас Андрюша?
- Слайд 31
- Во дворе играли дети,
Всех их вместе было 10.
Семь мальчишек среди них.
А девчонок сколько?
- Слайд 32
- В парк на прогулку Оля ходила.
Там она птичек разных кормила.
Девять синичек да три воробья.
Сколько всего, отвечайте, друзья!
- Слайд 33
- Сбежала от Федоры посуда:
Три стакана, три чашки, три блюдца.
Кто сосчитать готов?
Сколько всего беглецов?
Целевая установка на конкретный вид работы.
Во время работы происходит смена поз, позволяющая расслабить мышцы шеи, туловища. Глаза также отдыхают, пробегая по цветным меткам.
А цветотерапия оказывает положительное влияние на психологические состояние.
Например, жёлтый цвет уменьшает чувство страха.
Синий - тонизирует умственную активность.
Красный - активизирует умственные способности детей.
Зелёный - для успокоения.
Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
Содержание самих заданий на воспитание здорового образа жизни.
Наглядность, вызывающая интерес к работе.
- Слайд 34
- Дыхание - это жизнь, а правильное дыхание - это здоровая жизнь! Дыхательная гимнастика - играет важную роль в системе оздоровления, ведь ослабленное дыхание не даёт возможности ребёнку правильно строить предложения, проговаривать фразы и даже петь. Не менее полезна дыхательная гимнастика и взрослому человеку. При правильном дыхании организм насыщается кислородом, улучшается кровообращение, улучшается здоровье.
«Ладошки»
И.П. встаньте прямо, закройте глаза, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.
- Скажите, пожалуйста, ощущаете ли вы какой – либо запах?
- Слайд 35
К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести ароматерапию.
Применение эфирных масел – активизируют внимание, способны снять усталость. (Например, апельсин помогает при депрессии, повышает концентрацию внимания, снимает состояние страха, неуверенности, нервного напряжения).
Для профилактики простудных заболеваний в классах и школьной столовой используем антисептические свойства некоторых растений (лука, чеснока).
- Слайд36
- Голос – драгоценный дар природы.
Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.
Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.
Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.
Например, можно трансформировать в энергию певческого звука.
Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях — вокалотерапия.
Вокалотерапия – это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.
Было замечено, что у детей, которые правильно пользуются певческими навыками улучшается здоровье – снижается частота простудных заболеваний, дети становятся крепче и выносливее.
- Слайд 37
Часто на уроках я использую упражнение-звукоподражание.
Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что
пропевание звука «А» отлично снимает спазмы, положительно влияет на сердечную мышцу и желчный;
«И» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин, 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувство благополучия
«О» купирует сердечные проблемы и активизирует деятельность поджелудочной;
«У» положительно влияет на органы дыхания;
«Ы» избавляет от болезней ушей и нормализует дыхание;
«Э» хорошо сказывается на функциональности головного мозга.
«Е» тренирует горло
(Участники тонируют на удобной для них ноте. (Этот мир придуман не нами…)
Справка! Чтобы усилить эффект от воздействия пропеваемых звуков, рекомендуется прикладывать ладонь в ту область, на которую воздействует тот или иной звук, а также представлять его здоровым.
Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло, уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.
- Слайд 38
- Для снятия зрительного напряжения используем различные тренажеры, например, тренажёр Базарного, который снимает не только зрительное
утомление, но и тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятии.
На специальную палку-указку прикрепляется (вставляется в прорезь) любая картинка, за которой дети следят глазами.Предлагаем детям посмотреть, как бабочка летит по красному овалу (водим указкой по красному овалу) и т.д.
Или такие (показ на интерактивной доске).
Или такие, «Зайчик» (лазером светим по потолку ….и т.д., а дети следят глазами за светящейся точкой).
- Пальчиковые упражнения и гимнастика помогают синхронизировать работу правого и левого полушария мозга.
( показ одного из вариантов).
- Слайд 39
- В целях профилактики простудных заболеваний, а также для снятия усталости , напряжения мышц предлагаю нам сделать самомассаж биологически активных зон.
Но для начала, прошу по 1 человеку из группы подойти к доске, взять карточку, подготовиться, а потом провести самомассаж со всеми участниками мастер – класса.
(Педагог подходит к доске, становится на цыпочки - тянется, достаёт карточку с одним из вариантов массажа.)
Уважаемые коллеги, обратите внимание, чтобы достать карточку, необходимо дотянуться, тем самым заставили работать мышцы спины, «потянули» позвоночник. Такой приём, по – мнению доктора Базарного Владимира Филипповича, позволяет предупредить нарушение осанки и возникновение сколиозов.
Располагаться дидактический материал может где угодно, но на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять.
1 группа
«Неболейка»
Слова | Действия |
Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. | Погладить ладонями шею мягкими движениями сверху вниз. |
Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать. | Указательными пальцами растираем крылья носа. |
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком. | Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны. |
«Вилку» пальчиками сделай, Массируй ушки ты умело. | Раздвинуть указательный и средний пальцы. Растирать точки перед и за ушами. |
Знаем, знаем – да, да, да, Нам простуда не страшна. | Потирать ладони друг о друга. |
2 группа
«Хвалилки»
Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"
- Слайд40
Энергетическое упражнение для снятия усталости.
Потёрли – потёрли – потёрли ладошки, скатали – скатали – скатали шарик, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
Такие энергетические упражнения помогают избавиться от всякого рода «Энергетического мусора», предотвращая его накапливание.
Во время подготовки к самомассажу использовалась форма работы в группах, которая не только активизирует работу, но и служит профилактикой стрессов, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
- Я предлагаю вам следущийздоровьесберегающий прием.
Энергизатор «Групповой массаж».
Попрошу всех встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Сосед сзади начинает массировать плечи соседа, стоящего впереди него.
Цель: усилить групповую сплоченность через телесный контакт, преодолеть барьеры в общении между участниками, их раскрепощение. Предназначен для снятия напряжения и повышения энергетического потенциала в группе.
- Слайд 41
- После массажа предлагаюрасслабиться и насладиться музыкой.
( слушают музыку и смотрят ролик о природе)
Живительная сила природы в сочетании с красивой музыкой и яркими красками , оказывают огромное положительное воздействует не только на духовную и эмоциональную сторону человека, но и стимулируют работу мозга.
На этой положительной ноте я хотела бы закончить наш урок - здоровья и своё выступление.
- Рефлексия
Прошу Вас продолжить предложение « Сегодня мне….».
Я благодарю Вас за работу, вы все сегодня очень мне помогли, внимательно слушали, активно работали!
- Слайд 42
Прошу теперь оценить мою работу сегодня. Выразите свои эмоции, настроение с помощью жестов и мимики!
- Слайд 43
В заключении своего мастер – класса хочется обратиться к словам Конфуция «Будьте добрыми, если захотите! Будьте мудрыми, если сможете! Но здоровыми вы должны быть всегда!»
- Слайд 44
Желаю Вам творческих успехов и, конечно же, здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....