Общеобразовательная программа дополнительного образования
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время шахматы настолько прочно вошли в современную жизнь, что вряд ли сейчас найдется человек, не знакомый с шахматной игрой, и уже никого не удивляют различные соревнования, обилие литературы, компьютерного программного обеспечения по шахматам, постоянно расширяющееся преподавание шахмат в школах и в учреждениях дополнительного образования. Все это еще раз подчеркивает влияние шахматной игры как на культурную жизнь общества, так и на развитие подрастающего поколения.
Шахматы – один из наиболее востребованных видов спорта, как среди мальчиков, так и среди девочек и разных возрастных категорий. Игроки могут соперничать между собой независимо от возраста, пола, состояния здоровья. Шахматная игра развивает в детях усидчивость, вдумчивость, логическое мышление, воспитывает в них соревновательный дух, волю к победе. Знакомство с творчеством великих мастеров способствует эстетическому росту ребёнка.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский, обосновывая необходимость шахмат, писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память…»
Шахматы гармонично сочетают в себе спорт, науку и искусство и соответственно развивает у детей занимающихся шахматами спортивные, научные и эстетические навыки. В процессе занятий у детей формируется самостоятельное мышление, развиваются аналитические и математические способности, воспитывается характер, ребёнок становится усидчивым и терпеливым в достижении определённых целей.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход педагога является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности педагога, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества», осуществляющий образовательную деятельность, реализует дополнительную общеобразовательную программу «Волшебный мир шахмат». Дополнительная программа «Волшебный мир шахмат» разработана в соответствии с основными нормативными документами:
- Декларация прав ребенка.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) (ГЛАВА 2. Статья 12. Часть 2, 4,5. Статья 13. ГЛАВА 10. Статья 75.)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251-03
(зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 Г. №4594) – действующие
СанПиН 2.4.4. от 15 мая 2013 – новый проект.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03, для использования в практической работе.
- «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .
Занятия в коллективе проводятся по дополнительной общеобразовательной программе спортивно – технической направленности, в течение всего календарного года. Набор детей проводится ежегодно в начале учебного года. Общеобразовательная программа «Волшебный мир шахмат» реализуется с сентября по июнь, включая каникулярное время. Ограничений при приёме детей в коллектив нет. Дети принимаются по заявлению родителей. Приём проводится в форме собеседования с ребёнком. Таким образом, если ребенок имеет определенные знания, умения и навыки по данному направлению его педагог имеет право зачислить в группу следующего года обучения.
Состав группы постоянный. Специальной подготовки для занятий в коллектив не требуется. В «Шахматный» коллектив принимаются дети разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе. Разновозрастной состав учебных групп помогает решить ряд педагогических задач:
- закрепление ранее пройденного учебного материала;
- формирование чувства коллективизма, товарищества;
- формирование у учащихся младшего возраста желания и потребности достичь более высоких результатов в шахматах.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей.
Данная общеобразовательная программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, по 2 часа, что за учебный год составляет 144 часа - на группу первого года обучения. Группы 2, 3, 4 годов обучения занимаются 3 раза в неделю, по 2 часа, что за учебный год составляет 216 часов на каждый год обучения. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 16 лет. Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6 - 10-летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат - это предшкольный и младший школьный возраст, в связи с этим педагог может зачислять в коллектив детей данной возрастной категории, т. е. с 6 лет.
Актуальность программы обусловлена тем, что в процессе занятий шахматами учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего курса обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с шахматной литературой, самостоятельной исследовательской работой, умение работать с простейшими шахматными базами, умение пользоваться справочной литературой и др. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию учащегося.
Новизна программы «Волшебный мир шахмат», прежде всего, в ярко выраженной педагогической направленности, несмотря на серьезную спортивную составляющую.
Дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств:
целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и правильно извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к самовоспитанию определенных качеств.
Педагогическая целесообразность программы объясняется в использовании системы самостоятельной работы учащихся, которая заключается в организации индивидуальной работы с юными шахматистами с целью развития самостоятельной творческой деятельности и подготовки. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятие игровых ситуаций.
Одной из отличительных особенностей программы «Волшебный мир шахмат» является использование метода обучения - «сеанс одновременной игры». Такой подход даёт положительный результат как для развития способностей ребенка к шахматам, являясь мотивацией к дальнейшим успехам, так и для более быстрого вхождения учащихся в соревновательный процесс. Сеанс одновременной игры дает не только педагог, но и старшие ребята. Для ребят из старших групп такой метод позволяет получать навыки одновременной игры, а для педагога отследить результаты обучения.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
Обучающие:
- Познакомить с историей шахмат.
- Обучить правилам игры.
- Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.
- Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику.
- Формировать навыки запоминания.
- Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств.
- Прививать навыки самодисциплины.
- Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
При реализации программы «Волшебный мир шахмат» используются дистанционные компьютерные технологии.
Требования к знаниям и умениям.
К концу 1 года обучения учащиеся.
Должны знать:
- Правила игры в шахматы.
- Права и обязанности игрока.
- Иметь представление о истории и происхождении шахмат.
- Основные понятия о тактике и стратегии.
Должны уметь:
- Применять указанные знания на практике.
- Концентрировать внимание, ценить время.
- Играть в шахматы с удовольствием.
К концу 2 года обучения.
Должны знать:
- Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;
- Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;
- Основы тактики и стратегии шахмат;
- Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)
- Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.
Должны уметь:
- Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре.
- Строить и реализовывать свои стратегические планы.
- Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.
К концу 3-го года обучения.
Должны знать:
- План и оценку позиции в дебюте.
- Сложные комбинации на сочетание идей.
- Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях.
Должны уметь:
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить сложные тактические
удары и проводить комбинации.
- Точно разыгрывать пешечные окончания.
К концу 4-го года обучения.
Должны знать:
- Стратегические идеи современных дебютов.
- Атаку на короля.
- Много пешечные и простые ладейные окончания.
Должны уметь:
- Применять стратегические идеи в дебюте.
- Реализовывать материальный перевес.
- Реализация лишней пешки в разных окончаниях.
- Работать с шахматными базами “Chessbase” и “Chessassistent”.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Темы занятий и виды деятельности | ||||
теория | практика | всего | |||
1. | Водное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | ||
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство | 2 | 2 | ||
3. | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 8 | 12 | 20 | |
4. | Простейшие схемы достижения матовых ситуаций | 10 | 12 | 22 | |
5. | Тактика | 10 | 12 | 22 | |
6. | Эндшпиль | 8 | 12 | 20 | |
7. | Дебют | 6 | 8 | 14 | |
8. | Конкурсы по решению задач и этюдов | 6 | 6 | ||
9. | Сеансы одновременной игры | 10 | 10 | ||
10. | Соревнования (турниры) | 20 | 20 | ||
11. | Индивидуальные занятия | 4 | 4 | ||
12. | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Всего: | 48 | 96 | 144 |
2 год обучения
№ | Темы занятий и виды деятельности | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | ||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 3 | 3 | |||
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство | 6 | 6 | |||
3. | Шахматная литература | 6 | 6 | |||
4. | Тактика игры | 12 | 15 | 27 | ||
5. | Стратегия игры | 18 | 21 | 39 | ||
6. | Эндшпиль | 9 | 15 | 24 | ||
7. | Дебют | 9 | 15 | 24 | ||
8. | Шахматные компьютеры | 3 | 6 | 9 | ||
9. | Конкурсы по решению задач и этюдов | 21 | 21 | |||
10. | Сеансы одновременной игры | 9 | 9 | |||
11. | Соревнования (турниры) | 36 | 36 | |||
12. | Индивидуальные занятия | 9 | 9 | |||
13. | Итоговое занятие | 3 | 3 | |||
Всего: | 69 | 147 | 216 |
3 год обучения
№ | Наименование тем, разделов | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | ||||
1. | Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России | 3 | 3 | |||
2. | Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований | 3 | 3 | |||
3. | Исторический обзор развития шахмат | 9 | 9 | 18 | ||
4. | Дебют | 9 | 9 | 18 | ||
5. | Миттельшпиль | 30 | 30 | 60 | ||
6. | Эндшпиль | 18 | 18 | 36 | ||
7. | Основы методики тренировки шахматиста | 3 | 3 | |||
8. | Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста | 3 | 3 | |||
9. | Квалификационные турниры | 60 | 60 | |||
10. | Сеансы одновременной игры | 3 | 3 | |||
11. | Конкурсы решения задач, этюдов, комбинаций | 6 | 6 | |||
12. | Итоговое занятие | 3 | 3 | |||
ИТОГО: | 81 | 135 | 216 |
4 год обучения
№ | Наименование тем, разделов | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России | 3 | 3 | ||
2. | Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований | 3 | 3 | ||
3. | Исторический обзор развития шахмат | 9 | 9 | 18 | |
4. | Дебют | 9 | 9 | 18 | |
5. | Миттельшпиль | 24 | 24 | 48 | |
6. | Эндшпиль | 21 | 21 | 42 | |
7. | Основы методики тренировки шахматиста | 3 | 3 | ||
8. | Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста | 3 | 3 | ||
9. | Квалификационные турниры | 60 | 60 | ||
10. | Сеансы одновременной игры | 3 | 3 | ||
11. | Конкурсы решения задач, этюдов, комбинаций | 6 | 6 | ||
12. | Современные информационные технологии | 3 | 3 | 6 | |
13. | Итоговое занятие | 3 | 3 | ||
ИТОГО: | 81 | 135 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
- Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
- Шахматы – спорт, наука и искусство.
История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
- Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы.
Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.
Сравнительная ценность фигур. Размен.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.
- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.
Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
- Тактика.
Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.
- Эндшпиль.
Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
- Дебют.
Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
- Конкурсы по решению задач и этюдов.
Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
- Сеансы одновременной игры.
Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
- Соревнования, турниры.
- Индивидуальные занятия.
Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных
- Итоговое занятие.
Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
Примечание. Количество учебных часов разделов: Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций, Сеансы одновременной игры, Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года, как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы.
2 год обучения
- Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Организационное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
- Шахматы – спорт, наука, искусство.
Краткая история шахмат, сильнейшие шахматисты. Классификационная система. Различные системы проведения шахматных соревнований (турниров). Правила проведения турниров. Этика поведения во время партии. Ладья надежды нашей.
- Шахматная литература.
Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.
- Тактика.
О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.
- Стратегия.
Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.
- Эндшпиль.
Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
- Дебют.
План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.
- Шахматные компьютеры.
Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.
- Конкурсы по решению задач и этюдов.
Решение конкурсных задач и этюдов. Определение победителей конкурсов.
- Сеансы одновременной игры.
Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
- Соревнования, турниры (по отдельному графику)
- Индивидуальные занятия.
Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных. Работа с карточками и компьютером, разбор и анализ партий.
- Итоговое занятие.
Подведение итогов работы, обзор выполнения поставленных задач.
Примечание. Количество учебных часов разделов: Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций, Сеансы одновременной игры, Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года, как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы.
- год обучения
- Водное занятие. Физическая культура и спорт в России.
Важнейшие постановления правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в стране и роста достижений спортсменов.
- Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские.
- Исторический обзор развития шахмат.
Мастера ХVIII века. Филипп Стамма. Алгебраическая нотация. Андре Франсуа Филидор и его теория.
- Дебют.
План дебюта. Оценка позиции в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, дебюта четырех коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.
Анализ и разбор партий миниатюр. Оценка позиции в дебюте. Разыгрывание тематических партий в паре.
- Миттельшпиль.
Комбинации на совокупность элементарных тактических идей. Сложные комбинации на сочетание идей. Форпост. Вторжение на вторую (седьмую) горизонталь (обжорный ряд) .
Решение сложных комбинаций на сочетание идей (двойной удар, связка, отвлечение, завлечение, открытое нападение, открытый шах, двойной шах). Решение позиций на тему форпост. Разыгрывание позиций с вторжением на «обжорный ряд» в паре.
- Эндшпиль.
Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях. Конь с пешкой против двух и более пешек. Конь против пешек. Слон с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи.
Разыгрывание тренировочных позиций в паре. Решение пешечных окончаний. Решение ладейных окончаний. Решение позиций: слон против пешек, конь против пешек, ладья против пешек. Конкурс решения задач, пешечных и ладейных окончаний.
- Основы методики тренировки шахматиста.
Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Дидактические принципы в педагогике в процессе обучения и тренировки.
- Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнений и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста.
- Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных турнирах, выступление в составе команды за сборную школы в районных, городских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
- Сеансы одновременной игры.
Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок.
- Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций.
Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала.
- Итоговое занятие.
Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
Примечание. Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года, как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы.
4 год обучения
- Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России.
Детско-юношеские спортивные клубы. Клубы физической подготовки. Всероссийские юношеские соревнования и спартакиады, их значение для массового развития спорта.
- Шахматный Кодекс. Судейство и организация соревнований.
Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Подготовка мест соревнований. Порядок оформления отчета о соревнованиях. Организация шахматных соревнований на первенство между школами, турниры на приз клуба «Белая ладья».
- Исторический обзор развития шахмат.
Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Шахматы в Московском государстве. Изготовление шахмат как вид ремесел. Археологические находки на территории Русского государства. Шахматы на Петровских ассамблеях. Шахматы в культуре русского общества 18-19 веков. Первая шахматная книга на русском языке Ивана Бутримона. Первый русский мастер А.Д.Петров, К.А.Яниш, братья Урусовы, И.С.Шумов. «Самоучитель шахматной игры» Э.С.Шифферса. Шахматные собрания Петербурга. Журнал «Шахматный листок». Шахматы и деятели русской культуры. Первый чемпион мира Б.Стейниц и его учение.
- Дебют.
Эволюция взглядов на дебют. Характеристика современных дебютов. Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты. принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты.
Анализ и разбор партий мастеров и гроссмейстеров. Оценка позиции в дебюте. Тематические турниры.
- Миттельшпиль.
Атака на короля. Атака на нерокированного короля, атака на короля при разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающихся ходов.
Конкурсы и блицконкурсы решения задач, этюдов и комбинаций . Разыгрывание позиций после обдумывания (время ограничено) с часами против тренера . Разбор фрагментов партий с заданием найти очередной ход.
- Эндшпиль.
Много пешечные окончания. Реализация лишней пешки в много пешечных окончаниях. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладья с пешкой против ладьи с пешкой.
Разыгрывание тренировочных позиций в паре. Решение пешечных окончаний. Решение легко фигурных окончаний. Конкурсы решения этюдов и окончаний.
- Основы методики тренировки шахматиста.
Тренировка как процесс всесторонней подготовки шахматиста и приобретение им специальных знаний, навыков, качеств. Круглогодичность тренировок. Циклы, периоды, этапы подготовки шахматиста. Тренировочная нагрузка и работоспособность. Система восстановительных мероприятий. Основные требования, предъявляемые к организации учебно-тренировочного занятия. Структура индивидуального занятия.
Разработка плана индивидуального занятия.
- Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
Спортивный режим и его значение. Физическая подготовка шахматиста, ее значение. Общеразвивающие упражнения. Гигиенические основы труда, отдыха, занятий спортом. Значение правильного режима для юного шахматиста. Двигательная активность шахматиста.
- Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Анализ партий и позиций. Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных турнирах, выступление в составе команды за сборную школы в районных, городских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
- Сеансы одновременной игры.
Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок.
- Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций.
Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала.
- Современные информационные технологии.
Шахматные компьютерные программы. Учебные шахматные программы. Игровые шахматные программы. Электронные базы шахматных партий.
Использование компьютерной техники для самостоятельной шахматной подготовки. Игра через Интернет в режиме Онлайн. (Педагог рекомендует совершенствовать шахматную подготовку в режиме - онлайн дома )
- Итоговое занятие.
Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
Примечание. Количество учебных часов разделов: Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций, Сеансы одновременной игры, Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года, как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Поскольку шахматы по своей природе являются игрой с конечным и совершенно определённым результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности освоения материала является успешная игра. Все дети изначально талантливы. Задача педагога – помочь раскрыться таланту ребенка. Путь к этому - найти индивидуальный подход к каждому ребенку в изучении шахмат, помочь раскрыться сильнейшим сторонам шахматного дарования каждого ребенка. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но и по учебным возможностям, одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению каждого ребенка. Чтобы добиться положительных результатов в этом направлении, прежде всего, необходимо выяснить, насколько у ребенка сформированы навыки самоконтроля. Умение выделить главное, сравнивать, уровень развития внимания и тип памяти каждого учащегося. Только учитывая реальные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всех групп коллектива. Воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Основные принципы, заложенные в основу программу:
- Систематичности и последовательности.
- Принцип доступности и посильности.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Через всю программу четко проходит принцип систематичности и последовательности. Все темы строго распределены по годам обучения, каждая тема опирается на ранее изученный и усвоенный материал и создает прочную базу для последующего обучения. Принцип построения программы подразумевает постепенное повторение, углубление и систематизацию материала на разных годах обучения.
Строго соблюдается последовательность учебных задач. Прослеживается четкая взаимосвязь между темами. Группа 1-го года обучения: ознакомление с основными тактическими идеями и приемами; группа 2-го года обучения: развитие тактического зрения; группа 3-го года обучения: углубленное самостоятельное изучение тем, изучение сложных комбинаций; группа 4-го года обучения: изучение типовых позиций. Аналогичный подход прослеживается и в составлении других тем программы. Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки юных шахматистов.
Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, обсуждения, анализ, сравнение);
Создание ситуации успеха – посредством индивидуального подхода, поощрения в коллективе создается атмосфера для роста способностей учащихся, их умственного развития;
Стимулирование - оценка качества работы детей, разные критерии оценки в зависимости от возраста учащегося и этапа обучения.
Данная программа предусматривает использование не только традиционных форм и методов обучения (лекция, беседы, анализ турнирных партий, соревнование, сеанс одновременной игры, квалификационные турниры внутри объединения), но и нетрадиционные формы: «Брейн - ринг», встречи с коллективами юных шахматистов других образовательных учреждений области, участие учащихся в городских турнирах, самостоятельная работа учащихся. Воспитательная работа предусматривает родительские собрания, походы, экскурсии, чаепития.
Методика обучения.
Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:
• точные - теоретические;
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
• фрагменты из партий - различное игровое содержание;
• этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
• оперативной памяти;
• оперативного мышления;
• функции внимания;
• восприятия;
• оценочной функции.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Городские и внутри коллективные соревнования позволяют учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Теоретические занятия с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с педагогом, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику. Практические занятия – это турнирные партии с записью, анализом и комментированием партий, анализ типовых позиций, решение задач и комбинаций, сеансы одновременной игры, блицтурниры, тематические турниры, обучение навыкам самостоятельной работы с шахматной литературой. В течение учебного года постоянно проводятся внутри коллективные турниры, а сильнейшие учащиеся участвуют соревнованиях различного уровня. При проведении занятий работа построена таким образом, чтобы основная масса учащихся усвоила данный материал, чтобы ребята поняли, что достижение успехов в шахматах возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, так же большое внимание уделяется лидерам.
Индивидуальная работа:
- работа с заданиями по тактике;
- работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно);
- тренировочные партии с педагогом;
- тренировочные партии с компьютером;
- разбор сыгранной партии.
Формы занятий.
Игра на турнире.
1. Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие разрядным нормам турнира.
2. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля.
3. Тематические сеансы одновременной игры против педагога или других более сильных шахматистов.
4. Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин., 15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию.
5. Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с другими коллективами.
6. Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента − соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией.
7. Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против другой, имея право совещаться по поводу выбора хода.
8. Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные шахматисты против своих менее опытных противников.
Индивидуальные занятия:
Для наиболее талантливых детей, показавших высокие результаты в усвоении программного материала, предусматриваются индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования их мастерства и достижения спортивных результатов.
Групповые занятия:
лекция: теоретические вопросы объясняет педагог;
диалог: "столкновение" двух противоположных точек зрения.
Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии. При этом остальные учащиеся еще продолжают игру.
Структура занятия по обучению игры в шахматы:
- Повторение пройденного материала.
- Новый материал.
- Закрепление нового материала.
- Итог занятия.
Для качественной реализации данной образовательной программы необходимы следующие средства обучения:
- шахматные доски, шахматы по количеству учащихся;
- магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами;
- шахматный игровой компьютер;
- шахматные часы;
- раздаточный материал «Диаграммы для решения» для самостоятельной работы учащихся;
- тетради, ручки для каждого учащегося;
- специальная литература.
Формы подведения итогов программы:
1. Соревнования:
а) Квалификационные турниры внутри коллектива.
б) Городские и районные турниры.
г) Областные и региональные соревнования учащихся.
2. Конкурсы:
а) Решения комбинации.
б) Анализ типовых позиций.
в) Анализ турнирных партий.
3. Сеанс одновременной игры.
4. Блиц - турниры.
5. Тематические дебютные турниры.
Формы контроля в детском шахматном коллективе коллективе
Текущий контроль в течение года.
- подведение итогов по теме;
- подведение итогов после шахматного турнира, матча, соревнования;
- зачет;
- итоговый внутри коллективный турнир.
Итоговый контроль.
- подведение итогов в конце учебного года;
- присвоение шахматных разрядов, занесение их в зачетную книжку разрядников.
Педагогический контроль осуществляется в течение всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе « Волшебный мир шахмат». Систематично производится мониторинг, все данные заносятся в карту учета результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе (см. Приложение 3).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультуpа и споpт, 1976.
Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000.
Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990.
Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966.
Для учащихся:
Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.
- Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.
Приложение 1
Спортивные достижения, разряды, рейтинг.
Логическая цепочка − если из А следует В, а из В следует С, то из А следует С − совершенно неприменима к оценке игры шахматистов, поскольку из того, что Петя обыграл Ваню, а Ваня обыграл Серёжу совершенно не следует, что Петя обыграет Серёжу. Всё может выйти как раз наоборот. Связано это, прежде всего, с тем, что по одной-двум партиям вообще невозможно составить представление о силе игры того или иного ребёнка, если конечно он не начинающий (тут всё видно сразу). Полезную, но тоже совершенно недостаточную информацию даст проведение турнира. Сыграв по круговой системе, группа детей из 10 человек прояснит только один вопрос: кто на сегодняшний день из них играет сильнее, а кто слабее, в зависимости от количества набранных очков. Сравнить силу игры победителя и учащегося, не игравшего именно в этом турнире, будет невозможно, так как понятно, что одно дело выиграть чемпионат детского сада и совершенно другое − победить в чемпионате России среди детей до 8 лет. До сентября 2003 года в России и Москве действовала система присвоения спортивных разрядов. Для получения самого начального, 4-го, нужно было набрать 60 процентов и более очков против безразрядников. Для достижения 3-го разряда −75 процентов и более против шахматистов 4 разряда, и т. д.
Диагностика результативности изучения различных разделов программы.
1. Эндшпильная техника.
В учебном плане программы первого года обучения предусмотрены часы для изучения элементарной техники реализации материального перевеса в конце партии. Проверка достигнутого уровня в освоении этой темы в нашем объединении проходит в форме сдачи зачётов по эндшпильной технике.
Требования следующие: учащийся должен уметь при игре с часами за 1 минуту выигрывать следующие позиции: король и ферзь против короля; король и ладья против короля; король и две ладьи против короля; король и пешка против короля (в начальной позиции пешку можно провести в ферзи, но король соперника контролирует поле превращения, например: Белые:Кре1, п.е2, Чёрные:Kpe 8); король, конь и крайняя пешка против короля; король и ферзь против короля и коня; король и ферзь против короля и пешки. Также ребенок должен доказать, что он знаком с методами защиты в окончании: король и пешка против короля при условии, когда в начальной позиции при правильной игре можно не дать сопернику провести пешку в ферзи. Шахматист должен знать, какие пешки, достигшие 2-й или 7-й горизонтали, дают ничью против ферзя, а какие не дают.
Зачёты принимают старшие воспитанники секции, выступающие оппонентами за слабейшую сторону. Для ребят 2-го и последующих годов обучения я провожу отдельные турниры по типовым эндшпильным позициям с укороченным контролем времени (5, 10 или 15 минут на партию). Учащиеся получают на дом весь список позиций, которые могут быть разыграны, чтобы подготовиться. Потом проводится жеребьёвка и начинается обычный турнир, только не с начальной шахматной позиции, а с одной из тех, которые были в списке. В следующем туре позиция меняется. Такая форма турнира допускает различные модификации. Позиции могут носить технический характер или это могут быть не очень сложные этюды (по 10 или 15 минут на партию). Участники ведут запись, а бланки сдают тренеру. Таким способом можно выяснить пробелы в освоении темы не дожидаясь, пока та или иная проблема возникнет у ребёнка в турнирной партии.
2. Основы комбинационной и позиционной игры.
Изучение шахматной тактики в нашем объединении и постоянная диагностика уровня результативности игры на 90 % осуществляется с помощью специально разработанных для этого обучающих и тестирующих компьютерных программ. Для усвоения шахматной тактики в различных позициях применяется программа Форсаж 1.01W (версия для Windows) и Форсаж 1.0 (версия для DOS на устаревших компьютерах типа IBM-386 и 486). Эти программы были разработаны мною в период с 1998 по 2003 год; они содержат 11 разделов и 6300 позиций различной степени сложности – от уровня начинающего до уровня кандидата в мастера спорта. Позиции для этих программ взяты из различных задачников по шахматной тактике, выпущенных в разные годы в нашей стране и за рубежом. Программа построена в виде многоуровневой компьютерной игры, на каждом из уровней которой существует различное число позиций. По мере прохождения программы уровни усложняются: увеличивается число позиций или позиции становятся более сложными. На каждом уровне для игрока устанавливается определённое число "жизней". В случае ошибки "жизни" отнимаются, и если учащийся превысит установленное число ошибок, то уровень надо будет проходить заново. Программа сохраняет все результаты, достигнутые шахматистом, и по количеству и качеству решенных позиций можно легко определить уровень его тактического мастерства.
Несколько иначе построены ещё две компьютерные программы серии «Виртуальная шахматная школа». Это программы "Открытые дебюты для начинающих и шахматистов младших разрядов" и "Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку". Они имитируют обычное шахматное занятие с теоретической частью и вопросами, на которые надо отвечать. Работая с этой программой, ребёнок занимается как бы с индивидуальным тренером. Программы оснащены звуковым сопровождением и системой постоянного контроля: текущего (выставляются отметки за ответ на каждый вопрос) и общего (фиксируется достигнутый рейтинг). Программы могут быть использованы для объяснения учащемуся нового материала и для проверки усвоения материала, пройденного на обычных групповых занятиях. Пока таких программ только две (программирование − достаточно длительный и трудоёмкий процесс). В дальнейшем их число будет увеличиваться. Компакт-диск с программами прилагается к образовательной программе.
Другой метод тестирования, позволяющий охватить одновременно группу ребят и выяснить их уровень усвоения материала по позиционной и комбинационной игре − конкурс "Угадай ход". Подбирается какая-нибудь партия на определённую тему (атака на короткую рокировку, слабость комплекса полей определённого цвета, хорошие и плохие слоны и т. д.). С определённого момента учащимся даётся время, чтобы угадать, какой ход сделал шахматист, игравший за победившую сторону (партии подбираются, по возможности, таким образом, чтобы игра сильнейшей стороны была безупречной). Потом проводится опрос в устной или письменной (нужно записать свой ход) форме. Угадавшие правильный ход получают очки, зависящие от сложности задания (1-10). И таким образом партия анализируется до конца. Результаты школьников фиксируются в таблице. Я обычно записываю, кто из ребят в какой ситуации предлагал тот или иной ход. Анализ результатов такого конкурса может дать ценную информацию о способности учащихся ориентироваться в позициях определённого типа, знании стандартных планов и приёмов игры. Кроме того, занятие, проходящее в такой форме, для детей гораздо интереснее, чем обычная лекция, так как содержит игровой и соревновательный элементы. В идеале, такое занятие можно организовать с помощью компьютерной программы. Однако для этого требуется, чтобы занятие проводилось в компьютерном классе и каждый воспитанник имел доступ к персональному компьютеру, что при существующих расценках нереально ни с финансовой, ни с практической точки зрения − затратная часть будет гораздо выше, чем практический эффект от такой модернизации процесса.
3. Дебютная теория.
Сразу же нужно сделать две важные оговорки. Во-первых, при проведении занятий с группой детей сформировать полноценный дебютный репертуар для каждого ребёнка − задача практически неразрешимая. Это слишком длительный и трудоёмкий процесс, реализуемый в полном объёме либо при индивидуальной работе с шахматистом, либо в том случае, если воспитанник большую часть работы будет делать самостоятельно. Во-вторых, знание ребёнком того или иного дебюта становится очевидным только при разборе сыгранных им партий. Конечно, кое-что можно понять косвенными путями (при использовании уже упоминавшейся компьютерной программы "Открытые дебюты для начинающих и шахматистов младших разрядов" или при проведении конкурса "Угадай ход"), но этой информации недостаточно. Причина проста. Тренер должен помогать учащемуся, не навязывая своего мнения. Многие тренеры упрощают преподавание этого сложного раздела, заставляя всех детей играть только те дебюты, которые предпочитают сами. Я ввожу определённые ограничения только для начинающих шахматистов: требую играть на первых порах только открытые дебюты, изучать основные варианты защиты двух коней и итальянской партии и т. д., так как считаю, что это методически более оправдано, чем сразу же показывать детям современные, стратегически очень сложные дебютные построения. Дебютов в шахматах более 40, а различных их разветвлений бесчисленное множество, поэтому в данном вопросе приоритетным является индивидуальный подход. Оценить уровень знания и понимания дебюта учащимся можно только на материале его партий. Другого способа диагностики успешности изучения этого раздела детьми не существует. Некоторые ребята ведут записи дебютных вариантов, которые они почерпнули из литературы, компьютерных баз данных и т. д. Такой подход требует большого количества времени, правильной организации самостоятельной работы и, в силу вышеизложенных обстоятельств, становится доступным в полном объёме только шахматистам, имеющим стойкий и осознанный интерес к игре, отдающим ей достаточно свободного времени. Например, у детей из школ с углублённым изучением математики, в которых могут каждый день задавать на дом по 50 примеров, на такую работу, близкую к научной, просто не будет времени.
4. История шахматной игры.
В учебном плане существует достаточное количество занятий, посвящённых шахматистом прошлого. Сама концепция программы исторична. Знание истории шахмат, конечно, очень мало влияет на практическую сторону игры, но демонстрирует определённый культурный уровень шахматиста. С целью диагностики результатов изучения этого раздела организуется викторина с вопросами, посвящёнными истории шахмат. Победители получают призы.
Подводя итоги этого раздела программы, я повторяю все вышеизложенные методы диагностики результатов.
Методы диагностики результатов.
- Разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры).
- Зачёты по эндшпильной технике.
- Турниры по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным позициям.
- Конкурс "Угадай ход"
- Компьютерная диагностика с использованием вышеописанных обучающих
программ.
- Викторина по истории шахмат.
Приложение 2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Горизонталь. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски (например, пешками).
Вертикаль и горизонталь. То же самое, но заполняется одна из названных линий.
Кто быстрее и без ошибок! Соревнование на начальную расстановку фигур с соблюдением правила: «Ферзь любит свой цвет».
Мешочек. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
Да и нет. Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
Игра на уничтожение. Важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Один в поле воин. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми.
Угадай-ка. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
Лабиринт. Белая фигура должна попасть в ракету, которая находится на определенном поле шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
Перехитри часовых. Белая фигура (разведчик) должна достичь ракеты, которая расположена на определенном поле шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, охраняемые часовыми. Очень ответственная игра, ведь разведчика часовой может ранить или убить (срубить).
Кратчайший путь. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенного поля шахматной доски, где расположена ракета.
Что общего? Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга? Чем отличаются? (цвет, форма).
Захват контрольного поля. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
Защита контрольного поля. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
Взятие. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.
Атака неприятельской фигуры. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
Выиграй фигуру. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
Защита. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Рокировка. Можно ли рокировать в тех или иных положениях.
Дай шах. Требуется объявить шах неприятельскому королю.
Защита от шаха. Белый король должен защититься от шаха.
Шах или не шах. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, стоит ли король под шахом или нет.
Пять шахов. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
Шах или пат. Нужно определить мат или пат на шахматной доске.
Мат или не мат. Приводится ряд положений, в которых дети должны определить, дан ли мат черному королю.
Мат в один ход. Требуется объявить мат черному королю.
Защита от шаха. Найти наилучшую защиту от шаха.
Мат в один ход. Найти мат в один ход за белых и за черных.
Защитись от мата. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
Преврати пешку. В какую фигуру должна превратиться пешка, чтобы объявить мат, пат.
Добейся ничьей. Найди ход, ведущий к ничьей.
Добейся выигрыша. Найди ход, ведущий к выигрышу.
Упавший король. Королю объявили мат (пат), но он свалился с доски. Угадай, где он стоял.
На крайнюю линию. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
Мат в два хода. Найди мат в два хода.
Рассчитай и выиграй. Постарайся поставить мат не позднее 7, (8, 9-го) хода.
Мат ладьей и королем. Задание: оттеснить короля на крайнюю линию и поставить мат.
Свяжи фигуру. Как связать заданную фигуру.
Развяжи фигуру. Каким способом можно развязать фигуру.
Напади на фигуру. Какой способ нападения на заданную фигуру можно использовать, чтобы ее выиграть.
Ограничение подвижности. Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
В угол. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое
поле.
Защити фигуру. Найти наилучший способ защитить фигуру.
Наилучший шах. Нади такой шах, чтобы извлечь из него материальную выгоду.
Двойной удар. Найти двойной удар, ведущий к выигрышу материала.
Лучший ход. Дана игровая позиция. Требуется найти наилучший ход за белых или за черных.
Задержи пешку. Как черным задержать движение белой пешки.
Жертва. Пожертвуй фигуру ради выигрыша.
Все дидактические игры и задания моделируют в доступном для детей 7 - 10 лет видя те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в процессе игры за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Приложение 3
Карта учёта результатов обучения детей
по дополнительной образовательной программе.
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемых знаний, умений или качеств:
0 баллов – не знает материал, не проявляется качество;
1 балл – знает мало, слабо проявляется качество;
2 балла – знания и проявления качества на среднем уровне;
3 балла – высокий уровень знания и проявления качеств).
Название детского объединения: «Шахматного» коллектива
Руководитель объединения: Тетерин Александр Сергеевич
Возраст обучающихся объединении______________
Год обучения: Период учебного года:______________________Учебный год:
г.г.
(1, 2, 3 и более) ( начало года, конец года)
Показатели подготовки Фамилия, имя | О Ц Е Н К А ВОСПИТАННИКА | ||||||||
Теоретическая подготовка ребенка | Практическая подготовка ребенка | Социальная воспитанность ребенка | Предметные достижения воспитанника (участие в выставках, фестивалях) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. Теоретические знания (соответственно программе) ___________________________________________________________________
2. Владение специальной терминологией_____________________________________________________________________________
3. Практические умения и навыки________________________________________________________________________________4. Владение специальным оборудованием и оснащением
5. Творческие навыки________________________________________________________________________________
6.Коллективная ответственность (предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий, участвует в выполнении коллективных работ, старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ)
7.Толерантность (не насмехается над недостатками других, не подчёркивает ошибок других, доброжелателен)
8. Соблюдение нравственно-этических норм (соблюдение правил этикета, развитие общей
культуры речи, общая культура в подходе к своей внешности, выполнение правил
поведения на занятиях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Радость творчества"
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Радость творчества" написана для детей 6-12 лет. Практическая значимость освоения программы для обучающихся заключается в освоени...
Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях по общеобразовательным программам дополнительного образования художественно-эстетического профиля
В статье рассматривает опыт внедрения образовательных проектов в системе общего и дополнительного образования на примере разработки занятия, целью которого является развитие ассоциативно-образного мыш...
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Бумага и фантазия»
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Бумага и фантазия» (внеурочная деятельность). Возможно использование как во время учебного процесса, так и во время работы ...
Общеобразовательная программа дополнительного образования для начальной школы изо-студии "Клякса"
Программа «Краски» для детей 7-11 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Распоряжение №1676-р Критерии оценк...
Общеобразовательная программа дополнительного образования для начальной школы изо-студии "Клякса"
Программа «Краски» для детей 7-11 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Распоряжение №1676-р Критерии оценк...
Общеобразовательная программа дополнительного образования "Шахматы" 3 года
Программа «Краски» для детей 8-13 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Распоряжение №1676-р Критерии оценк...
Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования "Спортчас" физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая общеобразовательная программа "Спортчас" предназначена для дополнительного образования во внеурочной деятельности для обучающихся 7-12 лет с целью освоения двигательных способн...