Подбор, разработка, согласование и утверждение адаптированной образовательной программы.
статья на тему

Алексеева Галина Владимировна

Выступление на творческой группе "Инклюзивное образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podborrazrabotkasoglasovani_e_ap.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Вступление  в  силу  нового  закона  «Об  Образовании  в  Российской Федерации»  требует  введения  в  деятельность  общеобразовательного учреждения  (работающего  с  обучающимися  с  ограниченными возможностями здоровья) нового направления - разработку адаптированной образовательной программы.

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом  федеральных  государственных  образовательных  стандартов  общего образования  по  уровням  образования  и  (или)  федеральных  государственных образовательных  стандартов  образования  детей  с  ОВЗ  на  основании  основной общеобразовательной  программы  и  в  соответствии  с  особыми  образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Что такое адаптированная образовательная программа? 

Это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации);

Зачем нужна адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ?

Адаптированная образовательная программа – это основной документ, на основе которого осуществляется образование ребёнка с ОВЗ в образовательной организации.

В ней отражается вся информация относительно того, чему и каким образом реализуется образовательный процесс для ребёнка с ОВЗ: какие условия мы для него создаем, что должны получить на выходе, как ребенок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д.

АОП обязательна к исполнению. Факт наличия и исполнения АОП контролируется внутри учреждения и внешними проверяющими организациями.

Адаптированная образовательная программа школьного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – это программа, по которой осуществляется образование детей с ОВЗ определённой нозологии в компенсирующих группах.

-Чем адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ отличается от адаптированной основной образовательной программы (АООП) для детей определенной нозологии?

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ создаётся под образовательные потребности конкретного ребёнка, которые не могут быть удовлетворены в рамках реализации образовательной программы образовательной Организации (например, потребности ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеразвивающей группе или группе для детей с тяжёлым нарушением речи ДОУ).

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – это программа, по которой осуществляется образование детей с ОВЗ определённой нозологии в компенсирующих группах.

Обязательно ли разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ?

Да, разработка адаптированной образовательной программы на ребенка с ОВЗ обязательна для учреждения: внутри учреждения и служба по надзору и контролю отслеживает наличие адаптированных образовательных программ и факта их выполнения.

Адаптированные образовательные программы должны быть на каждого ребёнка, который имеет статус ОВЗ и согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе. Например, если в группе 3 таких детей, то командой специалистов разрабатывается 3 АОП.

Нужно ли согласие родителей на разработку адаптированной образовательной программы?

Да, родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по адаптированной образовательной программе, без согласия родителей команда не может официально создавать АОП.

Адаптированная программа обязательно согласуется с родителем, который ставит свою подпись на программе, тем самым подтверждая, что он согласен с её содержанием и принимает свою меру ответственности за её выполнение.

Что делать если родители не дают согласие на обучение по АОП и ее разработку?

Если родители не дают согласие, то ребенок получает образование по основной образовательной программе образовательной Организации. В этих условиях Организация выстраивает индивидуальную систему сопровождения, но дополнительное финансирование на создание адаптивной образовательной среды, привлечение необходимых специалистов не выделяется. Поэтому Организация должна вести работу с родителями, чтобы они дали согласие на обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе.

Кто разрабатывает адаптированную образовательную программу?

-Адаптированная образовательная программа не может быть написана только психологом, только методистом или только тьютором.

Она всегда разрабатывается, а потом и реализуется междисциплинарной командой специалистов, которая работает с ребенком: психологом, логопедом, дефектологом, учителем по физкультуре, медицинским работником, тьютором, педагогом т.д. Если специалист работает в рамках сетевого взаимодействия, то он тоже на равных участвует в проектировании, а не просто работает по своему плану.

От того, как грамотно будет создана программа, зависит то, как легче и понятнее будет работать всем специалистам. Для сопровождения детей с ОВЗ создаются междисциплинарные команды с включением родителей.

Кем утверждается АОП?

АОП рассматривается психолого-медико-педагогическим консилиумом Организации и утверждается педагогическим советом. Подписывается каждым членом, ее разрабатывающим, согласуется с родителями и утверждается директором.

На какой период времени разрабатывается АОП?

Период, на который разрабатывается АОП - определяется командой учреждения, но не более, чем на год, так как заключение ПМПК действует только один год. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребёнка. Если команда только включается в инклюзивный процесс, есть смысл разрабатывать АОП на более короткий срок, например, 3 месяца, чтобы поставить, реализовать маленькие задачи и научиться действовать в рамках инклюзии.

Разрабатывая АОП и определяя сроки, важно конкретно прописывать реальные задачи, содержание и ожидаемые результаты. Есть риск, разрабатывая АОП на длительный срок, поставить нереализуемые задачи или прописать огромное количество результатов, которые нельзя будет выполнить. Поэтому важно соблюсти меру по срокам.

Что адаптируется в программе по сравнению с типовой основной образовательной программой?

Сроки и структура

Содержание

Условия

Методы, приемы, способы, формы, виды деятельности

Режим посещения и график организации образовательного процесса на

протяжении дня.

Адаптация осуществляется:

– в изменении содержания образования (например, как за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, так и за счет сокращения объема содержания);

– в необходимости использование специальных методов, приёмов, форм и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности(обеспечение «обходных путей» в обучении);

– в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья);

– в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;

– в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции)

-в изменении структуры и временных рамок;

На основе чего идет адаптация основной образовательной программы?

Адаптация осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Какие этапы разработки и реализации АОП?

Разработка и реализация АОП осуществляется в следующей логике:

1. Предварительный этап:

предварительная оценка образовательных потребностей ребенка из запроса родителей;

определение классного руководителя и класса, в который поступает обучающийся с ОВЗ;

определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия какого-либо специалиста привлечение дополнительных ресурсов (сотрудничество с психолого-педагогическим центром, привлечение волонтеров и т.д.);

заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательное учреждение.

2. Диагностический:

изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, обсуждение психолого-медико-педагогического заключения);

описание необходимых обучающемуся с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.

3. Разработка  адаптированной образовательной программы:

проектирование необходимых структурных составляющих АОП:

титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов;

организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы – реализация АОП;

отслеживание эффективности реализации АОП и внесение корректив в АОП. 

Адаптированная образовательная программа помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат.

Качественно составленная Адаптированная образовательная программа также помогает учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях).

Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в эту программу. Скорее, АОП фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени. При правильном использовании, такие программы могут стать хорошими помощниками в ежедневной учительской практике.

АОП

АООП

На конкретных детей в рамках инклюзии АОП опирается на ООП или АООП

Школа, «коррекционный класс»

АООП и АОП

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. Адаптированная программа составляется на основе определенных  нормативно правовых документах, в которых встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП). Встал вопрос «в чем принципиальная разница между АОП и АООП»?

В ФЗ №273 даны четкие определения, что такое образовательная программа, примерная основная образовательная программа и адаптированная образовательная программа. Рассмотрим их более подробно.

  1. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов. Таким образом ОП рассчитана для всех ступеней образования, т.е на всю школу.
  2. Адаптированная основная общеобразовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
  3. Адаптированная образовательная программа определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для инвалидов содержание образования и условия организации обучения также определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида).
  4. Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Таким образом, ООП составляется по ступеням образованиям.
  5. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (далее – ООП) – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Если к термину «основные общеобразовательные программы» добавить слово «адаптированные», то получится «адаптированные основные общеобразовательные программы». По АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79.п.2.), а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее – ИПРА).

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных организаций должен содержать:

  • описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;
  • реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;
  • использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий;
  • соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013 г. — образовательная программа специальных (коррекционных) 5 образовательных учреждений I-VIII видов (Ст. 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г.), разрабатываемой на уровень образования.

Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития – СИПР, индивидуальный учебный план), учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.

АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Адаптированная основная общеобразовательная программа составляется на основе Примерной АООП.

На основе ООП и АООП пишется программа АОП, с учетом рекомендаций ПМПК и с учетом того что прописано в ИПРА. Также эта программа разрабатывается в рамках ПМПК учреждения. Если ребенок не усваивает АОП, то на такого ребенка разрабатывается СИПР.

Так, например, для обучающегося по варианту 7.1. вашей образовательной организации необходимо разработать АООП на весь период обучения. Затем, в соответствии с разработанной АООП необходимо составить АОП. АОП составляется на 1 год обучения.

На основании выше изложенного место АОП и АООП определяется в сфере общего образования следующим образом (рис 1).

Выступление

на тему: 

«Подбор, разработка,

согласование и утверждение адаптированной образовательной программы».

Алексеева Галина Владимировна

учитель начальных классов

Салават

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приказ об утверждении основной образовательной программы начального общего образования

Утверждение основной образовательной программы начального общего образования...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...

«Разработка проекта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в рамках одной предметной области «Русский язык»

Рабочая программа «Русский язык» разработана для  учащихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата   на основе примерной адаптированной  основной об...

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...

Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Структура адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ....