ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему
Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение - все это поддерживает интерес к обучению. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках и будет являться одним из таких средств.
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения. Информационные технологии дают возможность учителю применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор. Учитель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития учащегося с ОВЗ, поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучшего варианта учебной программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Пивовар Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ школа №7,
г.Санкт-Петербург
Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение - все это поддерживает интерес к обучению. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, С.Л. Рубинштейн и др. Ими были разработаны различные методики и теории. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках и будет являться одним из таких средств.
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения. Новые технологии не заменят учителей, учебников или класс, они помогают поставить в центр внимания обучение учащихся, создают новые возможности для развития всей системы образования.
Информационные технологии дают возможность учителю применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду, позволяющую реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Учитель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития учащегося с ОВЗ, поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучшего варианта учебной программы.
Необходимость использования ИКТ на уроках неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении и познании нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Наиболее важными причинами необходимости применения компьютера в обучении детей с ОВЗ является:
- организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей;
- реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;
- расширение возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
Коррекционный смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи. Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей данного возраста. Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему обучения. Отбор коррекционных задач учитель осуществляет, исходя из следующих принципов:
- отбор учебно-коррекционных задач, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
- достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
- индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Главная задача коррекционной школы — социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. В связи с этим следует учитывать, что трудовое обучение является одним из важнейших методов коррекции, так как позволяет:
- привить учащимся потребность в труде, как основной жизненной норме;
- сформировать у учащихся общетрудовые умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, положительную учебную мотивацию;
- научить осознанно, использовать в речи профессиональную терминологию.
При этом необходимо отметить, что на уроках трудового обучения, где большая часть времени отведена на практическую работу, сложность формирования предметных понятий возрастает в виду того, что учителю необходимо учитывать индивидуальность каждого ученика, при выполнении конкретного задания.
Обучение с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Использование уроков – презентаций на уроках трудового обучения позволяет стимулировать интерес учащихся к предмету, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формированию и коррекции образного представления об изучаемых изделиях. Презентация дает возможность учителю иллюстрировать каждую свою мысль во время объяснения нового материала. При составлении презентации учитель использует разнообразный иллюстративный материал из учебных пособий, художественной литературы, мультимедийных энциклопедий и Internet, фотографии.
Во время презентации можно быстро и грамотно использовать видеофрагменты. Презентация дает возможность при объяснении учителя включать и корректировать 3 вида памяти учащихся (зрительную, слуховую, моторную).
Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео - графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения
Презентация помогает разбирать сложный материал поэтапно. Даже сложный для восприятия материал урока можно разнообразить и, как следствие, привлечь внимание учащихся.
При закреплении материала в случае неверного ответа учащихся презентация дает возможность, через гиперссылки, вернуть учеников к нужному моменту урока, где представлен материал для ответа. Презентация дает возможность вернуться не только к текущему материалу, но и к предыдущей теме.
Анимация, в меру применяемая в презентации, помогает запоминанию. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на основном в представленном материале.
Происходит развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты. Работа за компьютером вырабатывает такие личностные качества ребенка как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, повышается самооценка, складывается удовлетворенность, как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе относят к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе Power Point. Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными. Презентации не должны быть перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией; для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать ИКТ во всех сферах жизни. Современная коррекционная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен активно использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача коррекционной школы: обеспечить получение основного общего специального (коррекционного) образования каждому обучающемуся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. Используя информационные компьютерные технологии при проведении урока, учебный процесс становится увлекательным, интересным как для детей, так и для педагога. На таких уроках у детей с ОВЗ повышается мотивация к учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.
Несомненно, что в современной коррекционной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто дать каждому учащемуся некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления собственной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Литература
1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.
2. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 67–76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых форм фольклора в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья поможет учителю как в интересной игровой форие проводить уроки в коррекционной школе. Какие виды работ можно провести с детьми, чтобы снять напряжение, усталость, чтобы учение стало радостным....
Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....
Выступление на ШМО учителей начальной школы "Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной работе рассказывается об организации работы с детьми с ОВЗ, об использовании ИКТ в работе с такими детьми....
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
laquo;ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
Использование игровых технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих статус ОВЗ. Тем не менее, соблюдая Закон об образовании, они обязаны получить доступное образование, усвоить те академические навыки, которые ...