Родительское собрание "Деятельность младших школьников"
методическая разработка (2 класс) на тему
Данная разработка поднимает актуальный вопрос о подготовке и проведении родительского собрания в начальной школе. Данный материал в доступной форме оповещает общие принципы подготовки, проведения и содержания, и на конкретных примерах показывает, как можно осуществить качественное проведение тематического родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.odt | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание во 2 классе
Тема: «Деятельность в младшем школьном возрасте».
Классный руководитель- Антонова Мария Александровна
Цель: Создать условия для овладения родителями умения оказывать квалифицированную помощь своим детям в их учебной деятельности.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями физического и психологического развития младших школьников и его влиянием на учебный процесс.
2.Довести до сознания родителей, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей; её формирование – главная педагогическая задача как для учителя, так и для родителей.
3.Обсудить некоторые приемы воспитания и обучения младших школьников с учётом их возрастных и психологических особенностей.
4. Активизировать родителей для участия и сотрудничества.
Форма проведения: информационно-практическое занятие.
Подготовительная работа:
Систематизация информации по данной теме.
Ход собрания
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству. Изменение социальной ситуации развития в этот период состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Система «ребенок- учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Происходит переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе.
Именно тот факт, что он становится учеником, человеком, учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь психологический облик ребенка , на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, с взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.
Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения, трудовые, художественные, спортивные.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.
Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.
Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационный сферы. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получив новый, более взрослый статус. Интерес к школе существует почти у всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т. д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу.
К категории внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относится социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым, занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу, мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в классе, «пятерочником»), реально действующими чаще являются узкие социальные мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку) сужает содержание ученика, порождает школьную систему принуждения.
Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу.
Сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Центральная задача младшей школы - формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности. Полноценная учебная деятельность включает умения:
• выделять и удерживать учебную задачу;
• самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
• владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
• владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретически;
• уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
• иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений .
В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.
Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Если труд дошкольника—это преимущественно труд по самообслуживанию, то у школьника он связан с общими задачами семьи и школы.
Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача—добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.
Большое значение для формирования младшего школьника положительного отношения к трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что - то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности. Важное значение здесь имеет похвала учителя, родителей и др.
Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, — это трудолюбие .
Памятка для родителей
Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.
Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.
Не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной работы, не спешите высказать ребенку свое недовольство, Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.
Старайтесь быть последовательным в своих требованиях.
Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполните это поручение вместе.
Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.
Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.
Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам нечем ему будет заплатить, например, за мытьё посуды.
Игра наряду с трудом – один из основных видов деятельности человека, удивительный феном нашего существования.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуется в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками .В игровой модели учебного процесса создаются проблемные ситуации через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в игровом воплощении. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра и учёба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не -заполненный разрыв. Тут нужны «переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной.
Огромное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально- пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре выполняют такой объем, который никогда не выполняет в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них я подбираю такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их.
Считаю, что большое значение в создании ситуации успеха имеет морально–психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности перед заданием. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности использую игровые моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». ( В.А. Сухомлинский)
Для эффективного формирования коммуникативных умений у младших школьников мы должны выделить художественно–творческую деятельность. Творчество – один из видов деятельности, направленный на разрешение противоречий (творческой задачи), для которой необходимы объективные и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью. Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач, результатом которого будет новизна.
Творчество школьника – это создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки . В мире есть дети, одаренные в какой–то конкретной области, но это чрезвычайно редкий дар природы, и в общем потоке они имеют обыкновенные способности. Способности можно развить до высокого уровня, если создать им благоприятные условия. Так как одни таланты проявляются раньше, а другие позже, то поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать .
У младших школьников творчество неразрывно связано с воображением, фантазией. Очень важно в этом возрасте помочь им раскрыть их творческое мышление, которое с возрастом может погаснуть, так и не реализовавшись. Для развития творчества нужен в первую очередь творчески развитый педагог, который направит в нужное русло творческий потенциал ребенка, тем самым дав ему уверенность в своих возможностях и в правильности мышления. Ребята не всегда могут высказать свои чувства и мысли. Поэтому очень важно, чтобы учитель создал атмосферу доверия на уроке, чтобы пробудить в учениках желание высказаться, Уверенный ребенок – значит открытый для творчества и воплощения в реальность продукта своего воображения в разных видах: рисование, лепка, вышивание, аппликации и др.
На уроках мы отчетливо видим, что совместная деятельность школьников помогает им не только развиваться в творческом плане, но также и в коммуникативном, у них развивается речь, расширяется кругозор. Они советуются, общаются, иногда даже спорят, но в конечном итоге их творческая деятельность воплощается в конечный продукт.
Художественно – творческая деятельность в начальном образовании играет важную роль в самообразовании ребенка. Во время этой деятельности дети ощущают себя великими творцами, они становятся увереннее в себе и в своих высказываниях, самостоятельно принимают решения, а самое главное они начинают советоваться друг с другом и помогать. Через продукты детского творчества мы получаем важную информацию о чувствах и переживаниях ребенка, о его внутреннем мире. Одним из таких продуктов являются рисунки. Для всестороннего развития ребёнка, изобразительная деятельность имеет огромное значение. Дети через рисунки передают то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицальное отношение.
Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Так, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).
Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса. В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.
Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Наблюдения показывают, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры мы стараемся использовать игровые и соревновательные методы. В работе с детьми младшего школьного возраста большую часть урока уделяем подвижным играм, благодаря которым развиваются как сильные, так и слабые ученики. Начальная школа является местом активной деятельности ребёнка .
Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение от спортивной деятельности, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой. Спортивная деятельность в школе содействует формированию и развитию способностей личности, позволяющих реализовать индивидуальные возможности и применять полученные знания и умения по физической культуре в собственной жизненной практике. Непременным условием рационально построенного двигательного режима младших школьников является качественное разнообразие движений, а система физкультурно-оздоровительной работы должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания.
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.
Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. В практике школ можно найти немало примеров организации и сплочения детского коллектива в процессе различных видов деятельности обучающихся: игры, туристических походов, краеведческой работы и т.п.
Для того, чтобы деятельность в коллективе решала задачи формирования личности школьника , необходимо обращать серьёзное внимание на характер общения между детьми. Следует иметь в виду, что ребёнок, входя в состав различных коллективов, выступает в них и как субъект и как объект общения. В процессе деятельности он испытывает на себе влияние других членов коллектива и сам оказывает на них определенное воздействие.
Поисково-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. В процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Формированию поисково-исследовательской деятельности способствуют проблемный и практический методы обучения. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность ребят, а практическая работа - незаменимый помощник в поиске решения проблемы. Но наиболее эффективным способом формирования поисково-исследовательской деятельности является метод проектов. Умение детей планировать и реализовывать проекты положительно скажется на их успешности в дальнейшей жизни.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать и через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании
условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Особое внимание уделено рассмотрению вопроса об усилении мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются такие виды, как наблюдение, поиск информации в дополнительной литературе, в сети Интернет, если они доступны учащимся. При реализации задач проекта учащимися с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличена доля участия старших. Для формирования навыков исследовательской работы с такими детьми эффективны коллективные исследования.
Исследовательская деятельность помогает глубже понять изучаемый материал, т.к. учащиеся сами проводят наблюдения, анализируют и делают выводы. Развитию поисково-исследовательской деятельности способствуют экскурсии, викторины, творческие отчёты, диспуты, круглые столы, дискуссии, мини-исследования. Эффективна форма групповой работы, в процессе которой у ребёнка появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать свою точку зрения, и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.
Животрепещущим вопросом стал вопрос о возможной роли родителей при проведении исследовательской деятельности учащихся. Новые стандарты есть трехсторонний договор между государством, обществом и семьей, но, при этом, помощь родителей должна быть дозирована, а учитель оказывает родителям методическую помощь.
Рефлексия
Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по теме собрания, пожелания, замечания, предложения.
(Родители высказываются)
Подведение итогов собрания
Каждый родитель должен участвовать в школьной жизни ребенка. Ведь содействие ребенку со стороны родителей повысит его (ребёнка) способность к обучению.
Работая вместе с детьми, родители больше времени
проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
Спасибо большое за работу. Я желаю вам активно принимать участие в учебной деятельности детей , проявлять инициативу, разрабатывать идеи в сотрудничестве с детьми и классным руководителем.
Решение собрания:
Помогать детям в осуществлении учебных задач.
Принимать активное участие в жизни класса и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".
Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....
Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».
Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....
Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""
В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....
Родительское собрание на тему "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5487...
Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"
Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
родительское собрание "Младший школьник:помоги ему учиться"
разработка родительского собрания с заданиями и советами родителям...