Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. - М.: «Просвещение», 2011;
- Устав МБОУ «Каратузская СОШ» филиал Лебедевская ООШ;
- Учебный план МБОУ «Каратузская СОШ» филиал Лебедевская ООШ;
- Календарно-учебный график
Цель:
- создание условий для развития социально - адаптивной, коммуникабельной и толерантной личности; (личности духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях).
Задачи:
- развивать личность ребёнка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности;
- содействовать социализации личности обучающихся;
- создать такую систему деятельности, в которой главным направлением стало бы формирование способности учащегося к самоопределению,
- расширять представление о человеке;
- развивать психические качества личности;
- освоить два уровня этикета: «Не мешай окружающим людям», «Будь приятен окружающим людям»;
- приобщать к здоровому образу жизни;
- организовать коллективную деятельность, развивать творчество.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность осуществляется на основании годового плана воспитательной работы образовательного учреждения и плана классного руководителя.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности. Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Среди широкого спектра программ внеурочной деятельности школьников, одним из механизмов достижения высоких воспитательных результатов, может стать комплексная программа классного руководителя. Комплексная программа предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Основные направления воспитательной работы.
Общеинтеллектуальное направление «Хочу всё знать» 17 час.
Спортивно-оздоровительное 17 час.
Общекультурное 9 час.
Духовно-нравственное направление 17 час
Социальное 8 час.
Общеинтеллектуальное направление
Задачи воспитания:
- Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы.
- Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
- Изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты:
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Спортивно-оздоровительное направление
Задачи воспитания:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
- Воспитание потребности в здоровье как жизненно важной ценности, развитие сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
- Формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
Наличие умений и навыков санитарно- гигиенической культуры, ведение здорового образа жизни.
Общекультурное направление
Задачи воспитания:
- Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.
- Развитие художественных способностей.
- Воспитание чувства любви к прекрасному.
- Формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
- Развитие интереса, воспитание уважения к истокам родной земли.
Ожидаемые результаты:
Знание основных направлений эстетической культуры. Умение видеть и понимать прекрасное вокруг. Заботливое отношение к природе родного края. Уважение к историческому прошлому своей Родины.
Духовно-нравственное направление
Задачи воспитания:
- Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- Формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Социальное направление
Задачи воспитания:
- Способствовать тому, чтобы каждый ученик понял, что труд может даже будни сделать праздничными днями.
- Приобщать учащихся к общественной работе, воспитывать сознательное отношение к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся будут испытывать потребность помочь ближнему.
Содержание воспитательной деятельности.
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- социальной активности;
- представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- навыков здорового образа жизни.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
- упражнение,
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
- методы игры в различных вариантах,
- составление плана и т.д.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять.
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности на 2018-2019 уч.год
№ | Наименование направлений внеурочной деятельности, разделов (модулей), тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | дата | |
план | факт | ||||
1 | Общекультурное направление | 9 | |||
1 | конкурс рисунков "Мои домашние питомцы" | 1 | Презентация рисунков | 03.09 | |
2 | Прогулка "Осенние находки" | 1 | Поделки | 07.09 | |
3 | Конкурс прикладного творчества "Бумажная фантазия" | 1 | Поделки | 10.09 | |
4 | Осенняя ярмарка | 1 | Викторина, поделки | 14.09 | |
5 | Час общения "Кем были мои прадеды?" | 1 | Фото, рассказы детей | 17.09 | |
6 | Выставка-конкурс "Пластичные материалы" | 1 | Поделки | 21.09 | |
7 | Классный час "Войну мы не забудем, войну мы не хотим" | 1 | Презентация, стихи | 24.09 | |
8 | День пожилого человека | 1 | рисунки | 28.09 | |
9 | День учителя | 1 | Презентация | 01.10 | |
2 | Общеинтеллектуальное направление | 17 | |||
10 | Час общения "Секреты успеха на уроке" | 1 | Работа с серией картинок | 05.10 | |
11 | Конкурс "Мыслитель" | 1 | Рисование | 08.10 | |
12 | Проект "О чём может рассказать школьная библиотека" | 3 | Экскурсия, заметки, стенгазета | 12.10 15.10 19.10 | |
13 | Работа со справочной литературой "Академ-городок" | 3 | Чтение, обсуждение | 22.10 26.10 09.11 | |
14 | Практикум "Учимся ставить цели" | 2 | Работа с портфолио | 12.11 16.11 | |
15 | Посиделки "Мой знак зодиака" | 1 | Презентация, беседа | 19.11 | |
16 | Анкетирование "Парад предметов" | 1 | 23.11 | ||
17 | Диагностика "Пять моих Я" | 1 | 26.11 | ||
18 | Литературный ринг | 1 | Конкурсная программа | 30.11 | |
19 | Конкурсная программа "К звёздам!" | 1 | Групповая работа | 03.12 | |
20 | Диагностическая методика "Пьедестал" | 1 | 07.12 | ||
21 | Диагностическая методика "Моё учение" | 1 | 10.12 | ||
3 | Социальное направление | 8 | |||
22 | Рейд "Самое чистое рабочее место" | 1 | 14.12 | ||
23 | Ярмарка профессий. Проект "Профессии" | 2 | 17.12 21.12 | ||
24 | Фабрика поздравлений | 1 | Открытки, поздравления | 24.12 | |
25 | Рейд "Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки" | 1 | Проверка сохранности школьных принадлежностей | 28.12 | |
26 | Участие в работе школьного лесничества "Муравей" | 1 | Изготовление кормушек | ||
27 | Экологический проект "Возьмём под защиту" | 2 | Создание книги | ||
4 | Духовно-нравственное направление | 17 | |||
28 | Практикум "Что такое хорошо и что такое плохо?" | 1 | Обсуждение ситуаций | ||
29 | Правовой час "Символы России" | 1 | Презентация, стихи | ||
30 | Ролевая игра "Уважаем старших" | 1 | Работа в группах | ||
31 | Классный час "Как не прослыть неприятным человеком?" | 1 | Проблемный диалог | ||
32 | Урок доброты | 1 | Обсуждение, презентация | ||
33 | Час общения "Как я отношусь к людям?" | 1 | Деловая игра | ||
34 | Час общения Мои одноклассники | 1 | Деловая игра | ||
35 | Классный час "О доброжелательности и равнодушии" | 1 | Сочинение сказки | ||
36 | Районный конкурс юного писательского таланта "В судьбе природы - моя судьба" | 1 | Сочинение | ||
37 | Дискуссия "Если тебе плохо" | 1 | Разговор по душам | ||
38 | День Защитника Отечества | 1 | Конкурсная программа | ||
39 | Час толерантности | 1 | Обсуждение презентации | ||
40 | Правовая игра "Я и мои поступки" | 1 | Рефлексия | ||
41 | Психологическое занятие "Давайте подумаем о счастье" | 1 | Рисование | ||
42 | Моя Россия урок | 1 | Презентация, стихи | ||
43 | Мои земляки | 1 | презентация | ||
44 | Волонтёрская работа | 1 | |||
5 | Спортивно-оздоровительное направление | 17 | |||
45 | Практикум "Поведение на дорогах и в транспорте" | 1 | Видеоролик, просмотр, обсуждение | ||
46 | Деловая игра " Здоровье -богатство на все времена" | 1 | |||
47 | Осенний кросс | 1 | |||
48 | Спортивный час | 2 | Спортивные соревнования | ||
49 | Беседа "Профилактика гриппа" | 1 | Встреча с мед. работником | ||
50 | Своя игра "Здоровье - единственная драгоценность" | 1 | Интерактивная игра | ||
51 | Классный час "Вредные привычки и пристрастия" | 1 | Групповая работа | ||
52 | Тренинг "Сам себе доктор" | 1 | |||
53 | Прогулка "Узоры на снегу" | 1 | |||
54 | Час красоты и здоровья "Её величество вода" | 1 | Презентация, опыты | ||
55 | Практикум "Румяные щёчки" | 1 | |||
56 | Школа пешеходных наук | 3 | Памятки, викторины | ||
57 | Марафон здоровья | 2 | Спортивные состязания |
Результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого, приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- дифференциация по интересам;
- проектная деятельность
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые адаптируют его в основной школе, и раскроет свои личные творческие способности.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Материально – техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 | В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1 |
2 | «Энциклопедия для детей», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с. |
3 | В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2 |
4 | Гальперштейн Л. Я. Растения: Научно-популярное издание для детей/ Ил. Г. А. Мацигина; Оформл. Серии И. П. Смирнова. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. – 31с. – (Я открываю мир) |
5 | Журнал «1 сентября», "Педсовет" |
6 | Ноутбук |
7 | Экран |
8 | Колонки для компьютера |
9 | Шахматы |
10 | Шашки и др. настольные игры |
11 | Мячи |
12 | Скакалка |
13 | ИКТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....