ВУД
рабочая программа (4 класс) по теме
ВУД "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_zanimatelnaya_matematika_2018.docx | 63.4 КБ |
Предварительный просмотр:
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011г.).
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
1.1 Личностные результаты обучающихся 1-4 классов
В результате освоения данного курса внеурочной деятельности у обучающегося/выпускника будут сформированы:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности.
Обучающийся/выпускник получит возможность для формирования:
- самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- осознания себя членом общества, чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознания и принятия базовых общечеловеческих ценностей, нравственных представлений и этических чувств; культуры поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установки на безопасный здоровый образ жизни.
1.2.Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 1-4 класс
В результате освоения данного курса внеурочной деятельности у обучающегося/выпускника будут сформированы:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использоватьсоответствующие знаково-символические средства для моделированияситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
— составлять фигуры из частей, определять место заданной деталив конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Обучающийся/выпускник получит возможность для формирования:
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:сравнивать построенную конструкцию с образцом;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбиратьиз них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— конструировать несложные задачи;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлятьошибки.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 КЛАСС)
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек
на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Виды деятельности:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Форма организации занятий — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки)
— двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Виды деятельности:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации занятий — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Виды деятельности:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№п/п | Разделы, темы учебных занятий | Количество часов |
Геометрическая мозаика Математика — это интересно. | 2 | |
Танграм: древняя китайская головоломка. | 3 | |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 3 | |
Мир занимательных задач | 2 | |
Веселая геометрия. | 5 | |
Числовые головоломки. | 4 | |
Математическое путешествие. | 14 |
2 класс
№п/п | Разделы, темы учебных занятий | Количество часов |
Геометрическая мозаика | ||
1 | Удивительная снежинка | 1 |
2 | Иrpa«Крестики-нолики» | 1 |
Числа. Арифметические действия. Величины | ||
3 | Математические игры | 1 |
4 | Прятки с фигурами | 1 |
5 | Секреты задач | 1 |
Геометрическая мозаика | ||
6 | «Спичечный» конструктор | 1 |
7 | «Спичечный» конструктор | 1 |
8 | Геометрический калейдоскоп | 1 |
Мир занимательных задач | ||
9 | Числовые головоломки | 1 |
Геометрическая мозаика | ||
10 | «Шаг в будущее» | 1 |
11 | Геометрия вокруг нас | 1 |
12 | Путешествие точки | 1 |
13 | «Шаг в будущее» | 1 |
14 | Тайны окружности | 1 |
Числа. Арифметические действия. Величины | ||
15 | Математическое путешествие | 1 |
16 | Новогодний серпантин | 1 |
17 | Новогодний серпантин | 1 |
18 | Математические игры | 1 |
19 | Часы нас будят по утрам… | 1 |
Геометрическая мозаика | ||
20 | Геометрический калейдоскоп | 1 |
Мир занимательных задач | ||
21 | Головоломки | 1 |
22 | Секреты задач | 1 |
23 | Что скрывает сорока? | 1 |
Числа. Арифметические действия. Величины. | ||
24 | Интеллектуальная разминка | 1 |
25 | Дважды два - четыре | 1 |
26 | Дважды два - четыре | 1 |
27 | Дважды два - четыре | 1 |
28 | В царстве смекалки | 1 |
29 | Интеллектуальная разминка | 1 |
Геометрическая мозаика | ||
30 | Составь квадрат | 1 |
Мир занимательных задач | ||
31 | Мир занимательных задач | 1 |
32 | Мир занимательных задач | 1 |
33,34 | Математические фокусы | 2 |
3 класс
№п/п | Разделы, темы учебных занятий | Количество часов |
Мир занимательных задач 1ч | ||
1 | Интеллектуальная разминка | 1 |
Числа. Арифметические действия. Величины 1ч | ||
1 | «Числовой» конструктор | 1 |
Геометрическая мозаика 1ч | ||
1 | Геометрия вокруг нас | 1 |
Мир занимательных задач 3ч | ||
1 | Волшебные переливания | 1 |
2-3 | В царстве смекалки | 2 |
Геометрическая мозаика 3ч | ||
1 | «Шаг в будущее» | 1 |
2-3 | «Спичечный» конструктор | 2 |
Числа. Арифметические действия. Величины 12ч | ||
1 | Числовые головоломки | 1 |
2-3 | Интеллектуальная разминка | 2 |
4 | Математические фокусы | 1 |
5 | Математические игры | 1 |
6 | Секреты чисел | 1 |
7 | Математическая копилка | 1 |
8 | Математическое путешествие | 1 |
9 | Выбери маршрут | 1 |
10 | Числовые головоломки | 1 |
11-12 | В царстве смекалки | 2 |
Мир занимательных задач 1ч | ||
1 | Мир занимательных задач | 1 |
Геометрическая мозаика 1ч | ||
1 | Геометрический калейдоскоп | 1 |
Мир занимательных задач 2ч | ||
1 | Интеллектуальная разминка | 1 |
2 | Разверни листок | 1 |
Числа. Арифметические действия. Величины 9ч | ||
1-2 | От секунды до столетия | 2 |
3 | Числовые головоломки | 1 |
4 | Это было в старину | 1 |
5 | Математические фокусы | 1 |
6-7 | Энциклопедия математических развлечений | 2 |
8-9 | Математический лабиринт | 2 |
4 класс
№ | Разделы, темы учебных занятий | Кол-во часов |
1 | Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 1 |
2 | Числа-великаны Как велик миллион? Что такое гугол? | 1 |
3 | Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 1 |
4 | Кто что увидит? Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | 1 |
5 | Римские цифры Занимательные задания с римскими цифрами. | 1 |
6 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | 1 |
7 | Секреты задач Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | 1 |
8 | В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 1 |
9 | Математический марафон Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | 1 |
10-11 | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | 2 |
12 | Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | 1 |
13 | Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 1 |
14 | Математические фокусы «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | 1 |
15-16-17 | Занимательное моделирование Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | 3 |
18 | Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | 1 |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) | 1 |
20 | «Математика — наш друг!» Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | 1 |
21 | Решай, отгадывай, считай Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | 1 |
22-23 | В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 2 |
24 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | 1 |
25-26 | Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | 2 |
27 | Математические фокусы Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | 1 |
28-29 | Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 2 |
30 | Блиц-турнир по решению задач Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений | 1 |
31 | Математическая копилка Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. | 1 |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) | 1 |
33 | Математический лабиринт Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | 1 |
34 | Математический праздник Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | 1 |
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Раздел, кол-во часов | Дата | № п/п | Тема занятия |
Математика — это интересно. 2ч | 1 | Математика – это интересно | |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка | ||
Танграм: древняя китайская головоломка. 3ч | 3 | Путешествие точки | |
4 | Игры с кубиками | ||
5 | Танграм: древняя китайская головоломка | ||
Числа. Арифметические действия. Величины. 3ч | 6 | Волшебная линейка | |
7 | Праздник числа 10 | ||
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | ||
Мир занимательных задач-2ч | 9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | |
10 | Игры с кубиками | ||
Веселая геометрия. 5ч | 11 | Конструкторы лего | |
12 | Весёлая геометрия | ||
13 | Математические игры | ||
14 | «Спичечный» конструктор | ||
15 | Задачи-смекалки | ||
Числовые головоломки. 4ч | 16 | Прятки с фигурами | |
17 | Математические игры | ||
18 | Числовые головоломки | ||
19 | Математическая карусель | ||
Математическое путешествие. 14ч | 20 | Уголки | |
21 | Игра в магазин. Монеты | ||
22 | Конструирование фигур из деталей танграма | ||
23 | Игры с кубиками | ||
24 | Математическое путешествие | ||
25 | Математические игры | ||
26 | Секреты задач | ||
27 | Математическая карусель | ||
28 | Числовые головоломки | ||
29 | Математические игры | ||
30 | Секреты задач | ||
31 | Математическая карусель | ||
32 | Числовые головоломки | ||
33 | КВН «Математика – Царица наук» |
2 классы
Раздел, кол-во часов | Дата | № п/п | Тема занятия |
Геометрическая мозаика (2ч) | 1 | Удивительная снежинка | |
2 | Иrpa«Крестики-нолики» | ||
Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч) | 3 | Математические игры | |
4 | Прятки с фигурами | ||
5 | Секреты задач | ||
Геометрическая мозаика (3ч) | 6 | «Спичечный» конструктор | |
7 | «Спичечный» конструктор | ||
8 | Геометрический калейдоскоп | ||
Мир занимательных задач (1ч) | 9 | Числовые головоломки | |
10 | «Шаг в будущее» | ||
Геометрическая мозаика (5 ч) | 11 | Геометрия вокруг нас | |
12 | Путешествие точки | ||
13 | «Шаг в будущее» | ||
14 | Тайны окружности | ||
Числа. Арифметические действия. Величины (5ч) | 15 | Математическое путешествие | |
16 | Новогодний серпантин | ||
17 | Новогодний серпантин | ||
18 | Математические игры | ||
19 | Часы нас будят по утрам… | ||
Геометрическая мозаика (1ч) | 20 | Геометрический калейдоскоп | |
Мир занимательных задач (3ч) | 21 | Головоломки | |
22 | Секреты задач | ||
23 | Что скрывает сорока? | ||
Числа. Арифметические действия. Величины (6ч) | 24 | Интеллектуальная разминка | |
25 | Дважды два - четыре | ||
26 | Дважды два - четыре | ||
27 | Дважды два - четыре | ||
28 | В царстве смекалки | ||
29 | Интеллектуальная разминка | ||
Геометрическая мозаика (1ч) | 30 | Составь квадрат | |
Мир занимательных задач (4ч) | 31 | Мир занимательных задач | |
32 | Мир занимательных задач | ||
33 | Математические фокусы | ||
34 | Математические фокусы |
3 класс
Раздел, кол-во часов | Дата | № п/п | Тема занятия |
Мир занимательных задач (1ч) | 1. | Интеллектуальная разминка | |
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч) | 2. | «Числовой» конструктор | |
Геометрическая мозаика (1ч) | 3. | Геометрия вокруг нас | |
Мир занимательных задач (3ч) | 4. | Волшебные переливания | |
5-6. | В царстве смекалки | ||
Геометрическая мозаика (3ч) | 7. | «Шаг в будущее» | |
8-9. | «Спичечный» конструктор | ||
Числа. Арифметические действия. Величины (12ч) | 10. | Числовые головоломки | |
11-12. | Интеллектуальная разминка | ||
13. | Математические фокусы | ||
14. | Математические игры | ||
15. | Секреты чисел | ||
16. | Математическая копилка | ||
17. | Математическое путешествие | ||
18. | Выбери маршрут | ||
19. | Числовые головоломки | ||
20-21. | В царстве смекалки | ||
Мир занимательных задач (1ч) | 22. | Мир занимательных задач | |
Геометрическая мозаика (1ч) | 23. | Геометрический калейдоскоп | |
Мир занимательных задач (2ч) | 24. | Интеллектуальная разминка | |
25. | Разверни листок | ||
Числа. Арифметические действия. Величины (9ч) | 26-27. | От секунды до столетия | |
28. | Числовые головоломки | ||
29. | Это было в старину | ||
30. | Математические фокусы | ||
31-32. | Энциклопедия математических развлечений | ||
33-34. | Математический лабиринт |
4 класс
Раздел, кол-во часов | Дата | № | Разделы, темы учебных занятий |
Мир занимательных задач (10 часов) | 1 | Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |
Числа. Арифметические действия. Величины.(13 часов) | 2 | Числа-великаны Как велик миллион? Что такое гугол? | |
Мир занимательных задач | 3 | Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | |
Геометрическая мозаика (11 часов) | 4 | Кто что увидит? Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 5 | Римские цифры Занимательные задания с римскими цифрами. | |
6 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | ||
Мир занимательных задач | 7 | Секреты задач Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 8 | В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
Мир занимательных задач | 9 | Математический марафон Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | |
Геометрическая мозаика | 10-11 | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
12 | Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | ||
13 | Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | ||
Числа. Арифметические действия. Величины. | 14 | Математические фокусы «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | |
Геометрическая мозаика | 15-16-17 | Занимательное моделирование Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 18 | Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) | ||
Мир занимательных задач | 20 | «Математика — наш друг!» Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 21 | Решай, отгадывай, считай Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | |
22-23 | В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | ||
24 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | ||
Мир занимательных задач | 25-26 | Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 27 | Математические фокусы Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | |
Геометрическая мозаика | 28-29 | Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |
Мир занимательных задач | 30 | Блиц-турнир по решению задач Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений | |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 31 | Математическая копилка Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. | |
Геометрическая мозаика | 32 | Геометрические фигуры вокруг нас Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) | |
Мир занимательных задач | 33 | Математический лабиринт Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | |
34 | Математический праздник Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
Используемая литература
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. ЛавлинсковаЕ.Ю.Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006. 8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4ступени.
4. http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.