Программа "Одаренные дети"
рабочая программа на тему

Гонтова Татьяна Тимофеевна

Программа " Одаренные дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_detidokument_microsoft_word_3.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №5

Учитель : Гонтова Т.Т.

Программа «Одаренные учащиеся»

Пояснительная записка

  Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач в эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает.

Программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с первого года обучения до окончания начальной школы, и направлена на эффективное выявление и развитие индивидуального потенциала.

Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях общеобразовательной школы МБОУ «СОШ №5» намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одарёнными учащимися

Актуальность программы:

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательном учреждении необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, родителей, педагога-психолога, социального педагога. Реализация программы приведет к появлению системных нововведений в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства.

Цель программы:

Основная цель программы «Одаренные учащиеся» заключается в создании благоприятных условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей одаренных детей.

Задачи программы:

1. Создание «ситуации успеха» через организацию участия детей в олимпиадах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях.

2. Усиление роли внеурочной деятельности для развития одарённости.

3. Систематизация работы по развитию исследовательских навыков учащихся.

4. Совершенствование системы выявления одарённых детей, для оказания психологической помощи одарённым детям.

Диагностическое направление - организация выявления и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, пополнение банка данных «Одарённые дети».

Развивающее направление – предусматривает проведение различных мероприятий для развития одарённости детей.

.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

 Системный подход.

 Личностный подход.

 Деятельностный подход.

 Культурологический подход.

Ожидаемые результаты:

 Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности;

 Разработка и реализация индивидуальных маршрутов для поддержки и развития одаренных детей;

 Разработка системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;

 Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

 количественные и качественные показатели участия обучающихся в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсов;  

 уровень социальной успешности выпускников.

Мониторинг достижения запланированных результатов:

 мониторинг успеваемости обучающихся школы по итогам учебных триместров и года;

 мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

 анализ достижений по образовательным направлениям

.

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностико-организационный .

Этап включает в себя:

 создание нормативно-правовой базы;

 обеспечение материально-технической базы;

 создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

 диагностирование обучающихся школы с целью выявления одаренных детей;

 создание банка данных одаренных детей;

 отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

Второй этап – организационно-практический: связан с непосредственной работой с одаренными обучающимися.

Этап включает в себя:

 отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

 отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

Третий этап итогово-аналитический

Этап включает в себя контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов

 мониторинг личных достижений одаренных обучающихся;

 анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

 определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении;

 сравнительный анализ и обобщение результатов программы «Одаренные учащиеся»;

Категории одаренных детей:

 с высокими общими интеллектуальными способностями, дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и с конкретными академическими способностями;

 с высокими творческими способностями;

 с высокими лидерскими способностями;

 с высокими спортивными способностями.

Виды одаренности

Составляющие одарённости

Как проявляется

Академическая

одаренность

Общая интеллектуальная одарённость

Учащиеся имеют успехи во всех школьных предметах;

Узкая интеллектуальная

одарённость

Учащиеся имеют способности к усвоению одной или нескольких предметов;

Художественная одаренность

        Проявление фантазии в творческих художественных работах, высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки);

        

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Творческая одарённость

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов;

Артистическая одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом;

Психомоторная

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость;

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память;

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовывать сверстников на общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата и стремление контролировать ситуацию.

       Эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, устойчиво высокая творческая продуктивность.

I. Разработать план участия детей в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

II. Схема организации подготовки детей к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям:

1 этап - выявление одарённости ребёнка;

2 этап - определение олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований в которых ребёнок планирует участвовать в течение года;

3 этап - создание банка олимпиадных заданий прошлых лет;

4 этап - решение олимпиадных, творческих заданий учеником самостоятельно;

5 этап - совместная отработка трудных вопросов с педагогом;

6 этап - участие в олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях;

7 этап - анализ участия.

№п/п

Планируемое мероприятие

Срок

Планируемый результат

1

Выявление общей предметной одаренности:

Проведение анкетирования учащихся , имеющих:

-более высокие интеллектуальные способности

- доминирующую активную познавательную потребность

- испытывающие радость от умственного труда

-имеющие нетрадиционное мышление

Сентябрь-октябрь

Создание банка одаренных детей

2

Подборка материалов для подготовки к конкурсам, олимпиадам

Сентябрь-октябрь

Создание банка тестовых и творческих заданий

3

Проведение школьной олимпиады по образовательным областям

Участие детей в мероприятиях

4

Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников

Согласно плану ОУ

Участие детей в мероприятиях

5

Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах через сайты

 В течение года

сертификаты участников, дипломы

6

Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и

В течение года

Поддержка родителей в работе с одаренными детьми

7

Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня

Определение уровня овладения знаниями и умениями мотивированных детей

-Результативное представление о потенциале детей

- Пополнение банка данных

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...