Классный час: Масленица
классный час (3 класс) на тему

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        14.03.2016                                                                                                                        

Школа: №95

Класс: 3-6

Кабинет:203

Учитель школы: Устьянцева Н.Д.

Время занятия: 12.05-12.50                                                                                                                  

Тема: «Масленица»

Цель:  познакомить детей с праздником масленица, рассказать о его значении, происхождении, традициях и главных атрибутах.

Задачи: обучающая – расширить кругозор детей

                Планируемые результаты:

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, содействовать обогащению знаний детей о  празднике;

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;

                        

                 Оборудование: Компьютер, презентация, проектор. 

Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

2 минуты

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прежде чем начать наш сегодняшний классный час, мы прочитаем вам стихотворение:

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радости несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает!

Дома аромат блинов

Праздничный, чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет Сырная Седмица,

А за ней – Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Слушают стихотворение, анализируют его, делают выводы, и подходят к теме занятия. Отвечают на вопросы.

П:Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Основной этап

30 минут

Все верно, сегодня мы с вами поговорим о масленице, и прежде чем начать наш сегодняшний разговор, мы вам одну легенду об этом празднике.

 Однажды, собирая в лесу хворост, человек вдруг заметил среди высоких сугробов маленькую розовощекую девочку. Ее большие глаза удивленно смотрели на него, и не было в них просьбы о помощи, а скорее простое детское любопытство. Не похоже было, что она замерзла, хотя одета была в легкую белую шубку, а мороз все крепчал и вьюга злобно завывала.

- Чья ты, девочка? Как имя твое?

- Я дочь мороза и зовут меня Масленицей. – ответила девочка, во все глаза продолжая смотреть на человека.

- Почему ты так смотришь на меня?- спросил человек удивленно.

- Я никогда не видела людей. Ты первый, с кем я встретилась.

Немного придя в себя, человек стал уговаривать Масленицу попросить своего батюшку пожалеть людей и ослабить холода.

- Наши дома промерзли, детишки плачут, некому нас обогреть, утешить и развеселить.

- Что ж,- сказала Масленица,- батюшка мой строг и суров, но я могу вам помочь. Ступай к людям и скажи, чтоб ждали меня, да припасут побольше еды, чтоб встретить дочь мороза.

С тем и ушел человек. Масленица не обманула и действительно пришла к людям.

На лихой тройке понеслась она по деревням, селам и городам русским. И всюду, где бы она ни появилась, веселыми забавами, лихой пляской, горячими блинами да задорной песней  помогала людям забыть о суровом холоде. С тех самых пор масленица считается самым веселым праздником календаря.

А как вы думаете, почему этот праздник назвали именно «Масленица»?

Существует огромное количество легенд, почему Масленица называется Масленицей, одна из них, самая знаменитая, тесно связана с давней русской традицией выпекания блинов. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили блины на масле, которые в данном случае являлись символом солнца.

Масленица - праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали её в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками, с песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности.

Ребята, сейчас мы вас познакомим со сказкой «Соломенная масленица», а вы подумайте,  о чем она.

Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и  блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

- Масленица – пожируха, пустое  брюхо, съешь блинок!

А старуха:

- Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги.  Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.

Ходит Масленица – пожируха, пустое  брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит.  Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Ай,  Масленица – Обманщица.
До поста довела, сама удрала!

Ребята, а что вам приходит на ум в самую первую очередь, когда вы слышите слово «масленица»? (один из вариантов – блины)

Ну конечно! Ведь ни одна масленица не обходится без этого вкуснейшего блюда.

А  вы знаете почему блины являются одним из самых главных атрибутов масленицы?

Круглый горячий блин – это символ яркого весеннего  солнца, хороших урожаев и крепких семей.

Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубоких веков. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы. Проходят многочисленные ярмарки с разнообразными товарами, с вкусными блинами, аттракционами, катаниями с гор на санях и сжиганием куклы Масленицы. По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю. 

ПОНЕДЕЛЬНИК - "ВСТРЕЧА"

В первый день Масленицы строились горы изо льда, проходили гулянья на санях, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Качели делались специально к первому дню Масленицы. Люди ходили друг к другу в гости, делали подарки, но блины отдавать из дома было нельзя, так как считалось, что можешь вынести своё богатство.

ВТОРНИК - "ЗАИГРЫШ"

В этот второй день Масленицы, начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

А мы Масленицу встречали, 

Сыром гору поливали, 

На широкий двор зызывали 

Да блинами заедали. 

Проводились карнавалы и маскарады. Девушки и ребята катались с гор на санях и друг

к другу присматривались. Таким образом, подбирались в будущем супружеские пары.

СРЕДА - "ЛАКОМКА"

Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. В среду было принято ходить к тёще на блины, за угощением следовало примирение всех тёщ и зятьёв.

ЧЕТВЕРГ - "РАЗГУЛЯЙ"

Четверг – «разгуляй». В этот день обычно катали куклу Масленицы на саняхГлавное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Молодые парни и мужчины с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

ПЯТНИЦА - "ТЁЩЕНЫ ВЕЧЕРА"

Пятница – «тёщины вечера», в этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает. Блин символ солнца, счастливых браков, хороших детей.

СУББОТА - "ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ"

В этот день все начинали ходить друг к другу в гости, преподносить подарки, целовали друг друга. Смельчаки купались в проруби. На всей масленичной неделе проговаривали частушки, которые связаны непосредственно со вкусными блинами. Печь блины в масленицу доверяли только умелым хозяйкам, так как эта блинная традиция занимала важное место в торжестве праздника. В субботу молодые девушки и парни устраивали весёлые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - "ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ"

В последний день Масленицы обычно ходили в церковь (храм), просили у всех и вся прощения, после возвращались обратно к весельям и забавам. Вечером этого дня все собирались вокруг куклы Масленицы и играли в игры, после чего её сжигали и проговаривали;

Пора Масленице со двора съезжаться!

Масленица – блиноеда!

Масленица – жироеда!

Масленица – обируха!

Масленица – обмануха!

Масляная неделя

В Ростов полетела,

На пенёчек села,

Оладушек съела,

Другой закусила

И домой потрусила.

Весело гуляла, песни играла,

Всё, Масленица, прощай,

На тот год приезжай!

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

П:Анализировать информацию и устанавливать причинно следственные связи.

Физминутка

5 минут

Дети, а давайте с вами немного отдохнём. Встаем все из-за парт. Сейчас у нас будет небольшая игра на внимательность.

Учитель: я называю вам животных, которые могут летать, а вы внимательно меня слушаете. Если животное, которое я назвала вам не летает, то вы стоите на месте, а если летает, то вы машете руками как крыльями.

Летают:

Сова, курица, носорог, пингвин, голубь, кенгуру, заяц, гусь, антилопа, кошка, синица, лиса, колибри,  муравьед, соловей,

Теперь я буду называть вам тех животных, которые бегают (плавают)

Бегают : дятел, страус, коала, ленивец, гепард, овца, улитка, леопард, черепаха, мышь.

Плавают: коза, лягушка, утка, крот, тигр, крокодил, мангуст, лебедь, собака, обезьяна, корова.

Молодцы! Вы отлично справились!

Выполняют упражнение.

-

Подведение итогов. Рефлексия.

8 минут

-Встретилось ли вам что-то новое на уроке?
- Что больше всего запомнилось на занятиях?

- Вам могут помочь знания, полученные на уроке?

По очереди отвечают на поставленные вопросы учителя. Анализируют. Высказывают своё мнение.

Р: Рефлексия и оценка процесса результатов своей деятельности  на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час:" Масленица"

В разработке классного часа рассказывается о праздновании масленицы, играх и развлечениях....

Классный час "Масленица"

Методическая разработка о том как весело провести праздник проводов Масленицы с младшими школьниками....

классный час МАСЛЕНИЦА

Приближается весна. Скоро будем провожать зиму, а, значит, праздновать масленицу....

классный час "Масленица"

Эта работа о том, как праздновали масленицу наши предки....

Классный час "МАСЛЕНИЦА", 3 класс

Классный час по теме Масленица с играми , беседами , вопросами. Можно ещё добавить весенние заклички и песни о Масленице. Дети с удовольствием беседовали , заранее искали дополнительный материал. Это ...

Классный час "Масленица"

Проводы зимы "Масленица"...

Классный час (Масленица)

Ознакомление детей с традициями празднования масленицы на Руси....