Разработка классного часа по теме: " Мы встречаем новый год"
классный час (3 класс) на тему
Данная работа предназначина для лучшего знакомства учащихся с историей, обычаями и традициями Нового года как в России ,так и в других государствах.
С помощью этой работы мождно развить у детей творческие способности,мышление, речь.А так же воспитать этические нормы, уважения традиций и обычаев .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_novyy_god.docx | 360.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Юрга
МБОУ «Средняя Общеобразовательная школа» №1 имени А.П. Максименко
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
ПО ТЕМЕ: «МЫ ВСТРЕЧАЕМ НОВЫЙ ГОД»
Выполнила: Смирнова Марина Евгеньевна
МБОУ «СОШ»№1 учитель начальных классов
Классный час
На тему:
« Мы встречаем Новый год"
Цели:
- Знакомство с историей, обычаями и традициями празднования Нового года в России и других странах.
Задачи:
- Познакомить с особенностями празднования Нового года в России, других странах.
- Развивать творческие способности, мышление, речь, познавательный интерес.
- Воспитание этических норм, уважения традиций и обычаев своих и других стран.
Ход занятия
1.Организационный момент
Ёлки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей ёлке!
Дождик тоже не простой,
Серебристый, золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит.
Всё всегда наоборот
Только в праздник … (Новый год).
Беседа учителя с учащимися.
Учитель. Скоро на календаре 1 января. В этот день, как известно, начинается самый любимый праздник, какой?
Учащиеся. Новый год
Учитель. Что вы знаете об этом празднике?
Учащиеся рассказывают то ,что они знают об этом празднике.
Учитель. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду открываются новогодние базары, зажигаются огни на елках, улицы украшены иллюминациями. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год.
Новый год, как волшебник, помогает творить чудеса. Есть в этом празднике какая-то сказка и поэтому он самый светлый, самый любимый.
2. Постановка цели
А кто знает, откуда пришёл этот праздник?
Сегодня нам предстоит узнать, откуда к нам пришел этот замечательный праздник и как празднуется он в нашей стране и в других странах.
3.Беседа о праздновании Нового года.
Рассказ учителя.
Самый старинный праздник на нашей планете – Новый год. Сохранилась запись о праздновании Нового года в древнем Вавилоне, и датируется она вторым тысячелетием до нашей эры! И ни в каком другом празднике настолько ярко не проявляется характер народа, его традиции, уклад жизни. Во все времена наступление нового года у всех народов считалось праздником. Люди готовились к нему. Не везде на нашей планете Новый год приходит в одно и тоже время, и дело тут не во «временных поясах», а в невероятном количестве новогодних обычаев, примет, поверий и легенд у разных народов. Кроме того, не везде новогоднее веселье пахнет ёлкой и морозом, ведь на свете много стран, где встречают «безъёлочный» Новый год. Но единственное, что является общим для большинства стран мира, что неизменно присутствует на всех новогодних праздниках, - новогодние огни.
Традицией праздновать Новый год 1 января мы обязаны древним римлянам – именно в календаре, введённом императором Юлием Цезарем, новый год начинается 1 января. Название месяца «январь» мы тоже получили от римлян: месяц назвали в честь бога ворот и дверей Януса.
А у нас в России всегда ли Новый год праздновался 1 января?(слайд 2)
Выступление учащихся.
Рассказчик 1. Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. С 15 века праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая.
В старину в России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые - дети и взрослые, одетые в маски и шкуры животных. Они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая, крепкого здоровья, прославляли щедрость хозяев.
И лишь 300 лет назад все изменилось.(слайд 3 )
В 1700 году царь Петр 1 перенес празднование нового года на 1 января. Он издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. И в знак этого доброго начинания в веселии друг друга поздравлять с новым годом. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. Самолично Пётр I выпустил на площади первую ракету, тем самым возвестил о наступлении праздника. Затем грянули пушечные залпы, и поднялся колокольный звон – так началась эра продолжающейся до сих пор традиции первоянварского новогоднего праздника. Так с легкой руки Петра 1 Новый год стал зимним праздником.
И в каждом доме с тех пор принято ставить украшенную ёлку.
А как встречают Новый год в других странах? Давайте совершим небольшое путешествие и узнаем о традициях встречи Нового года в других странах.
Рассказчик 2. ИТАЛИЯ(слайд 4) .В Италии Новый год начинается 6 января. Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефану. Она прилетает ночью, открывает двери маленьким ключиком и наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учится и шалит, фея оставляет щепотку золы и уголёк. Обидно, но кто что заслужил. В новогоднюю ночь из окон квартир в самую последнюю минуту старого года итальянцы выбрасывают старую одежду и даже мебель. Вслед за ними летят хлопушки, конфетти, бенгальские огни. Принято считать, что если в новогоднюю ночь выбросишь старую вещь, то в новом году купишь новую. Подарки маленьким итальянцам дарит не только Бефана, но и итальянский Дед Мороз. Зовут его Баббо Натале. У него даже есть настоящий почтовый адрес, по которому можно отправить письмо. Этот адрес известен всем детям Италии: Баббо Натале, Бульвар Европы, 175, Рим, Италия. Напишите и вы Баббо Натале, и вас поздравит с праздником итальянский Дед Мороз.
Рассказчик 3.АНГЛИЯ (слайд 5) .Новый год для англичан желанный и любимый праздник. За несколько дней до 1 января на улицы выходят музыканты и певцы, исполняющие народные песни. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты английских сказок. Лорд Беспорядок ведёт за собой весёлое шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Мартовский Заяц, Шалтай-Болтай, Панч и другие. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. В Англии же возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году. Английские дети в новогоднюю ночь по традиции играют в прятки.
Рассказчик 4. ФРАНЦИЯ.(слайд 6) Французский Дед Мороз – Пер Ноэль – приходит ночью и оставляет подарки в детских башмаках. Обязательное блюдо на праздничном столе у французов – большой пирог. Тот, кому достался запечённый в него боб, получает титул «бобового короля», и в новогоднюю ночь все подчиняются его приказам.
Рассказчик 5.АВСТРИЯ.( слайд 7) Новый год в Австрии называется Сильвестром в честь Святого Сильвестра. Перед праздником все стараются запастись маленькими статуэтками в форме свинок, грибов, трубочистов. Эти фигурки по преданию приносят счастье в новом году. Особенно популярны изображения поросят с хвостиками-завитушками. Австрийцы считают, что свинья, роя землю рылом, двигается вперёд, то и её фигурка поможет им в новом году продвигаться вперёд к намеченным целям. Монетный двор в Вене уже 50 лет чеканит к Новому году медаль-сувенир, на котором изображён ребёнок верхом на свинье. Новый год отмечают обильным ужином всё из той же свинины. Зато за праздничным столом не должно быть раков и омаров, потому что они двигаются назад и могут принести несчастье. В новогоднюю ночь улицы австрийских городов оглашаются пальбой и треском. Когда-то считалось, что шум должен отпугивать злых духов. В декабрьские дни Крампус должен спуститься с гор. Крампус – кто- то вроде нашего Лешего. Он должен устрашать злых духов, поэтому выглядит он весьма угрожающе: в вывернутой наизнанку овчине, в маске с козлиными или оленьими рогами. На помощь Крампусу приходит сам Святой Николаус в митре и голубом балахоне, со свитою гномов, несущих подарки. Раздачу подарков Крампус сопровождает ударом метлы.
Рассказчик 6. ГЕРМАНИЯ.(слайд 8) В Германии традиция приносить под Новый год еловые ветви и украшать ими жилище родилась ещё 300 лет назад. Древние земледельцы верили, что вечнозелёные деревья благотворно влияют на будущий урожай. А уже позднее в домах стали ставить ёлку и украшать её пылающими свечами. В Германии обязательная принадлежность новогоднего стола – поросенок. Когда-то кабана люди считали животным Фрайра, бога древних германцев, посылавшего дождь и солнце, плодородие и неурожай. Таким образом, новогодний кабан олицетворял Солнце, которое в декабре показывается лишь на короткое время, а после Нового года задерживается на небосводе всё дольше и дольше.
Рассказчик 7. ШВЕЦИЯ.(слайд 9) В Швеции в день Нового года сжигают многометрового козла, а старый год прогоняют выстрелами в воздух. Устраивается весёлый маскарад, а шведская детвора в новогоднюю ночь бьёт старую посуду о двери своих знакомых. Шведский Дед Мороз называется Томте-Гном. А новогодние подарки раздает «Королева света» Люсия. Её в каждом городе выбирают по конкурсу. Самая очаровательная девушка удостаивается чести пощеголять в короне из горящих свечей. Это символ возрождения солнца, новой жизни, новых надежд. Люсия, в сопровождении свиты обходит дома и раздаёт подарки, помогает больным и старикам.
Рассказчик 8. ЯПОНИЯ.(слайд 10) В Японии в канун Нового года принято дарить открытку с изображением животного, под знаком которого наступает Новый год. Перед праздником необходимо расплатиться со всеми кредиторами. Цифры 100 и 8 японцы считают счастливыми, поэтому в храмах о наступлении Нового года извещают 108 ударов колокола, что означает: в новом году все прошлое зло, грехи, несчастья канут в вечность. С последним ударом колокола полагается ложиться спать, чтобы встать перед рассветом, выйти на улицу и встретить Новый год с первыми лучами солнца. Дом убирают ветками сосны, сливы, бамбука, пучками соломы, что имеет особое толкование: сосна – символ долголетия , пучки соломы – символ чистоты, бамбук – символ стойкости, цветущая сирень – символ молодости. Перед домом ставится пихта – символ долголетия. Родители дарят детям символ благополучия – монетку, положенную в бумажный конвертик.
Рассказчик 9.ИНДИЯ.(слайд 11) Новый год в Индии встречается не в полночь, а с восходом солнца. В этот день запрещается ссориться, сердиться. Утром надо рано встать, привести себя в порядок, не спеша вспомнить прошлое и подумать о будущем. Днём проводятся состязания по стрельбе из лука, запускаются воздушные змеи.
5. А кто знает ,что же является символом Нового года ответе на вопрос, угадав загадку.
В лесу мороз крепчает,
В полях метет метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая…(Ель)
Из какой страны пошёл обычай украшать елку новогодними игрушками?
(из Германии)
Впервые ёлку начали наряжать в Германии в Средние века. Первыми украшениями были яблоки, орешки и различные сладости. Позже ёлку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами, а на самом верху вешали звезду. Она является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса.
Предлагаю вам игру « «Где растет ель»
Примерные ответы: метель, карамель, кисель, дельфин, апельсин, писатель, водитель, учитель, портфель, мель, и др.)
Учитель: Молодцы. Вы отлично справились с испытаниями!
- А теперь давайте сыграем в игру « Что висит на Ёлке?»
-Я задаю вопрос ,вы хором отвечаете Да или Нет
Еловые шишки? -Да!
Картонные мишки? -Да!
Стеклянные зайчишки? - Да!
Тетрадки и книжки? - Нет!
Яркие игрушки? -Да!
Бусы и хлопушки? - Да!
Бумажные зверушки? -Да!
Разбитые кружки? - Нет!
Разноцветные шары? - Да!
Много яркой мишуры? -Да!
Мошки да комары? - Нет!
Зеленые иголки? - Да!
Душистая смолка? - Да!
Стеклянная пчелка? -Да!
Старая метелка? - Нет!
Предлагаю, ребята, украсить нашу ёлочку игрушками , которые вы угадаете из загадок.
На елке всё, что хочешь есть:
Игрушек там - не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звёзды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые …(шары)
***
На нитку шарики собрали
И в украшение связали.
Теперь блестят они на ёлке
Сквозь изумрудные иголки. (бусы)
***
На красавице лесной
Золотится дождь волной —
С серебристого шнура
Вниз свисает... (мишура)
***
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая…(звезда)
Вот наша главная героиня праздника стоит перед нами в своём праздничном наряде и радует нас
. -А вот послушайте ещё одну загадку ! (слайд15)
-Громко ответьте на вопрос! (Дед Мороз)
Дедушка заходит в класс и приветствует всех.
А давайте посмотрим, всё ли вы про него знаете? Отвечайте, не задумываясь на вопросы.
- Дед Мороз - старик веселый?
- Да.
- Любит шутки и приколы?
- Да.
- Знаете песни и загадки?
- Да.
- Съест все ваши шоколадки?
- Нет.
- Он зажжет ребятам елку?
- Да.
- Спрячет нитки и иголки?
- Нет.
- Он душою не стареет?
- Да.
- Нас на улице согреет?
- Нет.
- Йоулупукки - брат Мороза?
- Да.
- Расцвела под снегом роза?
- Нет.
- Новый год идет все ближе?
- Да.
- У Снегурочки есть лыжи?
- Нет.
- Дед Мороз несет подарки?
- Да.
- В Новый год все маски ярки?
- Да.
6.Беседа Деда Мороза с учащимися.
-Мне очень приятно сегодня присутствовать на вашем классном часе!
-Ребята, а вы знаете, как называют Деда Мороза в разных странах?
В Германии – Вайхнахтсманн, в Греции – святой Василий, в Чехии – Микулаш, в Польше – Юзеф, в Бразилии – Папай Ноэль, в Румынии – Мош Джерилз, в Узбекистане – Кербобо, в Финляндии – Йоулупкки,в Австралии и США-Санта-Клаус.
Учитель. Предлагаю сравнить внешние отличия Деда Мороза и Санта Клауса
1. Головной убор. (У Деда Мороза – шапка, отороченная мехом. У Санта-Клауса – ночной колпак с помпончиком .)
2. Борода. (У Деда Мороза – длинная, до пояса (классическая – до пят ). У Санта-Клауса – короткая борода лопатой . )
3. Верхняя одежда. ( У Деда Мороза – тёплая шуба до пят; подпоясанная . У Санта-Клауса – короткая куртка .)
4. Цвет шубы . (У Деда Мороза шуба может быть красная, синяя, и даже белая (допускаются и другие цвета, ассоциирующиеся с морозом.
У Санта-Клауса (как рекламирующего Кока-Колу) – только красная (цвета товарного знака рекламируемого напитка).
5. На руках .(У Деда Мороза – тёплые рукавицы. У Санта-Клауса – лёгкие перчатки)
6. В руках .(В руках Дед Мороз держит посох. У Санта- Клауса – ничего. )
7. Штаны. (У Санта - Клауса – штаны . У Деда Мороза штаны не видны под шубой .)
9. Обувь. (У Деда Мороза – белые валенки . У Санта-Клауса – чёрные сапоги )
10. На лице . (У Санта-Клауса – очки. Дед Мороз – видит хорошо , поэтому никаких очков!)
11. Транспортное средство.
Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей или лыжах.
Санта-Клаус ездит в повозке запряжённой оленями. Санта-Клаус живёт в Лапландии, где нет лошадей, но есть олени. Русский Дед Мороз использует традиционное для России средство передвижения.
12. Помощники. (Деду Морозу помогает его внучка , Снегурочка. На Санта- Клауса работают эльфы.)
Дед Мороз .Ребята, вы правильно провели сравнение между мной и Санта-Клаусом.
-Вы все наверняка знаете где я живу ? (Великий Устюг)
- А что является Символом Нового года? (елочка)
- Когда же наступает Новый год ? (1 Января)
Молодцы вы всё знаете про этот праздник. Я очень рад и за это вам дарю вот этот шоколад. До скорой встречи!
7.Итог
- Скажите , ребята , много ли интересного вы сегодня узнали?
-Всё ли вам понравилось и все ли традиции вы запомнили?
-А теперь предлагаю вам написать пожелания на открытках и обменяться ими друг с другом.
-Я же в свою очередь тоже подарю нашим гостям открытки с наилучшими пожеланиями!
Пусть для вас наступающий год станет самым лучшим, и все ваши мечты обязательно сбудутся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....
Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"
Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...
Разработка классного часа на тему: "Олимпийские игры. История и современность".
Материал данной разработки может быть использован как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории, кубановедения....
Разработка классного часа на тему: « Права ребёнка в новом веке».
Разработка поможет учителю познакомить учащихся с основным законом России- Конституцией, сформировать представление о правах и обязанностях школьников....
Методическая разработка классного часа "Весело и дружно встретим Новый год!"
Целью классного часа является - создание хорошего настроения, положительных эмоций к празднованию Нового года.Задачи классного часа: воспитание интереса к новогодним праздникам; создание праздни...