Погружение "Осень".
план-конспект урока (2 класс) на тему

Шабалина Наталья Николаевна

Во 2 классе проводятся погружения по временам года. Хочется не только предоставить детям интересный материал, а и сделать так, чтобы дети были активными участниками этих погружений. Готовимся заранее, и проводим их вместе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogruzhenie_osen_shabalina_n.n.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шабалина Н. Н. 2 «А» класс

ПОГРУЖЕНИЕ «ОСЕНЬ»

День 1-ый.

1-ый урок – Вступление (разговор о том, что такое погружение, какие бывают погружения в нашей гимназии и какие будут в этом году).

                - Знаете ли вы, что такое погружение?

                - Давайте посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.

                - А что будет представлять из себя наше школьное погружение «Осень»?

                - Да, это когда на всех уроках мы будем говорить про осень.

                - Таких погружений во 2-ом классе будет три. Как вы думаете, как они будут называться?

                - А как же лето?

                - Да, про лето мы поговорим 1 сентября и в первые учебные дни следующего года.

                (Учитель читает стихи про осень, показывает картины про осень, предлагает послушать музыку осени).

                - Какая она, осень?

                - А увидим мы её сегодня на станции юннатов.

2-ой и 3-ий уроки – Экскурсия на Краевую станцию юннатов.

                Класс делится на две группы.

                Одна группа остаётся в живом уголке, отгадывает загадки и рассматривает и кормит животных и птиц уголка.

                Другая группа гуляет по участку, знакомится с растениями и выполняет интересные задания.

4-ый урок – Обед, рефлексия

5-ый урок – Приготовление листа для погружения. Написание сочинения по экскурсии.

                - Вы принесли из дома красивые осенние картинки. Вам они сейчас будут нужны для оформления «Осеннего листа погружения».

                (Дети оформляют лист)

                - А теперь на таком замечательном листе можно и поработать.

                - Вам нужно (сначала на черновике) написать сочинение про то, как мы ходили на станцию юннатов. Для корректировки и построения предложений можно подходить ко мне.

                Д-з: переписать с черновика на «Осенний лист погружения».

День 2-ой.

1-ый урок –         Русский язык

Работа с деформированным текстом.

Работа с текстом проходит сначала фронтально, а затем индивидуально (используется экран и проектор).

- Прочитайте.

- Что скажете?

- Как называется такой текст?

- Что значит деформированный текст?

- О чём нужно помнить ставя знак конца предложений?

- Какие вы знаете знаки конца предложения?

- Как будете писать следующее предложение?

- Сначала поработайте карандашом в карточке, а только потом начинайте переписывать в тетрадь.

(Дети самостоятельно работают с текстом)

- Давайте проверим (проверка по экрану).

Пришла холодная осень по небу плывут тучи часто льёт дождь дуют сильные ветры как холодно дорожки в саду покрыты сухими листьями во дворе и на улицах лужи цветы завяли улетают грачи вот они покружились над полями и холмами что это значит так они прощались с родными местами.

2-ой урок –         Математика

Решение «осенних» задачек.

3-ий урок –         Английский язык

Изображение осеннего дерева с английскими словами.

4-ый урок –         ИЗО

Выполнение дерева яблони с аппликацией листочков и яблочек.

5-ый урок –         Окружающий мир

Осенняя викторина.

- О замечательном времени года говорят многие: и писатели, и поэты, и художники, и учёные, и просто люди любуются ей.

- Хочется проверить, насколько хорошо вы знаете это время года.

- Я буду задавать вопросы и за правильные ответы давать жетоны. В конце урока посчитаем жетоны, определим эрудита.

(Эрудиту будет вручена осенняя корона)

Викторина «Осень»

1. Почему мы так говорим: «Покорми меня весной, а осенью я и сам сыт буду»?
Ответ: осенью – сбор урожая, а весной урожая нет

2. Какие пословицы про осень вы знаете?
Ответ: Осень непогодь сеет.
Весной дождь парит, а осенью молчит.
Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
Осень прикажет, весна свое скажет.

3. Листья какого дерева желтеют одними из первых?
Ответ: листья берёзы

4. Какой день длиннее: летний или осенний?
Ответ: летний

5. Кто автор этих строк?
«Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…»
Ответ: Николай Алексеевич Некрасов

6. Как вы считаете, основная уборка урожая осуществляется летом или осенью?
Ответ: осенью

7. Что собирают осенью?
Ответ: овощи, фрукты, грибы, ягоды (клюква, брусника). Убирают злаковые культуры: пшеницу, рожь, ячмень. Собирают лекарственные растения, а также красивые осенние листья

8. Какой бывает осень?
Ответ: золотой, дождливой, унылой, урожайной, тёплой, солнечной

9. Какие сказки про овощи, фрукты вы знаете?
Ответ: русская народная сказка «Репка», сказка Джанни Родари «Чиполлино»

10. Какой русский поэт больше, чем другие времена года, любил осень?
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин

11. Как вы думаете, почему?
Ответ можно найти в стихотворении «Осень». Пушкин писал:
«Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен…»

12. Как вы считаете, перелётные птицы улетают в тёплые края одновременно, или постепенно?
Ответ: постепенно

13. Продолжите пословицу:
Цыплят по осени …
считают.
Осень – на дню погод …
восемь.
Осенью и у воробья — …
пиры.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да …
сытна.
В осень и у вороны копна, не только у …
тетерева.

14. Как вы считаете, осенью производят посевы яровой или озимой пшеницы?
Ответ: сеют озимые

15. Осень в поэзии ассоциируется с грустью или с радостью?
Ответ: с грустью

16. Почему Борис Пастернак в своём стихотворении называет осень сказочным чертогом?
«Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра».
Ответ: чертог – это пышное, роскошное здание, дворец. Осень делает всё вокруг волшебным, сказочным, великолепным, как чертог.

17. В какую пору начинается ледостав (процесс установления сплошного ледяного покрова на водотоках и водоёмах)?
Ответ: в предзимье, это первая половина ноября

День 3-ий (суббота).

Заключение погружения.

1-ый урок – Спектакль для родителей (стихи об осени и осенних месяцах, сценка «Спор овощей», загадки, сказка «Репка» на новый лад).

Праздник начинается с монтажа.

1 ученик

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета, 
Что от нас уходит лето.

2 ученик
А вторая - куст малины
В нитях белой паутины.

3 ученик
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река -
Третья верная примета.
Осень бродит близко где-то.

4 ученик
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди, 
Моросящие дожди
Пеленой затянуть просинь -
Значит наступила осень. 

Осень:

Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
Я пришла на праздник к вам 
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь 
Крепко подружиться.


А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями – осенними месяцами.

Сентябрь: 
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)

Октябрь:
Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)

Ноябрь:
Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Персонажи сценки «Спор овощей» в своих красочных коронах овощей выходят на сцену.

Осень

Урожай у вас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьезный спор.

Сценка «СПОР ОВОЩЕЙ»

Осень: 
Урожай у нас хорош, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста,
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи:
Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней?
Кто от всех болезней будет всем полезней?

Осень: 
Выскочил горошек – ну и хвастунишка!

Горошек (весело): 
Я такой хорошенький зелёненький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!

Осень: 
От обиды покраснев, свекла проворчала...

Свекла (важно): 
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету!

Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!

Огурец: 
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно!

Редиска (скромно):
Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.

Осень: 
Тут надулся помидор, и промолвил строго...

Помидор:
Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем.

Осень:
У окна поставьте ящик. Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг. К вам придет зеленый... лук!

Лук: 
Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг. Я – простой зеленый лук!

Картошка (скромно):
Я, картошка, так скромна – слова не сказала...
Но картошка так нужна и большим и малым!

Баклажан (робко):
Баклажанная икра так вкусна, полезна...

Осень: 
Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!
(Слышится стук в дверь. Все овощи замолкают).
Кто-то кажется стучит...
(входит ученик в костюме Айболита)

Овощи (хором): 
Это доктор Айболит!

Айболит:
Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья?

Овощи:
Кто из нас, из овощей, всех вкусней и всех важней?
Кто от всех болезней будет всем полезней?

Айболит (расхаживая): 
Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить.
Все, без исключения. В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

А я – мастер загадки загадывать. Вот и проверю, какие вы мастера их разгадывать.

Загадки:

По полю рыщет,                                                    

Поёт да свищет.                                                       

Деревья ломает,

К земле преклоняет.

(Ветер)

Любят девчонки,

Любят мальчишки

Желтые зёрнышки

На кочерыжке.

Я это лакомство,

Солью натёртое,

Съем хоть на третье,

Хоть на четвёртое.

(Кукуруза)

Она важней всех овощей

Для винегретов и борщей.

(свёкла)

Он зелёный – презелёный,

Просто загляденье!

Он и свежий, и солёный –

Просто объеденье.

(огурец)

Маленький шарик

Под лавкой шарит, живёт в норке,

Грызёт корки,

Короткие ножки,

Боится кошки.

(мышка)

И на горке, и под горкой, под берёзкой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(грибы)

- Во многих народных сказках упоминаются овощи. Вот и мы покажем Вам сказку про РЕПКУ, на новый лад.

СКАЗКА РЕПКА.

У крыльца спорят дед и баба.

ВЕДУЩИЙ:

Жил в одной деревне Дед

Вместе с Бабкой много лет.

ДЕД:

Приготовь-ка, Бабка, Деду

Репы пареной к обеду.

Бабка отмахивается от него, качает головой:

Зря ты мне не прекословь,

Поживее приготовь!

БАБКА (топает ногой):  

Рассердил меня ты крепко!

Кашу ешь! Ну нету репки!

Хочешь репку – так пойди

В огороде посади.

ДЕД:

Что ж, пожалуй, я схожу,

Сладку репку посажу.

Репка вырастет на славу…

Бабка идет в избу. Дед сажает репку: имитирует копание лопатой, сеет семена. Уходит.

ДЕД восхищенно:

Репка выросла на славу…

Не видал такую, право!

Что за чудо из чудес?!

Репка – чуть не до небес!

Подходит, берется за репку руками, пытается ее выдернуть

Дерну-ка… Не тут-то было –

Одному не хватит силы.

Что мне делать? Как тут быть?

Кликну Бабку подсобить.

Ну-ка, Бабка, подойди,

Чудо-репку погляди!

Подходит Бабка, Дед показывает рукой на репку.

ДЕД:

Очень хочется мне репки,

Да, видать, корнями крепко

Репка в землю уцепилась…

Подсоби мне, сделай милость!

БАБКА с удивлением покачивает головой:

Прожила я лет немало,

Но такого не видала.

Показывает рукой на репку, с восхищением произносит:

Правда, чудо из чудес:

Репка чуть не до небес!

Ухвачусь-ка я за Дедку –

Вместе дружно дернем репку.

Дед и Бабка вместе пытаются вытащить репку

БАБКА громко командует:

Раз – вот эдак!

Раз – вот так!

Вытирает пот с лица, сокрушается

Ох!.. Не вытянуть никак…

РЕПКА (пританцовывает):

Уважаема в народе,

Я расту на огороде.

Сладкая и крепкая,

Называюсь Репкой я!

Вам с такой красавицей

Ни за что не справиться!!!

БАБКА показывая Деду ладони:

Знать, мои ослабли ручки.

Позову на помощь внучку,

Ну-ка, Машенька, беги,

Репку дергать помоги!

Вбегает ВНУЧКА:  

Я бегу, спешу на помощь.

Где он, непослушный овощ?!

Мои рученьки не слабы.

Ухвачусь за кофту бабы.

Как бы ни цеплялась крепко,

Мы тебя осилим, Репка!

Дед, Бабка и Внучка вместе пытаются вытащить репку

ВНУЧКА громко командует:

Раз – вот эдак!

Раз – вот так!

Удивленно разводит руками

Нет! Не вытянуть никак…

РЕПКА (пританцовывает):

Уважаема в народе,

Я расту на огороде.

Вам с такой красавицей

И втроем не справиться!!!

ВНУЧКА:

Вот так Репка! Ну и овощ!

Знать, придется звать на помощь…

Зовет собаку

Жучка! Жученька! Беги,

Репку дергать помоги!

Из избы выбегает ЖУЧКА:  

Гав-гав-гав! Слыхала: Деду

Репу хочется к обеду.

Гав! Помочь готова Жучка!

Уцеплюсь, гав-гав, за Внучку.

Дед, Бабка, Внучка и Жучка вместе пытаются вытащить репку

ЖУЧКА громко командует:

Гав-гав – взяли!

Гав-гав – вместе!

Удивленно:

Гав!!! А репка-то на месте!

Гав – еще разок, вот так!

Огорченно:

Гав – не вытянуть никак…

РЕПКА (пританцовывает):

Уважаема в народе,

Я расту на огороде.

Вам с такой красавицей

Вчетвером не справиться!!!

ЖУЧКА:

Гав! Придется кликнуть кошку,

Чтобы помогла немножко.

Зовет кошку:

Мурка! Кисонька! Беги!

Репку дергать помоги!

МУРКА (ласково, чуть нараспев):  

Мяу! Мур! Помочь я рада.

Что, скажите делать надо?

Поняла, ответ тут прост!

Ухвачусь за Жучкин хвост.

Вместе пытаются вытащить репку

МУРКА громко командует:

Мяу – взяли дружно вместе!

Удивленно:

Мур-р-р!!! А репка-то на месте!

Мяу! Мур! Еще! Вот так!..

Огорченно:

Му-р-р-р.  Не  вытянуть никак…

 РЕПКА (пританцовывает):

Уважаема в народе,

Я расту на огороде.

Вам с такой красавицей

Впятером не справиться!!!

МУРКА:

Му-р-р. Без мышки нам, видать,

С репкою не совладать.

Поищу, пожалуй, Мышку…

Где-то прячется, трусишка!

Мурка из дома за руку выводит мышку, та опасливо озирается

МУРКА:

Ты меня не бойся, крошка.

Я – соседка, Мурка – кошка.

Мяу! Мур! За мной беги,

Репку дергать помоги!

МЫШКА радостно:  

Пи-пи-пи! Как это мило!

Помогу, коль хватит силы.

Обращается к залу

Коли так – не побоюсь

И за Мурку уцеплюсь

Мышка берется за Мурку, командует «Пи-пи-пи!» Все дружно дергают и, выдернув репку, падают.

ДЕД обращается к залу:

Велика ль у Мышки сила?!

Ну да дружба победила!

Вместе вытянули репку,

Что в земле сидела крепко.

БАБКА обращается к Деду:

На здоровье кушай, Дед,

Долгожданный свой обед!

ВНУЧКА обращается к Деду:

Угости и Бабку с Внучкой.

ЖУЧКА обращается к Деду:

Косточкой попотчуй Жучку.

МУРКА обращается к Деду:

Молочка дай миску Кошке.

МЫШКА обращается к Деду:

Мышке зерен дай немножко

ВСЕ:

И закатим целый пир –

Развеселый на весь мир!

1 ученик

Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист,
И, как ковер, устлал дорогу.


2 ученик
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты
Желтые, да алые
Кружатся листы.
В шелесте, да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пестрые лежат.

2-ой урок – Осенние игры для детей (проводят родители).

Игра 1-ая.

- Сейчас мы поиграем в игру «Что растёт в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать «да» или «нет».

- Растёт капуста в огороде?

- Да!

Краснеет помидор всегда?

- Да!

- А лук на грядке зеленеет?

-Да!

- Картошка в огороде зреет?

-Да!

- И на траве, как на подушке растёт зелёная лягушка?

-Нет!

-Есть в огороде перец сладкий?

- Да!

- И кабачок растёт на грядке?

- Да!

- Морковка выстроилась в ряд?

- Да!

- Растёт на грядках шоколад?

- нет!

- растут укроп, фасоль, горох?

- Да!

- Растёт большой и злой бульдог?

- Нет!

Игра 2-ая.

На разносе лежат помытые яблоки, груши, апельсины, мандарины, бананы, персики, сливы, киви, лимон.

- С завязанными глазами нужно взять фрукт и угадать на ощупь, что это. Если угадал – забирай себе в приз.

Игра 3-ья.

- Я приготовила для вас мешки-скороходы. Забираясь в них, вы превращаетесь в урожай. И тот, кто быстрее и без падений обогнёт кеглю, будет считаться самым удачливым и бережливым хозяином, сохранившим свой урожай от холодной зимы. Задание понятно? Итак, на старт, внимание, марш…

(Участвуют все желающие парами).