Погружение "Осень".
план-конспект урока (2 класс) на тему
Во 2 классе проводятся погружения по временам года. Хочется не только предоставить детям интересный материал, а и сделать так, чтобы дети были активными участниками этих погружений. Готовимся заранее, и проводим их вместе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogruzhenie_osen_shabalina_n.n.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шабалина Н. Н. 2 «А» класс
ПОГРУЖЕНИЕ «ОСЕНЬ»
День 1-ый.
1-ый урок – Вступление (разговор о том, что такое погружение, какие бывают погружения в нашей гимназии и какие будут в этом году).
- Знаете ли вы, что такое погружение?
- Давайте посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.
- А что будет представлять из себя наше школьное погружение «Осень»?
- Да, это когда на всех уроках мы будем говорить про осень.
- Таких погружений во 2-ом классе будет три. Как вы думаете, как они будут называться?
- А как же лето?
- Да, про лето мы поговорим 1 сентября и в первые учебные дни следующего года.
(Учитель читает стихи про осень, показывает картины про осень, предлагает послушать музыку осени).
- Какая она, осень?
- А увидим мы её сегодня на станции юннатов.
2-ой и 3-ий уроки – Экскурсия на Краевую станцию юннатов.
Класс делится на две группы.
Одна группа остаётся в живом уголке, отгадывает загадки и рассматривает и кормит животных и птиц уголка.
Другая группа гуляет по участку, знакомится с растениями и выполняет интересные задания.
4-ый урок – Обед, рефлексия
5-ый урок – Приготовление листа для погружения. Написание сочинения по экскурсии.
- Вы принесли из дома красивые осенние картинки. Вам они сейчас будут нужны для оформления «Осеннего листа погружения».
(Дети оформляют лист)
- А теперь на таком замечательном листе можно и поработать.
- Вам нужно (сначала на черновике) написать сочинение про то, как мы ходили на станцию юннатов. Для корректировки и построения предложений можно подходить ко мне.
Д-з: переписать с черновика на «Осенний лист погружения».
День 2-ой.
1-ый урок – Русский язык
Работа с деформированным текстом.
Работа с текстом проходит сначала фронтально, а затем индивидуально (используется экран и проектор).
- Прочитайте.
- Что скажете?
- Как называется такой текст?
- Что значит деформированный текст?
- О чём нужно помнить ставя знак конца предложений?
- Какие вы знаете знаки конца предложения?
- Как будете писать следующее предложение?
- Сначала поработайте карандашом в карточке, а только потом начинайте переписывать в тетрадь.
(Дети самостоятельно работают с текстом)
- Давайте проверим (проверка по экрану).
Пришла холодная осень по небу плывут тучи часто льёт дождь дуют сильные ветры как холодно дорожки в саду покрыты сухими листьями во дворе и на улицах лужи цветы завяли улетают грачи вот они покружились над полями и холмами что это значит так они прощались с родными местами.
2-ой урок – Математика
Решение «осенних» задачек.
3-ий урок – Английский язык
Изображение осеннего дерева с английскими словами.
4-ый урок – ИЗО
Выполнение дерева яблони с аппликацией листочков и яблочек.
5-ый урок – Окружающий мир
Осенняя викторина.
- О замечательном времени года говорят многие: и писатели, и поэты, и художники, и учёные, и просто люди любуются ей.
- Хочется проверить, насколько хорошо вы знаете это время года.
- Я буду задавать вопросы и за правильные ответы давать жетоны. В конце урока посчитаем жетоны, определим эрудита.
(Эрудиту будет вручена осенняя корона)
Викторина «Осень»
1. Почему мы так говорим: «Покорми меня весной, а осенью я и сам сыт буду»?
Ответ: осенью – сбор урожая, а весной урожая нет
2. Какие пословицы про осень вы знаете?
Ответ: Осень непогодь сеет.
Весной дождь парит, а осенью молчит.
Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
Осень прикажет, весна свое скажет.
3. Листья какого дерева желтеют одними из первых?
Ответ: листья берёзы
4. Какой день длиннее: летний или осенний?
Ответ: летний
5. Кто автор этих строк?
«Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…»
Ответ: Николай Алексеевич Некрасов
6. Как вы считаете, основная уборка урожая осуществляется летом или осенью?
Ответ: осенью
7. Что собирают осенью?
Ответ: овощи, фрукты, грибы, ягоды (клюква, брусника). Убирают злаковые культуры: пшеницу, рожь, ячмень. Собирают лекарственные растения, а также красивые осенние листья
8. Какой бывает осень?
Ответ: золотой, дождливой, унылой, урожайной, тёплой, солнечной
9. Какие сказки про овощи, фрукты вы знаете?
Ответ: русская народная сказка «Репка», сказка Джанни Родари «Чиполлино»
10. Какой русский поэт больше, чем другие времена года, любил осень?
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин
11. Как вы думаете, почему?
Ответ можно найти в стихотворении «Осень». Пушкин писал:
«Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен…»
12. Как вы считаете, перелётные птицы улетают в тёплые края одновременно, или постепенно?
Ответ: постепенно
13. Продолжите пословицу:
Цыплят по осени …считают.
Осень – на дню погод …восемь.
Осенью и у воробья — …пиры.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да … сытна.
В осень и у вороны копна, не только у …тетерева.
14. Как вы считаете, осенью производят посевы яровой или озимой пшеницы?
Ответ: сеют озимые
15. Осень в поэзии ассоциируется с грустью или с радостью?
Ответ: с грустью
16. Почему Борис Пастернак в своём стихотворении называет осень сказочным чертогом?
«Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра».
Ответ: чертог – это пышное, роскошное здание, дворец. Осень делает всё вокруг волшебным, сказочным, великолепным, как чертог.
17. В какую пору начинается ледостав (процесс установления сплошного ледяного покрова на водотоках и водоёмах)?
Ответ: в предзимье, это первая половина ноября
День 3-ий (суббота).
Заключение погружения.
1-ый урок – Спектакль для родителей (стихи об осени и осенних месяцах, сценка «Спор овощей», загадки, сказка «Репка» на новый лад).
Праздник начинается с монтажа.
1 ученик
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
2 ученик
А вторая - куст малины
В нитях белой паутины.
3 ученик
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река -
Третья верная примета.
Осень бродит близко где-то.
4 ученик
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянуть просинь -
Значит наступила осень.
Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями – осенними месяцами.
Сентябрь:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)
Октябрь:
Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)
Ноябрь:
Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Персонажи сценки «Спор овощей» в своих красочных коронах овощей выходят на сцену.
Осень
Урожай у вас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьезный спор.
Сценка «СПОР ОВОЩЕЙ»
Осень:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи:
Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней?
Кто от всех болезней будет всем полезней?
Осень:
Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хорошенький зелёненький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!
Осень:
От обиды покраснев, свекла проворчала...
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Огурец:
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно!
Редиска (скромно):
Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Осень:
Тут надулся помидор, и промолвил строго...
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем.
Осень:
У окна поставьте ящик. Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг. К вам придет зеленый... лук!
Лук:
Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг. Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно):
Я, картошка, так скромна – слова не сказала...
Но картошка так нужна и большим и малым!
Баклажан (робко):
Баклажанная икра так вкусна, полезна...
Осень:
Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!
(Слышится стук в дверь. Все овощи замолкают).
Кто-то кажется стучит...
(входит ученик в костюме Айболита)
Овощи (хором):
Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья?
Овощи:
Кто из нас, из овощей, всех вкусней и всех важней?
Кто от всех болезней будет всем полезней?
Айболит (расхаживая):
Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить.
Все, без исключения. В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!
А я – мастер загадки загадывать. Вот и проверю, какие вы мастера их разгадывать.
Загадки:
По полю рыщет,
Поёт да свищет.
Деревья ломает,
К земле преклоняет.
(Ветер)
Любят девчонки,
Любят мальчишки
Желтые зёрнышки
На кочерыжке.
Я это лакомство,
Солью натёртое,
Съем хоть на третье,
Хоть на четвёртое.
(Кукуруза)
Она важней всех овощей
Для винегретов и борщей.
(свёкла)
Он зелёный – презелёный,
Просто загляденье!
Он и свежий, и солёный –
Просто объеденье.
(огурец)
Маленький шарик
Под лавкой шарит, живёт в норке,
Грызёт корки,
Короткие ножки,
Боится кошки.
(мышка)
И на горке, и под горкой, под берёзкой и под ёлкой.
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(грибы)
- Во многих народных сказках упоминаются овощи. Вот и мы покажем Вам сказку про РЕПКУ, на новый лад.
СКАЗКА РЕПКА.
У крыльца спорят дед и баба.
ВЕДУЩИЙ:
Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
ДЕД:
Приготовь-ка, Бабка, Деду
Репы пареной к обеду.
Бабка отмахивается от него, качает головой:
Зря ты мне не прекословь,
Поживее приготовь!
БАБКА (топает ногой):
Рассердил меня ты крепко!
Кашу ешь! Ну нету репки!
Хочешь репку – так пойди
В огороде посади.
ДЕД:
Что ж, пожалуй, я схожу,
Сладку репку посажу.
Репка вырастет на славу…
Бабка идет в избу. Дед сажает репку: имитирует копание лопатой, сеет семена. Уходит.
ДЕД восхищенно:
Репка выросла на славу…
Не видал такую, право!
Что за чудо из чудес?!
Репка – чуть не до небес!
Подходит, берется за репку руками, пытается ее выдернуть
Дерну-ка… Не тут-то было –
Одному не хватит силы.
Что мне делать? Как тут быть?
Кликну Бабку подсобить.
Ну-ка, Бабка, подойди,
Чудо-репку погляди!
Подходит Бабка, Дед показывает рукой на репку.
ДЕД:
Очень хочется мне репки,
Да, видать, корнями крепко
Репка в землю уцепилась…
Подсоби мне, сделай милость!
БАБКА с удивлением покачивает головой:
Прожила я лет немало,
Но такого не видала.
Показывает рукой на репку, с восхищением произносит:
Правда, чудо из чудес:
Репка чуть не до небес!
Ухвачусь-ка я за Дедку –
Вместе дружно дернем репку.
Дед и Бабка вместе пытаются вытащить репку
БАБКА громко командует:
Раз – вот эдак!
Раз – вот так!
Вытирает пот с лица, сокрушается
Ох!.. Не вытянуть никак…
РЕПКА (пританцовывает):
Уважаема в народе,
Я расту на огороде.
Сладкая и крепкая,
Называюсь Репкой я!
Вам с такой красавицей
Ни за что не справиться!!!
БАБКА показывая Деду ладони:
Знать, мои ослабли ручки.
Позову на помощь внучку,
Ну-ка, Машенька, беги,
Репку дергать помоги!
Вбегает ВНУЧКА:
Я бегу, спешу на помощь.
Где он, непослушный овощ?!
Мои рученьки не слабы.
Ухвачусь за кофту бабы.
Как бы ни цеплялась крепко,
Мы тебя осилим, Репка!
Дед, Бабка и Внучка вместе пытаются вытащить репку
ВНУЧКА громко командует:
Раз – вот эдак!
Раз – вот так!
Удивленно разводит руками
Нет! Не вытянуть никак…
РЕПКА (пританцовывает):
Уважаема в народе,
Я расту на огороде.
Вам с такой красавицей
И втроем не справиться!!!
ВНУЧКА:
Вот так Репка! Ну и овощ!
Знать, придется звать на помощь…
Зовет собаку
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!
Из избы выбегает ЖУЧКА:
Гав-гав-гав! Слыхала: Деду
Репу хочется к обеду.
Гав! Помочь готова Жучка!
Уцеплюсь, гав-гав, за Внучку.
Дед, Бабка, Внучка и Жучка вместе пытаются вытащить репку
ЖУЧКА громко командует:
Гав-гав – взяли!
Гав-гав – вместе!
Удивленно:
Гав!!! А репка-то на месте!
Гав – еще разок, вот так!
Огорченно:
Гав – не вытянуть никак…
РЕПКА (пританцовывает):
Уважаема в народе,
Я расту на огороде.
Вам с такой красавицей
Вчетвером не справиться!!!
ЖУЧКА:
Гав! Придется кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.
Зовет кошку:
Мурка! Кисонька! Беги!
Репку дергать помоги!
МУРКА (ласково, чуть нараспев):
Мяу! Мур! Помочь я рада.
Что, скажите делать надо?
Поняла, ответ тут прост!
Ухвачусь за Жучкин хвост.
Вместе пытаются вытащить репку
МУРКА громко командует:
Мяу – взяли дружно вместе!
Удивленно:
Мур-р-р!!! А репка-то на месте!
Мяу! Мур! Еще! Вот так!..
Огорченно:
Му-р-р-р. Не вытянуть никак…
РЕПКА (пританцовывает):
Уважаема в народе,
Я расту на огороде.
Вам с такой красавицей
Впятером не справиться!!!
МУРКА:
Му-р-р. Без мышки нам, видать,
С репкою не совладать.
Поищу, пожалуй, Мышку…
Где-то прячется, трусишка!
Мурка из дома за руку выводит мышку, та опасливо озирается
МУРКА:
Ты меня не бойся, крошка.
Я – соседка, Мурка – кошка.
Мяу! Мур! За мной беги,
Репку дергать помоги!
МЫШКА радостно:
Пи-пи-пи! Как это мило!
Помогу, коль хватит силы.
Обращается к залу
Коли так – не побоюсь
И за Мурку уцеплюсь
Мышка берется за Мурку, командует «Пи-пи-пи!» Все дружно дергают и, выдернув репку, падают.
ДЕД обращается к залу:
Велика ль у Мышки сила?!
Ну да дружба победила!
Вместе вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
БАБКА обращается к Деду:
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
ВНУЧКА обращается к Деду:
Угости и Бабку с Внучкой.
ЖУЧКА обращается к Деду:
Косточкой попотчуй Жучку.
МУРКА обращается к Деду:
Молочка дай миску Кошке.
МЫШКА обращается к Деду:
Мышке зерен дай немножко
ВСЕ:
И закатим целый пир –
Развеселый на весь мир!
1 ученик
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист,
И, как ковер, устлал дорогу.
2 ученик
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты
Желтые, да алые
Кружатся листы.
В шелесте, да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пестрые лежат.
2-ой урок – Осенние игры для детей (проводят родители).
Игра 1-ая.
- Сейчас мы поиграем в игру «Что растёт в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать «да» или «нет».
- Растёт капуста в огороде?
- Да!
Краснеет помидор всегда?
- Да!
- А лук на грядке зеленеет?
-Да!
- Картошка в огороде зреет?
-Да!
- И на траве, как на подушке растёт зелёная лягушка?
-Нет!
-Есть в огороде перец сладкий?
- Да!
- И кабачок растёт на грядке?
- Да!
- Морковка выстроилась в ряд?
- Да!
- Растёт на грядках шоколад?
- нет!
- растут укроп, фасоль, горох?
- Да!
- Растёт большой и злой бульдог?
- Нет!
Игра 2-ая.
На разносе лежат помытые яблоки, груши, апельсины, мандарины, бананы, персики, сливы, киви, лимон.
- С завязанными глазами нужно взять фрукт и угадать на ощупь, что это. Если угадал – забирай себе в приз.
Игра 3-ья.
- Я приготовила для вас мешки-скороходы. Забираясь в них, вы превращаетесь в урожай. И тот, кто быстрее и без падений обогнёт кеглю, будет считаться самым удачливым и бережливым хозяином, сохранившим свой урожай от холодной зимы. Задание понятно? Итак, на старт, внимание, марш…
(Участвуют все желающие парами).