Эссе "Чему и как мы учим?"
статья на тему

Каледина Лариса Григорьевна

Эссе "Чему и как мы учим?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_chemu_i_kak_my_uchim.rar14.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                    Два мира есть у человека!

                                                                                                     Один, который нас творил.

                                                                                                       Другой, который мы от века

                                                                                                      Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Среди творцов этого мира одно из ведущих мест занимает педагог. Педагогу важно всегда помнить, что он творит будущий мир, а это  большая ответственность...  

Школа – мой второй дом, куда я торопливо шагаю каждое утро. Как хочется, чтобы в доме этом всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем – и взрослым и детям.

Мне не скучно в школе. Я в ней 30 лет. И все эти годы были разные. Я - разная, дети – разные, жизнь – разная. Молодая самоуверенность сменилась «задумчивой нерешительностью», а нынче и вовсе одолевают сомнения. Я всю жизнь учусь, надеясь, что «наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Да, сокращает, но только не педагогика. Можно отработать совершенную технология производства. А как «получить» личность? Как найти «золотую середину» грамотного общения с детьми? Как увлечь, захватить их, чтобы они совершенно забыли, что их воспитывают и обучают? Вопросы, вопросы, вопросы… При этом ответы находить очень трудно, они не лежат на поверхности.

Если бы всё укладывалось в рамки концепций и технологий! Но ведь ребенок действительно «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Цитата из Плутарха повторяет два основных вопроса педагогики: чему учить и как учить? Первая часть этого высказывания вполне понятна многим учителям – главное не отметки и даже не знания, а физическое, психологическое и социальное здоровье детей, умение находиться в гармонии с собой и обществом, атмосфера покоя, счастья и радости. Для меня очень важно, чтобы мои дети выросли добрыми, умеющими видеть прекрасное, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу. Задача учителя указать путь движения, учить ученика учиться с увлечением, вступать с ним в диалог, а не навязывать свою точку зрения на жизнь и счастье, заражать не только интересом к предмету, но и интересом к жизни, радостью общения, доброжелательностью, человеколюбием.

Учитель начальной школы – «поводырь», встречающий учеников в начале их школьной жизни. Для маленького ученика все важно в школе: и уют в классе, и красота учебника, и взгляд, и слово учителя, и сосед по парте.   Поэтому мое первое обращение к детям, первое «эмоциональное поглаживание» - улыбка. Считаю, что эмоциональная сфера – ключевой компонент в воспитании и обучении. Подбодрить при неудачах, помочь поверить в свои силы и возможности (будешь стараться – обязательно получится) – важные шаги к душе ребенка. А первое, чему  стремлюсь учить, - это сочувствие, терпимость к другим людям и их ценностям. Наверное, не так важно услышать правильный ответ, важнее увидеть остановившийся на тебе взгляд, ждущий признания и оценки своим действиям. Я же всегда помню, что «похвала в оценки этих действий должна быть несравненно выше порицания».

Безусловно, в развитии психики ребенка есть множество неразгаданных тайн. Но все же, имея достаточно большой педагогический опыт, могу утверждать, что центр существования ребенка – любящий взрослый. Во многом здоровье ребенка зависит от «погоды в доме», поэтому задача учителя (значит, и моя задача) – способствовать ее улучшению, сотрудничая с родителями. Начиная работать в школе, я считала, что для установления контакта с родителями достаточно быть профессионалом. Но оказалось, что необходимо еще и прилагать усилия, чтобы стать человеком, который «просто нравится». Для достижения этой цели руководствуюсь простым житейским девизом: «Проявляй к человеку искренний интерес!».

В работе с детьми я не действую по принципу: «Учитель всегда прав». Каждый из моих питомцев понимает: «Учитель – реальный, живой человек», с индивидуальными особенностями, проблемами и иногда может ошибаться. При этом убеждена, что личность учителя должна быть значима в глазах детей. Ведь ребенок идет в школу не как в здание, а как в некий мир, где ему уютно или не уютно. А в начальной школе учитель для детей, как говорится, «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Традиционное обучение в массе своей не справляется с теми задачами, которые стоят перед школой. Оно не развивает, не учит, не возвышает ребенка. Сегодня возникли новые, действительно развивающие педагогические системы обучения, реализующие формирование у ребенка учебной деятельности с самого начала школьного обучения. Главной задачей учителя в этом случае является помочь ребенку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний. Обучаясь по этим педагогическим системам, дети становятся не просто эрудированнее, но и свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе.

Сегодня в современной школе учителю также важно усвоить для себя необходимость внедрения в учебный процесс новых педагогических, информационных и компьютерных технологий. Учителю, начавшему свою педагогическую деятельность в советской школе, сделать это трудно. Трудно ограничить до минимума традиционные мел и тряпку, трудно не просто учить, но и научить школьника учиться. Но реальность сегодняшнего дня такова, что для успешного существования современной школы, повышения качества знаний учеников необходимыми понятиями должны стать компетентность, учебный проект, исследовательская деятельность, компьютерные технологии.

На вопрос: «Что такое образование?» – один из философов ответил, что – это то, что остаётся в сознании ученика, когда всё выученное забыто. Я бы хотела, чтобы в сознании моих учеников осталась убеждённость в том, что всё в их руках. Ощущение этого помогает слабому не сломаться и найти в себе внутреннюю опору, сильному стать сильнее, а учителю внимательно и ответственно вглядываться в каждого своего ученика. Принуждение в образовании, по мысли Л.Н.Толстого, насильственное внедрение знаний несостоятельны. «Для того, чтобы человек какого бы то ни было возраста стал учиться, - надобно, чтобы он полюбил ученье…». Именно в начальной школе начинается закладка хорошей основы знаний, на которой ученик будет строить свое дальнейшее образование. И от того, полюбит ли он учиться, не затянет ли его рутина учебного процесса, не станет ли от скуки считать ворон за окном, зависит вся его будущая школьная жизнь.  

Нелегко воспитать счастливого, здорового ребёнка, но почти невозможно перевоспитать взрослого, если у него не развиты сила воли, вера в себя, умение делать выбор. К тому же причина наших трудностей с воспитанием имеет широкую социальную обусловленность. За разделами школьной программы располагается жизнь, и кто, как не учитель должен помочь ребёнку познать эту жизнь, приобрести жизненно важные умения.  

   Считаю, что все же это возможно: учить и одновременно воспитывать! Правильно составленный урок, все равно какой: математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, технологии, может и должен воспитывать в наших детях доброту, сострадание, внимательность, чуткость, любовь к природе. Резюмируя сказанное, можно заключить: дать в руки невоспитанного человека набор знаний – означает сотворить зло. Воспитывая – учим и, уча – воспитываем.  

Трудно, сложно … Психологи считают, что на подсознательном уровне эти слова ставят барьер между учителем и учеником. Поэтому, детям вместо «трудно» говорю « не очень просто, но вы поймете». И, заметив по глазам детей, что в сфере этого понимания мне, учителю, они по-прежнему отводят почетное место, в будущее смотрю с оптимизмом.