Дети с ОВЗ. Осмысление собственного существования.
статья на тему
Дети с ОВЗ. Осмысление собственного существования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz._osmyslenie_sobstvennogo_sushchestvovaniya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение области « Каргопольский педагогический колледж»
XVIII Региональные педагогические чтения по теме
« Достижения педагогической науки и
инновационная образовательная практика»
( Каргополь 18 марта 2017 года)
Секция педагогика начального образования
Доклад на тему
«Дети с ОВЗ. Осмысление собственного существования.»
Автор доклада: Боброва Екатерина Александровна учитель начальных классов МБОУ « Средняя школа № 7 города Няндома»
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов. Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой. В связи с этим повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы ущемления детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе. Итак, основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. Таким образом, формулируем цель инклюзивного образования: преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
- построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
В связи с введением понятия инклюзия, появилось понятие адаптированная образовательная программа. В чем ее суть?
Освоение адаптированной образовательной программы должно обеспечить введение в общество ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Введение такого ребенка в контекст общественных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе. Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов – академического и жизненной компетенции - отражает специфику образования для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное учреждение готовит ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
Проанализируем работу с детьми, у которых стоит диагноз ЗПР.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся с ЗПР является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР. В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам. Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.
Программы, предлагаемые в настоящее время для обучения детей с ЗПР сохраняя основное содержание образования, принятое для массового образования, отличаются тем, что предусматривают коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:
1.Снижены показатели внимания: затруднения переключения, снижены показатели сосредоточенности.
2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.
3. Низкий познавательный интерес и мотивация.
Работа на занятиях строится по следующим правилам:
1. Новый материал строится и преподается предельно развернуто;
2. Практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
3. Систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
4. Выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
5. Чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
6. Составление домашнего задания в сторону малого объёма;
7. Для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз;
8. Систематическая работа над развитием психических процессов;
9. Материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
10. Увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.
В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире; развитие связной речи; формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.
При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, необходимо выполнять следующие требования:
- находить любой повод для похвалы, отметить даже самые маленькие успехи. Успех формирует веру в себя, желание учиться, рождает энергию для преодоления трудностей.
-преподносить новый материал предельно развернуто и доступно
-значительное место занимает практическая часть: работа со схемами, таблицами…
-систематически повторять пройденный материал для изучения нового
-учитывать индивидуальный подход
В процессе работы над данной темой, начинаешь понимать всю важность развития в нашей стране инклюзивного образования. В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.)
Особое внимание заслуживают 8 принципов, на которых строится инклюзия:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Список используемой литературы
1. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян ; Новосиб. инт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Новосибирск : НИП-КиПРО, 2004. - 412 с. Библиогр.: с. 405
2. Винник М. О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с. : ил. - (Школа развития). Библиогр.: с. 152
3. Гарбузов В. И. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов. Москва : АСТ, 2005 ; Санкт-Петербург : Астрель-Санкт-Петербург. 351 с. (Здоровье - это просто!).
4. Гудкова Т. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова ; Новосиб. гос. пед. унт. Новосибирск : НГПУ, 2007. - 188 с. Библиогр.: с. 183-185. Словарь: с. 176
5. Детская патопсихология : учебное пособие : хрестоматия / сост., [авт. вступ. ст. и ввод.замечаний к главам] Н. Л. Белопольская. 3-е изд., стер. Москва :Когито-Центр, 2004. - 350 с. : табл., схемы. (Университетское образование). Библиогр.
6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с. : ил. Библиогр.: с. 221-223.
7. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Инт коррекционной педагогики РАО. Москва : Советский спорт
8.Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М. Н. Ильина. Санкт-Петербург : Питер
9. Коррекционная педагогика : учебное пособие для пед. специальностей вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин [и др.]. Ростов-на-Дону :МарТ, 2002. - 304 с. : ил., табл. (Педагогическое образование). Библиогр.: с. 291-297. Словарь: с. 282-290. Соответствует Гос. образоват. стандарту по предмету "Коррекционная педагогика".