Урок-игра "Турнир-смекалистых"
материал (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-игра «Турнир смекалистых» Цели. Закрепить знания таблиц умножения и деления с числами 2-5; Совершенствовать умение решать простые и составные задачи; Находить значение числовых выражений со скобками; Развивать умение изменять геометрическую фигуру по заданным условиям; Воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся. Оборудование. Классная доска, мел, план морского путешествия, изображения морских обитателей, индивидуальные карточки, ребус, рисунки корабликов. Ход урока I. Организационный момент. Учитель. Долгожданный дан звонок - II. Постановка темы и целей урока. Учитель. Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблиц умножения и деления с числами 2-5, умение решать задачи, а также узнаем интересные сведения о морских обитателях.(на доске появляется рисунок штурвала <Рисунок 1> Рисунок 1. - Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. - Итак, сделаем первую запись: дата, вид работы (классная). III. Минутка чистописания. Учитель. Отгадайте загадку: Есть, друзья, такая птица: Дети. Пятёрка. У. Вспомните, из каких элементов состоит цифра 5. Напишите одну строку. Дети повторяют правила посадки при письме: Я тетрадочку открою Я, друзья, от вас не скрою, IV. Устный счёт. У. Ну-ка, в стороны карандаши! - Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря <Рисунок 2>). Рисунок 2. 1. Найди сумму чисел 78 и 12. 2. Уменьши 63 на 37. 3.Увеличь 59 на 24. 4. На сколько 45 больше 32? 5. Делимое 30, делитель 6. Найди частное. 6. Увеличь 4 в 9 раз. 7. Уменьши 16 в 2 раза. 8. Какое число надо умножить на 4, чтобы получить 32? Ответы: 90, 26, 83, 13, 5, 36, 8, 8. - Верно, якорь подняли, пора в путь: На вас я буду полагаться, -Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг. <Рисунок 3> Рисунок 3. У. Что такое айсберг? Д. Это отколовшиеся от ледника массивы. Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров. У. Чтобы избежать столкновения, необходимо: 1. Рассмотреть ряд чисел на вершине айсберга и найти “лишнее” число. 8, 12, 15, 16, 20, 24, 28. Д. 15 – нечётное число. У. Уменьшить каждое число в 4 раза. Д. 2, 3, 4, 5, 6, 7. У. Результаты увеличить в 5 раз. Д. 10, 15, 20, 25, 30, 35. У. 2. Поставить скобки в числовых выражениях: 14+26:10 . 3=12 54-12+8=34 40-8:4=8 Дети объясняют постановку скобок, читают числовые выражения. - Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом. - Ветер по морю гуляет - А мы замечаем на гребне волны ребус. Д. Здесь зашифровано слово “КИТ”.<Рисунок 4> Рисунок 4. - Это морское млекопитающее. Длина до 20 метров, а весит до 70 тонн. У. Кит приготовил вам задачки в стихах: Внимание! Если знаешь ты таблицу, Д. 2 5=10 У. Три бельчонка маму-белку Д. 9:3=3 У. Со двора 16 веток Д. 16:4=4 У. Пять зайчат сидят в углу, Д. 20:5=4 У. Составьте равенство и неравенство, используя решения этих задач. Д. 16: 4 = 20: 5 У. Попрощаемся с китёнком и продолжим плавание. - Плещет тёплая вода - Перед нами остров.<Рисунок 5> Рисунок 5. - Возможно, что на нём когда-то жил Робинзон Крузо. А сейчас здесь живут два брата: Тот кричит ему: “Смотри, Д. Восемь. У. Во сколько раз увеличилось количество углов? Д. В 2 раза. У. Вместе с братьями на острове живут весёлые мартышки, которые предлагают нам отдохнуть. Физкультминутка. (Дети стоя выполняют движения.) Мы – весёлые мартышки, (Дети садятся за парты.) Дыхательная гимнастика. Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат моря. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. V. Закрепление пройденного материала. Решение задач. У. Остров позади и что же ждёт нас впереди? За бортом бутылка, а в ней послание: выполнить задание № 1 из учебника , с. 66. У доски работают два ученика. - Сравните задачи и их решения. - Морское путешествие продолжается и нас ждёт интересная встреча с … Что за чудо – вот так чудо: Д. Черепаха.<Рисунок 6> Рисунок 6. У. А знаете ли вы, чем морские черепахи отличаются от сухопутных? Д. У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Очень жаль, что из десятка черепашек выживают лишь несколько, а остальные малыши становятся добычей птиц или других хищников У. Черепаха предлагает нам решить задачу: “На корабле было 50 литров пресной воды. Её расходовали 7 дней по 5 л каждый день. Сколько литров пресной воды осталось? На доске запись: Было – 50 л Израсходовали – 7 дн.по 5 л Осталось - ? л Дети предлагают решение задачи. 50-5. 7=15(л) У. На сколько же дней хватит оставшегося запаса пресной воды? Д. На 3 дня, так как 15:5=3. У. Черепашка довольна вашими математическими способностями и предлагает вам совершить экскурсию в подводный мир. Но прежде выполним оздоровительную гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз. Рисуй глазами треугольник. Самостоятельная работа учащихся. У. Погружаемся в воду и осторожно из тёмной пещеры достаём обитателей морского дна. Кто оказался в ваших руках? (Из парт дети достают карточки-картинки с изображениями морской звезды, морского конька, медузы.) Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9. - Чтобы подружиться с ними, надо выполнить задания на карточках. (Задания подобрать с учётом индивидуальных особенностей и математических способностей каждого ученика, для создания ситуации успеха на уроке и привития интереса к предмету.) <Рисунки 7-9>. Выражение с переменной. У. Путешествие подходит к концу, но один из наших новых знакомых хочет вам что-то пожелать. Доскажи словечко: Увидев ваших знаний огонёк, Д. Конёк. У. Подставляя значения переменной, найдите частное и узнаете, чего желает вам морской конёк с друзьями. <Рисунок 10> Рисунок 10. VI. Итог урока. У. Было ли наше путешествие полезным? Что помогло вам преодолеть трудности? - Я желаю вам сноровки, силы, - Отваг, терпения в труде! - МАТЕМАТИКА всем нам поможет - Оставаться на высоте! VII. Домашнее задание. У. На память о морском путешествии я дарю вам эти парусники. Вы сможете раскрасить их, используя знания таблицы умножения. Это и будет домашним заданием. |