Кружок "Самоделкин"
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
I. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Кружок «Самоделкин»
1. Пояснительная записка
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
2. Цель программы: помочь школьникам проявить себя в декоративно творческой деятельности.
3. Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Самоделкин» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка декоративно творческой деятельности (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами.
4. Планируемые результаты:
- Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 62 часа, 2занятие в неделю. (В сентябре, в адаптационный период занятия не проводятся)
5. Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
6. Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
7. Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
8. Содержание работы:
I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
1. Оригами. «Цыпленок».
2. Объемная водяная лилия.
3. Фантазии из «ладошек». Аппликация.
4. Новогодний ангелок.
5. Букет из роз.
6. Цветочные фантазии. Изделия в технике «торцевание».
7. Чудо-елочка.
8. Оригами-мозаика.
Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».
II. «Работа с природным материалом». (4 часа)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев).
2. Аппликация из листьев.
3. Аппликация из кленовых «парашютиков».
Темы для бесед: «Флористика».
III. «Работа с тканью». (5 часов)
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»
IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.
Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
1. Аппликация из нарезанных ниток.
2. Изонить. Открытка «Сердечко».
3. Коллективная работа «Корзина с цветами».
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов
Календарно-тематический план 1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Беседа «История бумаги». Изделие «Цыпленок» | 1 час |
2. | Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | 1 час |
3. | Фантазии из «ладошек» | 1 час |
4. | Фантазии из «ладошек». Продолжение работы. | 1 час |
5. | Букет из роз. | 1 час |
6. | Новогодний ангелок. | 1 час |
7. | Цветочные фантазии. | 1 час |
8. | Цветочные фантазии. Продолжение работы. | 1 час |
9. | Чудо-елочка. | 1час |
10. | Чудо-елочка. Продолжение работы. | 1час |
11. | «Робот». Подготовка модулей. | 1 час |
12. | «Робот». Сборка изделия. | 1 час |
13. | Осенние фантазии из природного материала. | 1 час |
14. | Поделки из кленовых «парашютиков». | 1 час |
15. | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | 1 час |
16. | Картины из листьев. Продолжение работы. | 1 час |
17. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | 1 час |
18. | «Веселые зверюшки». Продолжение работы. | 1 час |
19. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | 1 час |
20. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | 1 час |
21. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | 1 час |
22. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | 1 час |
23. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | 1 час |
24. | Открытка «Сердечко» | 1 час |
25. | Открытка «Сердечко» | 1 час |
26. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
27. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
28. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
29. | «Веселый автомобиль» | 1 час |
30. | Панно из карандашных стружек. | 1 час |
31. | Панно из карандашных стружек. | 1 час |
32. | «Добрая коровушка» | 1 час |
33. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 час |
Календарно-тематический план 2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 час |
2. | Беседа «История бумаги». Изделие «Цыпленок» | 1 час |
3. | Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | 1 час |
4. | Фантазии из «ладошек» | 1 час |
5. | Фантазии из «ладошек». Продолжение работы. | 1 час |
6. | Букет из роз. | 1 час |
7. | Новогодний ангелок. | 1 час |
8. | Цветочные фантазии. | 1 час |
9. | Цветочные фантазии. Продолжение работы. | 1 час |
10. | Чудо-елочка. | 1час |
11. | Чудо-елочка. Продолжение работы. | 1час |
12. | «Робот». Подготовка модулей. | 1 час |
13. | «Робот». Сборка изделия. | 1 час |
14. | Осенние фантазии из природного материала. | 1 час |
15. | Поделки из кленовых «парашютиков». | 1 час |
16. | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | 1 час |
17. | Картины из листьев. Продолжение работы. | 1 час |
18. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | 1 час |
19. | «Веселые зверюшки». Продолжение работы. | 1 час |
20. | Мягкая игрушка «Лягушка» | 1 час |
21. | Мягкая игрушка «Лягушка» | 1 час |
22. | Мягкая игрушка «Лягушка» | 1 час |
23. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | 1 час |
24. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | 1 час |
25. | Открытка «Сердечко» | 1 час |
26. | Открытка «Сердечко» | 1 час |
27. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
28. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
29. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
30. | «Веселый автомобиль» | 1 час |
31. | Игрушки из пластиковых капсул | 1 час |
32. | Игрушки из пластиковых капсул | 1 час |
33. | Динамическая игрушка из картона | 1 час |
34. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 час |
Календарно-тематический план 3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 час |
2. | Беседа «История бумаги». Изделие «Цыпленок» | 1 час |
3. | Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | 1 час |
4. | Фантазии из «ладошек» | 1 час |
5. | Фантазии из «ладошек». Продолжение работы. | 1 час |
6. | Букет из роз. | 1 час |
7. | Новогодний ангелок. | 1 час |
8. | Цветочные фантазии. | 1 час |
9. | Цветочные фантазии. Продолжение работы. | 1 час |
10. | Чудо-елочка. | 1час |
11. | Чудо-елочка. Продолжение работы. | 1час |
12. | «Робот». Подготовка модулей. | 1 час |
13. | «Робот». Сборка изделия. | 1 час |
14. | Осенние фантазии из природного материала. | 1 час |
15. | Поделки из кленовых «парашютиков». | 1 час |
16. | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | 1 час |
17. | Картины из листьев. Продолжение работы. | 1 час |
18. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | 1 час |
19. | «Веселые зверюшки». Продолжение работы. | 1 час |
20. | Мягкая игрушка «Медвежонок» | 1 час |
21. | Мягкая игрушка «Медвежонок» | 1 час |
22. | Мягкая игрушка «Медвежонок» | 1 час |
23. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | 1 час |
24. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | 1 час |
25. | Открытка «Сердечко» | 1 час |
26. | Открытка «Сердечко» | 1 час |
27. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
28. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
29. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
30. | «Веселый автомобиль» | 1 час |
31. | Лепим из репейника. Забавные зверушки из репейника. | 1 час |
32. | Лепим из репейника. Забавные зверушки из репейника. | 1 час |
33. | Лепим из папье-маше. | 1 час |
34. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 час |
Календарно-тематический план 4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 час |
2. | Беседа «История бумаги». Изделие «Цыпленок» | 1 час |
3. | Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | 1 час |
4. | Фантазии из «ладошек» | 1 час |
5. | Фантазии из «ладошек». Продолжение работы. | 1 час |
6. | Букет из роз. | 1 час |
7. | Новогодний ангелок. | 1 час |
8. | Цветочные фантазии. | 1 час |
9. | Цветочные фантазии. Продолжение работы. | 1 час |
10. | Чудо-елочка. | 1час |
11. | Чудо-елочка. Продолжение работы. | 1час |
12. | «Робот». Подготовка модулей. | 1 час |
13. | «Робот». Сборка изделия. | 1 час |
14. | Осенние фантазии из природного материала. | 1 час |
15. | Поделки из кленовых «парашютиков». | 1 час |
16. | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | 1 час |
17. | Картины из листьев. Продолжение работы. | 1 час |
18. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | 1 час |
19. | «Веселые зверюшки». Продолжение работы. | 1 час |
20. | Мягкая игрушка «Лиса» | 1 час |
21. | Мягкая игрушка «Лиса» | 1 час |
22. | Мягкая игрушка «Лиса» | 1 час |
23. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | 1 час |
24. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | 1 час |
25. | Открытка «Сердечко» | 1 час |
26. | Открытка «Сердечко» | 1 час |
27. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
28. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
29. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 час |
30. | Конструирование из спичек (котик) | 1 час |
31. | Лепим дымковскую игрушку | 1 час |
32. | Лепим дымковскую игрушку | 1 час |
33. | Декоративное панно «В подсолнухах» | 1 час |
34. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 час |
Список используемой литературы для педагога:
1.Берсенева Т.К. Ткань. Бумага. Тесто. М. «Астрель», 2001г.
2.Ерлыкин «Поделки своими руками». Москва «ТРИЭН». 1997 г.
3.Лутцева Е.А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Москва «Вентана-Граф». 2003 г.
4.Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.
5.Петрова И.М. «Объемная аппликация». Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2007 г.
6.Журнал «Дошкольное воспитание». 3/2008г.
7.Журнал «Дошкольное воспитание». 11/2005 г.
8. www.solnet.ee Детский портал «Солнышко».
9. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.
10.Лутцева Е.А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Рабочая тетрадь. Москва «Вентана-Граф». 2003 г.
11.С.К. Кожохина, Е.А. Панова «Сделай жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества». Ярославль 2007.
12.М.М. Евдокимова «Волшебные краски». М. «Школьная пресса» 2001 г.
13.Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми/ Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007.
14. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
15. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991 г.
16. Гусакова М. Л. Аппликация. М., Просвещение, 1987 г.
17. Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М., Просвещение, 1988.
18. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985.