Рабочая программа
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная программа составлена для 3-го класса по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности в 3 классе "Школа этикета" | 22.09 КБ |
КТП внеурочной деятельности "Школа этикета" | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Хадынская средняя общеобразовательная школа
ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Директор ОУ Протокол № ________ __________/Кужугет Н.И/
«_____»__________ 201__г. «____» ____________201__г.
Р а б о ч а я п р о г р а м м а
п о в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и
«Школа этикета»
Направление «Общекультурное»
для 3 класса
Составитель:
Анай Е.К.
учитель начальных классов,
первая категория
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны в младшем школьном возрасте. В начальной школе на уроках дети получают определённые этические знания и представления, однако для оценки достижений такая модель инструментария, как тестирование, используется слабо. В связи с этим возникает необходимость проведения во внеурочное время занятий, которые бы позволили не только познакомить учащихся с правилами этикета и нормами поведения в общественных местах, но и помогли бы учителю получить информацию через тестирование об усвоении учащимися норм поведения и верном применении их в различных жизненных ситуациях.
Приоритетной целью занятий во внеурочном занятии «Школа этикета» является знакомство учащихся с нормами поведения в обществе; формирование умений, предоставляющих возможность выглядеть достойно и позволяющих проявлять себя уверенно в различных жизненных ситуациях; развитие коммуникативных способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: познакомить детей с правилами этикета, нормами поведения в общественных местах; сформировать представления об этических нормах, традициях; научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях; научить уважительному и тактичному отношению к личности другого человека, сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми и устойчивую положительную самооценку.
Обучение в «Школе этикета» предполагает проведение раз в неделю одного занятия в течение учебного года. Представленный в примерной программе материал разделён на три части: культура общения, культура поведения и повседневный этикет. В ходе работы с тестами формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с текстом, пользоваться толковым словариком и дополнительной информацией к текстам.
К некоторым занятиям учащиеся могут подготовить групповые или индивидуальные проекты. Работа с проектами делится на этапы (собрать — показать — рассказать) и распределить между детьми роли в подготовке группового проекта, учитывая умения и навыки каждого ребёнка.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения в 3 классе. Объем программы – 34 часа в год (1 час в неделю).
Участники: обучающиеся 3 класса, родители, учитель-руководитель, библиотекарь, психолог
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, т.е. признание самобытности и уникальности каждого обучающегося);
- Природосообразности (учитывается возраст детей);
- Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- Свобода выбора решения и самостоятельности в их реализации;
- Сотрудничества и ответственности;
- Систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Формы и методы работы
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, лекция, работа с текстом, тестовые задания); художественно-творческие (рисование, создание проектов, фильмов); исследовательские.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы обучающихся.
Учебно-тематический план
на 2017-18 учебный год, 3 класс
№ | Содержание курса | Часы | Универсальные действия обучающихся |
1. | Культура общения | 6 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели общения, создание способов решения проблем творческого и поискового характера, сотрудничество в получении и в поиске информации. |
2. | Культура поведения | 12 | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; применение на практике полученных знаний о культуре поведения в разных местах общественного порядка; сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3. | Повседневный этикет | 5 | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
4. | Проектные работы | 5 | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
5. | Контрольные работы и тестирование | 6 | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Итого всего: 34 часа |
Литература для педагога
1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка (Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений). – М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2009.
2. Большая книга игр для детей. Коллектив авторов. – М.: Планета Детства, 2002.
3. Зобнинская А.С. Игры для мальчиков и девочек № 5. – М.: Астрель, 2006.
4. Гордиенко Н.И. Игры для мальчиков № 11. – М.: Астрель, 2004.
5. Суслов В.Н. Этикет. – Легион. Ростов-на-Дону, 2012
Литературы для учащихся
1. Справочники;
2. Энциклопедии;
3. Словари (толковый, англо-русский, латино-русский, русско-тувинский);
4. Дополнительные литературы по предметам; по наукам;
5. Журналы, газеты, книги;
6. Интернет;
Предполагаемая результативность курса
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих результатов:
Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий по этикету, творческий подход к выполнению заданий;
Использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
Расширение умения использовать различные способы поиска;
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои поступки и достижения;
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат;
Формировать навыки вежливого и делового общения в процессе работы;
Самостоятельно создавать тему и умение решать проблему проекта.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
на 2017-18 учебный год, 3 класс
№ | Темы занятий | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Часы | Дата проведения | |
По плану | Факт | |||||
Культура общения (7 часов) | ||||||
1. | Приветствия | Значение этикета в жизни человека. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Использование приветствия с древнейших времен. Формы приветствия. Правила рукопожатий и приветствий для мужчин и женщин. Приветствия в повседневной жизни. | Наблюдать за использованием в повседневной жизни норм приветствия. Анализировать успешность использования приветствий. | 1 | ||
2. | Правила обращения | Обращения на «ты» и на «Вы». Обращение старшего к младшему и младшего к старшему. Обращение к незнакомому человеку. Как говорить о человеке в третьем лице. Дурные привычки при обращении. | Обосновывать целесообразность тех или иных обращений в конкретной ситуации. Анализировать успешность ис-пользования обращений | 1 | ||
3. | Представление при знакомстве | Значение в жизни человека представления при знакомстве. Правила представления по возрасту и по полу. Представление гостей, официальных лиц, родителей и детей. | Оценивать правильность выбора ситуации при представлении. | 1 | ||
4. | Правила беседы и культура речи | Умение говорить и слушать собеседника. Тон разговора и манера при ведении беседы. Культура речи. Жаргонизмы и слова-паразиты. Значение чтения для развития речи. | Оценивать умение слушать собеседника. Анализировать и корректировать устную речь, находить речевые ошибки. | 1 | ||
5. | Мимика и жесты | Мимика и жесты — понятия. Выражение эмоций положительными или отрицательными жестами. Использование жестов в разных странах. Лучшая мимика — это улыбка. | Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств общения. | 1 | ||
6. | Телефонный разговор | Правила общения по проводному телефону. Значение приветливости в телефонном разговоре. Умения пользоваться сотовым телефоном. Деловой разговор. Уважительное отношение к старшим и окружающим. | Моделировать правила участия в телефонном диалоге (умения слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор по телефону). | 1 | ||
7. | Проектная работа | Создание проектов по выбору на одну из изученных тем. | Показать в проектных работах изученные этикеты | 1 | ||
Культура поведения (14 часов) | ||||||
8. | Поведение на улице | Улица — общественное место. Проявление вежливости на улице. Отношение к пожилым людям и женщинам. Правила передвижения по тротуарам. Беседа на улице, элементарные требования к поведению. | Оценивать правильность выбора ситуаций при поведении на улице. Обосновывать целесообразность поступков в конкретной ситуации. Изображать путь от школы до дома с помощью условных обозначений. | 1 | ||
9. | Поведение в общественном транспорте | Правила, сложившиеся в общественном транспорте: вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность. Приветствия, беседа в транспорте. | Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения. Обсуждать и объяснять правила поведения человека в различных ситуациях на транспорте. | 1 | ||
10. | Поведение в школе | Поведение в школе до начала занятий, на уроках, на переменах. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение школьника. | Поведение в школе до начала занятий, на уроках, на переменах. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение школьника. | 1 | ||
11. | Поведение на природе | Экология как наука о сохранении природы. Полезность совершения походов на природу. Хозяева в доме и на природе. Бережное отношение к природе во время походов и экскурсий. Организация безопасности жизнедеятельности на природе. | Сравнивать правила поведения в разных ситуациях (в школе, на улице, на природе). Приводить примеры положительного и отрицательного пове- дения человека на природе, его последствия. | 1 | ||
12. | В театре | История театра, балаган. Уважение к зрителю. Правила поведения в театре до начала спектакля, во время спектакля, во время антракта и после окончания спектакля. Театральные термины: партер, авансцена, ложи. | Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в театре. Проявить умение без ошибок по билету отыскивать своё место в зале. | 1 | ||
13. | Танцевальный этикет | История танца. Танцевальный этикет: поведение мужчины, женщины. Современные танцевальные вечера. Занятия танцами и развитие музыкальных чувств и тела. | Обсуждать и объяснять правила поведения человека на танцевальной площадке, на балу, школьном вечере. | 1 | ||
14. | Посещение музея | Музей — что это? Музеи мира. Уважительное отношение к посетителям музея. Правила передвижения по залам. Отношение к экспозициям. Получение в музее эстетического удовольствия, ценной информации. | Приводить примеры положительного и отрицательного поведения человека в музее. Оценивать правильность выбора ситуаций при посещении музея. | 1 | ||
15. | Поведение в православном храме | Культура и религия. Священное писание. Верующие. Православный храм, его значение для верующих. Что можно и что нельзя делать в православном храме. | Обсуждать и объяснять правила поведения человека в православном храме. | 1 | ||
16. | Поведение в мечети | Ислам. Священный Коран. Для чего построена и как устроена мечеть. Исламские праздники. Поведение в мечети. | Обсуждать и объяснять правила поведения человека в мечети. | 1 | ||
17 | Поведение в буддийском храме | Буддизм. Для чего построена и как устроен буддийский храм. Буддийские праздники. Поведение в хурээ | Обсуждать и объяснять правила поведения человека в хурээ. | 1 | ||
18. | Этикет народов Северного Кавказа | Разные народы Кавказа — общий этикет. Особенность поведения в быту горских народов. Отношение к старшим, к женщине. Честь и достоинство горца. Гостеприимство и щедрость горских народов. | Находить на карте России республики Северного Кавказа. Сравнивать кавказский этикет с правилами поведения людей в родном городе, селе. | 1 | ||
19. | Этикет казака | Казаки России. Воспитание в казачьей семье. Уважение к старшим и к женщине. Глава семьи, семейные устои. | Сравнивать казачий этикет с правилами поведения людей в родном городе, селе. | 1 | ||
20. | Проектная работа | Создание проектов по выбору на одну из изученных тем. | Показать в проектных работах изученные этикеты | 1 | ||
21 | Защита проектов | Защита проектов. Выступление перед классом. | Уметь защищать выполненную работу, отвечать на вопросы зрителей. | 1 | ||
22. | Что узнали? Чему научились? | Диагностика полученных знаний | 1 | |||
Повседневный этикет (12 часов) | ||||||
23. | Прием гостей | Особый этикет приглашения в гости в старину и в наше время. Уважение к хозяину и хозяйке дома. Поведение в гостиной. Обязанности хозяев и гостей. Приглашение к ответному визиту. | Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в гостях | 1 | ||
24. | Проектная работа | Создание проектов по выбору на одну из изученных тем. | Показать в проектных работах изученные этикеты | 1 | ||
25. | Правила сервировки стола | Сервировка крестьянского стола в старину. Значение скатерти при сервировке стола. Посуда и столовые приборы. Особенности сервировки чайного стола. Как подаются блюда. | Наблюдать за сервировкой стола и оценивать правильность расположения предметов на столе. | 1 | ||
26.
| Как вести себя за столом | Правила рассаживания. Поведение за столом. Предназначение столовых приборов. Правила еды. | Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения за столом. | 1 | ||
27. | Как правильно есть | История культуры еды. Предназначение салфеток. Как правильно есть за столом и пользоваться столовыми приборами во время еды и после неё. | Наблюдать за тем, как едят за столом, и оценивать культуру питания. | 1 | ||
28. | Внешность | Понятие внешности. Опрятная внешность, уход за телом и волосами. Умение беречь одежду, обувь и ухаживать за ними. Рациональность в выборе одежды. Внешность делового человека. Школьная форма. | Обсуждать и объяснять правила использования и ношения одежды. Оценивать правильное использование одежды и обуви в зависимости от обстановки и времени года. | 1 | ||
29. | Проектная работа | Создание проектов по выбору на одну из изученных тем. | Показать в проектных работах изученные этикеты | 1 | ||
30. | Защита проектов | Защита проектов. Выступление перед классом. | Уметь защищать выполненную работу, отвечать на вопросы зрителей. | 1 | ||
31. | Тестирование | Диагностика полученных знаний | 1 | |||
32. | День вежливости | День вежливости в классе. | Показать на практике полученные знания. | 1 | ||
33. | Что узнали? Чему научились? | Создание фильма | Применить полученные знания при создании фильма | |||
34 | Итоговое тестирование | Диагностика полученных знаний за учебный год | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
Рабочаяпрограмма
Программа для учащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...