Рабочая программа
рабочая программа (3 класс) на тему

 Анай Екатерина Кошкар-ооловна

Данная программа составлена для 3-го класса по внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Хадынская средняя общеобразовательная школа

 ОБСУЖДЕНО                                                                                  УТВЕРЖДЕНО                                                                      

на Педагогическом совете                                                                          Директор ОУ                                Протокол № ________                                                                  __________/Кужугет Н.И/                        

«_____»__________ 201__г.                                                            «____» ____________201__г.                                                              

Р а б о ч а я   п р о г р а м м а

п о  в н е у р о ч н о й   д е я т е л ь н о с т и

«Школа этикета»

Направление   «Общекультурное»

для 3 класса

Составитель:

Анай Е.К.

учитель начальных классов,

первая  категория

 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны в младшем школьном возрасте. В начальной школе на уроках   дети получают определённые этические знания и представления, однако для оценки достижений такая модель инструментария, как тестирование, используется слабо. В связи с этим возникает необходимость проведения во внеурочное время   занятий, которые бы позволили не только познакомить учащихся с правилами этикета и нормами поведения в общественных местах, но и помогли бы учителю получить информацию через тестирование об усвоении учащимися норм поведения и верном применении их в различных жизненных ситуациях.

Приоритетной целью занятий во внеурочном занятии «Школа этикета» является знакомство учащихся с нормами поведения в обществе; формирование умений, предоставляющих возможность выглядеть достойно и позволяющих проявлять себя уверенно в различных жизненных ситуациях; развитие коммуникативных способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: познакомить детей с правилами этикета, нормами поведения в общественных местах; сформировать представления об этических нормах, традициях; научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях; научить уважительному и тактичному отношению к личности другого человека, сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми и устойчивую положительную самооценку.

Обучение в «Школе этикета» предполагает проведение раз в неделю одного занятия в течение учебного года. Представленный в примерной программе материал разделён на три части: культура общения, культура поведения и повседневный этикет. В ходе работы с тестами формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с текстом, пользоваться толковым словариком и дополнительной информацией к текстам.

К некоторым занятиям учащиеся могут подготовить групповые или индивидуальные проекты.  Работа с проектами   делится на этапы (собрать — показать — рассказать) и распределить между детьми роли в подготовке группового проекта, учитывая умения и навыки каждого ребёнка.

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на  1  год  обучения в  3  классе. Объем программы – 34 часа  в год (1 час в неделю).

Участники: обучающиеся  3  класса, родители, учитель-руководитель, библиотекарь, психолог

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, т.е. признание самобытности и уникальности каждого обучающегося);
  • Природосообразности (учитывается возраст детей);
  • Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
  • Свобода выбора решения и самостоятельности в их реализации;
  • Сотрудничества и ответственности;
  • Систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Формы и методы работы

         Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, лекция, работа с текстом, тестовые задания); художественно-творческие (рисование, создание проектов, фильмов); исследовательские.

        Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы обучающихся.

Учебно-тематический план

на 2017-18 учебный год, 3 класс

Содержание курса

Часы

Универсальные действия  обучающихся

1.

 Культура общения

6

 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели общения, создание способов решения проблем творческого и поискового характера, сотрудничество в получении и в поиске информации.

2.

 Культура поведения

12

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; применение на практике полученных знаний о культуре поведения в разных местах общественного порядка; сотрудничество с учителем и сверстниками.

3.

 Повседневный этикет

5

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

4.

Проектные работы

5

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

5.

 Контрольные работы и тестирование

6

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

                                            Итого всего: 34 часа

Литература для педагога

1.        С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка (Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений). – М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2009.

2.        Большая книга игр для детей. Коллектив авторов. – М.: Планета Детства, 2002.

3.        Зобнинская А.С. Игры для мальчиков и девочек № 5. – М.: Астрель, 2006.

4.        Гордиенко Н.И. Игры для мальчиков № 11. – М.: Астрель, 2004.

 5.         Суслов В.Н. Этикет. – Легион. Ростов-на-Дону, 2012

Литературы для учащихся

1.        Справочники;

2.        Энциклопедии;

3.        Словари (толковый, англо-русский, латино-русский, русско-тувинский);

4.        Дополнительные литературы по предметам; по наукам;

5.        Журналы, газеты, книги;

6.        Интернет;

 

Предполагаемая результативность курса

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих результатов:

        Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий по этикету, творческий подход к выполнению заданий;

        Использование речевых средств  и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

        Расширение умения использовать  различные способы поиска;

        Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои поступки и достижения;

        Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

        Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат;

        Формировать навыки вежливого и делового общения в процессе работы;

        Самостоятельно создавать тему  и умение решать проблему проекта.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

на 2017-18 учебный год, 3 класс

Темы занятий

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Часы

Дата проведения

По плану

Факт

Культура общения (7 часов)

1.

Приветствия

Значение этикета в жизни человека. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Использование приветствия с древнейших времен. Формы приветствия. Правила рукопожатий и приветствий для мужчин и женщин. Приветствия в повседневной жизни.

Наблюдать за использованием в повседневной жизни норм приветствия.

Анализировать успешность использования приветствий.

1

2.

Правила обращения

Обращения на «ты» и на «Вы». Обращение старшего к младшему и младшего к старшему. Обращение к незнакомому человеку. Как говорить о человеке в третьем лице. Дурные привычки при обращении.

Обосновывать целесообразность тех или иных обращений в конкретной ситуации. Анализировать успешность ис-пользования обращений

1

3.

Представление при знакомстве

Значение в жизни человека представления при знакомстве.

  Правила представления по возрасту и по полу. Представление гостей, официальных лиц, родителей и детей.

Оценивать правильность выбора ситуации при представлении.

1

4.

Правила беседы и культура речи

Умение говорить и слушать собеседника. Тон разговора и манера при ведении беседы. Культура речи. Жаргонизмы

и слова-паразиты. Значение чтения для развития речи.

Оценивать умение слушать собеседника.

Анализировать и корректировать устную речь, находить речевые ошибки.

1

5.

Мимика и жесты

Мимика и жесты — понятия. Выражение эмоций положительными или отрицательными жестами. Использование жестов в разных странах. Лучшая мимика — это улыбка.

Оценивать правильность выбора

языковых и неязыковых средств общения.

1

6.

Телефонный разговор

Правила общения по проводному телефону. Значение приветливости в телефонном разговоре. Умения пользоваться сотовым телефоном. Деловой разговор. Уважительное отношение к старшим и окружающим.

Моделировать правила участия в телефонном диалоге (умения слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор по телефону).

1

7.

Проектная работа

Создание проектов по выбору на одну из изученных тем.

Показать в проектных работах  изученные этикеты

1

Культура поведения (14 часов)

8.

Поведение на улице

Улица — общественное место. Проявление вежливости на улице. Отношение к пожилым людям и женщинам. Правила передвижения по тротуарам. Беседа на улице, элементарные требования к поведению.

Оценивать правильность выбора ситуаций при поведении на улице.

Обосновывать целесообразность поступков в конкретной ситуации.

Изображать путь от школы до дома с помощью условных обозначений.

1

9.

Поведение в общественном транспорте

Правила, сложившиеся в общественном транспорте: вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность. Приветствия, беседа в транспорте.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в различных ситуациях на транспорте.

1

10.

Поведение в школе

Поведение в школе до начала занятий, на уроках, на переменах. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение школьника.

Поведение в школе до начала занятий, на уроках, на переменах. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение школьника.

1

11.

Поведение на природе

Экология как наука о сохранении природы. Полезность совершения походов на природу. Хозяева в доме и на природе. Бережное отношение к природе во время походов и экскурсий. Организация безопасности жизнедеятельности на природе.

Сравнивать правила поведения в разных ситуациях (в школе, на улице, на природе).

Приводить примеры положительного и отрицательного пове-

дения человека на природе, его

последствия.

1

12.

В театре

История театра, балаган. Уважение к зрителю. Правила поведения в театре до начала спектакля, во время спектакля, во время антракта и после окончания спектакля. Театральные термины: партер, авансцена, ложи.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в театре. Проявить умение без ошибок по билету отыскивать своё место в зале.

1

13.

Танцевальный этикет

История танца. Танцевальный этикет: поведение мужчины, женщины. Современные танцевальные вечера. Занятия танцами и развитие музыкальных чувств и тела.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека на танцевальной площадке, на балу, школьном вечере.

1

14.

Посещение музея

Музей — что это? Музеи мира. Уважительное отношение к посетителям музея. Правила передвижения по залам. Отношение к экспозициям. Получение в музее эстетического удовольствия, ценной информации.

Приводить примеры положительного и отрицательного поведения человека в музее. Оценивать правильность выбора ситуаций при посещении музея.

1

15.

Поведение в православном храме

Культура и религия. Священное писание. Верующие. Православный храм, его значение для верующих. Что можно и что нельзя делать в православном храме.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в православном храме.

1

16.

Поведение в мечети

Ислам. Священный Коран. Для чего построена и как устроена мечеть. Исламские праздники. Поведение в мечети.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в мечети.

1

17

Поведение в буддийском храме

Буддизм.   Для чего построена и как устроен буддийский храм. Буддийские  праздники. Поведение в хурээ

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в хурээ.

1

18.

Этикет народов Северного Кавказа

Разные народы Кавказа — общий этикет. Особенность

поведения в быту горских народов. Отношение к старшим, к женщине. Честь и достоинство горца. Гостеприимство и щедрость горских народов.

Находить на карте России республики Северного Кавказа. Сравнивать кавказский этикет с правилами поведения людей в родном городе, селе.

1

19.

Этикет казака

Казаки России. Воспитание в казачьей семье. Уважение к старшим и к женщине. Глава семьи, семейные устои.

Сравнивать казачий этикет с правилами поведения людей в

родном городе, селе.

1

20.

Проектная работа

Создание проектов по выбору на одну из изученных тем.

Показать в проектных работах  изученные этикеты

1

21

Защита проектов

Защита проектов. Выступление перед классом.

Уметь защищать выполненную работу, отвечать на вопросы зрителей.

1

22.

Что узнали? Чему научились?

Диагностика полученных знаний

1

Повседневный этикет (12 часов)

23.

Прием гостей

Особый этикет приглашения в гости в старину и в наше время. Уважение к хозяину и хозяйке дома. Поведение в гостиной. Обязанности хозяев и гостей. Приглашение

к ответному визиту.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в гостях

1

24.

Проектная работа

Создание проектов по выбору на одну из изученных тем.

Показать в проектных работах  изученные этикеты

1

25.

Правила сервировки стола

Сервировка крестьянского стола в старину. Значение скатерти при сервировке стола. Посуда и столовые приборы. Особенности сервировки чайного стола. Как подаются блюда.

Наблюдать за сервировкой стола и оценивать правильность расположения предметов на столе.

1

 26.

 

Как вести себя за столом

Правила рассаживания. Поведение за столом. Предназначение столовых приборов. Правила еды.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения за столом.

1

 27.

Как правильно есть

История культуры еды. Предназначение салфеток. Как правильно есть за столом и пользоваться столовыми приборами во время еды и после неё.

Наблюдать за тем, как едят за столом, и оценивать культуру питания.

1

28.

Внешность

Понятие внешности. Опрятная внешность, уход за телом и волосами. Умение беречь одежду, обувь и ухаживать за ними. Рациональность в выборе одежды. Внешность делового человека. Школьная форма.

Обсуждать и объяснять правила использования и ношения одежды.

Оценивать правильное использование одежды и обуви в зависимости от обстановки и времени года.

1

29.

Проектная работа

Создание проектов по выбору на одну из изученных тем.

Показать в проектных работах  изученные этикеты

1

30.

Защита проектов

Защита проектов. Выступление перед классом.

Уметь защищать выполненную работу, отвечать на вопросы зрителей.

1

31.

Тестирование

Диагностика полученных знаний

1

32.

День вежливости

День вежливости в классе.

Показать на практике полученные знания.

1

33.

Что узнали? Чему научились?

Создание фильма

Применить полученные знания при создании фильма

34

Итоговое тестирование

Диагностика полученных знаний за учебный год

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

Рабочаяпрограмма

Программа для  учащихся  с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...