ВШК
материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
по итогам адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни.
Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;
- определить направление дальнейшей работы с учащимися 1 класса.
В ходе проверки рассматривались следующие вопросы:
- Организация учебного процесса в 1 классе.
- Анализ посещённых уроков.
- Характеристика учащихся 1 класса.
- Здоровье первоклассников.
- Ведение школьной документации классным руководителем.
Дата проверки: сентябрь-октябрь 2017г.
- Организация учебного процесса в 1 классе.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Общие сведения о 1-ом классе
Класс | Ф.И.О. классного руководителя | Используемый УМК | |
2 | 1.Сумбаа Ч.И. 2.Ховалыг Ч.К. 3.Прибытко А.В. 4.Доржу-оол Ж.В. 5.Шагдыр-оол Н.С. 6.Монгуш Н.К. 7.Санарова Л.И. 8.Иргит Ч.Х. | 1а 1б 1в 1г 1д 1е 1ж 1з | Моро М.И. Математика: учеб. для 1 кл. нач. шк: в 2 ч./М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.-М.: Просвещение, 2013. Моро М.И. Тетрадь по математике №1,2 для 1 кл. нач. шк. / М.И.Моро, С.И.Волкова. - М.: Просвещение,2013. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. для 1 кл. нач. шк./А.А.Плешаков.-М.: Просвещение, 2013. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир»/ А.А. Плешаков.-М.: Просвещение, 2014. Русская азбука: учеб. для 1 кл. / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько. – М.: Просвещение, 2013. Родная речь: учеб. для 1 кл. нач. шк./ Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2014. Горецкий В.Г. Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке» для 1 кл. нач. шк. / В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. – М.: Просвещение,2014. Критская Е.Д. Музыка: Учеб.-тетрадь для учащихся 1 кл. нач. шк. /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.: Просвещение, 2002. Лях В.И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1 – 4 классов нач. шк. – М.: Просвещение, 2006. В.С. Кузин, Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. для 1 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2006. |
Общие сведения об учащихся 1-го класса
Класс | Количество учащихся, посещавших детский сад | Количество учащихся, не посещавших детский сад | Количество учащихся, посещавших группу |
1 | 109 | 88 | 13 |
Итого | 109 | 88 | 13 |
Анализ личных дел учащихся 1-го класса
Класс | Кол-во л\д | Кол-во семей | Количество детей - инвалидов
|
1 | 210 | 210 | 8 |
Итого | 210 | 210 | 8 |
Общие сведения об учителях, работающем в 1-ом классе
Ф.И.О. учителя | Категория учителя | Педагогический стаж учителя |
Сумбаа Ч.И. | Высшая | 24 |
Ховалыг Ч.К. | Сзд | 18 |
Прибытко А.В. | Высшая | 35 |
Доржу-оол Ж.В. | б\к | |
Шагдыр-оол Н.С. | Первая | 36 |
Монгуш Н.К. | б\к | 7 |
Санарова Л.И. | Высшая | 34 |
Иргит Ч.Х | б\к | 24 |
Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой четверти проводится по 3 урока по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно - оздоровительные занятия. Со второй четверти в первом классе проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первом классе проводятся физкультминутки. Кроме физкультминуток учитель проводит гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. Перед занятиями проводится гимнастика.
В оздоровительных целях для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Облегчённый день - четверг. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте, родной язык ), согласно расписанию не проводятся первыми. Уроки по окружающему миру, изобразительному искусству и художественному труду, физкультуре проводятся последними уроками.
Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учитель первого класса использует словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления)
Учитывая возрастные особенности первого года обучения в школе, учитель на уроках использует красочный яркий материал. В кабинете где занимаются первоклассники выполняются санитарно- гигиенические требования: режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, наличие гигиенических средств, после занятий проводится влажная уборка класса. В кабинете есть необходимые стенды, помогающие в работе с детьми.
2.Анализ посещенных уроков
В сентябре месяце в первом классе посещались уроки заместителем директора по УВР и руководителями МО. Было посещено 9 уроков завучем, уроков руководителями методического объединения.
В 1 а,б,е,д,ж,в,г,з классах посещены уроки математики, русского языка и чтения, родной язык. Анализ уроков показало , что дети на уроках проявляют активность, отвечают на вопросы, умеют следить за рабочим местом, умеют задавать и отвечать на вопросы, работают в прописях.
4. Здоровье первоклассников.
У всех учащихся первого класса вторая группа здоровья, физкультурная группа – основная. Детей с хроническими заболеваниями нет. Есть дети –инвалиды. Эти дети учатся по инклюзивному и индивидуальному обучению. У каждого имеется ИУП.
Все дети посещают школьную столовую, получают горячее питание.
5.Ведение школьной документации.
В ходе проверки классного журнала было выявлено следующее: Все классные руководители 1-х классов, аккуратно и постоянно ведут классный журнал с соблюдением необходимых инструкций. В журнале отмечаются пропуски занятий учащимися, заполнен листок здоровья, сведения об учащихся. Записи темы в классном журнале по предметам соответствуют тематическому планированию. За первую четверть программа выполнена в полном объёме.
6. Адаптации первоклассников
В начале учебного года среди первых классов педагогом-психологом было посещены уроки, на которых было осуществлено наблюдение за учебной деятельностью первоклассников, и были отслежены следующие критерии наблюдения: ответы учащихся, темп работы на уроке, качество выполнения заданий, уровень развития внимания.
Сделано следующие выводы: дети во время урока проявляют активность, усидчивость и любознательность, также отмечается среди учащихся первых классов слабое развития мелкой моторики, низкая концентрация внимания.
В течение первой четверти (сентябрь-октябрь) было проведено стартовое психологическое обследование:
- учащихся 1-го класса «Готовность к школьному обучению»;
- учащиеся 4 классов «Жестокое обращение»;
- учащиеся 1-4 классы психологический мониторинг «Дом, дерево, человек», «Моя семья», опросник Филлипса.
Среди первых классов было проведено наблюдение и методика Керна-Йерасика с целью - выявить уровень готовности детей к школьному обучению. Всего обследовано 200 детей.
На основании проведенной диагностики можно выделить некоторые результаты:
Классы | ||||||||
Уровень | 1а | 1б | 1в | 1г | 1д | 1е | 1ж | 1з |
Высокий | 38% | 30% | 22.2% | 4% | 13№ | 37.5% | 29% | 16% |
Средний | 46.7% | 44.4% | 44.4% | 56% | 43.5% | 29.5% | 62.5% | 42% |
Низкий | 15.3% | 25.6% | 33.4% | 40% | 43.5% | 33% | 8.5% | 42% |
Всего учащихся | 26 | 27 | 27 | 25 | 23 | 24 | 24 | 24 |
Общие показатели:
высокий уровень – 24%
средний уровень – 46%
низкий уровень – 30%
Опираясь на результаты пройденных диагностик, для учащихся низким уровнем готовности к школе, включена внеурочная деятельность по программе О.В. Хухлаева. «Тропинка к своему Я». Занятия проводится в групповой форме. Также проводится коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов, мелкой моторики, логического мышления, внимания, игры и упражнения на сплочения детского коллектива.
Рекомендации:
- Необходимо работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая детям ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками;
- Стремиться создавать в коллективе (в классе) благоприятный психологический климат;
- Проводить в классе много интересных дел, привлекая к ним как можно больше учеников;
Родителям:
- Следить за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном;
- следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной;
- если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь;
- не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками, старайтесь сформировать адекватную самооценку:
- уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки;
- помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.
Степень подготовленности первоклассников
с 20 сентября по 4 октября 2017 года проведено обследование речи учащихся начальных классов. Всего обследовано первоклассников – 196 учащихся.
Выявлено с нарушением устной речи – 86 учащихся.
Из них с общим недоразвитием речи – 3 учащихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи - 19 учащихся.
С фонетическим нарушением – 70учащихся.
С логоневрозом – 2 первоклассника.
Результаты обследования учащихся первых классов
Класс | Количество обследуемых | Выявлено с ОНР | Выявлено с ФФН, НВОНР речи | Фонетическое нарушение | Логоневроз | Итого | % соотношение |
1А | 27 | 1 | 5 | 1 | 7 | 26,00% | |
1Б | 26 | 3 | 8 | 1 | 11 | 42,00% | |
1В | 28 | 2 | 14 | 16 | 57,00% | ||
1Г | 22 | 2 | 2 | 9 | 13 | 59,00% | |
1Д | 24 | 3 | 7 | 10 | 41,00% | ||
1Е | 22 | 3 | 8 | 11,00% | 50,00% | ||
1Ж | 27 | 4 | 13 | 17 | 62,00% | ||
1З | 20 | 1 | 1 | 7 | 9 | 45,00% | |
Итого | 196 | 3 | 19 | 70 | 2 | 94 | 47,00% |
С 15.09.2017 года на школьный логопункт зачислено 25 первоклассников, из них: с ФНР (фонематическое недоразвитие речи) – 4, ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – 19, ОНР (общее недоразвитие речи) 1 уровня – 1 (домашнее обучение), ОНР 2 уровня – 2 (инклюзивное обучение), НВОНР (нерезко-выраженное общее недоразвитие речи) – 4, логоневроз -2.
Среди письменных работ вторых, третьих, четвертых классов выявлено с нарушением письма и чтения, обусловленного фонетико - фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным недоразвитием речи - 24 учащихся:
2 класс- 15 учащихся из них: с ФНР (фонематическое недоразвитие речи) – 1, ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – 2, ОНР (общее недоразвитие речи) 1 уровня – 2 (домашнее обучение), ОНР 2 уровня – 1 (домашнее обучение), НВОНР (нерезко-выраженное общее недоразвитие речи) – 2 (инклюзивное обучение), НЧП (недоразвитие чтения и письма) обусловленное ФФНР – 7;
3 класс- 3 учащихся с НЧП (недоразвитие чтения и письма) обусловленное НВОНР – 3;
4 класс- 6 учащихся из них: с НЧП (недоразвитие чтения и письма) обусловленное ФФНР – 4 (1 на домашнем обучении) ; НЧП (недоразвитие чтения и письма) обусловленное ОНР – 2 (1 на домашнем обучении)
Всего зачислено на школьный логопункт в 2017-2018 учебном году для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи 54 учащихся (Приложение №1. Список учащихся зачисленных в логопункт).
Дети были укомплектованы в подгруппы и группы в соответствии с их речевым нарушением и разработаны перспективные планы работы по рабочей программе. Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей логопедической работы
с учащимися начальных классов с нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ, а также на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред.А.В.Ястребовой, Т.Б,Бессоновой. М.,1996.
Составлен расписание занятий и утвержден директором школы
- Степень обученности первоклассников
Класс | Всего | Из детского сада | Домашние дети | Развитие речи | Уровень развития навыков чтения | Уровень развития математических | Общие выводы |
1а | 27 | 19 | 8 | 24 | 18 | 16 | 20 |
1б | 27 | 13 | 14 | 13 | 13 | 20 | 15 |
1в | 28 | 15 | 3 | 20 | 19 | 21 | 26 |
1г | 26 | 20 | 6 | 16 | 8 | 16 | 14 |
1д | 26 | 10 | 15 | 7 | 7 | 19 | 25 |
1е | 25 | 10 | 15 | 2 | 11 | 9 | 13 |
1ж | 27 | 15 | 13 | 25 | 11 | 25 | 20 |
1з | 25 | 12 | 13 | 17 | 8 | 24 | 13 |
итого |
Выводы: степень подготовленности составляет ниже среднего, чем прошлый учебный год.
Зам.директора по УВР начальных классов: Чаш-оол С.С