ВШК
материал (1 класс) на тему

Чаш-оол Сырга Сергеевна

справка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_1_klassov.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА

по итогам адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни.

Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

- выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;

- определить направление дальнейшей работы с учащимися 1 класса.

   В ходе проверки рассматривались следующие вопросы:

  1. Организация учебного процесса в 1 классе.
  2. Анализ посещённых уроков.
  3. Характеристика учащихся 1 класса.
  4. Здоровье первоклассников.
  5. Ведение школьной документации классным руководителем.

Дата проверки: сентябрь-октябрь  2017г.

  1. Организация учебного процесса в 1 классе.

   Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

                                             Общие сведения о 1-ом классе

Класс

   Ф.И.О. классного руководителя

Используемый УМК

2

1.Сумбаа Ч.И.

2.Ховалыг Ч.К.

3.Прибытко А.В.

4.Доржу-оол Ж.В.

5.Шагдыр-оол Н.С.

6.Монгуш Н.К.

7.Санарова Л.И.

8.Иргит Ч.Х.

  1а

 1б

1ж  

1з        

Моро М.И. Математика: учеб. для 1 кл. нач. шк: в 2 ч./М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.-М.: Просвещение, 2013.

Моро М.И. Тетрадь по математике №1,2 для 1 кл. нач. шк. / М.И.Моро, С.И.Волкова. - М.: Просвещение,2013.

Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. для 1 кл. нач. шк./А.А.Плешаков.-М.: Просвещение, 2013.

Плешаков А.А.  Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир»/ А.А. Плешаков.-М.: Просвещение, 2014.

Русская азбука: учеб. для 1 кл. / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько. – М.: Просвещение, 2013.

Родная речь: учеб. для 1 кл. нач. шк./ Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2014.

Горецкий В.Г. Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке» для 1 кл. нач. шк. / В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. – М.: Просвещение,2014.

Критская Е.Д. Музыка: Учеб.-тетрадь для учащихся 1 кл. нач. шк. /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.: Просвещение, 2002.

Лях В.И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1 – 4 классов нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.

В.С. Кузин, Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. для 1 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.

                                                               

  Общие сведения об учащихся 1-го класса

Класс

Количество учащихся, посещавших детский сад

Количество учащихся, не посещавших детский сад

Количество учащихся, посещавших группу

1

109

88

13

Итого

109

88

13

                                                       

  Анализ личных дел учащихся 1-го класса

Класс

Кол-во л\д

Кол-во семей

Количество детей - инвалидов

 

1

210

210

8

Итого

210

210

8

Общие сведения об учителях, работающем в 1-ом классе

Ф.И.О. учителя

Категория  учителя

Педагогический стаж учителя

Сумбаа Ч.И.

Высшая

24

Ховалыг Ч.К.

Сзд

18

Прибытко А.В.

Высшая

35

Доржу-оол Ж.В.

б\к

Шагдыр-оол Н.С.

Первая

36

Монгуш Н.К.

б\к

7

Санарова Л.И.

Высшая

34

Иргит Ч.Х

б\к

24

Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой  четверти проводится по 3 урока по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно - оздоровительные занятия. Со второй четверти в первом  классе проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первом  классе  проводятся  физкультминутки. Кроме физкультминуток учитель проводит гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. Перед занятиями проводится  гимнастика.

В оздоровительных целях для облегчения  процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Облегчённый день - четверг. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте, родной язык ), согласно расписанию не проводятся первыми.  Уроки по окружающему миру, изобразительному искусству и художественному труду, физкультуре проводятся последними уроками.

Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учитель первого класса использует словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления)

Учитывая возрастные особенности первого года обучения в школе, учитель на уроках использует красочный яркий материал. В кабинете где занимаются первоклассники выполняются санитарно- гигиенические требования: режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, наличие гигиенических средств, после занятий проводится влажная уборка класса. В кабинете есть  необходимые стенды, помогающие в работе с детьми.

                                                      2.Анализ посещенных уроков

     В сентябре месяце в первом классе посещались уроки заместителем директора по УВР и руководителями МО.  Было посещено 9 уроков завучем,  уроков руководителями методического объединения.

В 1 а,б,е,д,ж,в,г,з  классах  посещены уроки математики, русского языка и чтения, родной язык. Анализ уроков показало , что дети на уроках проявляют активность, отвечают на вопросы, умеют следить за рабочим местом, умеют задавать и отвечать на вопросы, работают в прописях.

                                                 4. Здоровье первоклассников.

У  всех учащихся первого класса  вторая группа здоровья, физкультурная группа – основная. Детей с хроническими заболеваниями нет. Есть дети –инвалиды. Эти дети учатся по инклюзивному и индивидуальному обучению. У каждого имеется ИУП.

Все дети посещают  школьную столовую, получают горячее питание.

                                                 5.Ведение школьной документации.

В ходе проверки классного журнала было выявлено следующее: Все  классные руководители 1-х  классов,  аккуратно и постоянно ведут классный журнал с соблюдением необходимых инструкций. В журнале отмечаются пропуски занятий учащимися, заполнен листок здоровья, сведения об учащихся. Записи темы в классном журнале по предметам соответствуют  тематическому планированию. За первую четверть программа выполнена в полном объёме.

6. Адаптации первоклассников

В начале учебного года  среди первых классов педагогом-психологом было посещены  уроки, на которых было осуществлено наблюдение за учебной деятельностью первоклассников, и были отслежены следующие  критерии наблюдения: ответы учащихся, темп работы на уроке, качество выполнения заданий, уровень развития внимания.

Сделано следующие выводы: дети во время урока проявляют активность, усидчивость и любознательность,  также отмечается среди учащихся первых классов слабое развития мелкой моторики, низкая концентрация внимания.

В течение первой четверти (сентябрь-октябрь) было проведено стартовое психологическое обследование:

-  учащихся 1-го класса «Готовность к школьному обучению»;

- учащиеся 4 классов «Жестокое обращение»;

- учащиеся 1-4 классы психологический мониторинг «Дом, дерево, человек», «Моя семья», опросник Филлипса.

Среди первых классов было проведено наблюдение и методика Керна-Йерасика с целью -  выявить уровень готовности детей к школьному обучению. Всего обследовано 200 детей.

На основании проведенной диагностики можно выделить некоторые результаты:

Классы

Уровень

Высокий

38%

30%

22.2%

4%

13№

37.5%

29%

16%

Средний

46.7%

44.4%

44.4%

56%

43.5%

29.5%

62.5%

42%

Низкий

15.3%

25.6%

33.4%

40%

43.5%

33%

8.5%

42%

Всего

учащихся

26

27

27

25

23

24

24

24

Общие показатели:

высокий уровень – 24%

средний уровень – 46%

низкий уровень – 30%

Опираясь на результаты пройденных диагностик, для учащихся низким уровнем готовности к школе,  включена внеурочная деятельность по программе О.В. Хухлаева. «Тропинка к своему Я». Занятия проводится в групповой форме. Также  проводится  коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов, мелкой моторики, логического мышления, внимания, игры и упражнения на сплочения детского коллектива.

Рекомендации:

  • Необходимо  работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая детям ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками;                                                                                                                                                    
  • Стремиться создавать в коллективе (в классе) благоприятный психологический климат;                                                                                                                                    
  • Проводить в классе много интересных дел, привлекая к ним как можно больше учеников;                                                                                                                  

Родителям:

  1. Следить за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном;
  2. следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной;
  3. если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь;
  4. не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками, старайтесь сформировать адекватную самооценку:
  5. уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки;
  6. помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо. 

Степень подготовленности первоклассников

с 20 сентября по 4 октября 2017 года проведено обследование речи учащихся начальных классов. Всего обследовано первоклассников – 196 учащихся.
         Выявлено с нарушением устной речи – 86 учащихся. 
Из них с общим недоразвитием речи – 3 учащихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи - 19 учащихся. 
С фонетическим нарушением – 70учащихся.

С логоневрозом  – 2 первоклассника.

Результаты обследования учащихся первых классов

Класс

Количество обследуемых

Выявлено с ОНР

Выявлено с ФФН, НВОНР речи

Фонетическое нарушение

Логоневроз

Итого

% соотношение

27

1

5

1

7

26,00%

26

3

8

1

11

42,00%

28

2

14

16

57,00%

22

2

2

9

13

59,00%

24

3

7

10

41,00%

22

3

8

11,00%

50,00%

27

4

13

17

62,00%

20

1

1

7

9

45,00%

Итого

196

3

19

70

2

94

47,00%

С 15.09.2017 года на школьный логопункт зачислено 25 первоклассников, из них: с ФНР (фонематическое недоразвитие речи) – 4, ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – 19, ОНР (общее недоразвитие речи) 1 уровня – 1 (домашнее обучение), ОНР 2 уровня – 2 (инклюзивное обучение), НВОНР (нерезко-выраженное общее недоразвитие речи) – 4, логоневроз -2.

Среди письменных работ вторых, третьих, четвертых классов выявлено с нарушением письма и чтения, обусловленного фонетико - фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным недоразвитием речи - 24 учащихся:

2 класс- 15 учащихся из них: с ФНР (фонематическое недоразвитие речи) – 1, ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – 2, ОНР (общее недоразвитие речи) 1 уровня – 2 (домашнее обучение), ОНР 2 уровня – 1 (домашнее обучение), НВОНР (нерезко-выраженное общее недоразвитие речи) – 2 (инклюзивное обучение), НЧП (недоразвитие чтения и письма) обусловленное ФФНР – 7;

3 класс- 3 учащихся с НЧП (недоразвитие чтения и письма) обусловленное НВОНР – 3;

4 класс- 6 учащихся из них: с НЧП (недоразвитие чтения и письма) обусловленное ФФНР – 4 (1 на домашнем обучении)  ; НЧП (недоразвитие чтения и письма) обусловленное ОНР – 2 (1 на домашнем обучении)

Всего зачислено на школьный логопункт в 2017-2018 учебном году для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи 54 учащихся (Приложение №1. Список учащихся зачисленных в логопункт).

       Дети были укомплектованы в подгруппы и группы в соответствии с их речевым нарушением и разработаны перспективные планы работы по рабочей программе.       Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей логопедической работы

с учащимися начальных классов с нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ, а также на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред.А.В.Ястребовой, Т.Б,Бессоновой. М.,1996.

Составлен расписание занятий и утвержден директором школы

  1. Степень обученности первоклассников


Класс

Всего

Из детского сада

Домашние дети

Развитие речи

Уровень развития навыков чтения

Уровень развития математических

Общие выводы

27

19

8

24

18

16

20

27

13

14

13

13

20

15

28

15

3

20

19

21

26

26

20

6

16

8

16

14

26

10

15

7

7

19

25

25

10

15

2

11

9

13

27

15

13

25

11

25

20

25

12

13

17

8

24

13

итого

Выводы: степень подготовленности составляет  ниже среднего, чем прошлый учебный год.

Зам.директора по УВР начальных классов:                                                           Чаш-оол С.С