ВШК
материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по итогам апробации и внедрению ФГОС второго поколения1
МОУ «Начальная общеобразовательная школа №___» с 20__ года участвует в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Педагогический коллектив активно включился в изучение, а затем в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала школы. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе МОУ НОШ № ___ была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и педагогических советах. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения, используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения задают новые ориентиры развития системы образования. С помощью специальных анкет в школе была проведена оценка условий обучения учащихся в школе, включающая характеристику: участка и здания школы, оборудования, воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения, организации учебного процесса, школьного питания учащихся, а также оснащение медицинского кабинета оборудованием и инструментарием. На сегодняшний день школа оснащена техническими средствами обучения:___ телевизоров, ___ DVD-плееров, ___ компьютера, ______ из которых имеют до-ступ в Интернет, ___ интерактивных досок, ____ мультимедиапроекторов, ____ принтеров, ______ – документ-камеры, имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. В результате всех проведенных исследований условия были признаны удовлетворительными. Педагогическим коллективом школы была проделана огромная работа в рамках эксперимента. Проведена экспертиза базисного учебного плана, его соотношения с учебно-методическими комплектами; требований к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, её ресурсному обеспечению и результатам освоения.
В школе была собрана вся нормативно-правовая база Федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Для классов, участвующих в эксперименте (1-б, 1-г классы), разработана образовательная программа, определяющая максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. 1-б класс (учитель __) и 1-г класс (учитель __) обучаются по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
В течение всего учебного года педагоги нашей школы отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. С первых дней педагогами школы ведется образовательный мониторинг. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
I этап – изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;
II этап – анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
III этап – итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
• дифференцировать учащихся по успешности обучения.
В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась:
– через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;
– восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);
– восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).
Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 35 % учащихся имеют высокий уровень, 52 % – средний уровень и 17 % – низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.
Для совершенствования навыков чтения на каждого учащегося заведены «Лесенки достижений». Ожидаемые результаты: беглое, безошибочное, выразительное чтение. В течение года учителями и самими учащимися вносились данные об успехах и продвижении по лесенке успешности. К концу года большинство детей читали текст целыми словами, а скорость чтения была от 29 до 65 слов в минуту.
Достижения младших школьников в освоении приобретённых умений и навыков по основным предметам записывались учителем, а чаще самими учениками в именованный «Лист индивидуальных достижений». По мере изучения учебного материала ребёнок, закрашивая очередной квадратик «достижений», отмечал уровень продвижения своих универсальных учебных действий. Таким образом, учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном. Навыкам самостоятельно принятого решения в организации дифференцированного контроля результатов обучения, способствовали и контрольные работы разноуровнего характера. Эти тестовые работы позволили оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития.
В конце учебного года была проведена интегрированная проверочная работа за 1 класс (по контрольно-измерительным материалам ФГОС второго поколения).
Работу выполняли 62 учащихся. Ими была выполнена как основная работа, так и задания дополнительной части. По результатам проверочной работы учащиеся были распределены на 3 группы:
группа детей, достигших высокого уровня, – 43 %
группа детей, достигших базового уровня, – 54 %
группа риска составила – 3 %.
Некоторое общее затруднение вызвали задания, связанные с недостаточной сформированностью логических отношений «больше–меньше», с умением правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списать текст, знанием способов обозначения мягкости согласных при письме.
Материалы, процедура, итоги контрольной комплексной итоговой работы были проанализированы и доведены до сведения родителей.
Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио – портфеле достижений». Всеми учителями экспериментальных классов заведены «Портфолио». Его составляющими компонентами являются:
– лучшие творческие работы ученика;
– листы индивидуальных достижений;
– лесенки достижений;
– стартовая диагностика;
– итоговые контрольные;
– читательские дневники;
– грамоты, благодарственные письма, дипломы;
– фотографии и др.
К концу года был собран соответствующий накопительный материал. Это послужило поводом для состоявшихся в мае классных презентации «Моё портфолио», участниками которых стали ученики, их родители, учителя. Такой вид совместной работы помогает детям свободно общаться, лучше изучать друг друга, видеть результаты своего собственного труда.
Учебный процесс в школе ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий. В течение года проводились исследования работоспособности учащихся в течение недели, составлена шкала для оценки уровня здоровья учащихся в зависимости от степени адаптации, проведены исследования общего физического развития обучающихся.
Выводом из всего сказанного выше является то, что в целом подходы стандарта предопределяют аналогичный тип отношений между учителем и учащимся – на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и психологом, логопедом, медсестрой осуществляются контроль и корректирование функционального состояния ребенка. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают. В учебном кабинете, где проводится эксперимент, силами родителей организован игровой уголок, созданы условия для снятия усталости и развития детей: уютный интерьер, игры, видеотехника. После уроков обучающиеся отдыхают не только в этом уголке, но и посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе, в парке. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. В школе созданы все условия для обеспечения учащихся горячим питанием (100 % охвата), что дает возможность снизить заболевания желудочно-кишечного тракта и избежать их.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10–15 минут у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием видов работы в течение урока. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами двигательной активности и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Базисный учебный план стандарта второго поколения отводит 10 часов на внеучебную деятельность. Родителям первоклассников было предложено поучаствовать в анкетировании по пребыванию ребёнка в школе во второй половине дня, с целью получения дополнительного образования, результатом чего стал положительный отклик большинства родителей на данное предложение: 87 % родителей готовы делегировать школе организацию досуга своих детей, 8 % затруднились ответить, 5 % родителей предпочитают организовать вторую половину дня ребенка сами или в учреждениях дополнительного образования.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемленной частью образовательного процесса. Внеучебной деятельностью охвачены все учащиеся экспериментальных классов.
Внеучебная деятельность представлена следующими направлениями:
I. Спортивно-оздоровительное направление представлено кружком «Подвижные игры» с целью укрепления здоровья, развития двигательных способностей обучающихся.
II. Художественно-эстетическое направление представляет:
1. «Театральная мастерская»
Цель: развивать у детей интерес к специальным занятиям по теории и истории театрального искусства, помочь ребенку проявить себя в общении, а потом и в творчестве.
2. «Мир вокального искусства» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества.
III. Научно-познавательное направление представлено программами:
1. «В трех измерениях».
2. «Раз – словечко, два – словечко…»
Цель: раскрытие и реализация познавательных способностей обучающихся.
IV. Проектная деятельность «Я-исследователь».
Цель: знакомство обучающихся с особенностями первых научных исследований.
V. Военно-патриотическое направление представлено кружком «По-знай себя» с целью изучения и сохранения традиций своего народа.
VI. Общественно полезная деятельность организована по программе «Чудеса из ткани».
Внеучебная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Школа предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Нетрадиционная форма проведения занятий позволяет интересно организовать досуг детей.
Важный аспект апробации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. МОУ НОШ №____ был подписан общественный договор с семьей в отношении ожидаемых результатов образования, с распределением взаимных обязательств между всеми участниками образовательного процесса. Обсуждался проект стандартов с родителями, считающих важным результатом образования формирование личности и гражданской позиции школьников. Поворот школы к воспитанию крайне важен: воспитывать ребенка должна не только семья. Родитель теперь вправе требовать от школы выполнения норм, которые к ней предъявляет стандарт. Все участники общественного договора должны иметь равные права.
С родителями будущих первоклассников интенсивно проводится информационная работа по вопросам обучения и воспитания детей. В сотрудничестве с родителями был проведен социологический мониторинг с целью выявления объективной социально-педагогической ситуации в 1 классах. Опыт первого года апробации условий введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно на-зрело. Активно привлекаются к организации внеучебной деятельности родители обучающихся. Так за 20__–20__ год совместно с ними были проведены такие мероприятия, как: «Осенняя ярмарка», «День матери», «Веселый Новый год» и др.
Для всестороннего развития учащихся школа тесно сотрудничает с различными учреждениями социума: ДДТ, СЮТ, районной детской библиотекой, ДК, музыкальной школой.
Во всей системе Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ начального общего образования стержневыми являются Требования к кадровым условиям. Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Свое педагогическое мастерство учителя регулярно повышают через работу ШМО, ОМО, самообразование, курсы повышения квалификации в ИПК.
Информационно-методические ресурсы занимают свое место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной про-граммы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам, обобщаются опыты работы учителей. Для успешной учебной деятельности учащихся школа оснащена печатными и электронными носителями учебной (образовательной) информации, мультимедийными, аудио- и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами. Имеет доступ в Интернет.
Перечень материально-технического обеспечения МОУ НОШ №___ соответствует следующим требованиям:
– обеспечивает природосообразность и культуросообразность обучения младших школьников;
– создает условия для организации практической деятельности школьников.
Выводы:
Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ начального общего образования МОУ НОШ №____ должна решить следующие проблемы:
– обеспечение современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов;
– своевременное обеспечение комплектом учебников для 1–4 классов;
– обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.
Педагогический коллектив не останавливается на достигнутом уровне и ставит перед собой следующие задачи:
– обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;
– сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов;
– разработать методические рекомендации по введению новых форм оценивания;
– ввести в структуру образовательного процесса современные методики и технологии оценивания, позволяющие увидеть динамику роста и развития ребенка.
Педагогический коллектив школы считает, что успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя. На протяжении учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников школы, организованное в ходе повышения ими квалификации.
По вопросам преемственности между образовательными программами дошкольного и начального образования в свете апробации ФГОС был проведен круглый стол и выработаны направления работы:
– осуществить преемственность в содержании, формах и методах обучения, воспитания и развития, в педагогических требованиях к условиям образования детей;
– обеспечить постоянную обратную связь эффективности обучения и воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов;
– создать условия для повышения квалификации педагогов по вопросам преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней;
– создать систему просвещения родительской общественности о проблемах личностной (психологической) готовности к школе.
Результаты психолого-педагогического мониторинга, проводимого в 20__–20__ учебном году в 1 классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий УУД вызывает интерес учащихся к обучению, а также их творческую самостоятельность; создает благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложению кратких, но точных выводов; помогает оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.
Первый год участия в апробации показал как свои положительные стороны, так и ряд проблем, с которыми столкнутся в следующем году многие ОУ города:
– отсутствие свободных помещений для занятий внеучебной деятельностью;
– необходимость привлечения специалистов дополнительного образования для организации занятий внеучебной деятельностью;
– необходимость введения ставок воспитателей ГПД или освобожденных классных руководителей для проведения занятий и контроля во второй половине дня. Отсутствие данной ставки перекладывает обязанности воспитателей ГПД на учителей, участвующих в апробации, это приведет к значительной переработке их рабочего времени, что является грубым нарушением трудового законодательства;
– недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе;
– отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.
Заместитель директора по УВР _________
_______ 20__ г.