ктп изо
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_izo_4_klass_pnsh.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана  на основе федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009 года), требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и на основе авторской программы  «Изобразительное искусство», автор  И.Э.Кашековой, А.Л.Кашекова. УМК «Перспективная начальная школа». Курс рассчитан на 34 часа ( 1 ч. в неделю)

-

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

4 класс

Искусство - генератор культуры

(повторение и углубление предыдущего материала)

Искусство и художественное творчество в культурном развитии человечества. Функции искусства: искусство формирует эстетическое восприятие мира; искусство – одна из форм познания окружающего мира; искусство является универсальным способом общения; искусство воплощает в зримых образах идеи религии и власти, прославляет и увековечивает правителей и героев; искусство способно внушать определенные идеи; искусство в состоянии пробудить чувства и сознание, оно способно к пророчеству; искусство придает каждому городу своё собственное лицо, запечатлённое в памятниках его архитектуры, в специфике современной планировки и строительства.

Художественный мир, сотворенный по законам сказки (2 часа)

Сказочные сюжеты (2ч.)Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение.

Характеристика деятельности учащихся. Понимать, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты.

Образы стихий (7 часов)

Ожившие стихии (1ч.) Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека. Мифы, а вслед за ними и сказки посвященные стихиям. Древние символы, обозначающие стихии. Стихии в картинах художников И.Левитана, К.Айвазовского, Н.Рериха. Помощь пейзажа в раскрытии величия и трагизма события (на примере фрагмента картины А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием»).

Образ земли в искусстве (1ч.) Почтение человека к земле. часто Соотнесение образа Земли в искусстве с представлениями о родной земле, о родном крае, о Родине. Соотнесение образа земли в поэзии и в изобразительном искусстве.

Ключ Земли - сказы Бажова (2 ч.) Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои.

Образ воздуха в искусстве (1ч.) Связь для человека воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо – источник влаги и тепла: держатель светящего и греющего солнца, податель воды, поящей всё живое. Поклонение небу, ожидание от него помощи или наказания. Страх перед небом. Небо – место обитания милостивых и карающих богов в мифах. Мать-Земля, Небо-отец в представлении древних.

Образ огня в искусстве (1 ч.)

Образ воды в искусстве (1ч.)

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции (3 часа)

Культура Древней Греции (1ч.) В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Культура Древней Греции - одна из самых замечательных в истории человечества. Эпоха Античности. Значение культуры Древней Греции для развития последующей культуры Европы: театр, математика, спортивные состязания, мифология, храмы, скульптура, новый взгляд на человека. Жизнь, мечты и героические подвиги народа в мифологии античности. Греческие боги – Зевс, Посейдон, Аид, и таинственные силы природы.

Образ природы и построек Древней Греции. Храмы древней Греции. Главный храм Афинского Акрополя – Парфенон – вершина античной архитектуры. Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города.

Театр в Древней Греции (1ч.) Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Особенности греческого театра.

Образ человека Древней Греции (1ч.)

Одухотворённые Образы Средневековья (10 часов)

Величественные соборы и неприступные замки (2ч.) Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки-крепости, в которых жили семьи рыцарей.

Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу. Сделать макет

Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков (1ч.) Декоративное оформление соборов и его воспитательная роль. Архитектурный облик собора и скульптурные образы святых, символические образы заморских чудищ: чертей и обезьян, химер, горгулий и пр. Народные сказания и образы чудищ в живописи средневековья. Сочетания в одном образе зверя и человека, рогатых коней и птиц на звериных лапах, монстров.

Образ человека в искусстве Средних веков (1ч.) Многочисленные скульптуры персонажей Священного писания, святых, королей при входе в готический храм.

Знаки и символы времени (1ч.) Человек живёт в мире знаков. Знаками являются: буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали.

Родовой герб над входом в замок (2 ч.) Формы гербов. Изображение и цвет герба. Общее в построении разных гербов.

Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок (1ч.) Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э.Булатов, О.Васильев и др.). Черты средневековой культуры в иллюстрациях к сказке «Спящая красавица».

Образ времени в сказках(2ч.) Течение времени  в сказках: «Жили старик со старухой тридцать лет и три года…», «долго ли, коротко ли…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ночь простоять да день продержаться».

Сказочные образы Востока (12часов)

Чудесный мир сказок народов Востока (1ч.) Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока.

Образ природы. Разнообразие природы на Востоке. Цветущие сады при роскошных дворцах, узкие глинобитные улочки в бедных районах

Города, испепеляющая жаром пустыня, штормовые волны моря, мрачные подземелья,

Образы архитектуры (1ч.) Голубая мечеть в Стамбуле – одно из самых красивых сооружений восточного мира.

Художественное оформление волшебных предметов (1ч.) Представления людей Арабского Востока во многом определялось мифологией. Образы мифологии: джины-демоны, сотворенные из чистого огня.

Образ человека в искусстве арабского Востока (1ч.)

Мужской образ. Богатые фольклорные традиции – дающие образ человека. Отсутствие живописи на арабском Востоке. Книжная миниатюра Персии – иллюстрации к произведениям поэтов.

Женский образ.Жизнь восточных женщин полна тайн и загадок. Истории об образованных восточных девушках, одетых в яркие нарядные одежды, расшитые золотыми узорами, живших в роскошных дворцах.

Яркие образы Индии (4часа)

Образы архитектуры Индии (1ч.) Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Мусульманская архитектура в Индии. Мраморный мавзолей Тадж-Махал. Образы традиционного искусства Индии. Отличия в силуэтах индийских храмов - мусульманского и традиционного.

Ступа - символ природы и ума (1ч.) Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»). Ступа - символ мудрости Будды – человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Один из центральных образов в Индии - Будда. Его изображение помещают даже на крыши храмов!

Слон-символ мудрости, величия и непобедимой мощи (1ч.) Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры. Слоны в современной Индии

Образ человека в искусстве Индии (1ч.) Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке. Герои мифов, правители, танцовщицы, музыканты, гуляющие юноши и девушки, воспроизведенные среди яркого многоцветия мелких декоративных деталей. Замедленность плавных и грациозных движений. Условность лиц, эмоциональность.

Добрые образы Китая.

Образы архитектуры Китая (1ч.) Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая.

Искусство выбирать главное (1ч.) Два вида пейзажа в Китае. Обобщенный образ ландшафта в работах придворных китайских художников. а любили Изображение природы через детали: не целый лес, а одно дерево или ветка, не букет цветов, а один цветок в работах художников-самоучек за стенами императорского дворца.

Дракон - символ добра и защиты (1ч.) Центральное место Дракона в китайской мифологии. Дракон - существо доброе и милостивое,  

Объединяет в себе 4 стихии – вода и огонь, земля и воздух.

Образ человека в искусстве Китая (1ч.) Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, различных духов. Женщины, изображённые на свитках, являются частью пышного, цветущего мира.

Художественный мир, сотворённый по законам сказки (2 ч)

Образы стихий (7 ч)

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции (3 ч)

Одухотворённые образы Средневековья (10 ч)

Сказочные образы Востока (12 ч)

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство» 4класс Личностные результаты. Обучающиеся научатся: · положительно относится к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: · познавательной мотивации к изобразительному искусству; -· чувства уважения к народным художественным традициям России; · внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; · эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности. Метапредметные результаты. Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД. Учащиеся научатся: · адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; · выполнять работу по заданной инструкции; · использовать изученные приѐмы работы красками; · осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; · вносить коррективы в свою работу; · понимать цель выполняемых действий, · адекватно оценивать правильность выполнения задания; · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; · решать творческую задачу, используя известные средства; · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД. Учащиеся научатся: · «читать» условные знаки, данные в учебнике; · находить нужную информацию в словарях учебника; · вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; · различать цвета и их оттенки, · соотносить объекты дизайна с определѐнной геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; · различать формы в объектах дизайна и архитектуры; · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; · характеризовать персонажей произведения искусства; · группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; · конструировать объекты дизайна. Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся: · отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; · комментировать последовательность действий; · выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; · участвовать в коллективном обсуждении; · выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; · быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; · договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс

Дата про

ведения

Коррекция даты

№ урока

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Материалы

учебника

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Художественный мир, сотворённый по законам сказки (2 ч)

Сюжеты жизни и сюжеты сказки.

Изучение нового

Научится:

Понимать, что построение любого произведения искусства основано на конфликте противоположностей

Научится:

понимать особенности изображения животных и людей древними художниками

Научится:

Сравнивать и противопоставлять элементы картины, чтобы понять её содержание.

Создавать графическими средствами выразительные образы предметов в декоративной манере, украшать их древними символами земли.

Научится:

Узнавать сказки Бажова и иллюстрации к ним

Научится:

Понимать символику воздушной стихии – воздуха, ветра, неба

Научится:

Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы;

Понимать роль огня в жизни людей;

Передавать при изображении водной стихии эмоционально выразительное состояние природы;

Научится:

Находить в справочниках ,энциклопедиях, Интернете, книгах по мифологии и альбомах по искусству рассказы о богах Древней Греции и их изображениях

Научится:

Определять трагическое и комическое в искусстве и жизни

Научится:

Моделировать маску сказочного персонажа из бумаги, придумывать её декоративное оформление;

Различать образ средневековой Европы;

Моделировать комплекс замка

Научится:

Создавать образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневекового искусства

Научится:

понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера  линии

Научится:

Определять по изображению на гербе, что собой представлял его владелец и к чему он стремился

Научится:

Понимать, что многие сказки имеют вполне реальные жизненные истоки

Научится:

Объяснять значение пословиц и поговорок о времени

Научится:

Различать знаки и символы хода времени в произведениях изобразительного искусства

Научится:

Осмыслять образы героев арабских сказок

Научится:

Воспринимать богатство декора архитектурных сооружений Востока

Научится:

Разрабатывать эскиз предмета с учётом характера и особенностей его будущего хозяина

Научится:

Представлять образ идеального человека на Востоке

Овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиск оптимальных средств её достижения;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата;

вносить соответствующие коррективыв процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок;

понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности;

формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

умение воспринимать и терпимо относиться  к другой точке зрения, другому восприятию мира;

обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности;

умение подходить эстетически к любому виду деятельности, готовность к осознанному выбору;

развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

получение опыта восприятия аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования

навыков коммуникации

обретение творческого опыта,предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности

Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества;

воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира  и искусства;

овладение основами культуры практической работы различными материалами  и инструментами для эстетической организации и оформления бытовой и производственной сферы;

развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры;

овладение элементарными средствами художественного изображения – для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию

способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально- нравственной оценки;

умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

овладение элементарными средствами художественного изображения;

стремление использовать художественные умения,

навык использования различных художественных материалов для работы  в разных техниках;

стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений;

С.6-11

2.

Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды.

Изучение нового материала

С. 12-13

3.

Образы стихий (7 ч)

Ожившие стихии

Изучение нового материала

С. 14-17

4.

Образ земли в искусстве.

Комбинированный

С. 18-21

5-6.

Ключ земли – сказки Бажова

. Комбинированный

С. 22-23

7.

Образ воздуха в искусстве

Комбини

рованный

С. 24-27

8.

Образ огня в искусстве

Изучение нового материала

С. 28-31

9.

Образ воды в искусстве.

Комбинированный

С. 32-33

10.

Образы Древней Греции (3 ч)

Героические образы Древней Греции. Образ природы и построек Древней Греции.

Комбинированный

С. 36-39

11.

Театр в Древней Греции.

Изучение нового материала

С. 40-43

12.

Образ человека Древней Греции

Комбинированный

С. 44-47

13-14.

Одухотворённые образы Средневековья (10 ч)

Величественные соборы и неприступные замки

Комбинированный

С. 48-51

15.

Образы мифологических персонажей в искусстве.

Комбинированный

С. 52-53

16.

Образ человека в искусстве эпохи

Изучение нового материала

С. 54-57

17.

Знаки и символы времени

Комбинированный

С. 58-59

18-19.

Родовой герб над входом в замок.

Комбинированный

С. 60-65

20.

Образы средневековых сказок. Спящая красавица и таинственный замок.

Комбинированный

С. 66-67

С. 68--69

21-22.

Образ времени в сказках

Комбинированный

С. 70-75

23.

Сказочные образы Востока (12 ч)

Роскошные образы арабского мира. Образ природы.

Комбинированный

С. 76-81

24.

Архитектура

Комбинированный

С. 82-85

25.

Художественное оформление волшебных предметов

Комбинированный

С. 86-87

26.

Образ человека в искусстве Арабского Востока

Изучение нового материала

С. 88-91

27.

Яркие образы Индии. Образы архитектуры Индии

Комбинированный

Научится:

Понимать многообразие культуры Индии и ориентироваться в нём

Научится:

Осознавать значение ступы в культуре Индии

Научится:

Понимать роль слона в жизни индусов и его символику в искусстве Индии

Научится:

Понимать особенности изображения человека в искусстве Индии

Научится:

Создавать образы мужчины и женщины в традициях индийского искусства

Научится:

Осознавать связь искусства средневекового Китая с природой

Понимать связь между изображением и надписью

на свитке

Научиться:

Изображать природу в традициях искусства Китая

Научиться:

Понимать и объяснять разницу отношения  к женскому и мужскому образам в искусстве Китая

способность к художественному познанию мира;

стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений;

способность к художественному познанию мира

С. 92-93

28.

Ступа – символ природы и ума

Комбинированный

С. 94-97

29.

Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи

Комбинированный

С. 98-99

30.

Образ человека в искусстве Индии

Изучение нового материала

С. 100-103

31.

Добрые образы Китая. Образы архитектуры Китая.

Изучение нового материала

С. 104-105

32.

Искусство выбирать

главное

Комби

нированный

С. 106-107

33.

Дракон – символ добра и защиты

Изучение нового материала

С. 108-109

34.

Образ человека в искусстве Китая

Изучение нового материала

С. 110-111