Программа "Шашки"
рабочая программа на тему
Реализация данного курса позволяет каждому ученику получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Цель курса: совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управление поведением.
Задачи курса:
- ознакомление с историей шашек и шахмат;
- обучение основам шашечной и шахматной игр;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной игр.
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
- расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации;
- способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_shashki.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Шашки»
1-4 класс
Составитель: Архипова С.Я..,
учитель начальных классов.
Мастах 2015 - 2016 учебный год
- Пояснительная записка
Реализация данного курса позволяет каждому ученику получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Цель курса: совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управление поведением.
Задачи курса:
- ознакомление с историей шашек и шахмат;
- обучение основам шашечной и шахматной игр;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной игр.
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
- расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации;
- способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (курса «Чудо-шашки». Поповой Т.Ю, рассчитанного на 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом того, что со 1 по 4 класс курс «Шашки» будет изучаться по 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов (1 класс – 33 ч., 2 – 4 класс – 102 ч.). Программа «Шашки» изучается с 1 по 4 класс и рассчитана на детей 6 – 11 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса. Занятия предполагает следующие виды деятельности: турниры между классами.
№ п/п | Модули | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
2 | Шашки | 33 ч. | 34 ч. | 34 ч. | 34 ч. |
- Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |||
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||||
1 год обучения | |||||||
«Шашки» | |||||||
1-3 | Краткая история шашек | 3 ч. | 1 ч. –теория | 2 ч. - практика | - понимание шашек как части общечеловеческой культуры; - осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. | ||
4-6 | Шахматная доска и фигуры | 3ч. | 1 ч. –теория | 2 ч. - практика | -поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; | ||
7-12 | Ходы и взятие фигур | 6ч. | 2ч. - теория | 4ч. - практика | -планирование хода игры; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий. | ||
13-18 | Цель и результат шашечной партии | 6ч. | 2ч. - теория | 4ч. - практика | - прогнозирование результата игры; - находить и выбирать рациональный способ решения шашечных задач. | ||
19-32 | Шашечный турнир | 14ч. | 1ч. - теория | 13ч. - практика | - моделировать изученные шашечные зависимости -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий | ||
33 | Подведение итогов года | 1ч. | 0 ч. - теория | 1ч. - практика | - осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. | ||
Итого: | 33 ч. | 8 ч. | 26 ч. | ||||
Итого: | 33 ч. | 10 ч. | 23 ч. | ||||
2 год обучения | |||||||
Итого: | 68 ч. | 23 ч. | 45 ч. | ||||
«Шашки» | |||||||
1-6 | Общие принципы разыгрывание партии | 6ч. | 2ч. - теория | 4ч. - практика | - пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий; - моделировать изученные шашечные зависимости. | ||
7-12 | Особенности хода «дамки» | 6ч. | 2ч. - теория | 4ч. - практика | -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий | ||
13-18 | Тактические приемы и особенности их применения | 6ч. | 2ч. - теория | 4ч. - практика | -поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий. | ||
19-33 | Шашечный турнир | 15ч. | 1ч. - теория | 14ч. - практика | - моделировать изученные шашечные зависимости -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий | ||
34 | Подведение итогов года | 1ч. | 0ч. - теория | 1ч. - практика | - осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. | ||
Итого: | 34 ч. | 7 ч. | 27 ч. | ||||
Итого: | 34 ч. | 11 ч. | 23 ч. | ||||
3 год обучения | |||||||
Итого: | 68 ч. | 22 ч. | 46 ч. | ||||
«Шашки» | |||||||
1-6 | Особенности хода «дамки» | 6 ч. | 2 ч. – теория | 4 ч. – практика | -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий | ||
7-9 | Тактические приемы и особенности их применения | 3ч. | 1ч. - теория | 2ч. - практика | -поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий. | ||
10-15 | Игра «уголки» | 6ч. | 2ч. - теория | 4ч. - практика | -прогнозирование результата игры; - пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий. | ||
16-21 | Игра «поддавки» | 6ч. | 2ч. - теория | 4ч. - практика | -поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; - прогнозирование результата игры. | ||
22-33 | Шашечный турнир | 12ч. | 1ч. - теория | 11ч. - практика | - моделировать изученные шашечные зависимости -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий | ||
34 | Подведение итогов года | 1ч. | 0ч. - теория | 1ч. - практика | - осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. | ||
Итого: | 34 ч. | 8 ч. | 26 ч. | ||||
«Шашки» | |||||||
1-3 | Особенности хода «дамки» | 3 ч. | 1 ч. – теория | 2 ч. – практика | -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий | ||
4-9 | Игра «уголки» | 6ч. | 2ч. - теория | 4ч. - практика | -прогнозирование результата игры; - пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий. | ||
10-15 | Игра «поддавки» | 6ч. | 2ч. - теория | 4ч. - практика | -поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; - прогнозирование результата игры. | ||
16-33 | Шашечный турнир | 18ч. | 1ч. - теория | 17ч. - практика | - моделировать изученные шашечные зависимости -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий | ||
34 | Подведение итогов года | 1ч. | 0ч. - теория | 1ч. - практика | - осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. | ||
Итого: | 34 ч. | 6 ч. | 28 ч. |
- Содержание программы
1 класс (33ч.)
Краткая история шашек – 3ч.
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.
Шахматная доска и фигуры – 3ч.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур – 6ч.
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии – 6ч.
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Шашечный турнир – 14 ч.
Показательные выступления опытных спортсменов.
Подведение итогов года - 1ч
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
2 класс (34ч.)
Общие принципы разыгрывание партии – 6ч.
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки» -6ч.
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения -6ч.
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Шашечный турнир- 15ч.
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года – 1ч
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
3 класс (34ч.)
Особенности хода «дамки» -6 ч.
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения -3ч.
Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Игра «уголки» - 6ч.
Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Игра «поддавки»-6ч.
Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Шашечный турнир- 12ч.
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года - 1ч
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
4 класс (34ч.)
Особенности хода «дамки» -3ч.
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Игра «уголки» - 6ч.
Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Игра «поддавки»-6ч.
Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Шашечный турнир- 18ч.
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года - 1ч.
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
По итогам изучения курса «Шашки» предполагаются следующие результаты:
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:
Приобретение школьниками знаний:
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- о логике и правилах проведения научного исследования;
- о шашечных терминах;
- об ориентировании на шахматной доске;
- о ценности шашечных фигур;
- о принципах игры;
- об основных тактических приемах.
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
Развитие ценностных отношений школьника
- к собственному труду и труду других людей,
- к знаниям;
- к культуре;
- к ценности шашечных фигур.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
Школьник приобретает:
- опыт исследовательской деятельности;
- опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
- опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.
- Формы и виды контроля
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по шахматам:
Во-первых, фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся по курсу «Шашки» следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в самостоятельных и итоговых работах, турнирах (1 -3 кл.), в проверочных и контрольных работах, турнирах (4 кл.).
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
По модулю «Занимательная логика» для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов:
- 80-100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- Меньше 30% - низкий уровень.
- Методические рекомендации
Начальный курс по обучению логическим играм, игре в шашки и шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Важное значение при изучении курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками дидактические игры и задания, шахматные дидактические игрушки.
Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий: - по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. | Библиотечный фонд
Список литературы для учащихся
|