Статья " Вопросы без ответов"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Вопросы без ответов
Многие родители стараются сами учить своего ребенка, внимательно наблюдая за его развитием. Сравнительно недавно опубликована замечательная книга Александра Звонкина «Малыши и математика» (М. 2006). Это записи отца, который на протяжении нескольких лет вел дома «математический кружок», занимаясь с дошкольниками – своими детьми и их друзьями. Математик по образованию, он в этих занятиях (о них и написана книга-дневник) проявил себя как тонкий наблюдатель и проницательный психолог, одновременно как практик и исследователь. Интересно, что многие десятилетия спустя он повторяет основные идеи М. Монтессори, которые, скорее всего, ему тогда были неизвестны.
Собранные и придуманные А. Звонкиным задачи, вопросы и темы бесед с детьми – кладезь находок, из которого каждый, кто озабочен «обогащением среды» ребенка, может черпать идеи, а заодно заражаться энтузиазмом автора. Приведу одно из совместных занятий с дочкой, кстати, в задаче, очень похожей на укладывание цилиндров в пособии Монтессори. Отец записывает свои наблюдения за дочкой, которой два года и один месяц. На столе набор фигурок: круги, квадраты и треугольники – блоки Дьенеша. Каждая фигурка может быть большой или маленькой, красной, синей, желтой или зеленой… Девочка просит поиграть «в это» и отец дает ей задание по ее силам – уложить все фигурки в лунки. Женя принялась за дело с большим энтузиазмом. Сначала она тыкала фигурки совершенно произвольно; например, пыталась засунуть большой квадрат в лунку для
маленького треугольника…Когда ей удавалось правильно уложить фигурку, я в качестве подкрепления восклицал:
– Оп!
Если же она, например, помещала маленький круг в лунку для большого квадрата (явно полагая, что это правильное решение – ведь он поместился!), я ничего не говорил. Постепенно она научилась отличать правильную укладку от неправильной, и сама стала говорить:
– Оп!
…Женя занималась этой игрой с огромным удовольствием, сама меня об этом просила и могла просиживать за этим занятием по часу и больше. Потом она стала играть также и без меня.
(Сейчас Жене 25 лет. Я дописываю эту книгу. Увидев у меня на столе блоки Дьенеша, Женя сказала, что до сих пор у неё просто сердце замирает от восторга).
В этом описании (в книге оно более развернуто) поражает «работа» обоих участников. Прежде всего, конечно девочки. Ребенок обнаруживает настойчивость, увлеченность и свою логику – трогательную логику двухлетнего ребенка. Папа тоже участвует, говорит: «Оп!», вынимает фигурки, когда девочка об этом просит. В остальное он не вмешивается, оставаясь просто сочувствующим наблюдателем. Вспоминаются слова М. Монтессори о великом искусстве воспитателя – определять моменты и меру вмешательства в занятия ребенка.
Способность воспитателя определять моменты и меру вмешательства в занятия ребенка – великое искусство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вопросы и ответы для подготовки к тесту по окружающему миру 2 класс
Вопросы и ответы по окружающему миру 2 класс ( программа "Школа 2100") по темам: "Из чего состоят все предметы. Календарь и компас.Земля имеет форму шара.Глобус- модель Земли. Земля в космосе"...
вопросы и ответы для подготовки к тесту по окружающему миру II четверть 2 класс
Материал содержит вопросы и ответы по темам: "Где на Земле теплее? Погода и климат. План и карта. Глобус и карта. Что изображают на карте. Материки и океаны. Реки и озера"...
Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг "Сто вопросов-сто ответов"
Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг. Тема: «Сто вопросов, сто ответов»Цель: Прививать любовь к родному языку, вовлекая ребят ...
Вопросы с ответами по математике для зачета. 2-3 класс.
Данный материал поможет проверитьу детей теоретические знания по математике...
Конспект внеклассного мероприятия «КВН 100 вопросов-100 ответов» для учащихся 4 классов.
Внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов, способствующее расширению кругозора и закреплению знаний по русскому языку учащихся....
Аттестация учителей начальных классов.Тестирование-вопросы с ответами.
Представляю вопросы и ответы по тестированию учителей начальных классов-сама набрала 94 балла из 100 возможных.Надеюсь кому-то поможет....
Вопросы и ответы (о птицах)
Вопросы и ответы (о птицах)...