Изо
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе:
- Федерального Закона РФ «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»;
- Примерных программ по изобразительному искусству для основного общего образования на базовом уровне на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Сотниковская СОШ»;
- Авторской программы Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской «Изобразительное искусство», М.: «Вентана-Граф».
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
- формирование целостного, гармонического восприятия мира;
- активизация самостоятельной творческой деятельности;
- развитие интереса к природе и потребности общения с искусством;
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета:
- Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
- Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
- Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
- Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программа по изобразительному искусству:
У второклассника продолжится:
- формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное т художественное наследие мира;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие творческого потенциала, активизации воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусств; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
- воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.
Регулятивные УУД:
- понимать цель выполняемых действий,
- понимать важность планирования работы;
- выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
- осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- уметь слышать, точно реагировать на реплики;
- учитывать мнения других в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.
Второклассник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально – целостно относиться к природе, человеку, обществу, различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного – двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно – творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно – творческой деятельности специфику стилистики произведения народных художественных промыслов России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявление прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета. При создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно – практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ – средства.
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству.№ | Разделы и темы уроков | Колич. часов | Дата | |
План | Факт | |||
Что значит быть художником? Предметный мир (4ч) | ||||
1 | Рисование на тему «Ваза для цветов». | 1 | 05.09 | |
2 | Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов «Осенние листья». Снимаем отпечаток фактуры с предметов «Живые цветы». | 1 | 12.09 | |
3 | Рисуем натюрморт. | 1 | 19.09 | |
4 | Что могут рассказать вещи о своем хозяине. «Дом для моего сказочного героя». | 1 | 26.09 | |
Многообразие открытого пространства (3ч) | ||||
5 | Что такое пространство «Моя улица утром и вечером». | 1 | 03.10 | |
6 | Открытое пространство архитектура «Дом и окружающий его мир природы». | 1 | 10.10 | |
7 | Кто создает архитектуру «Куда ты, тропинка, меня привела». | 1 | 17.10 | |
Волшебство искусства (3ч) | ||||
8 | Какие бывают виды искусства. «Сказочное пространство». | 1 | 24.10 | |
9 | Сочиняем сказку и показываем её как в театре. «Город на сказочной планете». | 1 | 07.11 | |
10 | Какие бывают игрушки. «Комната сказочного героя». | 1 | 14.11 | |
О чём и как рассказывает искусство? (15)ч | ||||
11 | Художественно - выразительные средства. | 1 | 21.11 | |
12 | О чём говорят на картине цвета? | 1 | 28.11 | |
13 | Учимся изображать с натуры. | 1 | 05.12 | |
14 | Портрет. | 1 | 12.12 | |
15 | Такие разные маски | 1 | 19.12 | |
16 | Графическое изображение. | 1 | 09.01 | |
17 | Контраст. | 1 | 16.01 | |
18 | Пятно | 1 | 23.01 | |
19 | Тон | 1 | 30.01 | |
20 | Штрих | 1 | 06.02 | |
21 | Набросок | 1 | 13.02 | |
22 | Придаем бумаге объём | 1 | 20.02 | |
23 | Пейзаж. Работам в смешанной технике | 1 | 27.02 | |
24 | Животные в произведения художников | 1 | 06.03 | |
25 | Сюжет | 1 | 13.03 | |
Природа – великий художник (9ч) | ||||
26 | Удивительный мир растений. Человек учится у природы. | 1 | 20.03 | |
27 | Природные формы в архитектуре. | 1 | 03.04 | |
28 | Собираем коллекцию камней. | 1 | 10.04 | |
29 | Симметрия в природе и искусстве | 1 | 17.04 | |
30 | Орнамент. | 1 | 24.04 | |
31-32 | Слушаем и наблюдаем ритм. Смотри на мир широко открытыми глазами. | 2 | 08,15.05 | |
33 | Использование информационных технологий | 1 | 22.05. | |
34 | Итоговая проверочная работа за год | 1 | 29.05 |
Содержание учебного предмета
№ | Список разделов и подразделов | Колич. часов | Формы организации учебной деятельности | Основные виды деятельности |
1 | Что значит быть художником? | 4ч | Лекция, беседа сообщение, мастерская; выставка; праздник, просмотр наглядных пособий и слайдов, | Изображать предметы и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. |
2 | Многообразие открытого пространства | 3ч | Урок; экскурсия; мастерская; выставка; праздник, викторина. | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы: радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. |
3 | Волшебство искусства | 3ч | Сообщение, беседа, индивидуальная, групповая, выставка своих поделок и рисунков | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования. |
4 | О чем и как рассказывает искусство? Художественно – выразительные средства. | 15ч | Лекция, беседа сообщение, мастерская; выставка; праздник, просмотр наглядных пособий и слайдов, | Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. |
5 | Природа - великий художник. | 9ч | Сообщение, беседа, индивидуальная, групповая, выставка своих поделок и рисунков | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам |
Контроль и оценка планируемых результатов
№ | Формы контроля | Кол-во | Контрольно-измерительные материалы |
1 | Текущая | На каждом уроке, начиная со II четверти | Творческие работы учащихся |
2 | Итоговое тестирование | 1 | Приложение 1 |
Перечень учебно - методического и материально-технического обеспечения.
Для учителя:
№ | Авторы учебника | Наименования учебного пособия | Год издания | Издательство |
1 | Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская | Изобразительное искусство Методические пособия и книги для учителя | 2012г | Вентана-Граф |
2 | Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская | Изобразительное искусство | 2012г | Вентана-Граф |
3 | С.П. Казачкова, М.С. Умнова | Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности | 2008г | Планета |
Для ученика:
№ | Авторы учебника | Наименования учебного пособия | Год издания | Издательство |
1 | Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. | Изобразительное искусство: 2 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений | 2012г. | Вентана – Граф |
2 | Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская | Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 класс | 2012 | Вентана – Граф, |
Интернет-ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school.соllection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школa». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.uroki.ru 6. Учебно-методический портал. - Режим доступа: http://www.uchmet.ru/
- Издательский центр «Вентана - Граф» http://www.vgf.ru:
- Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru:
- Федеральное агентство по образованию www.standart.edu.ru:
- Федерация Интернет – образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru:
Материально - техническая база
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- ЭОР
Приложение 1
Итоговый тест
Цель: выявить теоретические знания и практические умения учащихся в соответствии с программными требованиями.
- Цвета бывают:
А) тёплые Б) сырые В) прохладные
- Жёлтый цвет-
А) тёплый Б) холодный В) нейтральный
- Зелёный цвет:
А) тёплый Б) холодный В) нельзя сказать, тёплый или холодный
- Назови 7 цветов радуги
1__________________(красный)
2__________________(оранжевый)
3__________________(желтый)
4__________________(зеленый)
5__________________(голубой)
6__________________(синий)
7__________________(фиолетовый)
- Зелёный цвет можно получить, смешав:
А) красный и синий Б) синий и жёлтый В) жёлтый и красный
- Пейзаж это:
А) изображение человека Б) изображение моря В) изображение природы
- Васнецов – это:
А) писатель Б) художник В) артист
- Ближе к линии горизонта изображаемые предметы должны быть
А) крупнее Б) все одинаковые В) мельче
- Что такое пейзаж?
А) изображение овощей, фруктов, отдельных предметов
Б) изображение природы В) изображение людей
- Палитра нужна для того, чтобы
А) рисовать на ней Б) смешивать краски В) для порядка на рабочем месте
- Кто рисует животных?
А) сам художник Б) художник анималист В) скульптор
- Рисунки, сделанные карандашом или тушью - все это:
А) живопись Б) скульптура В) графика
- Отметь материалы, которые ты используешь на занятиях ИЗО:
А) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, ножницы,
Б) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти.
В) гуашь, акварельные краски, бумагу, восковые мелки, пластилин, пастель.
- Какой цвет относится к нейтральному?
А) синий Б) черный В) зеленый
- Архитектура – это:
А) Статуи Б) здания В) посуда