доклад на тему "Адаптация первоклассников в школе"
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Адаптация первоклассников в школе»
Подготовила учитель начальных классов
Покшиванова Тамара Константиновна
В последние годы в педагогическом сообществе активно обсуждаются две проблемы: подготовка ребёнка к школе и адаптация первоклассника к школьному обучению.
В своём докладе я хочу обратить внимание на роль семьи (родителей) –
факторе, объединяющим обе проблемы и способствующем их успешному решению.
О подготовке детей к школе говорят с точки зрения ребёнка. Воспитателей и родителей беспокоит: чем должен владеть ребёнок, что он должен знать, каким он должен быть, чтобы его адаптация прошла мягко, а его обучение было успешным?
Взрослые обращают внимание не только на интеллектуальную готовность ребёнка, но и на то, чтобы научить его до школы читать, считать и писать простые слова. Постепенно приоритетными становятся и другие аспекты готовности ребёнка к школе:
- психофизиологическая готовность (крепкое здоровье, хорошая работоспособность, высокий уровень развития школьно-значимых функций);
- личностная готовность;
- социальная готовность (умение общаться со сверстниками, строить отношения с взрослыми).
И вот тут возникает противоречия: если взрослые комплексно готовят ребёнка к школе, затрачивая на это много времени, средств и сил, то почему в начале учёбы становится очевидно, что желаемый результат не достигнут, ребёнок испытывает множество трудностей и не может адаптироваться к школе.
Почему так происходит? Одна из причин заключается в том, что подготовить к школе ребёнка недостаточно. Важно, чтобы вместе с ребёнком к школе оказались готовы и его семья, его родители.
Школа требует нового образа жизни семьи, нового распределения ролей в семье и новых обязанностей каждого. Поэтому всем педагогам, причастным к подготовке ребёнка к школе, необходимо осознать роль семьи в успешном решении этой проблемы и наряду с комплексной подготовкой ребёнка к школе готовить и его родителей.
Под готовностью семьи к обучению ребёнка подразумевается адекватная родительская позиция, наличие в семье чётких внутренних правил и разумная включённость семьи в социум.
Приблизительно за полгода до поступления ребёнка в школу семья должна перейти с дошкольной стадии жизненного цикла на школьную. Иными словами должны быть выработаны новые правила, по которым вскоре будет жить семья;
- установлен режим дня, максимально отвечающий требованиям школы,
- по новому распределены права и обязанности каждого члена семьи.
И вот ребёнок стал первоклассником. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого человека. Начало школьного обучения меняет весь образ жизни ребёнка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений:
Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо трудиться, чётко соблюдать режим дня, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Другими словами, ребёнок должен адаптироваться к школе. Подобная ситуация, требующая психического и физического напряжения, является для первоклассников стрессовой. Дети в разной степени подвержены школьному стрессу и по разному справляются с ним. Уже к концу первой четверти первоклассников можно разделить на три группы:
- первая группа: дети, которые не испытывают школьного стресса;
- вторая группа: дети, которые, испытав школьный стресс, постепенно справляются с ним;
- третья группа: дети, которые, испытав школьный стресс, не находят способов совладания с ним и в результате так и не адаптируется к школьной жизни.
Чем же спровоцированы трудности школьной адаптации у достаточно большого числа первоклассников? В первую очередь, влиянием негативных факторов, действующих на ребёнка в школе и в семье. Среди них авторитарная педагогика, раннее начало дошкольного системного обучения, несоответствие программ и технологий обучения возрастным особенностям учащихся, массовая безграмотность в этом отношении родителей. В результате к давлению школы добавляется давление семьи. А ведь именно детско-родительские отношения имеют особое значение для преодоления школьных трудностей.
Большинство родителей первоклассников с начала учебного года сталкиваются со следующими проблемами: как следует относиться к школьным трудностям ребёнка, как реагировать на негативное мнение учителя о своём ребёнке, следует ли помогать ребёнку в учёбе дома или нет. Их решение часто определяется переживаниями и полузабытым опытом родителей. Ведь школа для многих взрослых продолжает оставаться источником страха и тревожности, а учитель – символом контроля.
Некоторые родители болезненно воспринимают оценочные высказывания учителя о своём ребёнке. Это происходит потому, что они бессознательно относятся к оцениванию результатов ребёнка как к оценке их родительской компетентности. Родители начинают осваивать навыки психологической самозащиты, вместо того, чтобы защищать собственного ребёнка и помогать ему. В результате многие родители ещё больше повышают требования к ребёнку, другие усиливают контроль за нм, третьи усиливают и без того суровые наказания, четвёртые переходят на сторону учителя и безоговорочно поддерживают его. В любом случае ребёнок постепенно начинает нести бремя двойной : за себя и за эмоциональное состояние родителей. Часто такой груз ответственности оказывается непосильным для ребёнка, он испытывает настоящий стресс, и его школьные трудности усугубляются.
Среди множества возможных реакций родителей на школьные трудности ребёнка выделяют следующие группы:
- первая группа: родители понимают и принимают трудности своего ребёнка, они чувствительны к его переживаниям, стремятся их преодолеть и действительно достигают хороших результатов. Такие родители читают психолого-педагогическую литературу, консультируются у специалистов.
Но даже в этой группе мотивы поведения родителей неодинаковы. Одни родители принимают переживания своего ребёнка независимо от его школьных успехов или неудач, отношение других родителей к ребёнку обусловлен их ожиданиями его социальных успехов и достижений;
- вторая группа: родители понимают и принимают школьные трудности ребёнка, но реагируют на них сугубо эмоционально: либо фиксируются на собственных переживаниях, либо обвиняют ребёнка, либо чрезмерно опекают его;
- третья группа: родители, которые игнорируют школьные трудности ребёнка. Это так называемые «невкючённые» родители. Их поведение ориентировано на избегание трудностей и проблемных ситуаций, возникающих у ребёнка в школе. Они предпочитают не думать о проблемах совсем, отстраниться или переложить их решение на других, в том числе на самого ребёнка.
Подобный стиль поведения возникает в неблагополучных семьях, у педагогически несостоятельных родителях.
К сожалению, большинство родителей даже не догадываются, насколько их собственное поведение, их отношение к школе и учителю, их взаимодействие с первоклассником на этапе школьного старта и до него влияют на адаптацию ребёнка в школе, на его психическое и физическое благополучие, дальнейшие успехи.
Конечно, родители – взрослые люди, и пытаться воздействовать педагогически на некоторых из них оказывается трудно, но сегодня сложилась такая ситуация, что для эффективной подготовки ребёнка к школе и для его последующей успешной адаптации к ней необходимо проводить психолого-педагогический всеобуч для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовет "Адаптация первоклассников к школе"
Доклад на педсовет "Адаптация первоклассников к школе"...
Доклад "Адаптация первоклассников к школе"
Как созранить психическое здоровье школьников, доклад...
Доклад:"Особенности адаптации первоклассников к школе."
laquo;Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе....
Доклад "Адаптация первоклассников в школе"
В последние годы в педагогическом сообществе активно обсуждаются две проблемы: подготовка ребёнка к школе и адаптация первоклассника к школьному обучению.В своём докладе я хочу обратить внимание на ро...
доклад "Адаптация первоклассников в школе"
Выступление на педагогическом совете с отчётом классного руководителя по адаптации 1 класса. С рекомендациями для родителей....
Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".
Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...