Публикация
методическая разработка на тему
«Какие бывают животные?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tomilova_metodicheskaya_razrabotka.doc | 123.5 КБ |
prilozhenie_2.docx | 13.12 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 1.1 МБ |
prilozhenie_3.ppt | 670.5 КБ |
retsenziya.pdf | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Белореченская средняя образовательная школа
урока окружающего мира в 2 классе
по теме «Какие бывают животные?»
Автор – составитель:
Томилова Ксения Владимировна
Учитель начальных классов
Первой категории
Содержание
- Аннотация 3
- Введение 4
- Актуальность 5
- Основная часть 6
- План урока 7-9
- Технологическая карта урока 10-17
- Заключение 18-19
- Список использованной литературы 20
Аннотация
В данной методической разработке представлена работа урока по теме «Какие бывают животные?» к УМК «Школа России » под ред. А.А. Плешакова для 2 класса и описано поэтапное ведение урока с применением технологической карты. Тема урока посвящена выявлению групп животных их разнообразию.
Данная методическая разработка – это работа, представляющая опыт моей педагогической деятельности, который может быть использован в практической работе учителей начальных классов на уроках во 2 классе при изучении этой темы. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и будет полезна как начинающим педагогам, так и преподавателям со стажем.
Введение
Животные являются частью жизни многих детей. Родительское участие, открытое обсуждение и планирование, обычно необходимо, для того чтобы помочь ребенку получить позитивный опыт владения домашним животным. |
Ребенок, который научиться ухаживать за своим животным, будет с ним добр и терпелив, получит бесценный опыт и научится относиться к людям таким же образом. Безответственное отношение к животному повредит и ребенку и животному.
Забота о животном помогает ребенку развить коммуникативные навыки.
Они вырабатывают ответственное отношение в детях, которые о них заботятся.
Они устанавливают связь ребенка с природой.
Учат уважать других.
Проблема: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть животные? Для решения данной проблемы представлен урок, который показывает разнообразие животных, таких как птицы, рыбы и тд.
Цели:
- Формирование, расширение и обобщение знаний детей о животных.
- Формирование заинтересованного, бережного отношения к животным.
- Развитие интереса детей к окружающему миру.
Задачи:
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
- Уточнить представления детей животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
- Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
- Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
- Совершенствование навыков рисования и творческой деятельности у детей.
- Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.
Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами бережного отношения к животными.
Актуальность
“Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним откроется
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.
В.А.Сухомлинский
На современном этапе развития общества вопрос об биологическом воспитании приобретает особую остроту. Одной из главных причин этого является биологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше внимания уделять биологическому воспитанию в современной школе с первых лет обучения.
Изучение биологии, как науки, осуществляется на уроках окружающего мира. На доступном уровне на данных уроках рассматриваются связи между группами животных, различными признаками животных, а также между человеком и природой. Посредством понимания этих связей учащиеся изучают окружающую среду.
Актуальностью методической разработки к уроку «Какие бывают животные» является осознание разнообразии животных, обучению выделению единственных признаков животных, понимание бережного отношения к животным.
Первоначальной целью биологического воспитания в начальной школе выступает формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе осознания учащимся своих поступков и действий, а также человеком вообще. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране животных своей местности.
Основная часть
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Урок организован в рамках системно – деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности ученика. У учащихся на уроке формируется обобщенное системное представление о животных. На уроке предлагается большое количество заданий, которые формируют у учащихся способности к выбору и правильному принятию решения в ситуациях выбора и способствуют соблюдению принципа вариативности.
Разнообразие заданий, видов, методов и приемов на уроке повышает степень активности обучающихся и предполагает оптимальное сочетание парной и групповой работы с переходом на устные и практические упражнения. Урок способствует формированию таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, терпимость и уважение в общении. На уроке принимается и поощряется выражение учеником собственной позиции, иного мнения и в то же самое время формируется культура общения. На уроке делаются выводы, озвучиваются группы животных с которыми они познакомились.
План урока
Класс: 2
Тема урока: «какие бывают животные?»
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Материально-техническое обеспечение урока:
УМК, Книгопечатная продукция:
- учебник,рабочая тетрадь.
Технические средства обучения:
Компьютер
Медиапроектор
Задания для работы в парах
Экранно-звуковые пособия:презентация
Время урока: 45 минут
Цель урока:
Дать представление о животных, показать их разнообразие; познакомить детей с группами животных, объединять однородные объекты в группы по существенным признакам; обучение выделению единственных признаков животных; учить детей анализировать, делать вывод,
развивать познавательную активность; развивать память, внимания, речь.
воспитывать любовь и бережное отношение к животным
Предметные умения:
- различают группы животных, их отличительные признаки
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
-общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении работы.
- ориентироваться в учебнике
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Регулятивные умения:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметькомментировать учебные действия при выполнении задания.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Структура занятия:
Организационный момент, приветствие.
Мотивация.
Целеполагание.
Планирование.
Физическая минутка.
Самоконтроль.
Рефлексия.
Информация о домашнем задании
При планировании данного занятия необходимо учитывать возрастные, поведенческие, учебные, индивидуальные особенности учащихся.
Основные формы классной работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы для проведения урока:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся, а именно:
а) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации;
б) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации;
в) методы передачи информации с помощью практической деятельности;
• методы стимулирования и мотивации учащихся:
а) эмоциональные (поощрения);
б) познавательные (создание проблемной ситуации и побуждение к поиску решений);
в) социальные (создание ситуации взаимопомощи);
• методы контроля и самоконтроля:
а) устные (индивидуальный и фронтальный опрос).
Формы организации работы на уроке: индивидуальные, фронтальные и парные.
Технологическая карта изучения темы (учитель начальных классов МОУ Белореченская СОШ Томилова К.В.) | |||||
Предмет | Окружающий мир | ||||
Класс | 2 класс | ||||
Тема | Какие бывают животные | ||||
Цель | Дать представление о животных, показать их разнообразие; познакомить детей с группами животных, объединять однородные объекты в группы по существенным признакам; обучение выделению единственных признаков животных; учить детей анализировать, делать вывод, развивать познавательную активность; развивать память, внимания, речь. воспитывать любовь и бережное отношение к животным | ||||
Формируемые УУД | Предметные умения: - различают группы животных, их отличительные признаки Метапредметные умения: Познавательные умения: -общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - уметь использовать приобретённые знания при выполнении работы. - ориентироваться в учебнике -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Регулятивные умения: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - уметькомментировать учебные действия при выполнении задания. - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные умения: - уметь слушать и понимать речь других; - уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; - уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные умения: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; - проявлять интерес к изучению темы; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | ||||
Педагогические технологии | Игровая, оценочная | ||||
Оборудование | Книгопечатная продукция: - учебник,рабочая тетрадь. Технические средства обучения: Компьютер Медиапроектор Задания для работы в парах Экранно-звуковые пособия: презентация | ||||
Этап урока | Деятельность учащегося | Деятельность учителя | Формируемые УУД | Примечания | |
1 Мотивационный | Учащиеся повторяют хором девиз и объясняют слова Разговаривать будем тихо, так чтобы слышала только наша пара. | 1 слайд Девиз нашего урока перед вашими глазами, давайте его прочитаем «Нельзя открыть нового мира, не зная старого» Как вы понимаете эти слова? Мы рады познавать себя и окружающий мир! И это здорово! -Вы готовы открывать что-то новое? Тогда вперед! - Если сегодня вы снова будете внимательными, думающими и наблюдательными, будете работать дружно, сообща ,то сами сможете сделать важный вывод. -Вначале урока вспомним правила работы в паре. | Личностные: -формировать интерес к изучению предмета; -воспитывать культуру поведения. Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой | ||
2 Целеполагание | Учащиеся объясняют значение ключевых слов. Символы государства, национальности России,понятие природа, классификацию растений, богатства природы, существующую связь между живой и неживой природой. | -Что вы узнали на прошлых уроках? - Вам помогут ключевые слова: Слайд 2 Гимн, флаг, город, село,природа, живая,неживая, ,Кассиопея, Какие новые слова вы увидели о которых мы еще не говорили? Слайд 3. Сформулируем тему урока, начав со слова «Какие…» Слайд 4. Узнаем.. Научимся… Будем учиться… | Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку | ||
3 Планирование Физминутка Пальчиковая разминка | Дети называют Звери, насекомы, птицы, рыбы Дети определяют тему урока и раскладывают карточки Сравнивают с текстом учебника Учащиеся выбирают план по которому они будут Дети в парах выбирают карточки с признаками животных. Объясняют свой выбор. Отвечают на вопросы учителя. Распределяют животных по группам. Оценивают свою работу
Находят животных Называют животных и сравнивают свои ответы Учащиеся отвечают на поставленные вопросы | Слайд 5. Игра «Четвёртое лишнее» -Выберите карточки и назовите лишнее (сделать вывод, карточки) -На какие группы мы разделили этих животных? Приведите примеры животных из каждой группы? С 60 учебника Найдите и прочитайте кто такие насекомые? Рыбы? Птицы? Звери? Слайды 6, 7, 8, 9 Рассмотрите картинки на с 60 -Под какими номерами на больших рисунках показаны насекомые, рыбы, птицы, звери? -соедините стрелками большие и маленькие рисунки -По каким признакам вы их соотнесли? Физминутка музыкальная С 62 учебника Познакомтесь по учебнику с группами животных (распределение по партам) Что нового вы узнали о каждой группе животных. Р.Т с 43 №3 Изобразите с помощью схематических рисунков главные признаки животных (проверка) Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. Р.Тс 43 № 4 На каждую группу приведите по три примера (проверка) Слайд10 - папа сказал, что видел это животное в лесу. Скажите, существует ли такое животное? (нет) - Правильно, папа сам его придумал, но давайте разберём части каких животных здесь перепутаны? - Какому животному принадлежит голова? Спина? (белке) - К какой группе относится белка? (звери) - Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе) - Вторая половина хвоста, верхняя? (петух) - К какой группе относятся? - Кому принадлежит крыло? (птице) - Ноги? (кузнечику) - К какой группе относится кузнечик? (насекомые) - Молодцы, вы замечательно справились с заданием! | Регулятивные умения: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Познавательные УУД: формирование проблемы учащихся, опираясь на субъективный опыт; введение практических умений; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: обосновывать свое мнение. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения | ||
4 Самоконтроль | Учащиеся читают и сравнивают вывод учебника Подсчитывают количество разноцветных полосок и оценивают свою работу на уроке. | Оцените свою работу на уроке, используя полоски разного цвета: Зеленый- узнали много интересного, отлично поработали на уроке Желтый- хорошо поработали, узнали новое для себя Красный- не все получилось | Коммуникативные: Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он видит и знает; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи | ||
5 Рефлексия | Подводят итог проделанной работе на уроке | С какими группами животных мы сегодня с вами познакомились? - О чем бы вы рассказали своим родителям или друзьям?
А теперь подумайте и скажите, какая группа животных самая нужная и важная? Чтение стихотворения Все, все, все на свете, нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудовищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд, Кто делает мед, и кто делает яд. Да, если мы с кем-то не очень дружны- Мы все-таки очень друг другу нужны! А если нам кто-то лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется | Регулятивные :осуществлять самоконтроль;- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить высказывания в рамках учебного диалога. Регулятивные:- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; | ||
Домашнее задание | Приготовить сообщение классу со с 61 о животных, о которых мы с вами не говорили. |
Заключение
Урок составлен с учетом требований ФГОС с использованием информационно – коммуникационных технологий.
В процессе использования ИКТ активизируется познавательная деятельность и повышается мотивация к обучению.
Данный урок построен в соответствии с классической методикой преподавания окружающего мира для детей. Урок изучения нового материала. Он реализует на практике метод дифференцированного обучения.
На уроке используются как словесные, так и наглядные методы, что повышает эффективность обучения обучающихся. Словесные методы. Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы – рассказ, беседа, работа с печатными источниками. Наглядные методы. Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц и т.д.) Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических методических приемов. На уроке используются приёмы здоровьесберегающих технологий.
Исходя из целей урока, мною было спланировано несколько учебно- воспитательных моментов. На этапе актуализации был создан эмоциональный настрой, желание трудиться. Сразу все включились в деятельность. Интерес создан интересным заданием.
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые. Считаю, что выбранные мною средства обучения способствуют лучшему восприятию и усвоению материала.
Основными формами организации учебной деятельности является фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы.
Воспитательный и развивающий аспекты урока планировала раскрыть и через уровень раскрытия учебного материала, и через использование частично-поискового метода, и через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока. Все эти запланированные задачи были реализованы на уроке.
В процессе урока мною развивался и укреплялся познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Закрепление изученного материала показало, что все обучающиеся понимают кто такие животные, их разнообразие и могут делить на группы. Ребята успешно справились со всеми предложенными им заданиями.
Итог урока: обобщили то, что узнали нового, интересного. Это дается для обобщения и развития памяти. Проведена рефлексия. Все, что делалось на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Домашнее задание дано дифференцировано, обязательно объяснено, так как оно будет отражает понимание ребенка данного материала.
Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты; множество учеников класса получили за урок положительную оценку.
Список использованной литературы
- Козлова В.Г. «Методическая разработка к уроку по теме «Какие бывают животные?», ИКТ – Портал.
- Плешаков А.А. «Окружающий мир», учебник для 2 класса (часть 1), М. «Просвещение» ОАО «Московские учебники», 2006.
- Плешаков А.А. «Атлас – определитель. От земли до неба», М. «Просвещение», 2008.
- Тихомирова Е. М. «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»». К учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», М. «Экзамен», 2007.
- CD «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 2 класс» 2008 г., урок 8 «Животные – живые организмы».
Предварительный просмотр:
1. бабочка, божья коровка, стрекоза, голубь
2. воробей, синица, сорока, бабочка.
3. бабочка, стрекоза, кузнечик, гусь.
4. щука, окунь, карась, лось
1. бабочка, божья коровка, стрекоза, голубь
2. воробей, синица, сорока, бабочка.
3. бабочка, стрекоза, кузнечик, гусь.
4. щука, окунь, карась, лось
1. бабочка, божья коровка, стрекоза, голубь
2. воробей, синица, сорока, бабочка.
3. бабочка, стрекоза, кузнечик, гусь.
4. щука, окунь, карась, лось
1. бабочка, божья коровка, стрекоза, голубь
2. воробей, синица, сорока, бабочка.
3. бабочка, стрекоза, кузнечик, гусь.
4. щука, окунь, карась, лось
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гимн, флаг, природа, живая,неживая, Кассиопея,минералы, воздух,вода,растения, рыбы,звери, птицы, насекомые.
Какие бывают животные?
Узнаем… Научимся… Будем учиться
Узнаем на какие группы можно разделить животных. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться находить новую для нас информацию в рассказах о животных.
Игра «Четвертый лишний»
Насекомые Имеют 6 ног Маленький размер
Рыбы Тело покрыто чешуей Плавники Живут в воде
Птицы Две ноги, два крыла Покрыты перьями Могут летать
Звери Покрыты шерстью Имеют 4 лапы
1. Белка 2. Рыба 3. Петух 4. Птица 5. Кузнечик
Узнали много нового и интересного, отлично поработали. Хорошо поработали, узнали на уроке новое для себя. Не всё получилось.
Домашнее задание: приготовить сообщение классу о любом животном со стр. 61., о которых мы не говорили.
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Уведомление о публикации материала...
Свидетельство о публикации
Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....
Публикации и творческие достижения
Мои награды....
свидетельство о публикации
Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....
Публикации
Публикации разных лет...
Свидетельства о публикациях в сети Интернет
Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...