Финансовая грамотность
рабочая программа на тему

Ведерникова Оксана Александровна

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Финансовая грамотность »

(программа внеурочной образовательной деятельности младших школьников по созданию условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально-психического и нравственного здоровья)

Автор-составитель: Ведерникова О.А. 

г. Вязьма

               1.  Пояснительная записка

  Рабочая программа по финансовой грамотности  для 2,3,  классов  составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва,  Вита, 2015.

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие экономического образа мышления;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

- деньги, их история, виды, функции;

- семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

     2. Место курса в учебном плане.

 На изучение курса «Финансовая грамотность» во 2,3,  классах  начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель)

     3. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и   реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

 Познавательные.

Обучающийся  научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

 Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4

*проводить элементарные финансовые расчеты.

     4. Содержание учебного предмета.

                 2.3 классы.

Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении  обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что  свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.  Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок»,  которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Следующая тема  программы «Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Следующая тема «Откуда в семье деньги».  В ней рассматриваются следующие  понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

                                              5.         Календарно – тематическое планирование 2,3 класс

п/п

Дата

прове

дения

Тема, количество

часов

Базовые

понятия

Базовые

знания

Личностные

характеристики

и установки

Умения

Компетенции

Формы учебной

деятельности,

осуществляемые на занятиях.

                                                       Обмен и деньги (8 часов)

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись

2 часа

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.

Виды денег: наличные, безналичные.

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Различать виды денег

Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.

3-4

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

2 часа

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.

Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

Отличать деньги от фальшивых денег.

Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.

5-6

Какие деньги были раньше в России.

2 часа

« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.

Понимание происхождения денег.

Называть старинные деньги.

Называть и описывать старинные деньги.

Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.

7-8

Современные деньги России и других стран.

2 часа

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

Виды денег: наличные, безналичные, электронные . Пластиковые карты.

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.

Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.

Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.

                                    Семейный бюджет (8 часов)

9-10

Откуда в семье деньги

2 часа

Доходы. Заработная плата. Пенсия.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

Различать виды доходов семьи.

Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.

11-12

На что тратятся деньги.

2 часа

Расходы. Сбережения. Долги.

Расходы. Непредвиденные расходы.

Понимание происхождения расходов.

Считать общую сумму расходов.

Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.

13-14

Как умно управлять своими деньгами.

2 часа

Расходы и доходы. Семейный бюджет.

Бюджет: доходы и расходы.

Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Умение составлять бюджет семьи.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Общее обсуждение, Творческая работа.

15-16

Как делать сбережения.

 2 часа

Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

Виды сбережений.

Понимание того, из чего складываются сбережения.

Сравнивать разные виды сбережений.

Различать виды сбережений.

Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

                                                         

 6. Описание  учебно – методического обеспечения образовательного процесса.

                                           Книгопечатная продукция.

  Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1  -Москва ВИТА,2015  

  Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2  -Москва ВИТА,2015

 Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015  

                                      Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

     Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для карт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2.  Научить ...