Примерная структура АОП для детей с ОВЗ
рабочая программа на тему
Программа включает пояснительную записку и примерное содержание программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
АОП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативные документы
Адаптированная образовательная программа для обучающегося ___ класса ___ ___________________________________________________________
разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), принятой педагогическим советом школы (протокол № 1 от 31августа 2015 года) и утверждена приказом № 334 от 24 сентября 2015 года, с учетом заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (выписка из заключения ПМПК от ___________ г).
Адаптированная образовательная программа (ИОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная образовательная программа разработана на основании документов:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
- Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
- Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”;
- Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в частности, направления “Переход на новые образовательные стандарты”, “Развитие системы поддержки талантливых детей”, “Сохранение и укрепление здоровья школьников” (04 февраля 2010г. Пр-271);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;
- Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.
- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
- Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.
- Учебный план МАОУ «СОШ №15»;
- Устав МАОУ «СОШ №15»
Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Содержание программы
- Подходы к формированию адаптированной образовательной программы начального общего образования.
В основу разработки АОП НОО обучающихся с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АОП начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
- Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы (Первый вариант для обучающихся с ЗПР)
Первый вариант для обучающихся с задержкой психического развития (инклюзивное образование).
Первый вариант стандарта – это дети, характеризующиеся легкой задержкой психического развития, в структуре которой на первый план выступают трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Нередко у этих детей могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. При этом они обнаруживают близкие к возрастной норме, или даже в пределах возрастной нормы уровни интеллектуального развития и обучаемости.
Ребенок с ЗПР, обучающийся по первому варианту Стандарта, получает образование, сопоставимое на всех его уровнях с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его нормально развивающиеся сверстники.
- Образовательный блок
Рабочие программы по учебным предметам разработаны в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным и предметным) освоения ООП НОО
Основная образовательная программа начального общего образования размещена на сайте МАОУ “СОШ №15” . Рабочие программы разработаны на соответствующий уровень образования в соответствии с Положением о разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), утвержденным приказом МАОУ “СОШ № 15” от _______________ № _____. Перечень рабочих программ является приложением к настоящей Программе.
- Коррекционный блок
Направления коррекционной работы:
Программа коррекционной работы включает взаимосвязанные направления, которые отражают основное содержание психолого- педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития): диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа.
- Диагностическая работа - это своевременное выявление обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи, проведение комплексного обследования обучающихся с ЗПР и подготовка соответствующих рекомендаций по оказанию им психолого- педагогической и социальной помощи в условиях образовательного учреждения. Для отслеживания динамики развития ребёнка проводится стартовая, промежуточная и итоговая диагностика.
- Коррекционно-развивающая работа – это своевременная специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с задержкой психического развития в условиях образовательного учреждения, в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
- Консультативная работа – это непрерывность специального сопровождения учащихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
- Информационно-просветительская работа – это разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, для родителей (законными представителями), педагогических работников - разъяснение вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, сопровождения учащихся с ЗПР и с особенностями индивидуально-типологических различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Принцип учета индивидуальных особенностей. Всем детям определенного возраста свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
- Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с задержкой психического развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от психолога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
- Принцип нормативности развития (Р.В.Овчарова). Этот принцип заключается в учете основных закономерностей психического развития и значения последовательности стадий развития для формирования личности ребенка. Данный принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста. Согласно этому принципу коррекционная работа осуществляется по следующей схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное.
- Принцип толерантности заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
- Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
- Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
- Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
- Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Формы, методы и приёмы работы (прописывает учитель)
Индивидуальное логопедическое сопровождение ребёнка с ЗПР (прописывает учитель-логопед).
Индивидуальное психологическое сопровождение ребёнка с ЗПР (прописывает педагог-психолог).
- Воспитательный блок
Урочная деятельность (прописывает классный руководитель)
Внеурочная деятельность (прописывает классный руководитель)
Работа с родителями (прописывает классный руководитель)
- Система оценки достижения планируемых результатов АОП, мониторинг достижений обучающегося.
Обучающиеся с ЗПР (по первому варианту) имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения основной образовательной Программы в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения основной образовательной программы начального общего образования) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
- упрощение формулировок по грамматическому оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
Соотношение продвижения обучающегося с ЗПР по двум направлениям (освоение основной образовательной Программы и формирование «жизненной компетенции») является определяющим для оценки качества образования по первому варианту стандарта.
Оценка личностных результатов, метапредметных результатов, предметных результатов, система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений, итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию производятся в соответствии с положениями, изложенными в Основной образовательной программе начального общего образования (в соответствии с ФГОС)
В дополнение к традиционному подходу к оценке результатов усвоения основной программы начального образования обучающимися с ЗПР рекомендована разработка индивидуально ориентированной системы оценивания достижений. Эта система предполагает:
- выбор форм и способов оценивания;
- выстраивание схемы анализа результатов;
- распространение оценочной деятельности не только на предметные знания, умения, навыки, но и на учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание, старание (т. е. на организационную сторону деятельности), способность ребёнка проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки.
У обучающихся с ЗПР могут быть затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования адаптированной образовательной Программы (чаще это математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение), это не должно рассматриваться как показатель не успешности образования в целом и, тем более, – нецелесообразности перехода на низший уровень образования.
Ожидаемые результаты
Прописать УУД, которые будут сформированы у ребёнка к концу учебного года (учитель, логопед, психолог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...
Примерная структура портфолио достижений
Перечислены наиболее важные разделы необходимые в портфолио....
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/04/picture-453706-1401896425.jpg)
Примерная структура урока по ФГОС.
В работе представлены примерные структуры разных типов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Димаю, что данный материал будет полезен учителям при подготовке к уроку....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-685209-1550055324.jpg)
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
В помощь молодым учителям дана примерная структура каждого типа урока по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-495503-1413305059.jpg)
Примерная структура уроков по ФГОС НОО
Материал содержит примерную структуру самых распространённых типов урока...