Выступление «Использование игровых форм обучения в 1 классе»
статья по теме

Тазенкова Любовь Викторовна

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.        А. С. Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_v_obuchenii_i_vospitanii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатневская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на педагогическом консилиуме «Преемственность в обучении и воспитании обучающихся 1,5,10 классов»

«Использование игровых форм обучения в 1 классе»

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности.

В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Поэтому задача учителя начальных классов – создать для ребенка комфортные, благоприятные условия для учебы, когда всем интересно, уютно, тепло от общения с учителем и одноклассниками, когда каждый ребенок чувствует любовь и уважение к себе.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 - 60%) адаптируется в течение 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца 1 полугодия предпочитать игровую деятельность учебной.

Но встречаются дети (примерно 14% детей), у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают  его своей подвижностью, другие, наоборот, как будто замирают, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. Поэтому все первоклассники в этот нелегкий для них период  нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.

Одним из важных средств формирования мотивации и   раскрытия возможностей первоклассника является широкое использование игровых ситуаций на уроке.

 В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».

Игра на уроке – это метод обучения, а не средство развлечения учащихся. В дидактических играх закрепляются все те знания, которыми овладел ученик. При разработке игры мы  смотрим за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. Продолжительность каждой игры не более 10 минут. Но за это время активизируется словарный запас детей, расширяется их кругозор, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно. Игра помогает формировать положительные привычки, преодолевать детское упрямство, лень, страхи, капризы, непослушание.

      На уроках обучения грамоте мы с детьми играем в игру «Театр»: нужно оживить героев сказки, например, доктора Айболита и лисичку, которая пришла к нему  лечиться, героев сказки «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

На уроках изучения новой буквы используется много дидактических игр: например, при изучении буквы С предлагаются такие игры:

«Доскажи словечко»

 Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это….(снегири)

«За покупками на С».

Мама попросила вас сходить в магазин и сделать покупки на букву С. Что ты купишь? (сушки, сметану, сок, сахар и т.д.)

Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос. ( Все ответы начинаются с буквы С)

Согревает всю землю. (солнце)

Папа, мама, я. (семья)

Сколько цветов в радуге? (семь)

Ребусы.

ЯЯЯЯЯЯЯ (семья)

« Я знаю 5 имен…» (Соня, Сергей ,Станислав….) и многие другие.

      Каждый урок математики практически не обходится без игры. Это и путешествие  с героями сказки Теремок при изучении темы «Один-много», путешествие по стране «Математика» с героями сказки «Гуси-лебеди», путешествие с Незнайкой при изучении свойств предметов. Для повышения мотивации используем «Графический диктант» или  путешествие по клеточкам, в результате которого получается какой-то предмет. Ребенку интересно учиться, когда учитель не просто дает занимательные задания на уроке, приводит интересные факты, а когда он позволяет детям активно принимать участие в подготовке к уроку или в ходе урока.

Большой интерес вызывают у детей работы, требующие коллективного взаимодействия. На уроках изо и технологии каждый ребѐнок выполняет какой – либо элемент (цветок, птичку, человечка, игрушку....), а затем создаѐтся коллективная работа, например: панно «Букет цветов», «Весна идѐт», коллаж «Новогодняя елка».

      Школьник, занимающийся таким образом, ощущает себя более комфортно, достаточно уверенно, чувствует себя успешным и востребованным. Кроме того, в случае неудачи он не остаѐтся один на один со своей проблемой, может рассчитывать на помощь других детей. Групповые формы работы могут применяться на любом уроке и дают учителю простор для творчества, открывают большие возможности для эффективной учебной деятельности.

      Проявляя  доброжелательное  отношение  к  ученику,  мы   тем   самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.

Подготовила:

учитель начальных классов

Тазенкова Л. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"

Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от пробл...

Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников

Тема самообразования "Использование технологии  игровых форм  обучения  как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников"...

Методическая статья «Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературного чтения»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать увлекательной и интересной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изуч...

Формирование у учащихся умений понимания текста путём использования диалоговой формы обучения.Мастер-класс

             Знакомство участников мастер – класса с опытом использования диалоговой формы обучения при решении текстовых задач....

Роль использования игровых форм урока при обучении английскому языку в начальной школе.

На раннем этапе обучения иностранному языку важнейшая из задач учителя - сделать английский язык  интересным и любимым предметом для детей. В начальных классах дети очень подвижны, внимание ...