Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности "Ты - пешеход и пассажир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ty_-_peshehod_i_passazhir.docx | 94.49 КБ |
Предварительный просмотр:
гфосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области начальная школа с. Красноармейское
муниципального района Красноармейский Самарской области
Рассмотрено на заседании Методического объединения Протокол № _________ от «___»___________20___ г. Руководитель МО ___________(Дёмина Е.В.) | Согласовано Заместитель директора по УВР: __________(Старкова Е.В.) «____» ________ 20____ г. | Утверждено с. Красноармейское: от «___»___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Ты - пешеход и пассажир»
1 – 4 класс
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Инжуваткина Галина Николаевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативно-правовое обеспечение программы
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- основная образовательная программа начального общего образования БОУ НШ с. Красноармейское
- Правила дорожного движения
- Устав образовательного учреждения
Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП c участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
- развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице;
Спецкурс «Ты- пешеход и пассажир» учитывает возрастные особенности младших школьников, обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте. Эта задача осуществляется в процессе практической деятельности младших школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов, водителей, сотрудников ГАИ. Программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука» основывается на принципах:
- модульный принцип построения программы в виде отдельного спецкурса;
- принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на всех этапах: начального, основного и среднего образования;
- принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во всех образовательных учреждениях с начальной школы;
В образовательных учреждениях проблеме подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и культуры поведения на дорогах уделяется недостаточное внимание. На федеральном уровне обучение безопасному поведению на дорогах предусматривается в начальной школе при изучении предметной области «Окружающий мир». В условиях нового образовательного стандарта предусмотрено создание во внеурочной деятельности спецкурса ««Ты пешеход- пассажир». Данный спецкурс является значимым и актуальным.
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
- Улица полна неожиданностей
- Наши верные друзья
- Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дорожного движения.
В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Формы и методы работы обучения учащихся ПДД очень разнообразны:
- тематические занятия
- беседы
- конкурсы
- соревнования
- викторины на лучшее знание правил дорожного движения
- настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
- экскурсии
- демонстрация фильмов и видеороликов
- беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение ПДД, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий:
- Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
- Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
- Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Контингент обучающихся: дети младшего школьного возраста 7-10 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.
1класс - 33часа; 2 класс-34часа;3 класс-34часа; 4 класс-34 часа.
Итого-135 часов.
Ожидаемые результаты освоения курса
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Учащиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
теория | практика | |||
1 класс | ||||
Улица полна неожиданностей. | 12ч | 4ч | 8ч | |
Наши верные друзья. | 11 ч | 4ч | 7ч | |
Это должны знать все. | 10 ч | 3ч | 7ч | |
Всего за год: | 33 часа | 11часов | 22 часа |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
теория | практика | |||
2 класс | ||||
Улица полна неожиданностей. | 12 ч | 4ч | 8ч | |
Наши верные друзья. | 8 ч | 4ч | 7ч | |
Это должны знать все. | 14 ч | 3ч | 7ч | |
Всего за год: | 34 часа | 11часов | 22 часа |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
теория | практика | |||
3 класс | ||||
Улица полна неожиданностей. | 11 ч | 4ч | 8ч | |
Наши верные друзья. | 9 ч | 4ч | 7ч | |
Это должны знать все. | 14 ч | 3ч | 7ч | |
Всего за год: | 34 часа | 11часов | 22 часа |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
теория | практика | |||
4 класс | ||||
Улица полна неожиданностей. | 10ч | 4ч | 8ч | |
Наши верные друзья. | 9ч | 4ч | 7ч | |
Это должны знать все. | 15 ч | 3ч | 7ч | |
Всего за год: | 34 часа | 11часов | 22 часа |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Класс | В том числе на: | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | теория | практика | ||
Улица полна неожиданностей. | 12ч | 12ч | 11ч | 10ч | 30 ч | 15 ч | |
Наши верные друзья. | 11ч | 8ч | 9ч | 9ч | 25ч | 12ч | |
Это должны знать все | 10ч | 14ч | 14ч | 15ч | 38 ч | 15ч | |
33ч | 34ч | 34ч | 34ч | 93ч | 42ч |
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | ||||
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | Просмотр видеоролика. Беседа | |||
Безопасность на улице. | Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | |||
Наше село, где мы живём. | Экскурсия по селу. | |||
4-5 | Опасности на наших улицах. | Опасные ситуации при переходе дороги. | ||
6-7 | Мы идём в школу. | Занятие - практикум. Составление схемы безопасного движения в школу. | ||
8 | Школа безопасности. | Какие опасности подстерегают на улицах села. | ||
9 | Движение пешеходов и машин. | Просмотр фильма, викторина. | ||
10 | Правила перехода через дорогу. | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | ||
11 | Школа безопасности. | Практическое занятие о переходе через дорогу. | ||
12 | Посвящение в пешеходы. | Праздничная программа. | ||
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | ||||
13 | Наши друзья – дорожные знаки. | Игры. | ||
14-15 | Знакомство со знаками. | Художественное занятие. Нарисуй знак. | ||
16-17 | Дорожные знаки – пешеходам. | Знакомство с дорожными знаками. | ||
18 | Светофор и его сигналы. | Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. | ||
19 | Виды пешеходных переходов. | Художественное занятие. | ||
20 | Чтение дорожных знаков. | Практическое занятие. | ||
21 | Безопасный путь в школу. | Художественное занятие. | ||
22 | А знаешь ли ты? | Игра-практика о передвижении в группе | ||
23 | Почитаем знаки? | Викторина | ||
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | ||||
24 | Правила движения в колонне. | Практическое занятие. | ||
25-26 | Где можно играть? | Занятие – размышление. | ||
27-28 | Мы пассажиры общественного транспорта. | Ролевая игра. | Занятие – практикум. | |
29 | Встреча с инспектором дорожного движения. | Беседа. | ||
30 | Загородная дорога. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. | ||
31 | Пешеход на загородной дороге. | Заочная – экскурсия. | ||
32 | Учимся соблюдать ПДД. | Занятие-викторина. | ||
33 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | Праздничная программа. | ||
22ч | 11ч |
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | ||||
1 | Почему на улице опасно. | Сложность движения по улицам большого города. | ||
2 | Соблюдение Правил Дорожного Движения – залог безопасности пешеходов. | Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | ||
3-4 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии по селу. | О безопасном пути в школу. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. | ||
5 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Факторы, влияющие на величину остановочного пути. | ||
6 | Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. | Просмотр видеороликов. Викторина. | ||
7 | Типы перекрестков. | Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. | ||
8 | Нерегулируемый перекресток. | Практическое занятие о переходе через дорогу. | ||
9 | Регулируемые перекрестки. | Экскурсия. | ||
10-11 | Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.) | Ролевые игры. | ||
12 | Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. | Практическое занятие о переходе через дорогу. | ||
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | ||||
13 | Пешеходный переход и его обозначения. | Пешеходные переходы в районе школы. Экскурсия | ||
14 | Сигналы светофора. | Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. | ||
15-16 | Регулировщик и его сигналы. | Ознакомление с сигналами регулировщика. Ролевая игра | ||
17 | Группы дорожных знаков и их назначение. | Просмотр видеофильма. Беседа. | ||
18 | Дорожные знаки: | «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. | ||
19 | Дорожные знаки в районе школы. | Практическое занятие. | ||
20 | Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков». | Выступление в Д/с. | ||
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | ||||
21 | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | Опасные ситуации при переходе дороги. | ||
22 | Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. | Правила перехода при наличии пешеходных переходов. | ||
23 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Занятие – практикум. | ||
24 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Заочная – экскурсия. | ||
25 | Где можно и где нельзя играть. | Безопасные места для игр. | ||
26 | Ты – велосипедист. | Просмотр видеофильма. | ||
27 | Движение транспорта на загородной дороге. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. | ||
28 | Железнодорожные переезды, их виды. | Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). | ||
29 | Дорога глазами водителей. | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. | ||
30 | Опасности на дорогах. | Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. | ||
31-32 | Правилам дорожного движения. | Проведение игр, викторин по ПДД. | ||
33 | Встреча с инспектором | Встреча с инспектором. | ||
34 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | Праздничная программа. | ||
24ч | 10ч |
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | |||
1 | Дисциплина на дороге. | Диспут. Почему надо соблюдать ПДД? | |
2 | Составные части улицы, дороги. | Знакомство с элементами улиц и дорог. | |
3 | Улицы села. | Экскурсия по селу. | |
4 | Безопасная дорога в школу. | Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | |
5 | Может ли машина сразу остановиться. | Остановочный путь и скорость движения. | |
6 | Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. | Опасности на дорогах в разное время суток. | |
7 | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. | Правила перехода. Просмотр видеоролика. | |
8 | Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. | Практическое занятие. Нерегулируемые перекрестки в районе школы. | |
9 | Где еще можно переходить дорогу. | Правила перехода дорог. | |
10 | Подвижные игры по ПДД. | Практическое занятие. | |
11 | А мы знаем ПДД? | Викторина по ПДД. | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | |||
12 | Пешеходные переходы. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | |
13 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | Сигналы светофора. | |
14 | Регулируемый перекрёсток. | Экскурсия по селу. | |
15 | Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. | Ролевые игры. | |
16 | Дорожная полиция. | Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. Встреча с инспектором. | |
17 | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. | Просмотр фильма. Беседа. | |
18 | Дорожные знаки. | Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. | |
19 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Экскурсия на улицы села. | |
20 | Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. | ||
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | |||
21 | Опасные ситуации при переходе дороги. | Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми. | |
22 | История появления автомобиля и правил дорожного движения. | Историческая справка. | |
23 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Заочная экскурсия. | |
24 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Ролевая игра. | |
25 | Мы – пешеходы, мы – пассажиры. | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | |
26 | Где можно и где нельзя играть. | Практическое занятие. | |
27 | Опасность игр вблизи железнодорожных путей. | Где можно играть в районе школы и дома. | |
28 | Поездка за город. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. | |
29 | Ты – велосипедист. | Дорожные знаки. Спортивные соревнования. | |
30 | Улица глазами водителей. | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). | |
31 | Дорожно-транспортные происшествия. | Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. | |
32 | Оказание медицинской помощи. | Практическое занятие. | |
33 | Письмо водителю. | Пожелания водителям. | |
34 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | Праздничная программа. | |
23ч | 11ч |
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | |||
1 | Безопасность пешеходов. | Инсценированная сказка по ПДД, Игра «найди ошибку». Работа в группах. | |
2 | Виды транспортных средств | Загадки, исторический материал. | |
3 | Проезд специальных транспортных средств. | Презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах). | |
4 | Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | Практическое занятие. | |
5 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | Игра- викторина. | |
6 | Нерегулируемые перекрестки | Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. | |
7 | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | Разбор опасных ситуаций на дорогах. | |
8 | Разбор дорожной ситуации на макете. | Практическое занятие. | |
9 | Основные понятия и термины ПДД. | Беседа, презентация, стихи. | |
10 | «Дисциплинированный пешеход». | Конкурс–игра. | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | |||
11 | Предупредительные сигналы. | Блиц – опрос, беседа | |
12 | Дорожные знаки и их группы. | История возникновения и развития дорожных знаков. | |
13 | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | |
14 | «Путешествие в Страну дорожных знаков». | Игра-сказка. | |
15 | Светофорное регулирование. | ||
16 | Регулировщик и его сигналы. | Ролевая игра. | |
17 | Встреча с инспектором дорожной полиции. | Беседа с инспектором. | |
18 | Знатоки правил дорожного движения. | Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. | |
19 | Выступление перед детьми детского сада. | Выступление перед детьми детского сада. | |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | |||
20 | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | Просмотр видеороликов и анализ. | |
21 | Движение учащихся группами и в колонне. | Практическое занятие. | |
22 | «Я – пешеход». | Экскурсия. | |
23-24 | Перевозка людей. | ||
25 | Труд водителя. | Беседа водителя автомобиля или автобуса. | |
26-27 | Когда ты становишься водителем. | Правила передвижения на велосипедах. | Эстафета велосипедистов. |
28 | Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | Просмотр видеоролика | |
29 | Где можно и где нельзя играть. | Беседа, презентация, ролевая игра. | |
30 | Причины возникновения ДТП. | Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»). | |
31 | Создание буклета «Помни, пешеход!». | Практическое занятие. | |
32 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге. | Практическое занятие. | |
33 | Мы соблюдаем ПДД. | Подвижные игры и соревнования по ПДД. | |
34 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | ||
24ч | 10ч |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№ | Тема | Кол-во часов | |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | |||
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | 1 | ||
Безопасность на улице. | 1 | ||
Наше село, где мы живём. | 1 | ||
4-5 | Опасности на наших улицах. | 2 | |
6-7 | Мы идём в школу. | 2 | |
8 | Школа безопасности. | 1 | |
9 | Движение пешеходов и машин. | 1 | |
10 | Правила перехода через дорогу. | 1 | |
11 | Школа безопасности. | 1 | |
12 | Посвящение в пешеходы. | 1 | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | |||
13 | Наши друзья – дорожные знаки. | 1 | |
14-15 | Знакомство со знаками. | 2 | |
16-17 | Дорожные знаки – пешеходам. | 2 | |
18 | Светофор и его сигналы. | 1 | |
19 | Виды пешеходных переходов. | 1 | |
20 | Чтение дорожных знаков. | 1 | |
21 | Безопасный путь в школу. | 1 | |
22 | А знаешь ли ты? | 1 | |
23 | Почитаем знаки? | 1 | |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | |||
24 | Правила движения в колонне. | 1 | |
25-26 | Где можно играть? | 2 | |
27-28 | Мы пассажиры общественного транспорта. | 2 | |
29 | Мы пассажиры личного транспорта. | 1 | |
30 | Загородная дорога. | 1 | |
31 | Пешеход на загородной дороге. | 1 | |
32 | Учимся соблюдать ПДД. | 1 | |
33 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | 1 |
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Тема | Кол-во часов |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | ||
1 | Почему на улице опасно. Сложность движения по улицам большого города. | 1 |
2 | Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 |
3-4 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии по селу. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. | 2 |
5 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. | 1 |
6 | Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. | 1 |
7 | Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. | 1 |
8 | Нерегулируемый перекресток. | 1 |
9 | Регулируемые перекрестки в районе школы. | 1 |
10-11 | Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.) | 2 |
12 | Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | ||
13 | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в районе школы. | 1 |
14 | Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. | 1 |
15-16 | Регулировщик и его сигналы. | 2 |
17 | Группы дорожных знаков и их назначение. | |
18 | Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. | |
19 | Дорожные знаки в районе школы. | 1 |
20 | Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков». | 1 |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | ||
21 | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. | 1 |
22 | Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. | 1 |
23 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 |
24 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 |
25 | Где можно и где нельзя играть. | |
26 | Ты – велосипедист. | 2 |
27 | Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. | 1 |
28 | Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). | 1 |
29 | Дорога глазами водителей. Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. | 1 |
30 | Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. | 1 |
31-32 | Проведение игр, викторин и т.п. по Правилам дорожного движения. | 2 |
33 | Встреча с инспектором ГИБДД. | 1 |
34 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | 1 |
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Тема | Кол-во часов |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | ||
1 | Дисциплина на дороге. | 1 |
2 | Составные части улицы, дороги. | 1 |
3 | Экскурсия по городу. | 1 |
4 | Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | 1 |
5 | Остановочный путь и скорость движения. | |
6 | Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. | 1 |
7 | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. | 1 |
8 | Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в районе школы. | 1 |
9 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 |
10 | Подвижные игры по ПДД. | 1 |
11 | Викторина по ПДД. | 1 |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | ||
12 | Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | 1 |
13 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 |
14 | Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. | 1 |
15 | Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. | 1 |
16 | Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. | 1 |
17 | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. | 1 |
18 | Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. | 1 |
19 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 |
20 | Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. | 1 |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | ||
21 | Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми. | 1 |
22 | История появления автомобиля и правил дорожного движения. | 1 |
23 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 |
24 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 |
25 | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | 1 |
26 | Где можно и где нельзя играть. | |
27 | Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в районе школы и дома. | |
28 | Поездка за город. | 1 |
29 | Ты – велосипедист | |
30 | Улица глазами водителей. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). | 1 |
31 | Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. | 1 |
32 | Письмо водителю. | 1 |
33 | Оказание медицинской помощи. | |
34 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | 1 |
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Тема | Кол-во часов |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | ||
1 | Безопасность пешеходов. | 1 |
2 | Виды транспортных средств | 1 |
3 | Проезд специальных транспортных средств. | 1 |
4 | Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | 1 |
5 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 |
6 | Нерегулируемые перекрестки. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. | 1 |
7 | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | 1 |
8 | Разбор дорожной ситуации на макете. | 1 |
9 | Основные понятия и термины ПДД. | 1 |
10 | Конкурс–игра «Дисциплинированный пешеход» | 1 |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | ||
11 | Предупредительные сигналы. | 1 |
12 | Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. | 1 |
13 | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | 1 |
14 | Игра-сказка «Путешествие в Страну дорожных знаков» | 1 |
15 | Светофорное регулирование | 1 |
16 | Регулировщик и его сигналы | 1 |
17 | Встреча с инспектором дорожной полиции | 1 |
18 | Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. | 1 |
19 | Выступление перед детьми детского сада. | 1 |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | ||
20 | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | 1 |
21 | Движение учащихся группами и в колонне. | 1 |
22 | Экскурсия «Я – пешеход» | 1 |
23-24 | Перевозка людей. | 2 |
25 | Труд водителя. Беседа водителя автомобиля или автобуса. | 1 |
26 | Когда ты становишься водителем. | 1 |
27 | Эстафета велосипедистов | 1 |
28 | Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | 1 |
29 | Где можно и где нельзя играть. | 1 |
30 | Причины возникновения ДТП. | 1 |
31 | Создание буклета «Помни, пешеход!». | 1 |
32 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге | 1 |
33 | Подвижные игры и соревнования по ПДД | 1 |
34 | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | 1 |
- ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
1 класс.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
Для чего служит дорога?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Для чего предназначен тротуар?
Для чего служит проезжая часть?
Для чего нужна обочина на дороге?
Какие транспортные средства вы знаете?
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
Каковы особенности движения пешеходов?
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Как нужно идти по пешеходному переходу?
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
В каких местах можно переходить дорогу?
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
Какие вы знаете элементы дороги?
Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
Зачем нужны обочина и кювет?
Как отличить главную дорогу от второстепенной?
Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
Для чего нужны дорожные знаки?
Где и как устанавливаются дорожные знаки?
На какие группы делятся все дорожные знаки?
Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
ИГРА «ДА – НЕТ»
Ведущий: на следующие вопросы нужно отвечать словами «да» или «нет». Вопросы задаются командам по очереди. За правильный ответ – жетон.
- Пешеход, если нет тротуара, должен идти по левой стороне обочины навстречу движению.
(Да)
- Место, где пересекаются улицы, называется «перекресток». (Да)
- Подземный переход называется «зебра». (Нет)
- Дорогу, даже на зеленый свет, лучше перебегать как можно быстрее. (Нет)
- Дорожные знаки нужно знать водителю, а не пешеходу. (Нет)
- Существуют специальные светофоры для пешеходов. У них только два цвета - красный и зеленый. (Да)
- Дороги бывают с двусторонним и односторонним движением. (Да)
- Чтобы перейти дорогу с двусторонним движением, надо посмотреть налево, дойти до середины дороги и посмотреть направо. (Да)
По горизонтали: 4. Пересечение двух дорог. 5. Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. 7. У машины - есть, у телеги - есть, у велосипеда - есть, а у поезда - не счесть. 8. Через реку во всю ширь лег огромный богатырь. Он лежит - не дрожит, по нему трамвай бежит. 9. Специальный камень, отделяющий край тротуара от проезжей части.
По вертикали: 1. Что за чудо этот дом! Окна светлые кругом. Носит обувь из резины. А питается бензином. 2. Этот конь не ест овса, вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем. Только лучше правь рулем. 3. Где бы нам через дорогу к магазину перейти? Вот за этими ларьками, там, где стрелка у ворот, мы на стрелке этой сами прочитали ... 6. Я глазищами моргаю неустанно день и ночь. Я машинам помогаю и тебе хочу помочь.
- Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?» Но ведь грамотный пешеход будет особенно внимателен там, где находится знак с указанием «Скользкая дорога». Будет осторожен, если впереди железнодорожный переход, или идут ремонтные работы. Ведь дорога говорит что-то, улица кричит о какой-то опасности, а пешеход «без языка» идет себе беспечно, потому что дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью.
- Какие знаки вы запомнили?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каком месте устанавливают знак «Дети»?
- Какого цвета запрещающие знаки?
- Для чего предназначен тротуар?
- Синий цвет, у каких знаков?
- Порча дорожных знаков, кидание камней в них, перестановка их, отбрасывание в сторону, сталкивание в кювет – это не безобидная шалость, не только хулиганство, а преступление. Всякая своевольная перестановка дорожных знаков чрезвычайно опасна и равна преступлению.
- Чтобы не волновались ваши родители - будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань, 1995.
«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
Энциклопедия «Все обо всем».
Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...