кружковая деятельность
материал на тему

Семенцова Юлия Викторовна

кружковая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_volshebnaya_kistochka.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Пяснительная записка

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь  понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.

     Занятия в кружке  увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи  и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.    

     Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Что выбрать: карандаши или разноцветные мелки, акварель или гуашь? Рисовать кисточками, фломастерами или даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.

            Художественные  и  музыкальные  знания,  умения  и  навыки  уже  являются  не  целью,  а  основными  средствами  формирования  культуры, композиция,  форма,  ритм,  пропорции,  пространство,  цвет,  звук,  слово,  темп, динамика и др.  группируются вокруг общих  закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. В  начальной  школе  важно  показать  ребенку  связь  искусства  с  его личным  миром  его  мыслей  и  чувств.  

         Занятия рассчитаны таким образом, чтобы ребенок лучше запомнил, усвоил материал. Руководитель рисует вместе (параллельно) с детьми , показывает, как правильно держать карандаш, кисть, набирать краску.

        Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.

Актуальность

 Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности. Занятия проводятся во второй половине дня по одному часу . Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек.

Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности. что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник. используемых на занятиях. поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

 Цель учебного курса:

  1. Приобщение к искусству
  2. Овладение способами художественной деятельности
  3. Развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка
  4. Формирование чувства  прекрасного, приобщение к культурному наследию
  5. Развитие личности учащихся средствами искусства;
  6. Развитие индивидуальности

Задачи курса:

  1. Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение            

     нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

     развитие нравственных чувств

  1. Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения        

     подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к    

     эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру,

  1. Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:    

     изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли  

     в жизни человека и общества;

  1. Овладение элементарной художественной грамотой, формирование      

     художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных    

     видах художественно творческой деятельности;

  1. Совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными    

     художественными материалами

 
  Формы и режим:

          На  освоение данной программы в  1  классе  отводится  33 ч. в год    (1 час  в  неделю- среда 14.00)

Планируемые результаты:

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  1.    Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы;

Задачи первого года обучения:  

  1. Ознакомление с некоторыми графическими и живописными приемами и техниками выполнения рисунков.
  2. Развитие наблюдательности, внимания, умения видеть красоту.
  3. Приобщение к навыкам коллективной и групповой работы.
  4. Воспитание аккуратности, трудолюбия, целеустремленности.

Результативность.  К концу учебного года учащиеся 1-х классов должны знать:        

• названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

•элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый —   зеленый и т. д.);

•о деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

• свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

• передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;        

• правильно работать акварельными красками —   разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение;
  • выполнять простые по композиции сюжеты.

Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:

                                                               

1. Картинки-иллюстрации

2.Доска

3.Цветные мелки и карандаши

4. Компьютер и мультимедийный проектор

5. Мультимедийные презентации

6. Альбомы для рисования

7. Алексеева В.В. «Что такое искусство?» М., 1991

          8.Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением» М., 1997

          9. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. «Творчество и преодоление стереотипов» СПб., 1994

         10.Казакова Е.И. «Диалог на лестнице успеха» СПб., 1997

         11. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», М.,1998

         12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»

         13. Оклендер В. «Окна в мир ребёнка» М., 1997

         14.Яковлева Е.Л. «Методические рекомендации учителя по развитию творческого потенциала учащихся» М.,

                                                                          1998

         15.«Изобразительное искусство и художественный труд» под рук. Неменского Б.М., М., 2006

         16. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М., 2005

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки;

– ватные палочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

                                                                       Тематический план

                                               работы  кружка по изобразительному искусству

                                                                   «Волшебная кисточка»

                                                                               1 класс

Тема урока

Планируемые результаты

Кол-во

часов

ОСЕНЬ    (5 ч.)

1

Экскурсия в парк.

Понаблюдают и находят  первые признаки осени, анализируют объекты, соотносят размеры. Дети знакомятся с деревьями  парков Санкт-Петербурга.

1

2.

Какого цвета осень?

Рисование  деревьев.

Анализируют формы различных деревьев,  соотносят размеры  и длину разных деревьев. Научатся  подбирать цвета к своей работе.

1

3.

Рисование осенних листьев. Листопад.

Познакомятся с формой листьев, окраской листьев. Научатся смешивать краски. Познакомятся с картинами художников пейзажистов.

1

4.

Рисование осеннего пейзажа.

Будут учиться рассматривать репродукции картин художников  пейзажистов, учиться обращать внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит, учиться рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.

1

5.

Рисование грибов.

Познакомятся  с разными видами грибов со съедобными и ядовитыми грибами. Будут  учиться анализировать форму грибов.

1

ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ (9 ч.)

6.

Рисуем ёжика.

Будут учиться  рисовать ёжика. Обратят внимание на строение, повадки, особенности данного животного. Будут учиться  передавать характер героя.

1

7

Рисование собачки.

Будут учиться рассматривать репродукции, фотографии кошек и собак. Обращать внимание на их строение, характерные особенности, окраску. Будут учиться рисовать кошку и собаку разными способами, передавать движение.

1

8

Рисование кошечки

1

9

Рисование лисички

Будут учиться рассматривать иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Обращать внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску, учиться рисовать животных разными способами, передавать движение, среду обитания. Учиться бережному отношению к животным.

1

10

Рисование зайчика.

1

11

Рисование медведя.

1

12

Рисование белки.

1

13

Рисование уточки, гуся.

Будут рассматривать иллюстрации домашних птиц, обращать     внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учиться рисовать домашних птиц разными способами, передавать среду обитания.

1

14

Рисование синички

Рассматривать иллюстрации разных пород птиц. Обращать внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учиться рисовать синичку, передавать ее среду обитания; использовать разные способы работы красками.

1

ЗИМА (7 ч.)

15

Рисование зимних деревьев

Будут рассматривать репродукции работ художников зимних пейзажей. Обращать внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учиться рисовать разные породы деревьев зимой, снежинки, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.

1

16

Рисуем снежинки.

1

17

Рисование елочки

1

18

Рисование зимнего пейзажа

1

19.

Узоры на зимнем окне

1

20

Весёлые снеговики

21.

Зимние забавы.

Будут рассматривать репродукции художников о зиме, расширять кругозор о зимних видах спорта.

1

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ (4 ч.)

22

Рисование аквариумных рыб

Будут рассматривать иллюстрации обитателей подводного мира. Обращать внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учиться рисовать дельфинов, акул, медуз, морских звёзд, передавать их строение, окраску и среду обитания; использовать разные способы работы красками.

1

23

Рисование медуз

Будут учиться  рисовать морских обитателей и создавать коллективную работу. Знакомиться с животным миром морей и океанов.

1

24

Рисование дельфина.

1

25

Рисование акулы.

1

ВЕСНА (5 ч.)

26

Подарок для мамы.

Рисуем открытку.

Учиться  рисовать и оформлять поздравительные открытки, компоновать  детали открытки.

1

27

Рисование цветов (тюльпаны).

Будут учиться рассматривать открытки и репродукции работ художников, рисовавших цветы. Обращать внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску. Учиться рисовать и закрашивать цветы разными способами.

1

28

Верба цветёт

29

Рисование цветов (подснежники).

1

30

Пуантулизм

Учиться рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать его точками.

1

ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО (3 ч.)

31

Рисование портрета

Будут рассматривать репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учиться рисовать портрет человека в фас и профиль, передавать объем.

1

32

Рисование музыкальных инструментов. (балалайка, гитара, баян)

Рассматривать иллюстрации музыкальных инструментов, их конструкцию, учиться рисовать музыкальные инструменты, передавать их форму.

1

33

Рисование клоуна.

Рисовать лица людей, учиться   выбирать отличительные признаки людей данной профессии.

1

Итого часов

33

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме: 

- итоговых занятий по изученным темам; 
- тестирование; 
- конкурсы; 
- выставки детских работ.

Техника безопасности на занятиях детского объединения.

  1. В кабинете не бегать, не толкаться.
  2. Баночки с водой носить аккуратно, по окончании работы сразу выливать в раковину.
  3. Держать рабочее место в чистоте и опрятности.
  4. Красками пользоваться аккуратно, не брызгать.
  5. Не размахивать кистью.
  6. Ножницами работать аккуратно, при завершении работы убирать на место.
  7. Клей не разливать, иметь тряпочку для вытирания клеевой кисти.
  8. Убирать рабочее место сразу после завершения работы.
  9. После работы мыть руки с мылом.

                                                   Список рекомендуемой литературы для детей.

  1. Долженко Г.. И. «100 поделок из бумаги». Ярославль. 2004 г
  2. Корнев В. В. «Все о растяпинской забаве». Дзержинск. 1995 г.
  3. «Перо жар – птицы». Верхне – Волжское книжное издательство. 1988г.
  4. Полунина В. Н «Искусство и дети». М. 1982 г.

Левин С. Д «Ваш ребенок рисует». М. 1987 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Кружковая деятельность в условиях школы полного дня. Кружок художественного творчества «Умелые руки»

В воспитании чувств и творческого развития ребенка  кружок играет незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам...

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...

«Кружковая деятельность как средство развития творческих способностей первоклассников».

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей во внеурочной деятельности ученика.Исходя из цели, определены следующие зада...

ПРОГРАММА «Росинки духовности» смены детского оздоровительного лагеря «Солнышко» (духовно-нравственного направления через кружковую деятельность и социальный проект «Лето. Творчество. Мы»)

Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии духовно-нравственной культуры. Вопросы его реализации находятся в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Е...

Развитие творческих способностей через кружковую деятельность

в данной презентации описывается развитие творческих способностей детей с ОВЗ через внеурочную деятельность...