кружковая деятельность
материал на тему
Предварительный просмотр:
Пяснительная записка
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.
Занятия в кружке увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.
Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Что выбрать: карандаши или разноцветные мелки, акварель или гуашь? Рисовать кисточками, фломастерами или даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.
Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств.
Занятия рассчитаны таким образом, чтобы ребенок лучше запомнил, усвоил материал. Руководитель рисует вместе (параллельно) с детьми , показывает, как правильно держать карандаш, кисть, набирать краску.
Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.
Актуальность
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности. Занятия проводятся во второй половине дня по одному часу . Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек.
Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности. что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник. используемых на занятиях. поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Цель учебного курса:
- Приобщение к искусству
- Овладение способами художественной деятельности
- Развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка
- Формирование чувства прекрасного, приобщение к культурному наследию
- Развитие личности учащихся средствами искусства;
- Развитие индивидуальности
Задачи курса:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств
- Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения
подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к
эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру,
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли
в жизни человека и общества;
- Овладение элементарной художественной грамотой, формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных
видах художественно творческой деятельности;
- Совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными
художественными материалами
Формы и режим:
На освоение данной программы в 1 классе отводится 33 ч. в год (1 час в неделю- среда 14.00)
Планируемые результаты:
- Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
Задачи первого года обучения:
- Ознакомление с некоторыми графическими и живописными приемами и техниками выполнения рисунков.
- Развитие наблюдательности, внимания, умения видеть красоту.
- Приобщение к навыкам коллективной и групповой работы.
- Воспитание аккуратности, трудолюбия, целеустремленности.
Результативность. К концу учебного года учащиеся 1-х классов должны знать:
• названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
•элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый — зеленый и т. д.);
•о деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
• свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
• передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
• правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение;
- выполнять простые по композиции сюжеты.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
1. Картинки-иллюстрации
2.Доска
3.Цветные мелки и карандаши
4. Компьютер и мультимедийный проектор
5. Мультимедийные презентации
6. Альбомы для рисования
7. Алексеева В.В. «Что такое искусство?» М., 1991
8.Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением» М., 1997
9. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. «Творчество и преодоление стереотипов» СПб., 1994
10.Казакова Е.И. «Диалог на лестнице успеха» СПб., 1997
11. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», М.,1998
12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»
13. Оклендер В. «Окна в мир ребёнка» М., 1997
14.Яковлева Е.Л. «Методические рекомендации учителя по развитию творческого потенциала учащихся» М.,
1998
15.«Изобразительное искусство и художественный труд» под рук. Неменского Б.М., М., 2006
16. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М., 2005
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки;
– ватные палочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Тематический план
работы кружка по изобразительному искусству
«Волшебная кисточка»
1 класс
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Кол-во часов | |
ОСЕНЬ (5 ч.) | ||||
1 | Экскурсия в парк. | Понаблюдают и находят первые признаки осени, анализируют объекты, соотносят размеры. Дети знакомятся с деревьями парков Санкт-Петербурга. | 1 | |
2. | Какого цвета осень? Рисование деревьев. | Анализируют формы различных деревьев, соотносят размеры и длину разных деревьев. Научатся подбирать цвета к своей работе. | 1 | |
3. | Рисование осенних листьев. Листопад. | Познакомятся с формой листьев, окраской листьев. Научатся смешивать краски. Познакомятся с картинами художников пейзажистов. | 1 | |
4. | Рисование осеннего пейзажа. | Будут учиться рассматривать репродукции картин художников пейзажистов, учиться обращать внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит, учиться рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников. | 1 | |
5. | Рисование грибов. | Познакомятся с разными видами грибов со съедобными и ядовитыми грибами. Будут учиться анализировать форму грибов. | 1 | |
ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ (9 ч.) | ||||
6. | Рисуем ёжика. | Будут учиться рисовать ёжика. Обратят внимание на строение, повадки, особенности данного животного. Будут учиться передавать характер героя. | 1 | |
7 | Рисование собачки. | Будут учиться рассматривать репродукции, фотографии кошек и собак. Обращать внимание на их строение, характерные особенности, окраску. Будут учиться рисовать кошку и собаку разными способами, передавать движение. | 1 | |
8 | Рисование кошечки | 1 | ||
9 | Рисование лисички | Будут учиться рассматривать иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Обращать внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску, учиться рисовать животных разными способами, передавать движение, среду обитания. Учиться бережному отношению к животным. | 1 | |
10 | Рисование зайчика. | 1 | ||
11 | Рисование медведя. | 1 | ||
12 | Рисование белки. | 1 | ||
13 | Рисование уточки, гуся. | Будут рассматривать иллюстрации домашних птиц, обращать внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учиться рисовать домашних птиц разными способами, передавать среду обитания. | 1 | |
14 | Рисование синички | Рассматривать иллюстрации разных пород птиц. Обращать внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учиться рисовать синичку, передавать ее среду обитания; использовать разные способы работы красками. | 1 | |
ЗИМА (7 ч.) | ||||
15 | Рисование зимних деревьев | Будут рассматривать репродукции работ художников зимних пейзажей. Обращать внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учиться рисовать разные породы деревьев зимой, снежинки, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками. | 1 | |
16 | Рисуем снежинки. | 1 | ||
17 | Рисование елочки | 1 | ||
18 | Рисование зимнего пейзажа | 1 | ||
19. | Узоры на зимнем окне | 1 | ||
20 | Весёлые снеговики | |||
21. | Зимние забавы. | Будут рассматривать репродукции художников о зиме, расширять кругозор о зимних видах спорта. | 1 | |
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ (4 ч.) | ||||
22 | Рисование аквариумных рыб | Будут рассматривать иллюстрации обитателей подводного мира. Обращать внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учиться рисовать дельфинов, акул, медуз, морских звёзд, передавать их строение, окраску и среду обитания; использовать разные способы работы красками. | 1 | |
23 | Рисование медуз | Будут учиться рисовать морских обитателей и создавать коллективную работу. Знакомиться с животным миром морей и океанов. | 1 | |
24 | Рисование дельфина. | 1 | ||
25 | Рисование акулы. | 1 | ||
ВЕСНА (5 ч.) | ||||
26 | Подарок для мамы. Рисуем открытку. | Учиться рисовать и оформлять поздравительные открытки, компоновать детали открытки. | 1 | |
27 | Рисование цветов (тюльпаны). | Будут учиться рассматривать открытки и репродукции работ художников, рисовавших цветы. Обращать внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску. Учиться рисовать и закрашивать цветы разными способами. | 1 | |
28 | Верба цветёт | |||
29 | Рисование цветов (подснежники). | 1 | ||
30 | Пуантулизм | Учиться рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать его точками. | 1 | |
ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО (3 ч.) | ||||
31 | Рисование портрета | Будут рассматривать репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учиться рисовать портрет человека в фас и профиль, передавать объем. | 1 | |
32 | Рисование музыкальных инструментов. (балалайка, гитара, баян) | Рассматривать иллюстрации музыкальных инструментов, их конструкцию, учиться рисовать музыкальные инструменты, передавать их форму. | 1 | |
33 | Рисование клоуна. | Рисовать лица людей, учиться выбирать отличительные признаки людей данной профессии. | 1 | |
Итого часов | 33 |
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме:
- итоговых занятий по изученным темам;
- тестирование;
- конкурсы;
- выставки детских работ.
Техника безопасности на занятиях детского объединения.
- В кабинете не бегать, не толкаться.
- Баночки с водой носить аккуратно, по окончании работы сразу выливать в раковину.
- Держать рабочее место в чистоте и опрятности.
- Красками пользоваться аккуратно, не брызгать.
- Не размахивать кистью.
- Ножницами работать аккуратно, при завершении работы убирать на место.
- Клей не разливать, иметь тряпочку для вытирания клеевой кисти.
- Убирать рабочее место сразу после завершения работы.
- После работы мыть руки с мылом.
Список рекомендуемой литературы для детей.
- Долженко Г.. И. «100 поделок из бумаги». Ярославль. 2004 г
- Корнев В. В. «Все о растяпинской забаве». Дзержинск. 1995 г.
- «Перо жар – птицы». Верхне – Волжское книжное издательство. 1988г.
- Полунина В. Н «Искусство и дети». М. 1982 г.
Левин С. Д «Ваш ребенок рисует». М. 1987 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Кружковая деятельность в условиях школы полного дня. Кружок художественного творчества «Умелые руки»
В воспитании чувств и творческого развития ребенка кружок играет незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам...
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)
В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....
Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...
«Кружковая деятельность как средство развития творческих способностей первоклассников».
Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей во внеурочной деятельности ученика.Исходя из цели, определены следующие зада...
ПРОГРАММА «Росинки духовности» смены детского оздоровительного лагеря «Солнышко» (духовно-нравственного направления через кружковую деятельность и социальный проект «Лето. Творчество. Мы»)
Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии духовно-нравственной культуры. Вопросы его реализации находятся в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Е...
Развитие творческих способностей через кружковую деятельность
в данной презентации описывается развитие творческих способностей детей с ОВЗ через внеурочную деятельность...