Выступление: Разнообразие форм учебной работы как условие формирования УУД, 2015-2016 уч.г.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В выступлении описаны формы учебной работы, помогающие педагогу формировать у обучающихся универсальные учебные действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_formy_uchebnoy_raboty.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 3»г. Пикалёво,

заместителя директора по УВР в начальной школе

Шитовой Ольги Николаевны

Тема : Разнообразие форм учебной работы

 как условие формирования УУД

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

- перегрузка однообразным учебным материалом;

- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

- ограниченные возможности для творческого самоуправления.

          А решением проблемы могут  стать слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно». Создать такую атмосферу на уроке возможно лишь при грамотном применении педагогом  форм учебной работы, создающих  условия для формирования универсальных учебных действий. О них мы сегодня и будем говорить. Формами учебной работы являются:

- фронтальная форма;

- групповая форма;

- индивидуальная форма.

Рассмотрим каждую из форм. (Говорить о фронтальной и индивидуальной формах работы я думаю нет никакой надобности, а вот на групповой форме работы и с точки зрения теории, и на примерах из практики мы остановимся более подробно)

Фронтальная форма предполагает организацию деятельности учащихся всего класса над единым заданием под непосредственным руководством учителя. К такой форме можно отнести работу, при которой один или  несколько учеников выполняют это же задание в тетрадях.

Индивидуальная форма предполагает работу над единым или различными заданиями вне контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е. это самостоятельная деятельность ученика.

Групповая форма предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. Групповая работа может быть организована как работа в парах или работа в микрогруппах.

        Выделяют следующие разновидности групповой работы:

- бригадная: создаются временные группы по 5-7 человек;

- звеньевая: учащиеся работают в относительно постоянных по составу группах;

- дифференцированно-групповая: каждой группе дается задание, соответствующее её  уровню.

        Для обучения правилам сотрудничества в нашей школе в течение первой недели в 1 классе ведется курс Г.А. Цукерман Н.К. Поливановой «Введение в школьную жизнь». Именно во время первой недели дети получают первые знания и умения по организации учебной деятельности.

        

Одной из групповых форм обучения является работа в паре. На уроках в начальной школе эффективно может использоваться работа в статических, динамических, вариационных парах.

Статическая пара-взаимодействие сидящих за одной партой учеников.

Динамическая пара- работа в малой группе, состоящей из 4 человек. Для выполнения задания объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, меняя трижды партнеров.

Вариационная пара- работа в малой группе, состоящей из четного количества учеников, которые садятся вместе или встают в круг. Каждый взаимодействует то с левым, то с правым соседом. После работы с одним соседом и обмена карточками- поворот к новому соседу. И так до тех пор, пока к ученику не вернется его карточка.

        

В парах или группах учащиеся могут выполнять различные виды деятельности и типы заданий:

1. Взаимоконтроль и взаимоопрос. Учащиеся могут:

- проверять друг у друга выполнение устного или письменного задания;

- задать друг другу вопросы по изученной теме или прочитанному тексту;

- сравнить свой вариант выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками;

2. Взаимная оценка. Учащиеся могут:

- проанализировать работу своего товарища;

- оценить работу товарища по заданным критериям;

3. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий. Учащиеся могут:

-поочередно выполнять задание, комментируя свои действия;

- оказать помощь своему товарищу;

- совместно выполнить практическое задание;

- совместно провести опыты;

- пересказать друг другу текст;

- составить план работы.

4. Обсуждение проблемы, совместное выполнение творческих заданий. Учащиеся могут:

- обсудить и сформулировать новый способ действия;

- обсудить проблемный вопрос;

- провести дискуссию по проблеме;

- составить или преобразовать модель, алгоритм;

- обсудить данный способ выполнения задания и выполнить его;

- выполнить  исследовательское задание;

- обнаружить ошибки в выполненном задании и исправить их.

5. Совместные игры, диалоги, драматизации. Учащиеся могут:

- играть в ролевую, дидактическую или подвижную игру;

- распределить роли и участвовать в драматизации;

- прочитать текст или инсценировать его;

- участвовать в диалоге на заданную тему.

Возможно использование и других вариантов парной и групповой работы с учетом специфики учебного предмета.

        

Рассмотрим некоторые примеры проведения групповой работы с точки зрения формирования УУД.

1. Работа в паре, предполагающая взаимоконтроль.

Кл

Предмет, УМК

Примеры заданий

Формируемые УУД

1

Обучение грамоте, УМК «Планета знаний»

-Назови какой-нибудь звук, а твой друг определит, гласный этот звук или согласный

Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника

2

Математика, УМК «Школа России»

-Реши примеры самостоятельно

-Докажите работая в паре, что они круговые. Называйте примеры поочередно, с доказательством

Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.

4

Математика, УМК системы Эльконина-Давыдова

-Изучи разные линии (даны на рисунке: прямая, луч, кривая, отрезок прямой, часть кривой, замкнутая кривая и др.), объясни их названия

- Обсуди с соседом названия линий

Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.

Познавательное УУД: анализ, сравнение

2. Сравнение своего варианта  выполнения задания с вариантами учеников группы, пары.

Кл

Предмет, УМК

Примеры заданий

Формируемые УУД

1

Окружающий мир, УМК «Гармония»

-Выпиши из текста главные признаки домашних и диких животных.

-Обсудите в группе получившиеся варианты. Если необходимо, дополните свою работу

Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.

Познавательное УУД: анализ.

4

Математика, УМК системы Эльконина-Давыдова

-Вычисли сумму внутренних углов предложенных треугольников.

- Обсудите в паре результаты и способы выполнения задания

Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.

Познавательное УУД: анализ.

3. Совместное обсуждение проблемы (решение учебной задачи) в  группе.

Кл

Предмет, УМК

Примеры заданий

Формируемые УУД

4

Русский язык

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

  • -Какой из двух текстов является письмом?
  • -Обсудите в группах особенности письма, составьте список правил для создания письма.

Регулятивное УУД: оценка

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, построение логической цепи рассуждений

4

Математика, УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

-С какого разряда можно начинать сложение многозначных чисел? А вычитание?

-Обсудите в группах, приведите примеры и докажите свою точку зрения.

Регулятивное УУД: оценка

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, построение логической цепи рассуждений

4. Взаимообучение

Кл

Предмет, УМК

Примеры заданий

Формируемые УУД

4

Математика, УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

-Определи первое неполное делимое и количество цифр в частном (даны примеры)

- Как можно узнать не выполняя деления, где цифр в частном столько же, сколько в делимом, а где на одну меньше? Научи других!

Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, определять способ взаимодействия.

Познавательные УУД: анализ, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, создание алгоритма действий

4

Русский язык

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

  • Составьте (каждый сам) модель грамматических значений глагола.
  • Обсудите модели.
  •  Научи соседа по парте пользоваться твоей  моделью.
  • Придумай для соседа задание, позволяющее проверить  его знания о глаголе.
  • Выполни задание соседа.

Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие с партнером.

Познавательные УУД: моделирование, анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений

5. Диалоги, драматизации, чтение по ролям, создание иллюстраций.

Кл

Предмет, УМК

Примеры заданий

Формируемые УУД

Окружающий мир,

УМК «Гармония»

Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова».

Коммуникативное УУД: умение определять способ взаимодействия.

Познавательное УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

1

Литературное чтение

УМК «Начальная школа XXI века»

-Прочитайте стихотворение Э.Успенского «Все в порядке».

Задания для групп:

-Определите строки в которых записан разговор героев.

-Кто задает вопросы, а кто отвечает?

 -Определитесь, кто будет читать за маму, а кто – за ребенка.

-Прочитайте по ролям.

-Дайте оценку чтения пары, послушайте чтение другой пары и оцените его.

Личностное УУД: овладение нормами  культуры поведения через выявление содержания и поступков героев.

Регулятивные УУД: планиование, умение контролировать свои и чужие действия, умение оценивать, вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, умение договариваться .

Познавательные УУД: получение нужной информации из текста и иллюстрации, умение видеть диалог, умение читать по ролям, передавая особенности  героев.

6. Совместные игры, проведение опытов.

Кл

Предмет, УМК

Примеры заданий

Формируемые УУД

Математика

УМК «Планета знаний»

-Каждый по очереди может либо уменьшить вдвое число, полученное товарищем, либо вычесть из него 9. Исходное число 26. Выигрывает тот, кто первым получит единицу

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие с партнером.

Окружающий мир

УМК «Планета знаний»

Попробуйте вместе с другом установить с помощью опытов : а)при какой температуре вода замерзает;

б) при какой температуре снег и лед тают.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие с партнером.

Регулятивные УУД: анализ, умение планировать

         

Особое внимание мне бы хотелось уделить вопросу уместности групповой работы на уроке. Нередко при посещении уроков  мы сталкиваемся с тем, что вроде на уроке были все формы учебной работы: и групповая, и в паре, фронтальная и индивидуальная. А при анализе урока оказывается, что групповая или парная работа были применены только с точки зрения формирования коммуникативных умений, а содержательной же цели не несли в себе. В связи с этим хочу акцентировать ваше внимание  на том, что при проведении групповой работы вы должны четко понимать для чего она проводится на данном этапе, что в себе несет, какие учебные действия будут производиться учащимися и какой цели они должны достичь в групповой деятельности. Правильно  организованная групповая работа позволит вам на конец 4 класса иметь учеников высоко организованных, уважающих себя и окружающих, быстро реагирующих на происходящие изменения, выдержанных и активных в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».  

условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.». ...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....

Мониторинг образовательных достижений за два учебных года 2014-2015 и 2015-2016 гг

Мониторинг образовательных достижений за два учебных года 2014-2015 и 2015-2016 гг...

Анализ конечных результатов работы школы на первой ступени обучения за 2013 – 2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебный год

Выписка из анализа   конечных результатов работы начальной школы за 2013-2018 уч. годы...

Публичные выступление «Мотивационные формы учебной активности, как условие повышения качества обучения»

Ребёнок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится,- мечта всех родителей и конечно учителей.Психологи и педагоги прошлого и ...