Выступление: Разнообразие форм учебной работы как условие формирования УУД, 2015-2016 уч.г.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В выступлении описаны формы учебной работы, помогающие педагогу формировать у обучающихся универсальные учебные действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_formy_uchebnoy_raboty.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 3»г. Пикалёво,
заместителя директора по УВР в начальной школе
Шитовой Ольги Николаевны
Тема : Разнообразие форм учебной работы
как условие формирования УУД
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
- перегрузка однообразным учебным материалом;
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
- ограниченные возможности для творческого самоуправления.
А решением проблемы могут стать слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно». Создать такую атмосферу на уроке возможно лишь при грамотном применении педагогом форм учебной работы, создающих условия для формирования универсальных учебных действий. О них мы сегодня и будем говорить. Формами учебной работы являются:
- фронтальная форма;
- групповая форма;
- индивидуальная форма.
Рассмотрим каждую из форм. (Говорить о фронтальной и индивидуальной формах работы я думаю нет никакой надобности, а вот на групповой форме работы и с точки зрения теории, и на примерах из практики мы остановимся более подробно)
Фронтальная форма предполагает организацию деятельности учащихся всего класса над единым заданием под непосредственным руководством учителя. К такой форме можно отнести работу, при которой один или несколько учеников выполняют это же задание в тетрадях.
Индивидуальная форма предполагает работу над единым или различными заданиями вне контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е. это самостоятельная деятельность ученика.
Групповая форма предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. Групповая работа может быть организована как работа в парах или работа в микрогруппах.
Выделяют следующие разновидности групповой работы:
- бригадная: создаются временные группы по 5-7 человек;
- звеньевая: учащиеся работают в относительно постоянных по составу группах;
- дифференцированно-групповая: каждой группе дается задание, соответствующее её уровню.
Для обучения правилам сотрудничества в нашей школе в течение первой недели в 1 классе ведется курс Г.А. Цукерман Н.К. Поливановой «Введение в школьную жизнь». Именно во время первой недели дети получают первые знания и умения по организации учебной деятельности.
Одной из групповых форм обучения является работа в паре. На уроках в начальной школе эффективно может использоваться работа в статических, динамических, вариационных парах.
Статическая пара-взаимодействие сидящих за одной партой учеников.
Динамическая пара- работа в малой группе, состоящей из 4 человек. Для выполнения задания объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, меняя трижды партнеров.
Вариационная пара- работа в малой группе, состоящей из четного количества учеников, которые садятся вместе или встают в круг. Каждый взаимодействует то с левым, то с правым соседом. После работы с одним соседом и обмена карточками- поворот к новому соседу. И так до тех пор, пока к ученику не вернется его карточка.
В парах или группах учащиеся могут выполнять различные виды деятельности и типы заданий:
1. Взаимоконтроль и взаимоопрос. Учащиеся могут:
- проверять друг у друга выполнение устного или письменного задания;
- задать друг другу вопросы по изученной теме или прочитанному тексту;
- сравнить свой вариант выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками;
2. Взаимная оценка. Учащиеся могут:
- проанализировать работу своего товарища;
- оценить работу товарища по заданным критериям;
3. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий. Учащиеся могут:
-поочередно выполнять задание, комментируя свои действия;
- оказать помощь своему товарищу;
- совместно выполнить практическое задание;
- совместно провести опыты;
- пересказать друг другу текст;
- составить план работы.
4. Обсуждение проблемы, совместное выполнение творческих заданий. Учащиеся могут:
- обсудить и сформулировать новый способ действия;
- обсудить проблемный вопрос;
- провести дискуссию по проблеме;
- составить или преобразовать модель, алгоритм;
- обсудить данный способ выполнения задания и выполнить его;
- выполнить исследовательское задание;
- обнаружить ошибки в выполненном задании и исправить их.
5. Совместные игры, диалоги, драматизации. Учащиеся могут:
- играть в ролевую, дидактическую или подвижную игру;
- распределить роли и участвовать в драматизации;
- прочитать текст или инсценировать его;
- участвовать в диалоге на заданную тему.
Возможно использование и других вариантов парной и групповой работы с учетом специфики учебного предмета.
Рассмотрим некоторые примеры проведения групповой работы с точки зрения формирования УУД.
1. Работа в паре, предполагающая взаимоконтроль.
Кл | Предмет, УМК | Примеры заданий | Формируемые УУД |
1 | Обучение грамоте, УМК «Планета знаний» | -Назови какой-нибудь звук, а твой друг определит, гласный этот звук или согласный | Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль. Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника |
2 | Математика, УМК «Школа России» | -Реши примеры самостоятельно -Докажите работая в паре, что они круговые. Называйте примеры поочередно, с доказательством | Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль. Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника. |
4 | Математика, УМК системы Эльконина-Давыдова | -Изучи разные линии (даны на рисунке: прямая, луч, кривая, отрезок прямой, часть кривой, замкнутая кривая и др.), объясни их названия - Обсуди с соседом названия линий | Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль. Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника. Познавательное УУД: анализ, сравнение |
2. Сравнение своего варианта выполнения задания с вариантами учеников группы, пары.
Кл | Предмет, УМК | Примеры заданий | Формируемые УУД |
1 | Окружающий мир, УМК «Гармония» | -Выпиши из текста главные признаки домашних и диких животных. -Обсудите в группе получившиеся варианты. Если необходимо, дополните свою работу | Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. Познавательное УУД: анализ. |
4 | Математика, УМК системы Эльконина-Давыдова | -Вычисли сумму внутренних углов предложенных треугольников. - Обсудите в паре результаты и способы выполнения задания | Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. Познавательное УУД: анализ. |
3. Совместное обсуждение проблемы (решение учебной задачи) в группе.
Кл | Предмет, УМК | Примеры заданий | Формируемые УУД |
4 | Русский язык УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова |
| Регулятивное УУД: оценка Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, построение логической цепи рассуждений |
4 | Математика, УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова | -С какого разряда можно начинать сложение многозначных чисел? А вычитание? -Обсудите в группах, приведите примеры и докажите свою точку зрения. | Регулятивное УУД: оценка Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, построение логической цепи рассуждений |
4. Взаимообучение
Кл | Предмет, УМК | Примеры заданий | Формируемые УУД |
4 | Математика, УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова | -Определи первое неполное делимое и количество цифр в частном (даны примеры) - Как можно узнать не выполняя деления, где цифр в частном столько же, сколько в делимом, а где на одну меньше? Научи других! | Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, определять способ взаимодействия. Познавательные УУД: анализ, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, создание алгоритма действий |
4 | Русский язык УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова |
| Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие с партнером. Познавательные УУД: моделирование, анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений |
5. Диалоги, драматизации, чтение по ролям, создание иллюстраций.
Кл | Предмет, УМК | Примеры заданий | Формируемые УУД |
Окружающий мир, УМК «Гармония» | Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова». | Коммуникативное УУД: умение определять способ взаимодействия. Познавательное УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |
1 | Литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» | -Прочитайте стихотворение Э.Успенского «Все в порядке». Задания для групп: -Определите строки в которых записан разговор героев. -Кто задает вопросы, а кто отвечает? -Определитесь, кто будет читать за маму, а кто – за ребенка. -Прочитайте по ролям. -Дайте оценку чтения пары, послушайте чтение другой пары и оцените его. | Личностное УУД: овладение нормами культуры поведения через выявление содержания и поступков героев. Регулятивные УУД: планиование, умение контролировать свои и чужие действия, умение оценивать, вносить коррективы. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, умение договариваться . Познавательные УУД: получение нужной информации из текста и иллюстрации, умение видеть диалог, умение читать по ролям, передавая особенности героев. |
6. Совместные игры, проведение опытов.
Кл | Предмет, УМК | Примеры заданий | Формируемые УУД |
Математика УМК «Планета знаний» | -Каждый по очереди может либо уменьшить вдвое число, полученное товарищем, либо вычесть из него 9. Исходное число 26. Выигрывает тот, кто первым получит единицу | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие с партнером. | |
Окружающий мир УМК «Планета знаний» | Попробуйте вместе с другом установить с помощью опытов : а)при какой температуре вода замерзает; б) при какой температуре снег и лед тают. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие с партнером. Регулятивные УУД: анализ, умение планировать |
Особое внимание мне бы хотелось уделить вопросу уместности групповой работы на уроке. Нередко при посещении уроков мы сталкиваемся с тем, что вроде на уроке были все формы учебной работы: и групповая, и в паре, фронтальная и индивидуальная. А при анализе урока оказывается, что групповая или парная работа были применены только с точки зрения формирования коммуникативных умений, а содержательной же цели не несли в себе. В связи с этим хочу акцентировать ваше внимание на том, что при проведении групповой работы вы должны четко понимать для чего она проводится на данном этапе, что в себе несет, какие учебные действия будут производиться учащимися и какой цели они должны достичь в групповой деятельности. Правильно организованная групповая работа позволит вам на конец 4 класса иметь учеников высоко организованных, уважающих себя и окружающих, быстро реагирующих на происходящие изменения, выдержанных и активных в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.
Презентация к докладу...
Приложение к рабочей программе по развитию слуха и формированию произношения на 2015 – 2016 учебный год (4 класс)
4 класс школы слабослышащих...
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».
условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.»....
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....
Мониторинг образовательных достижений за два учебных года 2014-2015 и 2015-2016 гг
Мониторинг образовательных достижений за два учебных года 2014-2015 и 2015-2016 гг...
Анализ конечных результатов работы школы на первой ступени обучения за 2013 – 2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебный год
Выписка из анализа конечных результатов работы начальной школы за 2013-2018 уч. годы...
Публичные выступление «Мотивационные формы учебной активности, как условие повышения качества обучения»
Ребёнок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится,- мечта всех родителей и конечно учителей.Психологи и педагоги прошлого и ...