Проектная деятельность, как средство реализации системно-деятельностного метода
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье раскрываются особенности конструирования содержания начального образования, реализующего системно-деятельностный подход. Анализируется алгоритм проектной деятельности как средство поэтапного развития мыслительных операций школьников. Описывается система универсальных учебных действий как основной результат освоения образовательной программы начальной школы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_realizatsii_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как средство реализации
системно-деятельностного метода

Педагогическая система любого педагога в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. Деятельностный подход к ходу образовательного процесса, использование практико-ориентированных технологий, проектирование, достигать требуемых государственным стандартом, предметных, личностных, метапредметных итогов. Но, тем не менее, в педагогической среде неизменно появляются споры о потенциале использования того или другого метода, в соответствии возрастным возможностям обучающихся, оправданности затраченных интеллектуальных, моральных, физических стараний. Одной из подобных проблем считается использование метода проектов в начальных классах школы [3, c. 25].

Проектный метод можно охарактеризовать, как образовательную технологию, которая направлена на получение учениками новых знаний на базе подлинной жизненной практики, вырабатывание у школьников характерных навыков и умений посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Другими словами, проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, можно определить как «обучение через делание», когда школьник самым непосредственным образом интегрирован в активный познавательный процесс, самостоятельно характеризует проблему обучения, реализует сбор нужных сведений, намечает возможные вариации решения задач, осуществляет выводы, рассматривает собственную деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и получая новый опыт в учебной и жизненной сфере [2, c. 94].

Можно обозначить преимущества технологии проектного обучения [1]:

  • она позволяет сформировать учебную работу, придерживаясь рационального баланса между практикой и теорией;
  • благополучно включается в процесс обучения;
  • этот метод дает возможность не только успешного усвоения материала обучения, но и нравственного и интеллектуального формирования школьников, их самостоятельность;
  • проекты объединяют школьников, формируют коммуникабельность.

Проектное обучение стимулирует настоящее учение самих обучающихся, потому, что:

  • личностно ориентировано; применяет массу дидактических подходов;
  • дает возможность обучаться на своем опыте и использовать опыт других людей;
  • приносит удовлетворение обучающимся, применяющим продукт собственной деятельности [1].

Младший школьный возраст считается начальным этапом вступления в проектную деятельность, которая закладывает основание последующего изучения ею. При организации проектной деятельности в начальной школе нужно не игнорировать психолого-физиологические и возрастные особенности школьников начальной школы.

В первом классе совершается подготовка к реализации проектной деятельности. Обучающиеся овладевают азбучными технологическими знаниями и воплощают в жизнь творческие задания различного уровня и упражнения в коллективной работе с педагогом. Совершается накапливание знаний по реализации стадий проектной деятельности, упрочение позитивной мотивации при деятельности по представленной технологии. Немаловажно заинтересовать ученика представленным видом деятельности, представить его значительность, намеренно уменьшая критичность педагога при эмоционально положительном отношении к творческим удачам детей [2, c . 95].

Во втором классе школьники обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по реализации проекта. Не следует сразу направлять школьников на разрешение сложной проблемы. Опыт обнаруживает, что в третьем и четвертом классах совершается работа по последующему улучшению навыков проектной деятельности. Обучающиеся не только реализовывают предварительное планирование продумывания самостоятельной организации своей деятельности, дополнительного материала по теме. Они стараются отыскать наилучшие пути разрешения определенного перед ними вопроса, обучаются представлению продуктов собственного труда, самооценке и рефлексии своей деятельности и работы в целом всего коллектива лучше действуют в микрогруппах, результативно реализовывается ориентирование в ходе обучения на воображение и мышление, формирование мануальных способностей. Обучающийся начинает осмысливать себя творцом своей деятельности. Это подходящий возраст для формирования творческого воображения и мышления.

Этапы деятельности методом проектов [4, c. 62]:

  • мотивационный – погружение в проект (деятельность по установлению вопроса, полагание цели, постановке задач грядущей работы);
  • планирующее-подготовительный – организация работы (разбивка на группы, разделение ролей, выбор формы и способа презентации);
  • информационно-операционный – реализация материала, консультации, контроль и содействие со стороны педагога, подготовка презентации);
  • рефлексивно-оценочный – презентация (предъявление рефлексия деятельности, оценка результативности).

Таким образом, проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то увлекательное самостоятельно, в группе или самому, предельно применяя собственные возможности; это деятельность, дающая возможность показать себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и представить открыто достигнутый результат; это работа, которая обращена на разрешение занимательной проблемы, выраженной самими учениками в виде задачи и цели, когда результат этой работы – найденный способ решения вопроса – носит практический характер, имеет существенное прикладное значение и, важно, интересен и значим для самих открывателей [1].

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое дающее возможность обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из данной проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В ходе выполнения проекта, учащиеся расширяют свой кругозор, знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, узнают о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно находить необходимую информацию, систематизировать и обобщать ее. В процессе публичной защиты формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такой вид деятельности способствует более глубокому изучению основ наук и эффективному формированию системы универсальных учебных действий, что является залогом будущей продуктивной успешной учебной.

Список литературы

  1. Бирева А.Н. Проектная деятельность как часть системно-деятельностного подхода в обучении. [Электронный ресурс] / А.Н. Бирева. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=%3D&page=1&lang=ru (дата обращения: 16.08.2017)
  2. Кирсанова Н.С. Прокатная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы / Н.С. Кирсанова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2012. – №4. – С. 94–97.
  3. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС : сборник материалов конференции / Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы» / Сост. Н.В. Осколкова. – Северодвинск, 2016. – 112 с.
  4. Свахина В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях дополнительного образования детей / В.В. Свахина // Академия профессионального образования. – 2015. – №1. – (43). С. 61–65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

"Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...

Проектная деятельность является одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий.

        Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не дост...

Проектная деятельность как средство осуществления образовательной деятельности

Сборник статей по материалам Третьей Международной научно-практической конференции. Иматра-Лаппеенранта. Финляндия, 2015 год...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...