Примерная программа по шахматам первый год обучения
рабочая программа на тему

Галина Анатольевна Бенько

Примерная программа по шахматам первый  год обучения по Усманской.Э.Э.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ШАХМАТЫ»

Настоящая программа по шахматам  составлена на основе:

  1. В соответствии с приказами Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 19.07.2016 №1145/210 "Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", от 28.07.2016  №1190 "Об исполнении мероприятий дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", от 23.05.2017 "О реализации шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре",  от 30.06.2017 №1066/196 "Об утверждении Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету "Шахматы"
  2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина»;
  3. «О развитии шахматного образования в системе образования РФ» - приказ Министерства Образования РФ №2211 от 18.05.2004г.
  4. «О реализации научно-методического направления «Популяризация шахматного образования» от 12.05.15г. №104.

Рабочая программа по шахматам адресована для рнрвого года обучения и составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» под редакцией Э.Э.Уманской Е.А., Прудникова, Е.И.Волкова рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г. Сухиным).

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Программа реализуется по учебнику:  

– Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова Шахматы в школе: учебник. Второй год обучения. – М.: «Просвещение», 2017.

Программой предусматривается 34 шахматных занятия, поэтому для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной

задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических

действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-

дачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт

обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения

в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла

и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

К концу учебного года дети должны:

  1. Уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  2. названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  3. правила хода и взятия каждой фигуры.
  4. иметь представление о том, что такое нападение, уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
  5. ориентироваться на шахматной доске;
  6. играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  7. правильно расставлять шахматную доску между партнерами;
  8. правильно расставлять фигуры перед игрой;
  9. различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  10. рокировать;
  11.  знать что такое ничья, пат и вечный шах;
  12.  знать цену каждой шахматной фигуры;
  13.  Усвоить технику мотования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и королём;
  14. Владеть способом взятия на проходе;
  15. Записывать шахматную партию;
  16. Уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

   История зарождения шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

   Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

   Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность

   Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

  1. Сведения из истории шахмат – 1ч.

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира

  1. Базовые понятия шахматной игры – 29ч.

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Раздел 2. Теоретические основы и правила шахматной игры

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

  1. Конкурсы решения позиций –
  2. Соревнования – 3ч.
  3. Шахматные праздники – 1ч.

Общее количество часов – 34 ч.

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.

1

2

Шахматная доска.

1

3

Горизонталь.

1

4

Вертикаль.

1

5

Диагональ.

1

6

Шахматная нотация.

1

7

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

8

Ладья.

1

9

Слон.

1

10

Ферзь.

1

11

Конь.

1

12

Пешка.

1

13

Превращение пешки.

1

14

Король.

1

15

Ценность фигур.

1

16

Нападение.

1

17

Взятие на проходе.

1

18

Шах и защита от шаха.

1

19

Мат.

1

20

Пат – ничья.

1

21

Рокировка.

1

22

Основные принципы игры в начале партии.

1

23

Мат двумя ладьями одинокому королю

1

24

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

1

25

Мат ферзём и королём одинокому королю

1

26

Материальное преимущество.

1

27

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1

28

Партии-миниатюры.

1

29

Запись шахматной партии.

1

30

Шахматный этикет.

1

31

Шахматный турнир.

1

32

Шахматный турнир.

1

33

Шахматный турнир.

1

34

Спортивно - шахматный праздник.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального Образовательного Стандарта, примерной программы по английскому ( составители Быкова Н.И., Поспелова М.Д.)

Рабочая программа предназначена для использования при работе с первыми классами в качестве проведения факультативных занятий. К рабочей программе прилагается КТП, составленное на основе учебника Spotl...

Планирование для 1 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Планирование по музыке для 4 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Планирование для 2 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...