Эссе "Я-учитель!"
статья
Эссе "Я-учитель!" к Всероссийскому конкурсу "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ya-uchitel.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л. Н. Толстой
Сейчас я даже не могу сказать, когда появилась эта мысль, это желание стать учителем. Почему из большого разнообразия различных профессий, выбрала одну из самых тяжелых? Почему остановила свой выбор на педагогике, где требуется не просто диплом из высшего учебного учреждения, а вся жизнь до полной отдачи делу?» Не последнюю роль в выборе профессии сыграли и мои школьные учителя. У каждого были свои «изюминки» в преподавании. Первая моя учительница запомнилась мне своей добротой и внимательностью. Мы все очень любили ходить к ней в гости, подражали ей во всём.
Свою учительскую деятельность я начала в 1986 году в своей родной Перевесьевской 8-летней школе. Так я стала учителем начальных классов, начала учить детей, бойких, любопытных и талантливых от природы. С тех пор прошло больше тридцати лет. Дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. Взрослели ученики, вместе с ними взрослела и набиралась опыта и я. Это очень важно – «вместе с ними», потому что нельзя стать успешным учителем, не воспитав потребности успеха у своих учеников.
Проработав несколько лет в школе учителем, я поняла, учитель – это не просто профессия, это стиль жизни. Только тогда мне стало ясно, насколько важно понимать каждого ребенка, уважать его мнение, знать об ученике все: как он живет, в какой воспитывается семье, чем увлекается. «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит», — писал Антуан де Сент – Экзюпери. И мы, учителя, особенно должны это осознавать.
По истечении времени определились и принципы моей трудовой деятельности. Стараясь найти индивидуальный подход к каждому ученику, стремилась познать его, раскрыть его способности и талант, пробудить в нем желание самореализовываться, самосовершенствоваться. В своем детском сплоченном коллективе стараюсь найти общий язык с каждым ребенком, не подавляя его интересов, инициативы, индивидуальности, личности.
С каждым годом я понимала, что мне моя работа нравится. Она заряжает меня жизненной энергией. Школа - место, где один день не похож на другой. Школа – это постоянный источник движения и развития, а успехи учеников – награда за труд учителя.
Учительский труд очень сложен и труден. Личная жизнь – это вообще больная тема! Как объяснить родным, почему уроки в школе уже давным-давно закончились, а тебя все еще нет дома? Потому, что вчера после уроков мы готовились к научно-практической конференции «Шаг в будущее», сегодня проводим конкурс «А ну-ка, девочки!», завтра будет родительское собрание, послезавтра – подготовка к классному часу, к Всероссийским проверочным работам, потом волнительный праздник «Прощание с начальной школой».…Проведи уроки, проверь тетради, сдай отчёты. И так каждый день.
Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда и во время совещания, во время прогулки и по дороге в школу и из школы. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день. Ведь от результата моего труда, а, скорее всего, от безграничной любви к своей профессии, зависит успех моих учеников.
Но велика и награда за труд – щедрые детские сердца, которые дарят мне доверие и признательность. В них я постоянно черпаю силы для такой непростой, но такой нужной работы.
Люблю не просто чему-то учить, а учиться вместе с детьми, учиться у детей – они знают намного больше о современных технических новинках и умеют на «ты» общаться с Интернетом! Люблю, когда они подходят ко мне на перемене или после уроков: сначала, чтобы задать свои вопросы, потом – чтобы обсудить свои проблемы, иногда просто поболтать ни о чем. Ведь, если меня посвящают в различные тайны, значит я «дотянула» до определенной ступени доверия, когда со мной советуются и принимают мои советы. Это очень многое значит. Люблю, когда на уроке дети делают открытия и восклицают: «Неужели!», «Не может быть!». Как и большинство учителей, я учу их удивляться и удивлять, учу радоваться жизни и дарить радость другим.
Я считаю, что учитель постоянно должен учиться сам. Работая над собой, всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Постоянно нахожусь в поисках смыслов и ценностей своей деятельности, принимаю активное участие в разработке и внедрении инновационных моделей образовательной системы, участвую в конкурсах, конференциях, семинарах, мастер-классах, эффективно использую современные педагогические технологии на уроках.
Проходят годы, меняются времена, в школу приходят современные дети, а значит, учителю нужно меняться, ставить определенные цели, использовать инновационные подходы в обучении и быть «впереди планеты всей». Учить и воспитывать поколение XXI века - огромная ответственность и неоднообразный труд. На сегодняшний день, реализовывая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, я как учитель современного поколения должна обладать неоспоримыми качествами, необходимыми для работы в новых условиях, быть компетентной, коммуникабельной и творческой личностью.
Любовь и мудрость, профессионализм и творчество, улыбка и хорошее настроение – вот кредо моей педагогической деятельности. В каждом ученике я вижу личность и уважаю ее. На моих уроках всегда царит атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Чувствуя доброе отношение к себе, ребята отвечают мне тем же: делятся со мной своими радостями, огорчениями, мечтами и планами.
В чём же я вижу смысл своей педагогической деятельности?
Об этом хорошо говорится в притче:
«Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. — Зачем вы стучите по этому камню?»
Человек взглянул вверх и крикнул в ответ: «Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу!»
Для меня то, что находится внутри ребёнка – его способности - это тот «ангел», которому учитель должен помочь выбраться наружу.
Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Учитель – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа – это жизнь. Вся моя жизнь – один большой урок. Для меня быть учителем – это и значит ЖИТЬ!
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля –
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться,
А только после этого стать.
(Р. Рождественский)