внеурочная деятельность
рабочая программа (4 класс) на тему

Ирина Петровна Евдокимова

кружок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»

                                                                                                                          «Утверждаю»

                                                                                                                                                                Директор школы  Зырянова  Т. Н.                                  

                                                                                                                          «___»________________2016 г.

                                                                                                                                                         __________________________

Рабочая программа

кружка  «Волшебная сила звучащего слова»

(начальное общее образование)

на 2016 – 2018  учебный год

                                                                                                 Разработчик:

                                                                                                        Евдокимова И. П.

                                                                                                                     учитель начальных классов,

                                                                                                                                  первая  квалификационная категория

Обсуждена  и согласована  на МО                                                                           Принято на педсовете

Протокол № ____ от «____»_________2016 г.                                                          Протокол № ____ от «___»________2016 г.

2.  Пояснительная записка

             Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года);
  • основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова»;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова»;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся при получении начального общего образования МБОУ «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова»;
  • программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ №1им.ЕК.Зырянова;
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова».

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово.

 Данный курс основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

                      Цель курса «Волшебная сила звучащего слова» - приобщение учащихся к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения, содействие развитию творческой личности обучающихся.

                    Исходя из поставленной цели, главными задачами являются:

  • учить культуре речи;
  • учить сценическому мастерству;
  • знакомить с творчеством мастеров художественного слова;
  • развивать воображение, внимание учащихся;
  • развивать художественный вкус, эстетическое чувство и чувство понимания прекрасного;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;
  • развивать чувство ритма и координацию движений;
  • воспитывать детей через словесное творчество;
  • воспитывать интерес к литературе в целом и к чтению в частности

Определены 2 направления работы кружка:

  • просветительская: организация экскурсий, выпуск газет
  • массовая: организация конкурсов, постановка литературно-музыкальных композиций    

    Для выполнения учебно - воспитательных задач программы предусмотрены следующие виды занятий:

  • занятия по развитию техники речи;
  • выразительное чтение;
  • упражнения в рассказывании;
  • репетиции;
  • обучение приемам стихосложения

  Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга, проводятся с учетом интересов детей.

                                                  Место внеурочного курса в плане внеурочной деятельности

               Внеурочный курс ««Волшебная сила звучащего слова» является составной частью плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» в части общекультурного направления. План внеурочной деятельности вынесен за пределы учебного плана, но является неотъемлемой частью образовательной деятельности в условиях ФГОС НОО. На освоение курса в плане внеурочной деятельности выделено по 1 часу в неделю в 3 - 4 классах. Общее количество часов в год в 3 классе   -34 часа, в 4 классе -  34 часа.

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

3 класс

1

34

34

4 класс

1

34

34

Для реализации программного содержания используются:

1.  Петрова А. Н. Художественное слово – М., 1976.

2.  Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум – М., 1976.

3. Промптова И. Ю.  Речевая культура русского театра – М.,1989.

4. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С.  Развивайте дар слова – М., 1990.

5. Кузнецова М. Н., Орлова В. Н., Пестрякова Н. А.  Литературные вечера  - М.,    2006. 

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам

· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

· осознание значимости занятий театральной игровой деятельности для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

· понимать и принимать учебную задачу;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы над произведением;

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

· проявлять индивидуальные творческие способности в играх, этюдах, декламации, чтении по ролям.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· слушать собеседника;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    В результате освоения программы внеурочного курса учащиеся должны:

  • выразительно читать наизусть;
  • совершенствовать речь, дикцию;
  • раскрыть творческий потенциал своей личности;
  • предпринимать попытки к сочинительству, «пробовать перо»

Содержание курса внеурочной деятельности

«Волшебная сила звучащего слова» на 2016 – 2017 учебный год

(3 -4 класс – 1 год освоения программы)

Раздел

Содержание

раздела

Общее

количество

 часов

В том числе (часов)

Форма

организации

 деятельности

Виды  деятельности

теория

практика

Введение в кружок.

Особенности работы кружка. Техника безопасности на занятиях.

1

1

-

информационная беседы, презентация

игровая деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

«Литература как искусство слова».

О  выдающихся мастерах художественного слова. Записи выступлений В. Дворжецкого.

1

-

1

беседа, прослушивание записей

игровая деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество.

Техника речи.

Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. 

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

3

-

3

работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа,

игра «Испорченный телефон», «Ручеек», упражнения на развитие

дикции (скороговорки,

чистоговорки), конкурс на лучшего чтеца

игровая деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество.

Интонация

Роль интонации в речи. Виды интонаций.

2

1

1

игры, репетиционные занятия

игровая деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Голос и речь человека.

Составляющие голоса: сила, высота голоса.

1

-

1

викторины, занятия по отработке специальных умений.

Упражнения для развития над благозвучности, полётности голоса.

игровая деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество.

Выдающиеся мастера сцены

Выдающиеся мастера сцены

Просмотр фрагмента спектакля «Холстомер» (режиссер Г. А. Товстоногов)

2

1

1

Беседа, просмотр фрагментов спектакля

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество

Выбор литератуно-музыкальной композиции

Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Репетиции. Постановка литературно-музыкальной композиции

7

2

5

Репетиции. Постановка литературно-музыкальной композиции

игровая деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество

Литературное краеведение.

Знакомство с произведениями  и чтение произведений поэтов-земляков. Экскурсия в краеведческий музей.

3

1

2

чтение произведений;

экскурсия в районный музей

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество.

«Ораторами не рождаются…»

Обучение основам публичного выступления.

Выбор стихов. Выразительное чтение стихов.

Прослушивание записей чтения стихов А. Ахматовой, С. Есенина.

7

2

5

Практические упражнения;

конкурсы, декламация стихотворений

игровая деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество.

«Проба пера»

Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения. Жестикуляция рук и пластика

Что такое пантомима?

4

2

2

ролевые игры;

упражнения, игры,

художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, организуемые педагогом)

игровая деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

 

Анализ работы

Подведение итогов работы кружка.

3

1

2

художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, организуемые педагогом)

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

5. Тематическое планирование внеурочного курса «Театральная Студия»

на 2016 - 2017 учебный год

3  классы

Тема занятия

Кол-во

 часов

Дата прохождения

план                  факт

(понедельник)

                                                         

Вводное занятие. Обсуждение и составление плана работы кружка

1

4.09

О  выдающихся мастерах художественного слова. Записи выступлений В. Дворжецкого.

1

11.09

Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. 

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация.

1

18.09

Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз

1

25.09

Ключевые слова в предложении и выделение их голосом

1

2.10

Интонация. Роль интонации в речи

1

9.10

Виды интонаций. Игра «Перевоплощение без тайн»

1

16.10

Составляющие голоса: сила, высота голоса

1

23.10

Выдающиеся мастера сцены. Просмотр фрагмента спектакля «Холстомер» (режиссер Г. А. Товстоногов)

1

30.10

Выдающиеся мастера сцены. Просмотр фрагмента спектакля «Холстомер» (режиссер Г. А. Товстоногов)

1

13.11

Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Репетиции. Постановка литературно-музыкальной композиции

7

20.11;  27.11; 4.12;

11.12; 18.12; 25.12

15.01

Знакомство с произведениями  и чтение произведений поэтов-земляков. Экскурсия в краеведческий музей.

3

22.01; 29.01; 5.02

Обучение основам публичного выступления.

2

12.02; 19.02

Выбор стихов. Выразительное чтение стихов.

3

26.02; 5.03; 12.03

Прослушивание записей чтения стихов А. Ахматовой, С. Есенина.

2

19.03;  2.04

Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения. Жестикуляция рук и пластика

2

9.04; 16.04

.Жестикуляция рук и пластика

1

23.04

Что такое пантомима?

1

30.04

Подведение итогов работы кружка. Оформление альбома-альманаха «Наше творчество»

3

7.05; 14.05; 21.05

5. Тематическое планирование внеурочного курса «Театральная Студия»

на 2016 - 2017 учебный год

4  классы

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата прохождения

план                    факт       (среда)

                                     

Вводное занятие. Обсуждение и составление плана работы кружка

1

6.09

О  выдающихся мастерах художественного слова. Записи выступлений В. Дворжецкого.

1

13.09

Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. 

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация.

1

20.09

Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз.

1

27.09

Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

1

4.10

Интонация. Роль интонации в речи

1

11.10

Виды интонаций. Игра «Перевоплощение без тайн»

1

18.10

Составляющие голоса: сила, высота голоса.

1

25.10

Выдающиеся мастера сцены

Просмотр фрагмента спектакля «Холстомер» (режиссер Г. А. Товстоногов)

2

1.11

15.11

Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Репетиции. Постановка литературно-музыкальной композиции

7

22.11,  29.11,  6.12,

13.12,  20.12,  27.12

17.01

Знакомство с произведениями  и чтение произведений поэтов-земляков. Экскурсия в краеведческий музей.

3

24.01, 31,01, 7.02

Обучение основам публичного выступления.

2

14.02, 21.02

Выбор стихов. Выразительное чтение стихов.

3

28.02, 7.03, 14.03

Прослушивание записей чтения стихов А. Ахматовой, С. Есенина.

2

21.03, 4.04

Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения. Жестикуляция рук и пластика

2

11.04,  18.04

.Жестикуляция рук и пластика

1

25.04

Что такое пантомима?

1

16.05

Подведение итогов работы кружка. Оформление альбома-альманаха «Наше творчество»

3

23.05

28.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....