Программа "Знайка"
календарно-тематическое планирование на тему
Программа «Знайка» разработана для обеспечения развития познавательных способностей младших школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности.
Цели программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_znayka.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Екимовичская средняя школа школа»
ПРОГРАММА
по развитию познавательных способностей младших школьников
«Знайка»
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 7 –9 лет.
Срок реализации программы – 3 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения, всё это не меняет общего положения, что ученик должен обладать определённым потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление. С поступлением в школу начинается перестройка всех познавательных процессов. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость. Проблема познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Поэтому одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач или, как сказать, научить их учиться.
Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных внеурочных занятий.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей младших школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности.
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Формы и режим занятий
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний. В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, что привлекательно для младших школьников, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся просто активно запоминают, фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывание палочки и другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Занятия проводятся с 1 года обучения в школе по 33 занятия в год (1 час в неделю) после основных занятий.
Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, поощрение самостоятельных поисков решений задач, стимулирования творческой инициативы.
Коррекция развития интеллектуальных способностей детей сопровождается диагностикой и разработкой индивидуального маршрута каждого ребёнка.
Ожидаемые результаты на каждый год реализации программы
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2 класс) | Третий уровень результатов (3класс) |
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью. | Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. | Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия. |
Способы определения их результативности
Наличие контроля развития познавательных процессов в виде самостоятельных заданий (занятие-контроль), даёт возможность отследить результативность и спланировать дальнейшую работу.
Оценка эффективности занятий психологического развития (показатели)
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Методическая основа строится на принципе «расширяющей спирали». Это значит, что одна и та же интеллектуальная операция отрабатывается периодически, многократно, но содержание её постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия.
Календарно-тематическое планирование
1 класс (1-33)
№ | Дата провед. | Тема занятия | Содержание занятия | Методики и задания |
1 | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. | Назови предметы Послушай тишину Узнай по звуку | |
2 | Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. | Выполни команду Какого цвета? Цветные полоски | |
3 | Артикуляция. Пространственные представления. | Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | Произнеси правильно Раскрась правильно | |
4 | Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление | Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. | Найди ошибку Определи фигуру Назови одним словом Конкретизация понятий | |
5 | Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. | Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | Учись слушать и выполнять. Учитель – ученик, ученик – учитель. Послушай звуки. Назови и проверь постукиванием | |
6 | Внимание (объем). Осязательные ощущения. | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | Кто точнее нарисует Шершавые дощечки | |
7 | Память (непосредственная вербальная) Пространственные представления. | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | Магнитофон Переверни рисунок Что? Где? | |
8 | Внимание (сосредоточенность). Память (непосредственная вербальная) | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит У кого ряд длиннее? | |
9 | Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление | Развитие памяти на последователь-ность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | Телеграфисты Куда указывают стрелки? Подбери картинки | |
10 | Анализ образца. Память ( непосредственная зрительная). Внимание (устойчивость) | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковые ли бусы? Найди образец Найди картинку Перепутанные линии | |
11 | Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная) | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательной координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | Цветная сказка Штриховка Запомни точно | |
12 | Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. | Нарисуй по памяти Выполни правильно Вордбол | |
13 | Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. | Где этот домик? Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка | |
14 | Анализ образца. Слуховые ощущения. | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | Раскрась правильно Шумящие коробочки | |
15 | Осязательные ощущения. Внимание (переключение). Точность движений (макродвижения) | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | Шершавые дощечки Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |
16 | Анализ образца. Зрительное восприятие формы. | Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений. | Срисуй фигуры точно Путаница Найди одинаковые Назови фигуры Тяжелые коробочки | |
17 | Осязательные ощущения. Память (непосредственная зрительная) | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые Запомни и найди Запомни и нарисуй | |
18 | Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление | Развитие зрительного анализа. Развитие словесного синтеза. Развитие понятийного мышления. | Кто наблюдательнее. Магнитофон. Назови одним словом. Конкретизация понятий. Вордбол | |
19 | Осязательные ощущения. Внимание (устойчивость) | Развитие осязательных ощущений, Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | Тяжелые коробочки Крестики, точки Пишущая машинка | |
20 | Зрительный анализ. Внимание (переключение) Пространственные представления | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | Сгруппируй буквы Синхронный счет Цветной ксилофон Живые цепочки | |
21 | Мышление (анализ) Анализ образца. Зрительно-двигательные координации. | Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координаций. | Найди отличия. Дорисуй недостающие детали. Нарисуй точно такие же. Бусинки Проведи, не касаясь Спящий дракон | |
22 | Мышление (гибкость.) Внимание (распределение). Мышление (сравнение) | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать. | Способы применения предмета. Соблюдай правило. Сравнение слов. Учимся сравнивать | |
23 | Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы) Внимание (переключение, устойчивость) | Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | Поставь значки Отгадай слова Называй и считай Алфавит | |
24 | Звуковой синтез. Внимание (объем). Пространственные представления. | Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространс-твенных представлений (усвоение словесных обозначений). | Подбери слова Найди слоги Говори правильно | |
25 | Понятийное мышление. Память (двигательная) Пространственные представления | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последователь-ность действий. Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). | Вордбол Телеграфисты Где спрятались игрушки | |
26 | Мышление (синтез) Мышление (установление закономерностей) Наблюдательность | Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. | Составление предложений Найди девятый Все ли ты увидел? | |
27 | Мышление (сравнение) Зрительное восприятие формы. Память (непосредственная зрительная) | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые и отличающиеся Составь фигуру Запомни картинки Запомни порядок | |
28 | Мышление (сравнение) Мышление ( интез). Зрительно-двигательные координации | Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. | Найди одинаковые Назови предмет Молния Речка | |
29 | Мышление (сравнение) Саморегуляция. Зрительное восприятие формы | Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморе-гуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | Сравни предметы Образец и правило Загадочные контуры | |
30 | Внимание (в условиях коллективной деятельности) Зрительное восприятие. Анализ образца. Мышление ( абстрагирование) | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие восприятия (расчленен-ность). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков). | Делаем вместе Найди фото Нарисуй так же Покажи одинаковые | |
31-33 | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | Резерв времени |
2 класс (1-34)
№ | Дата провед. | Тема занятия | содержание | Методики и задания |
1 (31) | Внимание (распределение). Память слуховая. Мышление наглядно-образное | Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. | Подсчитай правильно Повтори цифры Найди путь | |
2 (32) | Пространственные представления. Мышление наглядно-образное | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие наглядно-образного мышления. | Куда ускакал зайчик? Полянки | |
3 (33) | Произвольность. Пространственные представления. Память зрительная. | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных пред-ставлений. Развитие произвольности средних движений. | Летает – не летает Выполняй правильно Запомни и нарисуй | |
4 (34) | Мышление (установление закономерностей) Память вербальная | Развитие мышления (установ-ление закономерностей на абстрактном материале). Развитие вербальной памяти. | Найди фигуры Слова, начинающиеся с одной буквы | |
5 (35) | Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей). Развитие тонко координированных движений. | Выше, слева, правее, снизу. Соседнее, че-рез одно. Объедини слова. Сделаем бусы. Вырежи фигурки | |
6 (36) | Мышление наглядно- образное. Внимание (устойчивость). Мышление (синтез) | Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие мышления (процессы синтеза). | Полянки Назови по порядку Что здесь изображено? | |
7 (37) | Мышление (установление закономерностей) Мышление (анализ). Психомоторика. | Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).Развитие мышления (процессы анализа). Развитие точности произвольных движений. | Найди фигуры Раздели на части Кто точнее? | |
8 (38) | Восприятие зрительное. Мышление (анализ). Слуховые ощущения. | Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие слуховых ощущений. | Назови буквы Какой? Какая? Какие? Шумящие коробочки | |
9 (39) | Внимание (распределение) Осязательные ощущения | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие осязательных ощущений. | Вычеркивай буквы и слушай. Сколько знаков? Разложи вслепую | |
10 (40) | Мышление (анализ, синтез). Память зрительная. Внимание. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля. | Отгадай слова Нарисуй по памяти Запретный номер | |
11 (41) | Произвольность. Мышление (нахождение общих признаков). Психомоторика. | Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого. Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале). Развитие двигательной сферы. | Графический диктант Поиск общего Попади в свой кружок | |
12 (42) | Пространственные представления. Мышление наглядно-образное. Мышление (гибкость) | Развитие пространственного восп-риятия. Развитие наглядно-образ-ного мышления. Развитие гибкости мыслительной деятельности. | Найди пирамиду Нарисуй кресло Полянки Заселение дома | |
13 (43) | Мышление (установление закономерностей). Память зрительная. Мышление (анализ). | Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие непосредственной зрительной памяти. Развитие мышления (процессы анализа). | Найди фигуры Точно такие Раскрашивание фигур Заполни рисунок | |
14 (44) | Пространственные представления. Память (слуховая). Память зрительная. | Развитие пространственных представлений. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. | Шарики в трубочке Подбери заплатку Повтори и добавь Найди образец | |
15 (45) | Мышление (выделение существенного). Мышление (анализ). | Развитие умения выделять сущест-венные признаки. Развитие умения соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений. | Выбери главное Найди подходящий треугольник Шумящие коробочки | |
16 (46) | Мышление анализ, синтез). Пространственные представления. Воображение. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | Отгадай слова Диктант простран-ственных действий Волшебный лес | |
17 (47) | Ощущения осязательные. Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные. | Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). | Шершавые дощечки Подбери картинку Найди фигуры рукопожатие | |
18 (48) | Ощущения слуховые. Внимание ( устойчивость, переключение). Мышление наглядно-образное. | Развитие слуховых ощущений. Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение). Развитие наглядно-образного мышления. | Шумящие коробочки Крестики, точки Раздели квадрат | |
19 (49) | Ощущения осязательные. Память опосредованная. Ощущения зрительные. | Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. | Тяжелые коробочки Подбери картинку Цветовая угадайка | |
20 (50) | Внимание (распределение) Мышление (сравнение, установление закономерностей) | Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятель-ности). Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). | Делаем вместе Найди отличающиеся Найди девятый | |
21 (51) | Память опосредованная. Мышление наглядно- образное. Восприятие слуховое. | Развитие опосредованной памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие слухового восприятия. | Зашифруй предложение Ленточки. Назови и проверь постукиванием | |
22 (52) | Память вербальная. Пространственные представления. | Развитие словесной памяти и произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. | Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур | |
23 (53) | Мышление (анализ, синтез). Психомоторика. | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие двигательной сферы (макродвижения). | Дорисуй рисунок Что здесь изображено? Иголка и нитка | |
24 (54) | Мышление (анализ). Мышление наглядно- образное. Ощущения осязательные. | Развитие мышления (процессы анализа). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие осязательных ощущений. | Найди футболистов в одинаковой форме. Цирк. Раздели квадрат Шершавые дощечки | |
25 (55) | Память опосредованная. Ощущения зрительные. Произвольность. | Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам). | Зашифруй предложение Цветовая угадайка зеваки | |
26 (56) | Мышление (равнение) Память зрительная. Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные. | Развитие мышления (операция сравнения). Развитие зрительной непосредственной памяти. Развитие мышления (установление законо-мерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). | Найди одинаковые Одинаковое, разное Точно такие Найди девятый рукопожатие | |
27 (57) | Мышление (обобщение, установление закономерностей). Ощущения осязательные. | Развитие мышления (обобщение наглядного материала). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие осязательных ощущений. | Четвертый лишний Найди фигуры Тяжелые коробочки | |
28 (58) | Внутренний план действий. Память опосредованная. Произвольность. | Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения). | Совмести фигуры Запомни фигуры Замри! | |
29 (59) | Внимание (распределение). Мышление (абстрагирование). Пространственные представления. | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. | Вычеркивай буквы и слушай Посмотри вокруг Где находится чайник? | |
30 (60) | Мышление (сравнение, установление закономерностей) Восприятие зрительной информации | Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы. | Найди отличающиеся Найди девятый Загадочные контуры | |
31-34 | Внимание (распределение). Память слуховая. Мышление наглядно-образное | резерв |
3 класс (1-34)
№ | Дата провед. | Тема занятия | содержание | Методики и задания |
1 (61) | Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений | Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений. | Запомни фигуры Логический квадрат Обводи точно | |
2 (62) | Мышление (обобщение). Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей) | Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | Четвертый лишний Письмо инопланетянина Найди девятый | |
3 (63) | Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). Внимание (устойчивость) | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие прои-вольного внимания (устойчивость). | Поверни квадрат Найди девятый Пишущая машинка | |
4 (64) | Мышление (ассоциативное). Мышление (обобщение). Воображение. | Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения. | Свяжи слова Найди четвертый лишний Закончи рисунок | |
5 (65) | Внутренний план действий. Произвольность движений. | Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений. | Муха Бери осторожно | |
6 (66) | Память зрительная. Мышле-ние вербально-смысловое. Пространственные представления. | Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. | Запомни сочетания фигур Раздели на группы Фигуры и значки | |
7 (67) | Мышление (словесно- логическое). Внутренний план действий. Произвольность движений (помехоустойчивость) | Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). | Выбери главное Совмести фигуры Знай свой темп | |
8 (68) | Мышление (аналогии). Внутренний план действий. Произвольность движений. | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение). | Назови четвертое слово Муха Запретное движение | |
9 (69) | Мышление (сравнение) Произвольность (помехо-устойчивость интеллек-туальных процессов) Воображение. | Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения. | Одинаковое, разное Не путай цвета Что это? | |
10 (70) | Память (опосредованная вербальная). Мышление (установление закономерностей). | Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | Объедини по смыслу Найди фигуры | |
11 (71) | Пространственные представления. Мышление вербально-смысловое. Память (непосредственная зрительная). | Развитие пространственных представ-лений. Развитие вербального мышле-ния. Развитие зрительной памяти. | Учись уменьшать и увеличивать Объедини пословицы | |
12 (72) | Внутренний план действия. Мышление (сравнение). | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения). | Поверни квадрат Найди одинаковые | |
13 (73) | Мышление (логическое). Внимание (устойчивость). Чувство времени. | Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени. | Логический квадрат Назови по порядку Дружный хлопок | |
14 (74) | Мышление (синтез) Внимание (переключение) | Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). | Составь слова Отыщи числа | |
15 (75) | Воображение. Пространст-венные представления. Мышление (абстрактно- логическое) | Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления. | Волшебники. Где какая полоска? Кольца. Говорим по-марсиански | |
16 (76) | Мышление (логическое) Произвольность (помехо-устойчивость интеллек-туальных процессов) | Развитие логического мышления. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности). | Поезд Не путай цвета | |
17 (77) | Мышление (установление закономерностей). Мышление (сравнение). Внутренний план действия. | Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия. | Найди девятый Найди одинаковые Архитектор | |
18 (78) | Внутренний план действия. Чувство времени. Память опосредованная. | Развитие внутреннего плана действия. Развитие чувства времени. Развитие опосредованной памяти. | Совмести фигуры За одну минуту Письмо инопланетянина | |
19 (79) | Память опосредованная вербальная. Внутренний план действия. | Развитие смысловой памяти. Развитие внутреннего плана действия. | Объедини по смыслу Поверни квадрат | |
20 (80) | Память (непосредственная слуховая). Пространст-венные представления. Произвольность движений (преодоление гиперактивности) | Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности). | Добавь слово Раскрась фигуру флажок | |
21 (81) | Внутренний план действия. Мышление (синтез) | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (процессы синтеза). | Муха Что здесь изображено? | |
22 (82) | Внимание (переключение) Мышление (наглядно- образное). Произвольность движений. | Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движения). | Отыщи числа Преврати в квадрат Запретное движение | |
23 (83) | Мышление вербально-смысловое. Пространст-венные представления. Воображение. | Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | Подбери слова Найди недостающий квадрат Закончи рисунки | |
24 (84) | Мышление вербально-понятийное. Мышление вербально-смысловое. Слуховое восприятие. | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие слухового восприятия. | Пятый лишний Объясни значение Назови и проверь постукиванием | |
25 (85) | Внутренний план действия. Мышление (установление закономерностей). Память ( непосредственная) | Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | Этажи Найди девятый Какой цвет? | |
26 (86) | Мышление вербально-понятийное. Внимание (устойчивость) | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольного внимания (устойчивость). | Расположи слова Стенографы | |
27 (87) | Мышление вербально-понятийное. Память опосредованная. Чувство времени. | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие опосредован-ной памяти, Развитие чувства времени. | Расположи слова Запомни слова Дружный хлопок | |
28 (88) | Память логическая. Произ-вольность (помехоустой-чивость интеллектуальных процессов) | Развитие логической памяти. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | Найди правило и запомни Найди смысл | |
29 (89) | Мышление (понятийное) Воображение. Пространст-венные представления. | Развитие понятийного мышления. Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. | Вордбол. Составь изображения развертка | |
30 (90) | Мышление (понятийное) Воображение. Пространственные представления. | Развитие наглядно-образного мышле-ния (установление закономерностей). Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произволь-ности движений (умение затормозить движения). | Найди фигуры Расположи слова Замри | |
31-34 | Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений | резерв |
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.