Моё рукотворчиство
рабочая программа (2 класс) на тему

Каверина Наталья Викторовна

1.    Пояснительная записка

         Название программы - «Моё рукотворчество»

Назначение программы:  Рабочая программа «Моё рукотворчество» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 25 УМК.

Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной преобразовательной деятельности.

Основными целями курса «Моё рукотворчество» является саморазвитие личности каждого ребенка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моё рукотворчиство253.45 КБ

Предварительный просмотр:

          ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА     

« Моё рукотворчество»

http://www.maam.ru/upload/blogs/c4ae8eef9b1d715a2b95dfeadf8747c2.jpg.jpg

                                   

                                                                      Для детей 7-10 лет

                                                        Срок реализации 4 года

                                                                           

                                                                       

     Автор-составитель: Каверина Наталья Викторовна

                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                   

                                                                     

г.Новошахтинск

            1.    Пояснительная записка

        Название программы - «Моё рукотворчество»

Назначение программы:  Рабочая программа «Моё рукотворчество» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 25 УМК.

Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной преобразовательной деятельности.

Основными целями курса «Моё рукотворчество» является саморазвитие личности каждого ребенка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.

Задачи курса.

Образовательные:

- формирование умений, связанных с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности;

Развивающие:

- развитие наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать между собой;

- развитие способностей к дизайнерской деятельности (чувство цвета, формы, композиции, воображению и творчеству.

Воспитательные:

- приобщать учащихся к основам рукоделия;

-​ воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений прикладного искусства.

Содержание программы направленно на выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделав: «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга, текстильные материалы». Программа рассчитана на реализацию данного содержания - один час в неделю.

Общее количество часов в год: 1 класс – 33, 2 – 4 класс -34. Общее количество – 135 часов.

Формы работы: экскурсии; клубные занятия; выставки; презентации готовых изделий.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся сделать больно природе!
  • Люби родной край!
  • Защищай наших меньших братьев!  
  • Познай мир и себя!
  • Помоги птицам зимой!
  • Озелени свой класс!

        Программа разработана по принципу интеграции школьного и дополнительного образования учащихся и рассчитана на успех учащихся в овладении ею от простого к сложному, от общего к частному.

        

        2.Актуальность программы

        Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

        Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  •  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  •  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

        При составлении программы использованы принципы:

  • доступности материала (от известного к неизвестному),
  • принцип связи теории с практикой,
  • принцип систематичности и последовательности материала (преемственности),
  • принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы,
  • принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.),
  • принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу.
  • деятельностный подход;    
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;

        3.Содержание программы

        Раздел «Природные материалы»

        Теоретические сведения. Природные материалы донского края (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства, технология использования для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.

        Аппликационные композиции из целых растительных форм и приемы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно-прикладном творчестве, Закономерности цветосочетания.

        Организация рабочего места при работе с природным материалом.

        Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.

        Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность и др.

        Правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.

        Технология изготовления изделий на основе общих приемов: техника аппликации, объемные композиции.

        Практические работы. Экскурсия для сбора природных мате​риалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав), объемные композиции - из природных материалов.

        Варианты объектов труда

        1 КЛАСС. Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам дарит листопад?  Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная полянка, узоры и орнаменты, зеркальные композиции, моделирование.

        2 КЛАСС. Аппликации из природных материалов, комбинированные работы из осенних листьев и плодов, и бумаги, лесные скульптуры. Экопластика. Моделирование.

        3 КЛАСС. Аппликации из засушенных растений, букет и натюрморт, коллаж из различных материалов, морские фантазии – сюжетные композиции.

        4 КЛАСС. Волшебная флористика. Волшебный круг орнамента, цветочные  композиции, картины из листьев, семян, преображение обычных вещей. Экопластика. Природа и творчество.


        Раздел «Пластичные материалы»

        Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приемы работы, подготовка к работе, способы декорирования. Глиняная игрушка: традиции и современность. Особенности народных игрушек.

        Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изучению свойств пластичных материалов.

        Варианты объектов труда.

        1 КЛАСС. Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из пластилиновых «колбасок», «аппликация» из пластилина, объемные поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного сервиза.

        2 КЛАСС. Рисование пластилином, лепка, герои мультиков в пластилине. Древние образы в современных глиняных игрушках (филимоновская).

        3 КЛАСС. Лепка на проволочном каркасе, рисование пластилином, конструирование, древние образы в современных игрушках (дымковская), лепка посуды по мотивам Семикаракорских мастеров.

        4 КЛАСС. Изготовление казачки, казака, изготовление объемных фигур. Лепка сюжетных композиций по произведению М.А. Шолохова «Нахаленок». Древние образы в современных глиняных игрушках (каргопольская).

        Раздел «Бумага и картон»

        Теоретические сведения. Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объемная аппликация и ее виды. Виды картона и его свойства, правила и приемы работы.

        Технология изготовления изделий (на основе общих приемов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики, плетения. Правила и приемы работы.

        

        Практические работы.

        1 КЛАСС. Бумагопластика - цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная аппликация. Бумагопластика – осенний лес, веточка яблони.

        2 КЛАСС. Объемная аппликация, мозаика из бумаги. Рисование ватой, веточка яблони.

        3 КЛАСС. Гофрирование бумаги. Игрушка из бумаги и картона.

Транспорантное вырезание. Симметричное силуэтное вырезание. Моделирование из конусов. Объемное моделирование.

        4 КЛАСС. Русские узоры, орнамент. Изготовление казачки. Нитяная графика на картонных шаблонах.

Мир нашего аквариума. Подводный мир. Изображение и фантазия. Сказочные птицы. Конструирование.

        Раздел «Проволока и фольга»

        Технические сведения. Общие представления о металлах, сплавах и их свойствах. Виды, свойства, области применения проволоки, фольги. Правила и приемы работы с проволокой и фольгой. Технология изготовления изделий на основе общих приемов.

        Практические работы. Упражнения на обработку проволоки (сгибание, скручивание); обработку фольги (выравнивание, создание рельефов, крепление к основе). Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.

        Варианты объектов труда.

        1 КЛАСС. Изготовление изделий из проволоки (фигурки), изготовление цветов из проволоки, объемные изделия из фольги.

        2 КЛАСС. Моделирование из проволоки, гирлянда из фольги, поделки из мягкой проволоки и фольги.

        3 КЛАСС. Силуэты из проволоки. Куклы из проволоки и веревки. Поделки из фольги.

        4 КЛАСС. Бижутерия из проволоки и фольги. Силуэты из проволоки и фольги.

        Раздел «Текстильные материалы»

        Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приемов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.

        Практические работы. Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.

        Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.

        Варианты объектов труда. 

        1 КЛАСС. Изделия из разных веревок, ткани и трикотажа, аппликация из ниток, ткани.

        Материал и образ. Изготовление куклы путем скручивания ткани.

        2 КЛАСС. Аппликация из ткани и ниток, мозаика и нитяных валиков, панно из лоскутиков, коврики-сказки.

        3 КЛАСС. Аппликация из распущенного трикотажа, аппликация из вырезанных ниток, аппликация из кружев, панно из сказки, нитяная графика на картонных шаблонах, аппликация – выполнение плоских комбинированных игрушек.

        4 КЛАСС. Аппликация из бумаги, ткани, кружев, ниток. Коллаж из различных тканных и натканных материалов. Изготовление масленички на основе из проволоки. Национальный костюм. Панно из ткани. Декоративное панно из лоскутков ткани.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Ученик должен знать:

        -​ роль трудовой деятельности в жизни человека;

                -​ виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой
деятельности;

        - назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластичных, текстильных);

        - взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;

        -​ личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей,

        Уметь (владеть способами и приемами умственной и практической трудовой деятельности):

                - определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;

                -​ определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;

                -​ подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

        -​ осуществлять рациональную и экономичную разметку деталей, их сборку в изделие; а также декоративную отделку изделия различными способами.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

        -​ подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий;

                -​ планировать свою деятельность и осуществлять контроль за ее ходом;

        -​ изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;

        -​ уметь сотрудничать в трудовом коллективе;

        -​ рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.

        

        Прогнозируемый результат.

        В процессе занятий по программе «Моё рукотворчество» накапливается практический опыт учащихся, от простых изделий они постепенно переходят к овладению более сложными образцами. При работе над изделием учащиеся знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, технологией изготовления, с историей появления, оформлением изделий.

        Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукотворчеству является:

        - повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности;

        - формирование интереса к рукоделию, способствующему развитию эстетического вкуса у учащихся, созданию вокруг себя приятной атмосферы;

        - совершенствование мелкой и общей моторики руки.

        Формы работы: тематические праздники, коллективно-творческие дела, декоративно-прикладное творчество, экскурсии по родному краю, устные журналы, сбор и оформление материалов, проектная и исследовательская деятельность.

Содержание и формы экологической деятельности учащихся 1-4 классов

  • исследования – наблюдения за объектами и состоянием окружающей среды во время экскурсий (в парки, на водоёмы, в лес), сезонные прогулки, экскурсии  в краеведческий музей, зоопарк, парк
  • конкурсы рисунков.
  • выставка поделок из природного материала,  бытовых отходов, хобби-увлечения;
  • беседы об отношении учащихся к природе, о разнообразии растений и животных, их роли в жизни человека.
  • экологическая акция «Чистота спасает мир» (Субботники по благоустройству школы), акции – по охране природы, здоровому образу жизни.
  • создание « жалобной» книги природы ( редких и исчезающих видов растений и животных).
  • операция «Большие дела маленьких рук» (заготовка кормов, сбор семян, изготовление кормушек, скворечников)
  • выпуск стенной газеты «Любовь ко всему живому начинается с любви к домашним  животным». 
  •  лабораторная работа, практическая работа;
  • игровая – познавательная, обобщающая игра;
  • защита творческих работ.

        В программе предусмотрена разработка и проведение совместных мероприятий по данной теме с использованием стихов, сценок, песен, викторин.

4. Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности

Воспитательная работа

Природные материалы (8 ч)

1.

Листопад в ладошках

Общее представление о природных материалах – листьях, цветах, семенах, плодах, коре. Знакомство с природным материалом. Рассказ о правилах сбора и хранения различного природного материала. Познакомить с флористикой, учить создавать сложные композиции из листьев. Знакомство с аппликацией из засушенных листьев деревьев; изучение приёмов их наклеивания на бумагу. Технология составления линейного и центрического узора и орнамента на разных силуэтах и формах

Сбор даров природы (листьев, цветов, трав) для урока; составление образцов из целых листьев и их частей

Восприятие красоты природы

2.

Осень в папке

Аппликация из природных материалов: лопоухий кролик, неуклюжий медвежонок, маленький мышонок

3.

Летний луг

Природа-художница. Аппликация из природного материала

4.

Лесная полянка

Представление утреннего и весеннего пейзажа

5.

Зеркальные композиции (с отражением)

Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков

6.

Узоры и орнаменты

Составление узора и орнамента из мелких засушенных листьев

7-8

Моделирование из семян, шишек, сухоцветов

В сентябре у рябины именины. Конструирование из природных материалов

Пластичные материалы (7 ч)

1.

Пластилиновый фон

Знакомство со скульптурными материалами; формирование навыка работы с пластилином; развитие чувство формы; творческое воображение. Знакомство со способом изображения пластилином. Методика работы с пластилином в технике «плоская лепка». Проектирование предметов по принципу стилевого единства

Втирание пластилина в картоне большим и указательным пальцами, придание предмету сходства с образцом

Творческое отношение к труду

2

Процарапывание на пластилине

Процарапывание на пластилине «Рыжий лакомка»

3

Панно из пластилиновых «колбасок»

Фантазии из «колбасок»

4

«Аппликация из пластилина»

Рисование на пластилине «Священная кошка»

5

Объёмные поделки из шаров, вытянутых шаров

Лепка  объёмных изделий из шаров «Маленькая партитура»

6-7

Изготовление чайного сервиза

Изготовление и оформление поделки из пластилина. Выполнение предметов сервиза из пластилина и оформление

Бумага и картон (8 часов)

1-2

Бумагопластика – цветочные мотивы

Технические приёмы изготовления разнообразных цветочных композиций в технике «Бумагопластика». Разновидность аппликации «Обрывная аппликация»; приёмы складывания симметричного и ассиметричного вырезания изделия. Работа с бумагой и картоном. Элементы бумагопластики

Изготовление из бумаги цветов – космея, астра, одуванчик

Воспитание трудолюбия

3-4

Обрывная аппликация

Выполнение изделий в технике обрывная аппликация: бычок, бабочка, осенний лес, зима-красавица

5-6

Симметрическая аппликация

Симметричное вырезание из бумаги. Узор в квадрате по образцу

7-8

Бумагопластика (осенний лес, ветка яблони)

Технология изготовления работ «Осенний лес», «Ветка яблони»

Проволока и фольга (4 ч)

1

Изготовление изделий из проволоки (игроки в теннис)

Свойства проволоки и навыки работы с ней, правила техники безопасности. Освоение технологии создания изделий из проволоки

Изготовление фигурок «Игроки в теннис»

Творческое отношение к учению, труду

2

Изготовление цветов из проволоки

Создание цветов из проволоки разного сечения

3-4

Объёмные изделия из фольги

Выполнение объёмных изделий из фольги

Текстильные материалы (6 ч)

1

Изделия из разных верёвок

Познакомить с различными видами текстильных материалов: видами ткани, верёвок, ниток, технологией работы с текстильными материалами, видами обработки.

Познакомить с традицией изготовления кукол-скруток

Моделирование из шнура и ниток

Воспитание трудолюбия

2

Ткань и трикотаж

Аппликация из распущенного трикотажа «Кудрявая шёрстка»

3-4

Аппликация из ниток, ткани

Изготовление аппликации из ниток «Донские мотивы»

5-6

Материал и образ «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»

Изготовление куклы-скрутки в народном костюме

2 ГОД

Природные материалы (8 часов)

1-2

Аппликация из засушенных растений

Аппликация приемы наклеивания на бумагу. Обсуждение образцов природы и их воплощение в поделке. Свойства узора в орнаменте, приемы составления. Технологические приемы выполнения аппликаций из осенних плодов и листьев. Соединение природного материала, приемов работы, понятие симметрия. Конструирование лесных скульптур из природного материала

Аппликация из разных природных материалов. Работа с засушенными листьями.

Восприятие красоты природы

3

Узоры и орнаменты

Поделка из бумаги, листьев и семян «Жар-птица»

4

Аппликация из осенних листьев и плодов

Работа с природным материалом; составление аппликаций из листьев и плодов

5

Композиция «Листопад»

Композиция из разных природных материалов; работа с засушенными листьями

6

Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза

Аппликация из разных видов бумаги; составление композиций из листьев, семечек арбуза

7-8

 Лесные скульптуры

Объемно-пространственная композиция. Создание образа из природных материалов

Пластичные материалы (6 часов)

1

Рисование пластилином

Повторение свойств пластилина, соленого теста, различия в лепке. Технология изготовления изделий, выбор цвета, способа соединения разных деталей. Техника плоской лепки на картонной основе.

Рисование пластилином на картоне; форма, цвет-характер поделки

Творческое отношение к труду

2

Лепка из пластилина и соленого теста

Изготовление поделок деталей разных размеров, размещение поделок на подставках

3

«Яблонька» - пластилин

Выполнение поделки из полосок пластилина «Яблонька»

4

Герои мультфильмов в пластилине

Изготовление героев мультфильмов. Мой любимый герой.

5-6

Древние образы в современных глиняных игрушках (филимоновская)

Лепка игрушек из пластилина по образцам

Бумага и картон (8 часов)

1-2

Объемная аппликация

Знакомство с разными видами бумаги. Изучение и обсуждение этих свойств. Технология обработки бумаги, соединение деталей. Сочетание различных видов бумаги. Технологическая последовательность выполнения мозаики из бумаги. Работа в комбинированной технике использования различных материалов. Техническое моделирование

Объемная аппликация

Воспитание трудолюбия

3-4

Мозаика из бумаги. Летящая сатурия

Мозаика из бумаги «Летящая сатурия». Заполнение контура кусочками бумаги

5-6

Рисование ватой на бархатной бумаге

Аппликация на бархатной бумаге «Кошечка», «Собачка»

7-8

Веселая геометрия. Аппликация из геометрических фигур

Аппликация из геометрических фигур «Золотой цветок»

Проволока и фольга (4 часа)

1-2

Моделирование из проволоки

Знакомство с различными видами материалов – проволокой, фольгой. Техника безопасной работы при работе с этими материалами при изготовлении изделий

Проволочные игрушки (моделирование из проволоки и шнура)

Творческое отношение к учению, труду

3

Гирлянда из фольги

Гирлянда из фольги

4

Поделки из мягкой фольги

Веселые человечки – поделки из мягкой фольги

Текстильные материалы (8 часов)

1-2

Аппликация из ткани и ниток

Изготовления поделок из ткани и ниток. Соединение поделок. Выкраивание деталей, соединение деталей. Демонстрация способов крепления. Выполнение плоских изделий, художественное оформление. Разнообразие декоративной обработки

Аппликация «Задиристый денди» из ниток и ткани, приклеенная на бумагу

Воспитание трудолюбия

3-4

Мозаика из нитяных валиков

Разноцветные столбики из нитяных валиков «Бабочка» (аппликация из нитяных валиков на бумажной основе)

5-6

Панно из лоскутиков

Аппликация «Коврики-сказки» (аппликация из ткани)

7-8

Коврики-сказки

3 ГОД

Природные материалы (8 часов)

1

Аппликация из засушенных листьев

Аппликация из природных материалов. Работа с засушенными листьями, улучшение приемов наклеивания на бумагу. Понятие  «стилизация». Преобразование разных природных материалов между собой

Аппликация из засушенных растений «Ожившие цветы»

Восприятие красоты природы

2

Букет и натюрморт

Аппликация букет и натюрморт (на выбор)

3-4

Коллаж из различных материалов

Коллаж из природных материалов «Донские просторы»

5

Морские фантазии – сюжетная картинка

Композиция «Морские фантазии»

6

Ленточная аппликация «хороводы»

Выполнение аппликации из бумажных ленточек «Хороводы»

7-8

Тематическая аппликация из засушенных листьев и семян на картоне

Тематическая аппликация из природных материалов «Веселый зоосад»

Пластичные материалы (6 часов)

1

Лепка на проволочном каркасе

Повторение свойств пластилина – его пластичности, мягкости, способности принимать нужную форму, податливости, возможности вносить поправки в готовое изделие. Подготовка пластилина к работе. Разные приемы лепки. Создание деталей разной формы-круглой основы, состоящей из единого блока, и более мелких компонентов, которые делаются из разных составляющих

Лепка на проволочном каркасе «Проволочные игрушки»

Творческое отношение к труду

2

Рисование пластилином «Домик в деревне»

Аппликация из пластилина на картоне «Домик в деревне»

3

Лепка из пластилина «посуда»

Сосуд из глиняных лент

4

Конструирование из пластмассы

Лепка-конструирование «Заядлый охотник»

5-6

Древние образы в современных глиняных игрушках (дымковская)

Изготовление боярыни или кормилицы, древние образы дымковских игрушек

Бумага и картон (8 часов)

1-2

Гофрирование бумаги. Игрушка из картона и бумаги

Работа с бумагой. Поделки из бумаги и картона. Повторение свойств различных видов бумаги. Развитие навыков конструирования из бумаги. Выполнение разных видов вырезания.

Моделирование из гофрированного картона «Кошка в полоску»

Воспитание трудолюбия

3-4

Транспарантное вырезание

Транспарантное вырезание «Болонка и другие»

5-6

Симметричное силуэтное вырезание

Симметричное силуэтное вырезание «Ночные прогулки»

7

Моделирование из конусов

Изготовление изделий из конусов (бумага). «Задумчивая артистка»

8

Объемное моделирование

Моделирование из бумаги «Компаньон художника – пес Барбос»

Проволока и фольга (4 часа)

1-2

Силуэты из проволоки

Свойства фольги и проволоки. Навыки работы с ней. Правила техники безопасности. Создание поделок из проволоки и фольги. Сборка поделок

Выполнение силуэтов из проволоки

Творческое отношение к учению, труду

3

Куклы из проволоки и веревки

Проволочные куклы на выбор

4

Поделки из фольги

Поделки из фольги «рыцари»

Текстильные материалы (8 часов)

1

Аппликация из распущенного трикотажа

Работа с тканью, трикотажными нитками. Повторение свойств ткани. Обсуждение разных видов ткани и ниток и их выбор. Закрепление умения создавать выкройку из ткани. Проверка качества работы. Повторение умений по обработке деталей из ткани

Аппликация из распущенного трикотажа «Станица»

Воспитание трудолюбия

2

Аппликация из нарезанных ниток

Аппликация из нарезанных ниток «Ночной город»

3

Аппликация из кружев

Аппликация из кружевного полотна «Бабочка»

4-5

Панно «Из сказки»

Изготовленные панно «Из сказки»

6-7

Нитяная графика на картонных шаблонах, аппликация

Изонить, аппликация (нитяная графика на шаблонах)

8

Ситцевый лоскуток – выполнение плоских комбинированных игрушек

Изготовление плоских комбинированных игрушек «шесть портретов»

4 ГОД

Природные материалы (7 часов)

1

Волшебный круг орнамента

Повторение понятия техники аппликации. Работа с использованием природных материалов. Использование флористики в современном дизайне интерьера, костюма. Фитодизайн. Произведения декоративно-прикладного искусства и народного творчества

Геометрический орнамент из листьев

Восприятие красоты природы

2-3

Цветочные композиции

Аранжировка в вазах

4-5

Картины из листьев, цветов, семян

Открытка с сухоцветами

6

Преображение обычных вещей

Вазочка «Времена года»

7

Волшебные цветы

Букет из осенних листьев

Пластичные материалы (6 часов)

1

Изготовление казачки из пластилина

Развитие восприятия произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства. Обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки; выбор способов декора в зависимости от назначения изделия, традиций его изготовления. использование разнообразных приемов лепки и декорирования изделий

Аппликация «Русские узоры»

Творческое отношение к труду

2

Изготовление объемных фигур

Бумажная кукла в казачьем костюме

3-4

Лепка. Сюжетная композиция

Нитяные узоры (нитяная графика на картонных шаблонах, аппликация)

5-6

Древние образы в современных игрушках (каргопольская)

Аппликация «Подводный мир»

Фантазии «Сказочные птицы»

Создание конструкций и простейших архитектурных форм «Дачный участок»

Проволока и фольга (3 часа)

1

Бижутерия из проволоки фольги

Технология выполнения бижутерии из проволоки и фольги. Крепеж деталей. Соединение в работе проволоки и фольги в одном изделии; технология выполнения

Изготовление бижутерии на нитяной основе и крепеж деталей. Сборка и закрепление

Творческое отношение к учению, труду

2-3

Силуэты из проволоки и фольги

Изготовление силуэтов из проволоки и фольги (животные, человечки, сказочные герои) «Королева леса»

Текстильные материалы (9 часов)

1-2

Аппликация из бумаги, ткани, кружев и ниток

Технология выполнения аппликации из ткани, бумаги, кружев, ниток. Соединение в одном изделии разных тканых материалов (коллаж). История казачьего костюма; современный казачий костюм. Материалы, применяемые для изготовления национального костюма. Технология выполнения панно из ткани: подбор материалов, выбор материалов, составление плана работы.

Выполнение аппликации «Шесть портретов» (Любимый друг Мурзик)

Воспитание трудолюбия

3-4

Коллаж из различных тканых материалов

Выполнение коллажа «Донской пейзаж» с использованием различных тканых материалов

5-6

Национальных костюм

Выполнение аппликации на тему «Национальный костюм»

7-8

Панно из ткани

Изготовление панно из ткани «Веселые человечки»

9

Декоративное панно из лоскутов

Выполнение декоративного панно из лоскутков текстильных материалов «Герои сказок»

5.Планируемые  результаты:

        Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

        Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.

        Активное участие в выставках  и конкурсах декоративно-прикладного творчества. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, для оформления класса. Практическое применение  своих умений и навыков в жизни.

        Ученик должен знать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- виды труда и технологий, содержание общих приёмов трудовой деятельности;

- назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластичных, текстильных);

- взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;

- личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей.

        Уметь (владеть способами и приёмами умственной и практической трудовой деятельности):

- определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;

- определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;

- подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

- осуществлять рациональную и экономическую разметку деталей, их сборку в изделие; а также декоративную отделку изделия различными способами;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий;

- планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом;

- изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;

 - уметь сотрудничать в коллективе;

- рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.

        Программа  « Моё рукотворчество» способствует формированию у  младших школьников следующих качеств личности

  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;

Формы учёта знаний, умений

         В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

6. Ресурсы и условия реализации программы

Условия реализации программы

        1.Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер.

        2.Информационно-методические: цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники,         энциклопедии; учебно – лабораторное оборудование.

                                                Информационные ресурсы:

Для педагога:

1. Белякова О. В. Большая книга поделок. – М.: АСТ, 2009.

2. Волшебный пластилин: Искусство- детям.-М.: Мозаика- Синтез, 2007.

3. Давыдова Г. Л. Бумагопластика.- М.: Скрипторий, 2003, 2007.

4. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.

5. Коль М. э. Глина и тесто.- М.: Астрель, 2006.

6. Лыкова И.А. Лесные поделки( азбука конструирования).- М.: Карапуз- дидактика, 2007.

7. Перевертень Г. И. Поделки своими руками.- М.- Сталкер, 2002.

8. Петрова И. М. Объёмная аппликация.- СПб.: Детство- Пресс, 2000.

9. Проснякова Т. Н. Школа волшебников.- М.: Издательский дом Фёдоров, 2008.

10. Романовская А. Л., Чезлов Е. М. Забавные поделки, крупные и мелкие.- М.: Харвест, 2005.

11. Ситцевый лоскуток: Искусство- детям.- М.6 Мозаика- Синтез, 2007.

Технические средства обучения для осуществления образовательного процесса по программе « Моё рукотворчество»

Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Учебно-практическое оборудование.

Бумага А4.

Картон А4.

Бумага цветная.

Фломастеры.

Цветные карандаши.

Пластилин.

Клей.

Ножницы.

Нитки. Иголка.

7.Календарное планирование.

1 класс

Дата

                                      Тема

3.09

Листопад в ладошках

10.09

Осень в папке

17.09

Летний луг

24.09

Лесная полянка

1.10

Зеркальные композиции (с отражением)

8.10

Узоры и орнаменты

15.10

Моделирование из семян, шишек, сухоцветов

22.10

Моделирование из семян, шишек, сухоцветов

29.10

Пластилиновый фон

12.11

Процарапывание на пластилине

19.11

Панно из пластилиновых «колбасок»

26.11

«Аппликация из пластилина»

3.12

Объёмные поделки из шаров, вытянутых шаров

10.12

Изготовление чайного сервиза

17.12

Изготовление чайного сервиза

24.12

Бумагопластика – цветочные мотивы

14.01

Бумагопластика – цветочные мотивы

4.02

Обрывная аппликация

11.02

Обрывная аппликация

18.02

Симметрическая аппликация

25.02

Симметрическая аппликация

3.03

Бумагопластика (осенний лес, ветка яблони)

10.03

Бумагопластика (осенний лес, ветка яблони)

17.03

Изготовление изделий из проволоки (игроки в теннис)

24.03

Изготовление цветов из проволоки

7.04

Объёмные изделия из фольги

14.04

Объёмные изделия из фольги

21.04

Изделия из разных верёвок

28.04

Ткань и трикотаж

5.05

Аппликация из ниток, ткани

12.05

Аппликация из ниток, ткани

19.05

Материал и образ «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»

26.05

Материал и образ «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»

2 класс

Дата

                                      Тема

2.09

Аппликация из засушенных растений

9.09

Аппликация из засушенных растений

16.09

Узоры и орнаменты

23.09

Аппликация из осенних листьев и плодов

30.09

Композиция «Листопад»

7.10

Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза

14.10

 Лесные скульптуры

21.10

 Лесные скульптуры

28.10

Рисование пластилином

11.11

Лепка из пластилина и соленого теста

18.11

«Яблонька» - пластилин

25.11

Герои мультфильмов в пластилине

2.12

Древние образы в современных глиняных игрушках (филимоновская)

9.12

Древние образы в современных глиняных игрушках (филимоновская)

16.12

Объемная аппликация

23.12

Объемная аппликация

13.01

Объемная аппликация

20.01

Мозаика из бумаги. Летящая сатурия

27.01

Мозаика из бумаги. Летящая сатурия

3.02

Рисование ватой на бархатной бумаге

10.02

Рисование ватой на бархатной бумаге

17.02

Веселая геометрия. Аппликация из геометрических фигур

24.02

Веселая геометрия. Аппликация из геометрических фигур

2.03

Моделирование из проволоки

9.03

Моделирование из проволоки

16.03

Гирлянда из фольги

23.03

Поделки из мягкой фольги

6.04

Аппликация из ткани и ниток

13.04

Аппликация из ткани и ниток

20.04

Мозаика из нитяных валиков

27.04

Мозаика из нитяных валиков

4.05

Панно из лоскутиков

11.05

Панно из лоскутиков

18.05

Коврики-сказки

25.05

Коврики-сказки

                                                     

3 класс

Дата

                                      Тема

4.09

Аппликация из засушенных листьев

11.09

Букет и натюрморт

18.09

Коллаж из различных материалов

25.09

Коллаж из различных материалов

2.10

Морские фантазии – сюжетная картинка

9.10

Ленточная аппликация «хороводы»

16.10

Тематическая аппликация из засушенных листьев и семян на картоне

23.10

Тематическая аппликация из засушенных листьев и семян на картоне

30.10

Лепка на проволочном каркасе

13.11

Рисование пластилином «Домик в деревне»

20.11

Лепка из пластилина «посуда»

27.11

Конструирование из пластмассы

4.12

Древние образы в современных глиняных игрушках (дымковская)

11.12

Древние образы в современных глиняных игрушках (дымковская)

18.12

Гофрирование бумаги. Игрушка из картона и бумаги

25.12

Гофрирование бумаги. Игрушка из картона и бумаги

15.01

Транспарантное вырезание

22.01

Транспарантное вырезание

29.01

Симметричное силуэтное вырезание

5.02

Симметричное силуэтное вырезание

12.02

Моделирование из конусов

19.02

Объемное моделирование

4.03

Силуэты из проволоки

11.03

Силуэты из проволоки

18.03

Куклы из проволоки и веревки

25.03

Поделки из фольги

8.04

Аппликация из распущенного трикотажа

15.04

Аппликация из нарезанных ниток

22.04

Аппликация из кружев

29.04

Панно «Из сказки»

6.05

Панно «Из сказки»

13.05

Нитяная графика на картонных шаблонах, аппликация

20.05

Нитяная графика на картонных шаблонах, аппликация

27.05

Ситцевый лоскуток – выполнение плоских комбинированных игрушек

4 класс

Дата

Тема

1.09

Волшебный круг орнамента

8.09

Волшебный круг орнамента

15.09

Волшебный круг орнамента

22.09

Цветочные композиции

29.09

Цветочные композиции

6.10

Цветочные композиции

13.10

Картины из листьев, цветов, семян

20.10

Картины из листьев, цветов, семян

27.10

Картины из листьев, цветов, семян

10.11

Преображение обычных вещей

17.11

Преображение обычных вещей

24.11

Преображение обычных вещей

1.12

Волшебные цветы

8.12

Волшебные цветы

15.12

Изготовление объемных фигур

22.12

Изготовление объемных фигур

29.12

Лепка. Сюжетная композиция

12.01

Лепка. Сюжетная композиция

19.01

Древние образы в современных игрушках (каргопольская)

26.01

Древние образы в современных игрушках (каргопольская)

2.02

Бижутерия из проволоки фольги

9.02

Бижутерия из проволоки фольги

16.02

Силуэты из проволоки и фольги

1.03

Силуэты из проволоки и фольги

15.03

Аппликация из бумаги, ткани, кружев и ниток

22.03

Аппликация из бумаги, ткани, кружев и ниток

5.04

Коллаж из различных тканых материалов

12.04

Коллаж из различных тканых материалов

19.04

Национальный костюм

26.04

Национальный костюм

3.05

Панно из ткани

10.05

Панно из ткани

17.05

Декоративное панно из лоскутов

24.05

Декоративное панно из лоскутов